Сделай Сам Свою Работу на 5

Диагностика инфраструктуры.





Инфраструктура – совокупность отраслей, предприятий и организаций, призванных обеспечивать условия для нормального функционирования производства, а также жизнедеятельности людей.

Элементы:

1. транспорт;

2. энергетическая система;

3. снабжение и сбыт;

4. связь, коммуникации и информационные сети;

5. бизнес (совокупность организаций и учреждений, которые обеспечивают надежность и безопасность функционирования деятельности);

6. жилищное хозяйство;

7. социальная сфера.

По каждому из элементов разработка система показателей.

Транспорт:

1) сложность и надежность сообщения;

2) наличие альтернатив перевозок;

3) показатель регулярности перевозок;

4) степень загрузки и качества дорог;

5) оценка качества перевозок (включая безопасность, скорость сообщения, стоимость).

Типология регионов:

- пограничные (минимальные транспортные издержки при импортных и экспортных операциях – Ленинградская область);

- столичные и центральные (с равной удаленностью от рынков сырья и сбыта – Самарская, Свердловская, Челябинская области);

- внутренние или полупериферийные (с относительной выгодностью предпринимательства);



- периферийные (с высокими транспортными издержками – Хакасия);

- «тупиковые» (с низкой надежностью транспортной системы из-за отсутствия альтернатив – Ямало-ненецкий округ);

- «пустые» - со значительными затруднениями перевозок из-за отсутствия сложившихся транспортных систем – Ненецкий регион.

 

Экологическая диагностика региона.

Исходное понятие – региональная среда обитания – совокупность сред абиотических и социальных, оказывающих влияние на повседневную жизнь населения и хозяйственную деятельность.

Качество РСО – характеристика конкретного содержания биосистемы как механизма.

Состояние экологической среды:

1. естественное – не изменено деятельностью человека или очень слабое воздействие;

2. равновесное – скорость восстановительных процессов выше или равна темпам антропогенных разрушений;

3. кризисное – скорость антропогенных нарушений превышает темп самопроизводства природных систем, но еще не происходит коренного их изменения;



4. критическое – происходит обратимая замена экологически систем на менее продуктивные;

5. катастрофическое – имеет место труднообратимый процесс закрепления менее продуктивных экологических систем;

6. коллапс – необратимая утеря биологической продуктивность экосистемы региона.

Экологический ущерб – фактические или возможные потери, возникшие вследствие антропогенного воздействия.

Анализ: источник взаимодействия -> взаимодействие -> производимые изменения -> обратное воздействие на социальную среду и человека.

Трудности:

1. несовпадение административных и природных границ (статистика только по административным образованиям);

2. трудность отбора показателей (химия, радиация, тепловое излучение и т.д.) и их сопоставления;

3. концентрация не должна превышать предельно допустимую (ПДК).

Общая методика определения основывается на понятии экологической ёмкости.

Экологическая ёмкость – предельное состояние физико-химических возможностей среды, превышение которого приведет к негативным изменениям в ней. Анализ экологической ёмкости в разных аспектах – полная картина состояния экологической среды.

 

Прогноз регионального развития: понятие, виды, научные подходы.

Прогнозирование – исследование перспектив социальных процессов и явлений в регионе с целью обеспечения научно обоснованного и эффективного программирования и планирования. Научный прогноз дается в виде вариантов и альтернатив развития.

Региональный прогноз – неотъемлемая часть управления регионом. От прогноза зависит полнота использования ресурсов. Если нет прогноза, велика вероятность ошибки управленческих решений, следовательно, больших экономических потерь.



Сущность регионального прогноза определяется исходя из функций региональных систем в воспроизводственном процессе. В соответствии со спецификой воспроизводства:

Виды:

- социально-демографический прогноз;

- природно-ресурсный прогноз;

- экономический прогноз.

дополнительные (интегральные):

- технологический;

- информационный;

- экологический.

С точки зрения подходов:

- генетический (направление регионального развития, обоснованное исходя из достигнутого уровня развития региона и имеющихся проблем);

- нормативно-целевой (пути развития региона ставятся в зависимости от предварительно сформулированных целей).

Подходы могут дополнять друг друга.

 

Методы прогнозирования регионального развития.

В зависимости от способа получения суждения.

