Сделай Сам Свою Работу на 5

Управление прибылью и рентабельностью





Операционная финансовая политика

Доходы и расходы: понятие, сущность, виды

 

Понятия доходов и расходов достаточно неоднозначны. Наиболее четкие их определения можно найти в Положениях по бухгалтерскому учету — ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации». Данные регулятивы последовательно реализуют финансовую концепцию капитала, с которым и увязано определение доходов и расходов.

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Не относятся к доходам, а следовательно, не приводят к увеличению капитала:

суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и других аналогичных обязательных сумм, подлежащих перечислению в бюджет;

поступления по договорам комиссии;

суммы, полученные организацией в виде авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

суммы полученных задатков;



суммы полученных залогов;

суммы, полученные в погашение кредита (займа), предоставленного ранее заемщику.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Не признается расходами и поэтому не влияет на величину капитала выбытие активов в связи со следующим:

с приобретением (созданием) внеоборотных активов;

с вкладами в уставные (складочные) капиталы других организаций и приобретением акций и иных ценных бумаг не с целью перепродажи;

с перечислением средств в рамках благотворительной деятельности, организации отдыха, мероприятий спортивного и культурно-просветительского характера;

с договорами комиссии;

с перечислением авансов и задатков;

с погашением полученных ранее кредитов и займов.

Доходы и расходы могут отображаться в отчете о прибылях и убытках разными способами и в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на несколько видов.



 

 

Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, а также поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг. Выручка отражается в системе учета в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.

К расходам по обычным видам деятельности относятся расходы, связанные с изготовлением (или приобретением) и продажей продукции, а также возмещение стоимости амортизируемых активов (например, основных средств и нематериальных активов) в виде амортизационных отчислений. Расходы по обычным видам деятельности отражаются в системе учета в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты и (или) величине кредиторской задолженности.

Планирование выручки от реализации продукции

 

В процессе финансово-хозяйственной деятельности финансовые службы организации могут оперативно осуществлять планирование выручки от реализации продукции на предстоящий год, квартал.

Годовое планирование выручкиэффективно при стабильной экономической ситуации. В условиях нестабильности, когда соотношение спроса и предложения подвержено трудно прогнозируемым изменениям, а законодательство в налоговой, кредитной и финансовой сферах постоянно меняется, годовое планирование затруднено и не является объективным ориентиром для организации.



Поэтому для определения прибыли возможно и необходимо квартальное планирование.

Оперативное планирование используется для контроляза своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на денежные счета организации.

Общая сумма выручки от основной деятельности включает в себя выручку от реализации продукции, от выполненных работ и от оказанных услуг промышленного и непромышленного характера.

Существует два метода определения плановой выручки (В): прямого счета и расчетный.

Метод прямого счетаоснован на гарантированном счете. Весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный заказ, тогда:

В = Р × Ц,

где Р — объем сопоставимой реализованной продукции;

Ц — цена единицы реализованной продукции.

Данный метод сегодня мало применим.

Расчетный метод.В основе объем реализуемой продукции, корректируемый на входные и выходные остатки:

В = Он + Т – Ок,

где Он – нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода;

Т – товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;

Ок – нереализованные остатки готовой продукции на конец планируемого периода.

При планировании нереализованных остатков готовой продукции на начало планируемого периода не имеется достаточных данных о фактической величине остатков, поэтому в расчет принимаются ожидаемые остатки нереализованной продукции.

На величину выручки от реализации продукции влияют следующие факторы:

в сфере производства:

объем производства,

структура производства,

ассортимент выпускаемой продукции,

качество выпускаемой продукции,

конкурентоспособность выпускаемой продукции,

ритмичность производства;

в сфере обращения:

уровень применяемых цен,

ритмичность отгрузки,

своевременное оформление платежных документов,

соблюдение договорных условий,

формы расчетов.

Использование выручки от реализации продукции.Выручка, поступившая на счета организации, используется в первую очередь на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, топлива и т.д. Из выручки выплачивается заработная плата, возмещается износ основных фондов, формируется прибыль организации. Направления использования выручки представлены в таблице.


