Сделай Сам Свою Работу на 5

Монологическая и диалогическая речь





Монолог, монологическая речь (от моно и греч. lygos – слово, речь). Вид речи, полностью или частично не связанный (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника в содержательном и в структурном контексте.

Монологическая речь обладает гораздо большей степенью традиционности при выборе языковых, композиционных и других средств, имеет, как правило, более сложное синтаксическое построение по сравнению с репликами в диалоге. В бытовом общении монологическая речь встречается крайне редко. Основные коммуникативные ситуации ее употребления – сфера искусства, ораторские выступления, общения по телевидению и радио, ситуации обучения (речь учителя в классе, преподавателя в вузе). По своей языковой и структурно-композиционной организации монологическая речь гораздо сложнее, чем другие виды речи. Эти ее особенности - проблемы сложного синтаксического целого, абзаца и т.п. изучает наука лингвистика (текста).

Монологическая речь, имеющая внешнего адресата, характеризуется такими общими признаками, как наличие в ней обращений, а также местоимений и глаголов второго лица, глаголов повелительного наклонения и других форм волеизъявления. Речевые типы монолога обусловлены присущими монологу коммуникативными функциями (рассказ о событии, рассуждение, исповедь, самохарактеристика и т.п.). Выделяют следующие типы монологов:



- монолог повествовательного типа, для которого характерно соединение глагольных фраз, в которых выражена последовательность событий. В нем всегда имеется композиционная схема повествования:

-начало события,

-развитие события,

-конец события.

Пример монолога повествовательного типа:

Когда-то, в нашем дворе жил огромный сторожевой пес. Звали его просто Пес. А у соседки напротив курица вывела маленьких цыплят. Пес их очень любил и оберегал. Если бывало холодно, грел своим телом.

Однажды хозяйка отлучилась из дома, и вдруг пошел сильный ливень. Она бросилась домой, боясь, что цыплята погибнут. Прибежала и видит: двор залит водой, а цыплят нигде нет. Бегает, ищет, волнуется. Потом видит в будке пес лежит по грудь в воде, а на нем копошатся желтенькие комочки- цыплята.



Хозяйка посчитала цыплят - ни один не пропал. И с тех пор пса зовут Спасатель.

-монолог-рассуждение, для котороготипичны синтаксические построения, содержащие умозаключение, констатацию фактов, передающие логическую связь явлений (конструкции причинно-следственные, условные, уступительные, изъяснительные и др.). Композиционная схема рассуждения выглядит следующим образом:

-тезис(основная мысль),

-доказательство,

-вывод.

Пример монолога- рассуждения:

Юный друг! Учись с детства осязать и ощущать природу, постигать ее мудрую грамоту. Знание законов природы поможет требе по закату солнца и по гомону и полету птиц угадать погоду.

Скоро зима же будет на исходе, потому, что над широкими проталинками высоко повис жаворонок. Песни его так звонки и переливчаты, что остановят любого.

А знаешь ли ты, что листок папоротника вытягивает яд, притупляет боль?

Родная природа должна быть первым учителем жизни.

-монолог-исповедь, который обычно объединяет в себе повествовательные формы речи с формами рассуждений.

Пример монолога-исповеди:

Знаешь, я так часто о тебе мечтал. А теперь, когда сладостный миг удачи так близок, что-то во мне перевернулось, задрожало…

Я несусь куда-то вдаль, сам не знаю зачем и почему. В моей голове мысли, чувства, планы.

Все таки я счастлив, что живу на этой земле…

Ориентируясь на устное высказывание, монологи разных типов свободно допускают употребление разговорной и, экспрессивно окрашенной лексики, междометий, разговорных и разговорно-экспрессивных синтаксических построений ( конструкций диалогической речи).