Экстраполяция– основывается на предвидении будущего как непосредственного продолжения настоящего. Односторонний тип связи (показатель – время и предполагаемые последствия). Применяется, когда показатель может охарактеризоваться плавной траекторией, а условия, которые были в прошлом, существенно не меняются. Экстраполяция может дать существенные результаты, когда показатель инерционный, а условия не меняются или меняются медленно.

Экспертная оценка – прогнозирование будущего состояния объекта путем систематизированного опроса специалистов, обладающих опытом практической работы, и способных оценить проблему и выбрать один из путей ее решения. Применяется при отсутствии необходимой информации, ограниченности времени и ограниченности средств для решения вопроса.

Этапы:

1. подбор специалистов;

2. составление анкеты или опросного листа;

3. процедура опроса (разработка);

4. опрос;

5. анализ информации;

6 обобщение / синтезирование;

7. прогнозное описание объекта.

Виды:

- индивидуальные;

- групповые – чаще, если есть время на обсуждение и голосование.

«Метод Дельфы»:

1. формулирование целей, задач и программы экспертной оценки:

2. разбитие программы на подпрограммы;

3. состояние перечня средств достижения цели;

4. опрос экспертов (в несколько туров) – каждый тур завершается корректировкой ответов;

5. -> до тех пор, пока не будет выработано обобщенное мнение группы экспертов.

«Метод мозговой атаки» - коллективная генерация идей на основе – принимается одно итоговое решение. Как правило, единовременное событие.

Моделирование– исследование объектов, процессов и явлений, протекающих в отличных от естественных условиях (познание моделей явлений).

Виды:

- формализуемые (математические);

- неформализуемые (логические).

Основывается либо на вербальных, либо на графических моделях. Модель должна отражать всю сложность процессов, протекающих в пространстве и времени. Предельное упрощение моделей.

Приемы построения моделей:

1) постепенный переход от нахождения естественных зависимостей, описывающих отдельные стороны региона к системе описания региона с максимальной полнотой (от частного к общему);

2) постепенный переход от обобщенной модели к модели, раскрывающей регион с деталями (от общего к частному).

Социально-демографический прогноз.

Цель: определение естественного и механического движения населения на перспективный период, а также занятости и изменения в уровне жизни.

Метод – экстраполяция.

Нп = Нб ∙ Кп, где Нп – расчетная численность населения на 10 лет, Нб – население на базовый год, Кп – коэффициент среднегодового темпа роста населения.

Метод передвижки возрастов: на основе коэффициентов дожития определенные возрастные группы и передвижение возрастной группы в следующую возрастную группу. Численность возрастной группы определяется путем умножения численности проживающих в регионе на коэффициент дожития + число родящихся в будущем (средняя численность женщин в фертильном возрасте по возрастной рождаемости женщин).

Обязательно просчитывается прогнозирование распределения по полу (52% мальчиков, 48% девочек).

Поправка на миграцию.

Баланс активно занятого населения.

Структура доходов населения.

Интегрально выраженный уровень жизни населения.

Учет социальной стратификации (≈ 10% богатых, 10% бедных). Чем больше расхождение, тем хуже прогноз.

31. Стратегическое региональное планирование.

Стратегия рег планир – опреде целей и средств достиж, форма управления террит организ региона. Правильно выбранная стратегия позволяет сконцентрировать силы и ресурсы для потенциала развития.

Уровни:- федеральные программы, относящиеся к территориям;- уровень рег планир.

Фед программы дают регионам ориентиры и параметры соц-эк разв; опред место региона в межрег разделении труда; для регул рыноч эк; интеграции рег интересов воедино, позволяют мобилизовать усилия для осуществления крупных народно-хозяйственных проектов

Фед целевые программы:долгосрочные (7-10 лет); среднесрочные (3-5 лет).

Эти программы разрабатывает не только фед власть: Фонд Развития Регионов (1995 для разраб инвест программ). При этом в системе регионального планирования выделяют типы регионов: перегруженные;приспосабливающиеся;

развивающиеся.

Выработка стратегии:

1. Концепция (идея) развития региона. (масштабы,темпы,пропорции, направления, соци-экон развитие рег или проблемн террит)

2. Отраслевые и территориальные программы (на основании концепции).