Прибыль: сущность, виды

 

Представляя собой конечный финансовый результат, прибыль является основным показателем в системе целей организации. Вместе с тем прибыль представляет собой весьма сложную экономическую категорию, и потому возможны различные ее определения, интерпретации, представления. В литературе описаны несколько подходов к определению прибыли. Два из них с условными названиями «экономический» и «бухгалтерский» можно рассматривать как базовые.

Суть экономического подхода такова: прибыль (убыток) — это прирост (уменьшение) капитала собственников, имевший место в отчетном периоде. Будем называть прибыль, исчисленную по данному алгоритму, экономической. Приведенное определение выглядит весьма привлекательным; сложность заключается лишь в том, как его наполнить количественно, т.е. как рассчитать прибыль. Несложно сообразить, что экономическую прибыль можно исчислить либо на основе динамики рыночных оценок капитала (т.е. только для компаний, котирующих свои ценные бумаги на биржах, именно в этом случае можно получить более или менее объективные данные об изменении капитала собственников), либо по данным ликвидационных балансов на начало и конец отчетного периода.

Именно поэтому гораздо более обоснованным и реалистичным представляется бухгалтерский подход к определению прибыли, согласно которому прибыль (убыток) есть положительная (отрицательная) разница между доходами коммерческой организации, понимаемыми как приращение совокупной стоимостной оценки ее активов, сопровождающееся увеличением капитала собственников, и ее расходами, понимаемыми как снижение совокупной стоимостной оценки активов, сопровождающееся уменьшением капитала собственников, за исключением результатов операций, связанных с преднамеренным изменением этого капитала. Поскольку понятия доходов и расходов могут быть определены как качественно, так и количественно (данные о доходах и расходах аккумулируются в системе учета), приведенное определение гораздо менее схоластично и представляется приемлемым для практического использования. Исчисленную таким образом прибыль и называют бухгалтерской.

Можно выделить два основных различия между экономическим и бухгалтерским подходами. Первое заключается в том, что в отличие от экономического в бухгалтерском подходе четко идентифицируются элементы прибыли, т.е. виды доходов и расходов, и ведется обособленный их учет. Таким образом, всегда имеется верифицируемая и объективная информационная база для расчета конечного финансового результата (естественно, речь идет о сделках, выполняемых в рамках действующего законодательства и потому автоматически попадающих в систему двойной записи).

Второе отличие заключается в неодинаковой трактовке так называемых реализованных и нереализованных доходов. Представьте ситуацию, когда рыночная цена на некоторые активы организации (например, здание) выросла. В рамках экономического подхода собственники организации получили прибыль, что касается бухгалтерского подхода, то он такую прибыль признавать не спешит по многим причинам, в том числе субъективности оценок, волатильности подобного эфемерного результата и т.п. По мнению бухгалтера, прибыль будет иметь место лишь в том случае, если здание действительно будет продано по высокой цене.

Несложно сформулировать причины, объясняющие, почему бухгалтерский подход доминирует на практике. Вместе с тем отметим, что оба рассмотренных подхода в принципе не противоречат друг другу; более того, экономический подход полезен для понимания сущности прибыли, бухгалтерский — для понимания логики и порядка ее практического исчисления.

Прибыль является одним из ключевых индикаторов успешности финансово-хозяйственной деятельности. Поскольку факторов ее формирования, а таковыми являются отдельные виды доходов и расходов, много, возможно обособление различных показателей прибыли. Именно поэтому, характеризуя работу организации в терминах экономической эффективности, нужно уточнять, о какой прибыли идет речь. Одна из схем взаимоувязки доходов и расходов в процессе деятельности организации, в результате которой как раз и удается обособить те или иные показатели прибыли.

Наиболее полные сведения о прибыли и ее составляющих приведены в отчете о прибылях и убытках. Заметим, что в балансе отчетную прибыль можно видеть не всегда. Рассмотрим это на примере акционерного общества.

