Сделай Сам Свою Работу на 5

Стратегические задачи регионального развития сводятся к следующим.





Тема 3: Региональная политика

 

Современный экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.

 

Вопрос 1: Современное экономическое районирование

 

Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда. В основе этого процесса лежат следующие принципы.

Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться как с точки зрения установлено наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.



Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.

Административный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России. Без определения специализирующих отраслей не обходится ни одна работа, связанная с экономикой района. Для этого следует использовать теоретически обоснованные показатели, которые тесно связаны с другими показателями территориального разделения труда. Поскольку в основе рыночной специализации лежит территориальное разделения общественного труда, следовательно, и определение специализирующихся отраслей должно базироваться на выявлении доли участия района общественном разделении труда.



Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-технического прогресса. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации, технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный им трудовой опыт и т.д.

Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические единицы): крупные экономические районы; районы среднего звена – края, области, республики; низовые районы – административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы.

Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития.

Высшее звено районирования – крупные экономические районы– используется центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Крупные экономические районы – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5–7 отраслей). Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.



Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.

Областные районы имеют свои экономические признаки. Своеобразная форма комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных районов вокруг промышленных центров обеспечивают ведущее место города.

Низовые экономические районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

 

Вопрос 2: Реформирование региональной политики

 

Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий определены подходы к особому развитию экономики каждого отдельного региона России. При этом главными ориентирами будут:

1) учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики;

2) перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов;

3) децентрализация процессов управления реформой, активизация экономической деятельности на местах;

4) необходимость разработки специальных программ проведения реформ в регионах с особо своеобразными условиями.

В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по пространственной интеграции экономики России. К ним относятся создание механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования и органов управления, всемерное содействие развитию общероссийского территориального разделения труда и единению рыночного пространства, меры по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей, экономического и политического сепаратизма.

Главная социальная региональная цель политики в социальной сфере– обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе. Региональная политика направлена на ослабление внутреннего социального напряжения, сохранение целостности и единства страны. Главная цель региональной политики в экономической сфере – это рациональное использование природно-экономических возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономических связей регионов.

Стратегические задачи регионального развития сводятся к следующим.

1. Реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки, приватизации.

2. Преодоление кризисного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной, производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель.

3. Стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией, создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего это районы Крайнего Севера, горные районы).

4. Продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах России за счет нецентрализованных инвестиций и с приоритетным развитием производств по комплексному использованию добываемого сырья с соблюдением строгих экологических стандартов.

5. Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств в регионах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорения экономического и социального прогресса.

6. Переспециализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры с учетом потенциальных переселенцев и передислокации военных частей из стран Восточной Европы и бывших республик СССР.

7. Развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем – транспорта, связи, информатики, обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики.

8. Преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей России.

 

Перспективы развития

 

Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов России:

1. Трудоизбыточные – республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края. Ростовская область.

2. Оборонно-промышленные – Санкт-Петербург, Москва, Новгородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.

3. Многоотраслевые и депрессивные – значительная часть Севера.

Для первой группы регионов рекомендуется, всемерное поощрение мелкотоварного уклада как в городах, так и в селах. Для регионов второго типа предусматривается привлечение иностранного капитала, в регионах третьего типа – создание особо благоприятного режима, предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения налогов и других факторов.

Все сказанное относится к интегральному экономическому районированию, кроме того, существуют отраслевое районирование, например, районы размещения черной металлургии (металлургические базы), районы размещения транспортного, сельскохозяйственного машиностроения и других отраслей промышленности, и сельскохозяйственное районирование. Так, предполагается, что в будущем с развитием рыночных отношений можно будет выделить пять сельскохозяйственных районов России:

1. Фермерские регионы со значительной долей частной собственности – основная часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южной части Восточной Сибири и Дальнего Востока;

2. Регионы, где сочетаются крупные коллективные хозяйства с фермерскими – Черноземный Центр. Поволжье, предгорье Северного Кавказа, Южный Урал, юг Западной Сибири;

3. Горные регионы – республики Северного Кавказа, Алтайская республика;

4. Регионы отгонно-пастбищного животноводства – Калмыкия, Тыва, Бурятия, Читинская область;

5. Слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым режимом землепользования – это основная часть зоны Севера.

В настоящее время формируются свободные экономические зоны, которые получат все преимущества для промышленного, сельскохозяйственного развития, с высоким уровнем инфраструктуры. Это Санкт-Петербург, на Дальнем Востоке – Находка, Магадан, Сахалин; в Сибири – Кузбасс; в Московской области – Зеленоград, в Калининградской области – Янтарь и в других регионах России.

Вопрос 3: Содержание и виды региональной политики

Региональная политика – сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном и региональном аспектах, отражающая баланс интересов государства и составляющих его регионов, а также отдельных районов между собой.

Экономическая политика направлена на смягчение региональных экономических диспропорций и достижение экономического равновесия в стране. Механизм такой политики включает гибкое льготно-ограничительное бюджетное финансирование в сочетании с местными ассигнованиями и привлечением инвестиций, в том числе зарубежных, исходя из ситуации в конкретных регионах, степени их депрессивности или, наоборот, способности получать высокие доходы (например, от эксплуатации эффективных природных ресурсов либо высокотехнологичного оборудования). Экономическая политика подразумевает донорство – извлечение избыточных средств из одних регионов (например, за счет рентных платежей) и дотационность нуждающихся регионов – предоставление им части доходов более благополучных субъектов Федерации.