Важна зависимость программы от ранга региона(высшее звено–соц-экон развитие страны;крупный экон район;субъекты федерации;муниципальные образования.Учитывается также потенциал масштаба развития. Большой потенциал= мал.воздействие случайных явлений. Для всех уровней необходимо учитывать влияние внешних факторов.Структура концепции:1. целевой блок – исследуется стартовый уровень, выявляются тенденции и проблемы (диагностика). вычленение 2-3 главных проблем+цели методы.

2. прогнозно-аналитический блок. Корректируется 3. учет внешних факторов. 4. Концептуальный блок. Предварительный прогноз приводят в соответствие с системой целей. Концепция приобретает целостный, целевой характер.

Методика целеполагания:

Суть – определить желаемое состояние региона.Бизнес-план:

документ, отражающ в стоимостном и натуральном выражении программы развития региона на основе всех территориальных финансовых ресурсов.Реализация плана:

- инерционная модель – длительное сохранение уже сложившихся функций региона с их частичным перераспределением- конверсионная – направлена на преобразование экономики региона, ее развитие преимущественно на интенсивной основе

 

 

32.дорев.опыт РФ.Полноценная РП начинается с Петра1.-вложение денег в развитие металлургии,судостроения,мануфакт.при передаче купцам-восстанав-ются. В1708-реворма орг власти на местах:разделение на 8 губерний(суд,адм,полит власть у губернатора)50провинций-так как много террит.1864ЕкатIусилила власть губернатора.Павел1 учреди лвоенных губернаторов.По 10губерний объядинили в уезды.ВIполов 19в.увелич товарообмен.ВIIпол-материализация в регионах и губернаторство стало централизованным бюрократич инстит управления.Централизация-никакой инициативы на местах не приветствовалось.Земство-член гос.аппарата-никакой власти.1860 ж\д связали разные регионы и способствовали развитию торговли и подвижности населения.

 

 

33.Советск.период:1920-1932-проблемы рег.развития в центре правительства.Развитие раздел труда.Сов власть не только полит, но экономика.Научно обоснован соц-эк районирование страны.Эк принципы страны-экон закончен территории.1933-1956-полный отход от эк полит.1957-1964-создание совнархозов(чтоб решать вопросы на местах).Далее террит.произв.комплексы сменили совнархозы.1965-1985-сочетание отрасл.и тррит.развития1986-1991-отказ от всего старого но нет предлож. нового:ремесло,создан.межотраслев баз,обвал экномики

 

 

34Цели соврем.РП РФ:Публично-правовая деят.не получила запрет в Конституц.РФ.Указ президента:Цели-обеспеч.условий для упрочнения общности.РП-система целей и задач по управ развитием.Цели:обеспеч.эк-соц правовых и организац основ федерализма,создание единого эк пространства;Обеспеч.единых миним соц стандартов и соц защиты,гарантия прав Конституц;Выравнивание условий соц-эк развития рег,Предотвращ загрязнений,их ликвидация,приоритетн развитие рег,имеющих стратегич.важное значение;Максим использ прир-климат особенностей рег;Обеспеч гарантий самоуправления.

39.Внешнеполит аспекты РП РФ:К региональным целям ВП относятся:1)создание благоприятных внешн условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышен уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укреплен основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека;2)обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала;3)содействие позитивн. восприятию РФ в мире, популяризации рус.языка и культуры народов в иностранных государствах. Приоритетным направлением внешней политики России является обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) задачам национальной безопасности страны. Последовательное осуществление внешней политики создаст благоприятные условия для реализации исторического выбора народов Российской Федерации в пользу правового государства, демократического общества, социально ориентированной рыночной экономики.

 

35 Фед самоупр. Федерация-несколько гос-образований,объедин для решения общих проблем.РФ-ассим федерация(регионы с разным развитием).Самоупр влияет на принятие решения Центра,но делавет все что скажет Центр..Создается единое эк пространство, бюджетная система,регулируются межнацион.отношения.провести децентр.власти-повысить ответственность местной власти перед народом, сохранение террит целостности

 

36 РП в экон.России:Повышение уровня самостоятельности рег требует совершенствования эк и бюджетных взаимоотнош с фед.центром.Цели-стабилизация производства,создание научно-тех предпосылок,укрепление Рос в мире.Задачи:содействие развитию и углубл эк реформы:формирование общероссийск рынков товаров,труда,капитала ,институционной и рыночной инфраструктуры.Среди форм реализации РП особое место дб отведено разработке и осущ фед целевых программ соц-эк развития рег-в.

