Сделай Сам Свою Работу на 5

Закономерности глобализации мировой экономики.





Характеристика внешнеэкономических связей Республики Беларусь.

Внешнеэкономические связи – это формы реализации межгосударственных отношений в области научно – технического, производственного и торгового сотрудничество и валютные, финансовые отношений.

Внешнеэкономическая деятельность – это совокупность производственно хозяйственных, организационно экономических и оперативно коммерческих функций экспорта ориентированных предприятий с уготовленной избранной внешнеэкономической стратегией формирования и методов работы на рынке иностранного партнера.

Виды внешнеэкономической деятельности: 1.Внешняя торговля – деятельность предпринимательство в области международного обмена товарами, работами и услугами и результатами интеллектуальной деятельности. 2.Производственная кооперация сотрудничество между иностранными партнерам в различных, но конструктивно связанных между собой процессов технологического развития труда 3.Международное инвестиционное сотрудничество – взаимодействие с иностранными партнерами на основе объединения усилий финансового и материально - технического характера. 4.Валютно-финансовый и кредитные операции – вид ВЭД сопровождающий любую внешнеторговую сделку в виде финансовых обязательств.



В РБ ВЭД реализуется преимущество через внешнюю торговую деятельность.На мировом рынке РБ выступает чистым импортером, имея отрицательное сальдо торгового баланса.

В 2010 году во внешнем обороте экспорт – 42%; импорт – 58% (в 2000 году 46%;54% соответственно). Следовательно, импорт зависимость не снижается, что отрицательно характеризует развитие внешнеторговой отношений страны (сальдо торгового баланса – (-9600) млн дол. США)

По итогам 2010 года в общем объеме товарооборота доля стран СНГ – 57% (в 2000 году – 56%) в том числе доля РФ – 82% (в 2000 году – 89%). Удельный вес экспорта стран СНГ -54% (в 2000 – 60%) в том числе доля Росси – 73%. По оперативным данным в 2011 году объем внешней торговли по сравнении с 2000 году – возрос на 43% . За период 2000 -2010 г. большая часть всего объема экспорта и импорта поставляется в Россию, Украину и Казахстан.

В структуре экспорта преобладает следующие группы товаров: 1.Минеральные продукты; 2.Машины , оборудование и транспортные средства; 3.Продукция химической промышленности.



Импорт услуг можно разделить на 3 потока: 1.Сырьевой импорт (нефть, газ); 2.Инвестиционный импорт (оборудование, транспортные средства); 3.Потребительский импорт (промышленный товары ).

На долю России приходится 1\3 экспорта и половина импорта. ЕС занимает второе место среди торговых партнеров Германии, Польши, Нидерландов, Латвии, Италии, Литвы, Бельгии, Франции, Чехии и т.д .

Из стран СНГ – Украина является вторым ключевым партнером республики

Положительное сальдо в торговле услугами составляет около 2 млн долл. США, более 60% то экспорта занимают транспортные услуги, коммерческие и страховые услуги, около половины приходится на страны ЕС и четверть на Россию

Таким образом Республика Беларусь является страной с малой открытой экономикой, поддерживая торговой экономические отношения более чем с 180 странами поставляя на экспорт более 1000 наименований изделий в 130 стран. Импортирует – 160 стран. РБ имеет двойную специализацию в рамках МРТ

Так по отношению к странам СНГ она выступает экспортером промышленных товаров и импортером топлива. А по отношению к странам дальнего зарубежья импортером - готовой продукции и экспортером – сырья.

 

Характеристика платежного баланса Республики Беларусь.

Платежный баланс является сводным макроэкономическим показателем внешнеэкономической деятельности страны, в котором отражаются суммы платежей и поступлений, произведенных страной за определенный период времени. Платежный баланс представляет собой количественное и качественное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических связей, а также характеризует степень открытости экономики и участия страны в международном разделении труда.



Составление платежного баланса осуществляется на основании методических рекомендаций Международного валютного фонда (МВФ, Вашингтон, 1993 г.). Составление платежного баланса является основной функцией Национального банка РБ. Для международной сопоставимости платежный баланс рассчитывается в долларах США.

Как и в любом бухгалтерском балансе, все хозяйственные операции группируются в платежном балансе по составу средств, источникам их регулирования и связаны с притоком и оттоком валюты. При этом используется система двойной записи, в которой каждая операция фиксируется на двух взаимоувязанных счетах, по кредиту одного счета и по дебету другого в одинаковой сумме. Поэтому итоговый платежный баланс в идеальной форме должен быть равновесным и приравниваться к нулю.

Валютные поступления записываются со знаком «+», расход валюты – со знаком «–». Если валютные поступления превышают платежи, тогда сальдо платежного баланса является активным. Если платежи превышают поступления, то сальдо пассивное. Сальдо платежного баланса – это разница между доходами и расходами страны. Соответственно, экспортные операции обеспечивают поступление валюты в страну, импортные операции – отток валюты.

В платежном балансе учитываются все внешнеэкономические операции, произведенные между резидентами и нерезидентами страны. Счета баланса группируются следующим образом: счет текущих операций, счет операций с капиталом и финансовых операций, резервные активы.