Социальная политика ставит своей задачей максимально возможное выравнивание уровня жизни, условий труда и быта населения, а также улучшение качества и комфортности социальной среды за счет совершенствования межнациональных и межконфессиональных отношений, решение миграционных проблем, в том числе беженцев и вынужденных переселенцев. С ней тесно связана демографическая политика, подразумевающая активное вмешательство государства в процессы воспроизводства – естественного и миграционного – на отдельных территориях и в стране в целом.

Экистическая (поселенческая) политика связана с оптимальным использованием территорий в местах расселения, а также при размещении объектов производства (локализованных в инфраструктуры), протяженных в пространстве. Механизмы такой политики заключаются как в комплексной районной планировке территорий, так и в задействовании государственных финансово-экономических рычагов всех уровней – от федерального до муниципального. С определенными ограничениями цели поселенческой политики могут достигаться при установлении регламентируемой государством свободной купли-продажи земли и недвижимости.

Экологическая политика диктуется ухудшением состояния окружающей среды в условиях роста промышленного и других видов производства, развития урбанизации, транспорта, коммунального хозяйства и иных источников антропогенного воздействия на природу. Как частный случай может рассматриваться решение экологических проблем в условиях экономического кризиса, когда разрушение среды вызывается физическим и моральным износом основных фондов, включая очистные сооружения. В этот период велика вероятность техногенных катастроф и углубления экологического кризиса в регионах с высокой концентрацией производства. Экологическая политика должна учитывать естественные ассимиляционные возможности (способности к самовосстановлению после загрязнения) отдельных территорий, а также финансовые и технические ресурсы регионов для проведения такой политики. В последнем случае важнейшим механизмом ее проведения является помощь со стороны государства, различных экологических фондов, а также со стороны международных экологических организаций на принципах взаимопомощи.

Инновационная политика имеет целью распространение в регионах научно-технических достижений, создание в них научно-производственных объединений и технополисов. Частью такой политики должно стать противодействие «утечке мозгов» и, наоборот, привлечение в региональные научные центры крупных ученых и квалифицированного персонала, в том числе из стран СНГ, а в перспективе – из стран дальнего зарубежья, в первую очередь из тех, куда выехали на заработки отечественные специалисты.

 

Экономические районы Российской Федерации

Для целей долгосрочного прогнозирования развития экономики в Российской Федерации выделяют11 экономических районов.

(1) Северный экономический район

Самый большой по территории эк. район в Европейской части России.

· Мурманская обл.

· Республика Карелия

· Вологодская обл.

· Архангельская область (с ненецким АО)

· Республика Коми

(2) Северо-западный эк.район

· г. Санкт-Петербург

· Ленинградская обл.

· Новгородская обл.

· Псковская обл.

(3) Центральный экономический район

В его составе больше всего областей.

· г. Москва

· Московская обл.

· Тверская обл.

· Ярославская обл.

· Костромская обл.

· Ивановская обл.

· Владимировская обл.

· Рязанская обл.

· Тульская обл.

· Орловская обл.

· Брянская обл.

· Калужская обл.

· Смоленская обл.

(4) Центрально-черноземный экономический район

Самый маленький по территории.

· Белгородская обл.

· Воронежская обл.

· Тамбовская обл.

· Липецкая обл.

· Курская обл.

(5) Волго-Вятский экономический район

Единственный эк.район, который не имеет внешних границ.

· Нижегородская обл.

· Кировская обл.

· Республика Марий-Эл

· Чувашская обл.

· Мордовия

(6) Поволжский экономический район

· Астраханская обл.

· Республика Калмыкия

· Волгоградская обл.

· Саратовская обл.

· Самарская обл.

· Ульяновская обл.

· Пензенская обл.

· Республика Татарстан

(7) Северо-кавказский экономический район

В его составе больше всего республик.

· Дагестанская респ.

· Чеченская респ.

· Ингушская респ.

· Северная Осетия-Алания респ.

· Кабардино-Балкария респ.

· Карачаево-Черкесия респ.

· Адыгея респ.

· Краснодарский край

· Ставропольский край

· Ростовская обл.

(8) Уральский экономический район

Находится на стыке европейской и азиатской части страны

· Башкортостан респ.

· Удмуртия респ.

· Пермский край

· Свердловская обл.

· Челябинская обл.

· Курганская обл.

· Оренбургская обл.

(9) Западно-сибирский экономический район

· Алтай респ.

· Алтайский край

· Кемеровская обл.

· Новосибирская обл.

· Омская обл.

· Томская обл.

· Тюменская обл. с Ханты-мансийским (Югра) и Ямало-Ненецким АО

(10) Восточно-сибирский экономический район

· Красноярский край

· Иркутская обл.

· Забайкальский край

· Бурятия респ.

· Тыва респ.

· Хакасия респ.

(11) Дальневосточный экономический район

Самый большой по территории.

· Саха (Якутия) респ.

· Амурская обл.

· Еврейская авт. обл.

· Хабаровский край

· Приморский край

· Сахалинская обл.

· Камчатский край

· Магаданская обл.

· Чукотский Автономный округ

 

Примечание: Калининградская обл. не входит ни в один экономический район. Это эксплавная территория РФ.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.