Сделай Сам Свою Работу на 5

ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ,

ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА

Мир полон звуков — живых и неживых, громких и тихих, приятных и резких... Вслушиваясь в звуча­ние окружающего мира, мы догадываемся о событи­ ях, происходящих вокруг.

Позанимайтесь с детьми, научите их слушать и слышать разнообразные звуки на прогулке, во время посещения цир­ка, зоопарка, а также дома. Приемы работы доступные: вопросы детям, игры «Угадай», «Кто самый внимательный», «Чуткое ухо», соревнование «Кто больше услышит».

Научите детей тонко дифференцировать звуки окружаю­щей обстановки, звучащих игрушек и детских музыкаль­ных инструментов; силу, высоту и длительность звучания музыкальных звуков. Такая работа необходима для подго­товки детей к анализу речевых звуков.

Прислушайтесь к речи людей. Она состоит из мно­жества слов, а слова — из разнообразных звуков. Это звуки речи. Одни речевые звуки можно произно­ сить протяжно, даже петь.

Попробуйте пропеть: ааа, у у у, ооо, эээ.

а — о — у — ы — э — и — гласные звуки. Их мы будем обозначать на звуковой схеме слова красным цветом


 
 

Дети в лесу кричат, чтобы не заблудиться: «А-У!» Сколько звуков в коротком слове «АУ»? Назовите звуки по порядку, выложите схему и про­читайте слово по схеме.


Скажите, сколько звуков вы услышали, назовите звуки по порядку.

Взрослый произносит цепочки звуков, дети их воспроиз­водят и называют количество звуков.

АИО ОЫАЭИ

УЭАИ ИЫАЭОУ

Какие звуки вы услышали и произнесли?

(Гласные звуки.)

Как вы определили, что это гласные звуки?

(Их можно тянуть, петь.)

Какие гласные звуки вы знаете?

[А] [О] [У] [И] [Ы] [Э]

Среди звуков речи есть гласные звуки, их можно тянуть в слове, пропеть. Есть и другие, которые не поются, а произносятся кратко, в это время активно работают наши органы речи: губы, язык. Это соглас­ные звуки.

Произнесите звукоподражания. Колеса вагонов стучат: т-т-т. Пулемет строчит: д-д-д.



 


ИГРА «ЧУТКОЕ УХО»

Взрослый произносит гласные и согласные звуки. Дети поднимают красную карточку, если услышат гласный звук. Кто ошибется, выбывает из игры. Выигрывает самый внимательный.



И — К — Т — У — X — О — А — Г — Ы — Э О — И — Г — Э — Ы — X — А — И — У Э — Г — У — К — А — X — И — Ы — О

«ДЕЖУРНЫЙ ЗВОНОК»

Учим выделять заданный звук среди других звуков, вос­питываем внимание.

Взрослый произносит звуки, дети хлопают, если услышат звук [х], гудят, если услышат [г], топают, если услышат [к].

А, Б, В, Г, Д, К, Ж, X, К, Г, 3, Д, Ш, К, М, Н, X, Г, К, Л, Ф, X, Ц, Д, Г, К

Выигрывает самый внимательный.

«КТО КАК КРИЧИТ?»

Воспитываем внимание, память. Взрослый имитирует голоса птиц и животных, дети показывают нужную картин­ку {свинья, гусь, петух, курица, лягушка, кукушка).

хрю-хрю-хрю

га-га-га

ку-ка-ре-ку

го-го-го

ква-ква-ква

ку-ку, ку-ку

кудах-тах-тах


Согласные звуки могут произноситься твердо и мяг­ко. Сравните их звучание в слогах:

ГА — ГЯ ГО — ГЁ ГУ — ГЮ

ГЫ — ГИ ГЭ — ГЕ ХА — ХЯ

ХО — ХЁ ХУ — ХЮ ХЭ — ХЕ
ХЫ — ХИ

Твердые согласные звуки мы будем обозначать на звуко­вой схеме слова синим цветом, а мягкие зеленым.

ИГРА «СЛОГИ»

Послушайте слова. Есть слова короткие: гусь, хлеб. Есть слова длинные: гладиолус, хлебопекарня. Слово можно произнести по частям — по слогам: ха—лат, пе-тух, гу-си, ги-та-ра.

Помните правило: в слове столько слогов, сколько глас­ных звуков.

Определять количество слогов в слове могут помочь при­емы: отстукивание, «прошагивание», прохлопывание слов.


Подберите слова к слоговым схемам.

Гуталин, хлеб, горох, гвоздь, грач, газон, гусар, химик, хобот, халат, хохолок, голубец, гагара.

ИГРА «ПТИЧИЙ ДВОР»

Учим детей подражать голосам домашних птиц. Форми­руем правильное произношение звуков [к], [г], [х].

Дети, глядя на картинки или по памяти, имитируют голоса птиц.


Посмотрите на картинку. Как курочка кричит, цыплят собирает? {Ко-ко-ко, ко-ко-ко.)

Петушок ходит важный, следит за порядком на птичьем дворе и кричит громко: «Ку-ка-ре-ку!»

Как кричит петух?

А курица волнуется и кудахчет: «Кудах-тах-тах, кудах-тах-тах».

Как она кудахчет?

Гуси важно идут стайкой и гогочут: «Га-га-га, га-га-га!»

Как гуси гогочут?

А вот и утка с утятами голос подает: «Кря-кря-кря!»

Как утка кричит?

Вышла птичница и стала загонять птиц: «Кыш, кыш...»

ИГРА «СЛОГОВАЯ ЦЕПОЧКА»

Взрослый произносит слоговую цепочку (звукоподража­ние), дети подбирают к ней подходящую слоговую схему.

КО-КО-КО

ГА-ГА

КУ-КА-РЕ-КУ

КРЯ-КРЯ

ХА-ХА-ХА

Взрослый показывает слоговую схему, дети произносят нужное количество слогов, затем хлопают столько раз, сколь­ко услышали слогов.


«ДЕЖУРНЫЙ СЛОГ»

Учим выделять слог с заданным согласным звуком среди других слогов. Воспитываем произвольное внимание.

Взрослый произносит слоги, дети повторяют за ним толь­ко слоги со звуками [г] и [х].

ТА — КУ — ГА — МЫ — ВО — ХА — ГО — КУ — ХО

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОГА

Учим схематическому изображению звуков в слоге. Выложите звуковые схемы слогов: ГУ, ХА, АХ, ГА, ОХ.

Проверьте себя:

Выложите звуковые схемы слогов: ГЫ, ГИ, ХЫ, ХИ.

Проверьте себя:

«ЭХО»

Учим выделять слово с заданным звуком, воспитываем речевой слух.

Взрослый произносит слова, дети повторяют за взрослым только слова с твердыми и мягкими звуками [г], [х], [к].

Толя — Коля кони — пони макать — махать

Валя — Галя рука — мука год — лед

Лена — Гена пусто — густо ход — рот

кот — тот корь — хорь гуси — бусы

губы — дубы муха — ухо хата — вата


ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.