 

37.РП в соц сфере РФ:Создание равных условий для соц развития всех рег и предотвращение возникновения очагов напряженности.Большинство вопросов развития образования,здравоохранения, жилищ должны решаться самоуправлением.В решении крупномасштабных-Центр:против ухудшения демограф.ситуации,предотвращение обнищания,сдерживание процесса имущественного расслоения:бедных и богатых-т.е.повышение уровня жизни населеня и сохранение стабильности в сфере занятости и экологической безопасности

 

38 Этнонациональная политики РФ:РФ-многонационал гос-во.Нац полит-система мер направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие нац жизни всех народов в рамках федеративного гос-ва и формирование демократич механизмов разрешения межнац проблем.РП должна обеспецивать:создание правовой и нормат базы для урегулирования нац отношений,создание органов предупреждающих межнац конфликты.В дух сфере:уважение прав и свобод граждан независимо от нац, равные права,гос поддержку самобытности культур,поддерка рус языка как государственного,учет религиозных особенностей,сохранение историч.наследия рус.культуры

 

39.Внешнеполит аспекты РП РФ:К региональным целям ВП относятся:1)создание благоприятных внешн условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышен уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укреплен основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека;2)обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала;3)содействие позитивн. восприятию РФ в мире, популяризации рус.языка и культуры народов в иностранных государствах. Приоритетным направлением внешней политики России является обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) задачам национальной безопасности страны. Последовательное осуществление внешней политики создаст благоприятные условия для реализации исторического выбора народов Российской Федерации в пользу правового государства, демократического общества, социально ориентированной рыночной экономики.

40. Отн-я с гос-ми СНГ – важн. фактор вкл. РФ в мировую полит. и экон. Гл. цель - созд-е интегрир. экон. и полит. объед-я гос-в, способн. претенд. на достойное место в мир. сообщ. Осн. задачи: обесп. стабильности в полит., воен., экон., гуманитар. и прав. аспектах; содейст. гос-м СНГ в кач. полит. и экон. устойч. гос-в, провод. друж. политику в отн-и РФ; укрепл-е РФ в кач. ведущ. силы форм-я нов системы межгос., полит. и экон. отн-й на терр. постсоюзного простр-ва; наращ-е интегр. процессов в СНГ. Формир-е интегр. сообщ-ва предпол. эффект. сотруд-во в разв-и. произ-ва, науки и техники. С различ странами очень разные отношения-4 вида по степени интенсивности:интерграция(Белоруссия)хорошие на пост.основе(Казахстан),развивающ.неочень( Литва,Таджикистан),вообще ограничены(Молдова,Грузия)

 

41 РП ЕС
Цели РП:
1) содействие структурной перестройке и развитию отсталых регионов (где ВВП составл. в среднем менее 75% по ЕС)
2) содействие перестройке депрессивных р-нов – р-ны с высокой безработицей и снижающемся уровнем развития (сред. доля безработицы за послед. 3 года выше сред. величины по ЕС, доля промышл. рабочих превыш. сред. уровень по ЕС)
3) борьба с долговрем. безработицей (кол-во лиц старше 25 лет, ищущих работу в теч. 12 месяцев)
4) помощь по вклч в трудовую деят-ть лиц моложе 25 лет.
5) содействие развитию сельских ареалов ( модернизация и развитие обслужив. хоз-ва, содействие развитию самих сельских ареалов с низким доходом.
Цели распростран-ся не на все страны, расписываются на какие страны приходятся все цели, а на какие частично. 1 цель – Португалия, Греция, Ирландия, частично на приморские р-ны Франции.
А также: устранение всех ограничений в торговле м/ду странами – участницами, установление общего таможен. тарифа в торговле с третьими странами, ликвидация ограничений для свободного передвижения людей, капиталов и услуг и проведение общей политики в области транспорта, с/х, разработка принципов согласов. эк. политики.
Идея «Европа р-ов» - логич. развитие идеи «США». В пользу развития идей регионалистики – многие «ест. р-ны» Европы расположены на 2 или неск-ких стран и гос. границы не способств. их развитию.
42Великобрит.-развитость страны обеспечена успехами в РП.Раньше всех обратилась к госуд.рег.использования территории из-за сложного законодательства в области землепользовнаия,город.устройств и местн.самоуправл и циклич.экономич.кризисов.1919-закон оПоощренииПредпр-льства-создание нов.раб.мест в отсталых районах.Необходимость борьбы с конурбацией(группа самост городов связан экон,культ связями).В 30гг-Эра активного вмешательсва гос-ва против эк кризиса-закон о помощи регионам пораженным безраб-цей(вместо льгот и субсидий выделялись специальные средства)Перед IIМирВойн-Доклад Барлоу:создать НацПромышСовет,кот.размещал бы промыш,реконструир.город,боролся с миграцией в конурбации.Но помешала IIМВойна.В1943-министерство гор и сельск планирования(запрещалось строить нов.предприятия в пределах Лондона,поощралось частн.строит.в отстал.рег-ах.) В60х гг у власти лейбористы-рассвет РП-в Шотландии,Уэльсе и Сев.ирланд.РП нарпавлена только ан депрес.регионы и децентрализация производства из Лондона и Бирмингема. М.Тэтчер-промышленность из гос.переводит в частную, снижен уровень субсидирования,усложнены условия получения помощи.Вообще происходит ослабление гос.влияния на экон-ку, а значит и уменьш.значен.регион.приоритетов.