Счет текущих операций включает торговый баланс, представляющий собой соотношение товарных экспортно-импортных операций; баланс услуг – соотношение экспортно-импортных операций услуг (туристические, транспортные и прочие).

Счет операций с капиталом и финансовых операций включает движение (приток либо отток) прямых, портфельных инвестиций, прочих краткосрочных и долгосрочных инвестиций (ссуды, займы, кредиты и прочие). Данный вид баланса отражает международный инвестиционный рейтинг страны.

Итоговый платежный баланс рассчитывается путем суммирования счета текущих операций и операций с капиталом и финансовых операций.

При пассивном платежном балансе обесценивается национальная валюта, возрастает инфляция, сокращаются резервные активы, снижается инвестиционная привлекательность страны, возрастает потребность во внешних заимствованиях, а также заинтересованность иностранного капитала в связи с увеличением банковского процента.

При активном платежном балансе укрепляется национальная валюта, стимулируется вывоз капитала в различных его формах.

Платежный баланс регулируется следующими методами: 1)Нетарифные, или административные методы регулирования, включающие валютный контроль и контроль статей платежного баланса, а также различные методы внешнеторговой политики (например, экспортные субсидии, эмбарго, лицензирование и прочие). 2)Тарифные методы регулирования, предполагающие использование экспортно-импортных пошлин. 3)Методы кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики.

 

Закономерности глобализации мировой экономики.

Глобализация (Г)-увеличивающая взаимозависимость эк. резл. стран мира в следствии роста МН перемещения тов-в и у слуг, экспорта кап-ов, интенсивного обмена инф-ией и технологий.

Основные черты глобализации мир. Эко-ки:

1.Углубление МНРТ с его переходом от общего (межотраслевому) к специфическому (внутриотраслевому) и единичному (технологическому)

2.Привышение темпов роста МН ТО на темпами роста объёмов мир. пр-ва.

3. Опережающий рост движения капитала по отношению к движению товаров, образ-ия мир. финансового рынка.

4.Информационно-технологическая революция. 5. Генетическая революция. 6. Усиление влияния ТНК, ½-продуктов, товаров, промышленности, 1/3-услуг. 7.Концентрация и централизация капитала на основе процессов слияния и поглощения кампании и банков. 8. Увеличение глобальной регулирующей роли международной экономики и финансовых организаций (ВТО, МВФ, ВБ и т.д). 9. Развитие интернациональных тенденций на региональном, субрегиональном и межрегиональном уровне. 10. Создание высокоразвитой международной транспортной инфраструктуры. 11. Расширение международного сотрудничества в решении глобальных проблем.

Достоинства:1.Облегчает хозяйственное взаимодействие между государствами. 2.Стимулирует экономический рост. 3.Способствует ускорению и увеличению масштабов обмена передовыми достижениями человечества в экономике, научно-технической и интеллектуальной сферах, что содействует прогрессу всех стран мира.Недостатки:1. Быстрое распространение локальных экономических сбоев на другие регионы мира. 2. Дестабилизирующие воздействия на мировую экономику и финансы, действие международных финансовых спекулянтов. 3.Трудности приспособлений глобализации для развивающихся стран и стран с переходной экономикой из-за отсутствия у них необходимых средств, и за неподготовленности национальных экономических административных и правовых систем. 4.Растуйщий разрыв в уровне благосостояния между богатыми и бедными странами. 5.Опастность навязывания глобализации на основе Американо- центрийских и евро-центрийских моделей без должного учёта национальной специфики. 6. Рост безработице особенно в развивающихся странах. 7.Наростание организованной преступности из национальной в международную.

 

9. Формы организации службы внешнеэкономической деятельностью в органи­зации на предприятии.На выбор формы внешнеэкон-й службы явл. различные факторы: мотивы и потребности побуждения к участию в МРТ; степень интернационализации производственной деятельности; методы реализации продукции; масштаб организации и объема экспорта; характер операции. В зависимости от этих факторов различные формы: отдельные внешнеэкономич связи; внешнеторговые фирмы в составе крупных объединений; при посредничестве отраслевых внешнеэкономических объединений, обслуживающие их внешнеэкономические интересы; через услуги отечественных и зарубежных посредников.

 

10. Нормативно-правовая база государственного регулирования внешнеэконо­мической деятельности в Республике Беларусь. Аппарат управления внешнеэконо­мической деятельностью в Республике Беларусь.НПБ включ след виды документов: 1) законы,указы, дикреты и др.НА общего республиканского уровня регудир ХД всех субъектов рынка(ГК, там кодекс); 2) законы, указы, дикреты и др. НА органов гос-ого управл-ия регулиров деят-ть орган отд-х отраслей (дикрет президента «О ПК»); 3) внутриотраслевые и внутрисистемные НА, отраслев программы регулир-ия внешнеторговых отношений. В аппарате управл-ия ВЭД можно выделить высшие органы управл-ния (Президент, Пармламент, СовМин); аппрат гос регулир ВЭД (МИД, НБ, гос там комитет, МинЭкон). Следует отметить существование органов содейств развитию ВЭД: белар пром торгов палата, РУП нац центр маркетинга и конъюктуры цен. К местным органам управл ВЭД отн Сов депутатов, Исполнит комитет, органы общественного самоуправления

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.