Лекция, доклад и т.д. располагают всеми выразительными средствами устной речи. И искусство этой формы устной речи включает в себя использование и этих выразительных средств; вопреки общепринятому выражению о чтении лекций, лекцию нельзя превращать просто в чтение некоторого текста. Речь-лекция должна соединять в себе особенности как устной, так и письменной речи.

Особую разновидность монолога представляет собой, так называемый внутренний монолог, в котором имитируется эмоционально-мыслительная деятельность человека в ее непосредственном протекании («поток сознания»). Соответственно в монологической речи этого типа часто употребляются прерывистые, незаконченные фразы, внешне не связанные друг с другом синтаксические построения.

Монологическая речь включает в себя всё многообразие функций, которые вообще выполняет речь, осуществляя, однако, каждую из них в особой форме. Самое специфическое и характерное для монологической речи заключается в том, что ею человек, не общаясь реально с другими людьми, создает себе социальный резонанс. Монологическая речь, располагающая в качестве громкой речи всеми экспрессивными средствами, является средством выражения и эмоциональной разрядки. При монологической речи говорящий воздействует на самого себя всей той гаммой лирических и риторических средств, которыми располагает эта речь. Монологическая речь – это речь, в которой слушающий всегда солидарен с говорящим. Это речь с собеседником, который всегда слушает и всегда соглашается. В монологической речи, говорящий, с одной стороны, выражает свою эмоциональность, а с другой – воздействует на свои эмоции средствами, заимствованными из процесса общения.

Монологическая речь может выполнять функцию осмысливания, но и ее она выполняет специфическим образом: мысль, произнесенная вслух, приобретает большую осязательность. Как бы материализованная в звуках, в словесных формулах, она доступнее осознанию и проверке. Монологическая речь удовлетворяет при этом потребности придать своей мысли или своему переживанию ту осязательность и действенность, которую она обычно приобретает в процессе общения. Средством мышления монологическая речь служит в тех случаях, когда интересует не столько доказательность, т.е. объективная истинность, мысли, сколько ее убедительность, т.е. сила воздействия.

Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации. Монологичность в общении воспитывает людей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом. Исследования монологической и диалогической речи показывают, что наиболее эффективной формой общения является диалог [1].

Диалог – жанр речи, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником.

Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога – умение задавать вопрос себе и другим. Вместо того, чтобы произносить безапелляционные монологи, гораздо эффективнее преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и углубление.

В устной диалогической речи «исходным начальным этапом или стимулом к речи является вопрос одного собеседника; из него (а не из внутреннего замысла) исходит ответ второго собеседника» [6].

Это обеспечивает возможность «взаимоналожения реплик» , когда один собеседник еще не кончил говорить, а другой уже начал, перебивая первого. К этому типу речи близок в некоторых своих особенностях так называемый синхронный перевод.

Сам принцип организации диалогической речи несколько иной, чем принцип организации развернутых монологических форм речи. В ней с самого начала участвует фактор, вызывающий нарушение нормального грамматического порождения – фактор контекста (ситуации). Анализируя отличия в грамматической структуре диалогической речи, можно видеть, что этот фактор в известном смысле первичен по отношению к механизму грамматического порождения, по-видимому, именно на этапе «замысла» и происходит учет этого фактора, что соответствует некоторым данным, полученным современными американскими психолингвистами [2].

Основными разновидностями диалога являются:

- бытовой разговор,

- деловая беседа,

-переговоры.

Для бытового диалога характерны:

ü незапланированность;

ü большое разнообразие обсуждаемых тем (личные, социальные, политические и т.д.) и языковых средств;

ü частые отклонения от темы, перескакивание с одной темы на другую;

ü отсутствие, как правило, целевых установок и необходимости принятия решения;

ü самопрезентация личности;

ü разговорный стиль речи.