 

43. Италия.В1861 стала един.гос-вом.Реформа была вызвана чрезвычайной ситуацией в нач1990х.Растущий гос.долг,бюджетный дифиит.Сев регионы отделяются от слаборазвит.южных-«лига Севера»(сечас все оттуда занимают ключевые посты правит-ва).В1950- 10-летняя программа поддержки депрес.рег-ов «Касса Юга».(но просуществовала до 1986)Некотор.вопросы решили-повысили агропроиз-ство и уровень жизни.Но инфраструк.базы оказалось недостаточно для промышл.развития.Инвесторами нов.промыш.предприятий на Юге стали крупные госкомпании.Но спроса на промышленность не было и кризис на юге только усугубился.В 1992 изменили базовые принципы политики.Теперь гос ресурсы поравну делили между всеми регионами.Итал.РП стала развиваться на волне общеевропйской РП.Суть:ни Итал,ни ЕС недолжны стимули-вать депрес.регионы,потмоу что это временно.Нужны новые центры принятия решений.Новая РП в ЕС 2000-2006 - 4 принципа: субсидиарности-децентрализация полномочий между различ.уровнями власти;партнерство(общие решения)дополнительность(союзный бюджет добавляет деньги)концентрация ресурсов(единый центр управления ресурсами).В ходе реформ провели «конструктивную революцию»во всех сферах:усиление рег автономии,введение прямых выборов глав рег,внесение поправок в конституцию,урощение заведения бизнеса,вместо 22 минестерст теперь 12.реформа госслужбы-самое уязвимое мест оитал.реформ.

 