Согласно Федеральному закону «Об акционерных обществах» общество должно провести собрание акционеров до 1 июня года, следующего за отчетным. Один из важнейших вопросов, решаемых на собрании,— распределение прибыли. Чистая прибыль, полученная в отчетном периоде (ее можно назвать «прибыль к распределению»), показана в итоге формы № 2. Акционеры принимают решение о распределении: например, часть прибыли направить на выплату дивидендов, какую-то часть — на формирование резервного капитала, еще часть — на создание дополнительных резервов, некоторую сумму — на формирование фонда накопления, из которого в дальнейшем будет приобретаться имущество, пятую — на формирование фонда естественной убыли и т.п. Некоторая часть прибыли может остаться нераспределенной. В соответствии с решением собрания главный бухгалтер сделает соответствующие записи декабрьскими оборотами (т.е. покажет эти записи декабрем отчетного года). Таким образом, в отчетности чистую прибыль можно видеть только в отчете о прибылях и убытках; фондам и резервам, а в явном виде присутствует лишь одна ее составляющая, возможно и не самая главная по удельному весу,— нераспределенная прибыль.

Управление прибылью и рентабельностью

Очевидно, что управление прибылью подразумевает такие воздействия на факторы финансово-хозяйственной деятельности, которые способствовали бы, во-первых, повышению доходов и, во-вторых, снижению расходов.

В рамках решения первой задачи, повышение доходов, должны проводиться оценка, анализ и планирование: выполнения плановых заданий и динамики продаж в различных разрезах; ритмичности производства и продаж; достаточности и эффективности диверсификации производственной деятельности; эффективности ценовой политики; влияния различных факторов (фондовооруженность, загруженность производственных мощностей, сменность, ценовая политика, кадровый состав и др.) на изменение величины продаж; сезонности производства и продаж, критического объема производства (продаж) по видам продукции и подразделениям и т.п. Результаты планово-аналитических расчетов обычно оформляются в виде традиционных таблиц, содержащих плановые (базисные) и фактические (ожидаемые) значения объемов производства и продаж и отклонения от них в натуральных и стоимостных показателях, а также в процентах.

Поиск и мобилизация факторов повышения доходов находятся в известном смысле в компетенции высшего руководства компании, а также ее маркетинговой службы; роль финансовой службы сводится в основном к обоснованию разумной ценовой политики, оценке целесообразности и экономической эффективности нового источника доходов, контролю за соблюдением внутренних ориентиров по показателям рентабельности в отношении действующих и новых производств.

Вторая задача, снижение расходов, подразумевает оценку, анализ, планирование и контроль за исполнением плановых заданий по расходам (затратам), а также поиск резервов обоснованного снижения себестоимости продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку ресурсов организации, использованных в процессе производства и реализации данной продукции.

Когда речь идет об осуществлении конкретного производственного процесса, относительно большую значимость имеют отдельные виды активов, средств, расходов. Так, для изготовления некоторого вида продукции можно использовать ту или иную материально-техническую базу, различные виды сырья, материалов и полуфабрикатов, разнообразные технологии производства, схемы снабжения и сбыта и т.п. Поэтому очевидно, что в зависимости от выбранной концепции организации и реализации производственного процесса уровень себестоимости может ощутимо варьировать и оказывать существенное влияние на прибыль предприятия. Именно этим определяется значимость методик анализа и управления себестоимостью как в системе управленческого учета, так и с позиции управления деятельностью организации в целом.

Управление себестоимостью продукции представляет собой рутинный повторяющийся процесс, в ходе которого постоянно пытаются изыскать возможности обоснованного сокращения расходов и затрат. В рамках одного производственного цикла и в наиболее общем виде этот процесс может быть представлен в виде достаточно очевидных последовательных процедур:

■ прогнозирование и планирование затрат (определяются долго-и краткосрочные тенденции изменения отдельных видов затрат, задаются их ориентиры, обеспечивающие выход на определенные значения показателей прибыли и рентабельности);

■ нормирование затрат (устанавливаются технически обоснованные нормативы в натуральных и стоимостных оценках по отдельным видам затрат, технологическим процессам, центрам ответственности);

■ учет затрат (учитываются затраты в заданной номенклатуре статей);

■ калькулирование себестоимости (распределяются фактические расходы и затраты на объекты калькулирования себестоимости, т.е. исчисляется фактическая себестоимость продукции);

■ анализ затрат и себестоимости (анализируются фактические затраты в сравнении с плановыми заданиями и нормативами, выявляются факторы, повлекшие значимые отклонения, определяются резервы снижения себестоимости);

■ контроль и регулирование процесса управления затратами (вносятся текущие изменения в систему управления затратами в случае отклонения от запланированной динамики затрат, уточняются системы планирования и нормирования).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.