44 ФранцияГравье написал «Париж и франц.пустыня»-1947г:»рост Пржа стал причиной стагнации ост.Франции».Занятость в Прже возросла на 45%,а в ост.Фр.упала(причина излишняя централизация)В1950 стали субсидировать фирмы основывающиеся не в Прже, а чтоб разместиться в Прж,нужно разрешение.В1963 создается агентство по РП-DATAR(и заграницей-для притока иностр.инвестиций). Большое значение придают гос. регулированию эк-ки: кредитная политика, субсидии регион. развития, налоговая политика, регулирование цен, гос. закупки.
Рыночное программирование- планы эк. и соц. развития.
Тер-рия была поделена на районы, где были учреждены органы, осущ. подготовку программ эк. и соц. развития, планировку тер-рии и контроль за реализацией этих программ.
Усилия по децентрализации Парижской промышл. агломерации (сдерживание роста Парижа, перевод предприятий за пределы Парижа). В Парижской агломерации введен спец. налог на размер S промышл. предприятий, причем его уровень тем выше, чем ближе место размещения к центру Парижа. С-ма стимулов рег. развития – финансовые стимулы для частных инвестиций, субсидии рег. развития освобождение предприятий от местного «делового налога», различные фонды и «премиальные» источники. Сейчас усилия сосредоточены на развитии избранных рег. столиц – полюсов (центров) роста.
45 Специфика РП ФРГ
Программа рег. помощи тер-риям, ее оставляющие:
1) программу оказания помощи пограничным с ГДР областям. Помощь носила в значит. мере полит. хар-р и была направлена на создание новой инфраструктуры за счет федерального бюджета и бюджетов земель. При этом часть льгот предоставлялась в виде спец.налоговых погашений и в форме гос. заказов предпринимателям на выгодных условиях;
2) программу развития регионов, подлежавших восстановлению или оздоровлению. Она была рассчитана в основном на мелкокрестьянские и слаборазвитые ареалы с недостаточно развитой эконом. инфраструктурой и высокой безработицей. Принципы: постеп. выравнивание уровней регион. доходов; улучшение аграрной стр-ры с/х регионов; повышение эк.мощи отсталых регионов; регион. регулирование потоков трудовых ресурсов.
3) программа индустриализации основных центров эк.развития. Гос. помощь предоставлялась в форме кредитов по низким процентным ставкам, ссуд.
Экон. стимулирование: базовые и дополняющие субсидии на капиталовложения, льготные займы и спец.права амортизации. Снижение цен на земельные участки д/строительства промышл. зданий, преимущества в получении гос. контрактов фирмами, нах-ся в проблемных регионах, льготы на транспорт. расходы для предприятий, распол. в приграничной с ГДР зоне.
Трансформация эк-ки бывшей ГДР в соц.-рыночное хоз-во.
Повышается роль налоговых льгот и субсидий для мелкого и среднего бизнеса. Земли получили право самостоятельно формир-ть и исполнять бюджет и отклонять принятые бундестагом решений по бюджетным вопросам.

 

46 РП и планирование в НидерландахПосле второй мир. войны наблюдалась тенденция охвата рег. политикой большого числа регионов. В 80-е гг. произошел поворот в сторону чисто эк. политики для огранич. числа регионов из-за уменьшения рег. диспропорций. К самым важным проблемным регионам относится сев. часть Нидерландов ( провинции Гронинген, Дрент, Фрисланд) из-за высокого уровня безработицы.
Положение РП состоит в том, что индивидуумы должны иметь равные возможности в части получения доходов, работы и благосостояния независимо от места проживания. Регионы с высоким уровнем безработицы чаще всего имеют более низкий среднедушевой доход и отток населения. Осн. цель РП – достижение более равномерного развития эк. деят-ти по регионам.
В период быстрого эк. роста перенаселение и тяжелая ситуация на рынке занятости в Рандстаде обусловили появ-е тенденции рассеивания занятости, когда часть населения стала ездить на работу в соседние регионы. Однако позже от стратегии «рассеивания занятости» отказались. Затем акцент стал делаться на оптимальн. использование потенциала каждого региона с целью развития эк-ки страны в целом.
Затем политика рег. стимулирования для выравнивания дополнялась политикой рег. развития, ставящей целью максимизацию вклада каждого региона в нац. процветание. Программа предусматривала создание привлекательн. условий для размещения произв-в во всех провинциях, а в отношении проблемных районов больших городов – политику рег. благосостояния.
ЛИР – льготное инвестиц. регулирование .
Чтобы сгладить рег. различия внутри ЕЭС были учреждены фонды: Фонд Европ. рег. развития для содействия сокращению рег. дисбалансов, Европ. соц. фонд – открытие вакансий для рабочих, Европ. фонд руководства и гарантий для с/х районов.

 

47. Система орг. власти и упр-я А. осн. на принципах федерализма и парламентаризма. 1 янв. 1901 6 самоуправ. брит. колоний Нов. Юж. Уэльс, Виктория, Квинсленд, Юж. Австралия и Тасмания объедин. на федер. началах и образ. А. Союз- 1е штаты нов. федер. системы. Гл. гос-ва в А. номинально явл. брит. монарх, чьи полномочия делегир-ся генерал-губернатору, назнач. монархом по предст. А. правит-ва., и к-й действ. лишь с ведома правит-ва (прем.-министра). Штаты обл. значит. власт. полномочиями. Австралийцам свойст. самоидент. по штатам, что обусловлено, особ-тями соц. геогр. (60% насел. - в 5 мегаполисных зонах, где расп. правит-ва штатов) и полит. вл. СМИ штатов. Ф-и, к-е обычно нах-ся в вед-и центр. или мест. властей, в А. делег. властям штатов: гос. школы, мед. учрежд-я, органы соц. обесп., полиция, программы экон. разв-я, гор. планир-я и жил. стр-ва, правовой надзор за трудовыми отношениями, инфраструкт. эл-ты, промышл. субсид-е, обесп. электроэнергией и газом. Все штаты имеют собст. конституцию, парламент, избир. на 3 или 4 г. За искл. малонасел. рег., А. подел. на множ-во округов мест. самоупр-я. Компетенция местных органов власти, распрост. на соц. и коммун. услуги.

в Австралии применяется модель разграничения полномочий центра и регионов.Вопросы внешней политики и национальной безопасности всегда относятся к компетенции центра. Центр берет на себя все военные вопросы (оборона, объявление войны и мира, охрана границы и пр.) и силовые сферы. К компетенции центра относятся вопросы предоставления гражданства и регулирования иммиграции.В этих вопросах регионы лишь в очень ограниченных пределах играют свою роль, решая некоторые дополнительные и второстепенные вопросы. Помнится фраза о том, что "налогообложение территориально дифференцировано" т. е. как я понял, штаты сами могут регулировать уровень налогообложения. Поэтому в более проблемных регионах (например, Пилбара) налоги ниже. - вот это то что я на семинаре запомнил. Ещё помню как Артур удивлялся, что региональне власти могут закрыть любое неприглянувшееся им предприятие (даже иностранное), мотивируя тем, что оно загрязняет окр. среду. А экологическая политика в Австралии является одним из важнейших направлений региональной политики. То есть, в принципе получается удобный политический инструмент: обвинить неугодную компанию в загрязнении - и закрыть, или заставить платить штраф.

 

48. Цели, формы и механизмы РП США
Эк.депрессия 30-х гг. побудила прав-во принять целый ряд администр. и закон. актов, с целью поддержки депрессивных регионов, охвач. безработицей.
Наиболее распростр. формой реализации РП различного рода рег. программы. Начиная с 60-х РП стала функцией гос. регулир-я соц.-эк. развития страны. Это было вызвано желанием устранить рег. противоречия, стимулир-ем эк. роста и проведением изменений стр-ры хоз-ва, полной занятости, справедливого распределения доходов, стабильного эк.роста. Был принят ряд законов (з-н об общ. работах и эк.развитии, о рег. развитии, о сельском развитии.
Конкретным вкладом в развитие эк-ки отсталых регионов стало осущ-ние проекта по освоении. р.Теннесси (см №49).
Новый всплеск рег.деят-ти начался ко 2-ой мир.войне. Большие расходы на воен.контракты, строительство воен. баз. Большие вложения в развитие Тихоокеанских штатов, развитие портов Сан-Франциско и Сан-Диего, строительство заводов, сооружение аэродромов.

 

49 Теннеси.
Долина р. Теннеси была 1 из самых отсталых районов США, основу которого составляло с/х. Промыш-ть была развита слабо,непригодна для судоходства. Гос. строительство электростанций началось после кризиса. Был создан регион. проект США – ТВА. Финансирование проекта предполагалось осуществить за счет федерального правительства путем размещения займов или за счет предоставления кредитов межд.финансовых учреждений. Проект был программой создания многоцелевых гидротехнич. сооружений, охватывающих своим влиянием весь водосборный бассейн. Программа предусматривала судоходство, борьбу с паводками, наблюдения за режимом рек, производство электроэнергии, орошение, промышл.водоснабжение.
В годы войны алюминиевая промыш-ть выросла, был введен в строй прокатный алюминиевый завод. Появилось произ-во метал.марганца, электростали. Были созданы атомные лаборатории и заводы. В 70-е гг были разработаны проекты ок. 10 АЭС.Все больше уделяется внимание охране окр.среды, т.к. при эксплуатации ГЭС произошло затопление земель, ухудшение микроклимата и качества водообмена. В итоге река стала судоходной, ущерб от наводнений удалось снизить, возросло население, душевой доход возрос и достиг средненацион., появ. большое кол-во новых индустр. центров. Энергетич. Политику ТВА проводят на основе самоокупаемости, на остальные цели средства выделяются конгрессом США.

 

50. Истор. задачи РП К. – геогр. расшир-е, осв-е нов. пространств. созд-е инфрастр., нац. самоидентификация. Широкое гос. вмеш. в воспр. процесс – одна из важнейш. особ. К. Этатизм (замещ. экон. ф-й част. сектора гос-вом). Гл. напр-е – разв-е трансп. инфрастр., т.к. пробл. коммуникаций совп. с пробл. форм-я общенац. рынка и относит. самоообесп. нац. экон. Также разв гос. предпр-во в сф. электроэнергетики. После войны гос-во разв. добыв. и обрабат. промышл. -> в 90е гос-ву принад. больш. часть зем. фонда и все зем. недра, более 70% ж/д, предприятия, трансп. и коммуник. сети. Осн. ед. канад. рег. план-я «город-регион» (симб. гор. терр-и и окр. мест.). Их структ. м.б. как моно- так и полицентрич. Процесс рег. план-я: 1) гор. план-е (неотлож. мест. проблемы); 2) нац. уровень (стратег регул-е исп-я земель в рег.); 3) разраб. рег. прог. разв-я для обшир. рег. или терр-й, с к-м связ. надежды на интенсификацию нац. механизма воспроизв-ва. Федер. политика К., оставаясь неизмен. в плане целей, подверг. неоднокр. пересмотру подходов и методов. Гос. политика в обл. содействия рег. осущ. через гос. корпорации.

 

51. РП Китая:огром.территория-огром.различия(этинч,экон).Для осущ.РП создан Комитет по делам нац,и планированию рожд-сти.Изначалально регионы(с-в,с,в,центр-юж,с-з,ю-з)не соответ.админ.делению. Этапы:Маоистск и Постмаоистский.

М:выравнивание регионов через экстенсив.раз-ие.у;упор каждого рег.на собственные силы.Отсутствие базы разв-ия на основ.конкуренции-отсюда кризис предложения сырья и ресурс.Новая стратег.неравномер.развития:стимулирование межрегион.взаимод.Предпочтение приморским,внутрен.районам.Предполагали, что опережающее развитие приморских районов будет катализировать разв.отраслей (в соответствии теории полюсов роста). Компоненты стратегии:

- страну раздел.на3района: вост (примор), центр, зап. Каждому региону определили особую роль, строго базирующуюся на их преимуществах.

-Созд. режимы, стимулирующие иностранные инвестиции и технологии (касается Вост).

-Стимулирование за собственный счет

-Использование эффекта диффузии роста приморского региона на другие.

Внешняя РП

«эк наука без границ»

«взаимодоп-ть экономик»Созданы спец эк зоны: Чэн-Чжэн, Джу-Хай, Шан-Тоу, Си-Мэй.

Лица, инвестирующее капитал не мене 1 млн $ освобожд от налогов. Предприятия освобождаются от уплаты таможенной пошлины, на товары производимые на экспорт.

Создание интернац эк рынков.

Есть черта: децентрализация принятий решений. При этом со стороны центра жесткий контроль. Не смотря на рост рыночных механизмов местная администрация жестко регулирует на своих территориях.Различия в темпах рост в крупных р-нах небольшие, а в провинциях значительные.Постмаоистскийпериод не дал полной гармонии интересов регионов. Есть и желания, и разочарования регионов, может привести к конфликтам (м/д Китаем и регионами).

РП велась достаточно эффективно и результативно для нации в целом: все стали богаче.

 

РП Японии

2 аспекта: внутри страны; в АТР (Азиат-Тихоок регион).

Рег проблемы связаны с 3 факторами:

бедность ресурсами и работает на экспорт и сверхконцентрация населения и пр-ва два мегалополиса.3слабое развитие северных районов (Хоккайдо, Тохоку).Первые попытки (40е гг): ограничить и упорядочить рост Ток агломерации. Практически РП начала проводиться в 50е,когд парламент принял закон «О развитии террит страны». И принят законодат акт развит.северн.территорий. «Принципы рег размещения промыш-ти», «Пр-пы строит-ва городских агломераций». Разрозненный хар-р. 1962 г – принят «План всестороннего развития территории страны».-главная роль финансирования рег мероприятий отвели государству.Осн методы:1субсидии правит-ва для местн власти для строительства необх объектов (дороги, инфрастр-ра).2займы гос банков, выпускающие с целью ускорения стр-ва индустр объектов.3предоставление налоговых льгот кампаниям, создающим пр-во в выделенных регионах. 4 для централизации займы для покрытия расходов на перемещение предприятий.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.