Деловая беседа имеет следующие характерные особенности:

ü дифференцированный подход к предмету обсуждения с учетом коммуникативной цели и партнеров и в интересах понятного и убедительного изложения мнения;

ü быстрота реагирования на высказывания партнеров;

ü критическая оценка мнений, предложений и возражений партнеров;

ü аналитический подход к учету и оценке всех факторов проблемы;

ü ощущение собственной значимости и повышение компетентности партнеров в результате разбора других точек зрения по данной проблеме;

ü ощущение сопричастности и ответственности в решении затронутой в беседе проблемы.

Переговоры по многим характеристикам сходны с деловой беседой.

Дополнительными признаками переговоров являются различия в исходных знаниях и установках при необходимости принятия совместного решения и равноправии сторон.

В диалоге представлены все разновидности повествовательных, побудительных, вопросительных предложений; преобладают предложения с минимальной синтаксической сложностью, широко используются частицы. В условиях диалога активизируется взаимодействие синтаксических, лексических, интонационных средств предложения и его смысловых связей с предшествующим или последующим текстом. Роль интонации особенно возрастает в предложениях с одинаковым синтаксическим строением и лексическим составом. Например: «Там холодно.»–«Там холодно?»

В предложениях с одинаковым строением, лексическим составом и интонацией активизируется роль их смыслового взаимодействия, а языковые средства усиливаются жестами и мимикой.

Речевая практика выработала приемы, которые не только оживляют повествование, придают ему выразительность, но и диалогизируют монологическую речь.

Один из таких приемов – вопросно-ответный ход. Он заключается в том, что создатель текста, как бы предвидя возражения, угадывая возможные вопросы адресатов своей речи, сам такие вопросы формулирует и сам на них отвечает. Вопросно-ответный ход превращает монологическую речь в диалог, делает слушателей, читателей собеседниками, активизирует их внимание, вовлекает в поиски истины. Умело и интересно поставленные вопросы привлекают внимание аудитории, заставляют следить за логикой рассуждения.

Иногда автор вставляет в текст предполагаемые реплики слушателей, читателей. Это вносит в монолог элементы диалога.

Вопросы для повторения:

1. Раскрыть сущность речевой деятельности и её видов.

2. Каковы виды (формы) речи? Дать отличительные характеристики, указать недостатки и привести примеры.

3. Эгоцентрическая речь: структура, функции и развитие.

4. Взгляды на сущность эгоцентрической речи детей Ж.Пиаже.

5. Доказать, согласно мнению Л.С. Выготского, что эгоцентрическая речь является переходом от внешней речи к внутренней речи ребёнка.

6. Описать категории эгоцентрической речи. Привести примеры.

7. Каковы формы речевого высказывания? Раскрыть отличительные особенности и функции устной и письменной речи. Привести примеры.

8. В чем заключается взаимоотношение ситуативной и контекстной речи с письменной и устной речью? Привести примеры.

9. Указать виды и характеристики устной речи. Привести примеры.

10. Раскрыть отличительные особенности монологической и диалогической речи. Привести примеры.

11. Охарактеризовать типы монологов и диалогов. Привести примеры.

12. Раскрыть характеристики бытового диалога. Привести пример каждой характеристики.

13. В чем заключается сущность приёма «вопросно-ответного хода»?

14. Указать основные отличия переговоров и деловой беседы.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Введенская Л.А. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д.: Феникс, 2001.

2. Выготский Л.С. «Мышление и речь». М.,1999г

3.Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М.: Дело, 2002.

4.Земская Е.А. Устная речь.// Русский язык. Энциклопедия, М.: БРЭ-Дрофа, 1997.

5. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие/ В.М.Козубовский. – 3-е изд. – Минск: Амалфея, 2008.

 

6.Леммерман Х. Учебник риторики. М.: Наука, 1997.

7. Пиаже Ж. «Речь и мышление ребенка». М.,1994г.

 

8. «Психологический словарь». Ростов-на-Дону,2003.

 

9. «Психологический словарь», под.ред. В.В.Давыдова. М.,1883г.,

 

10Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000.

11.Сопер П. Основы искусства речи. М.: Агенство «Яхтсмен», 1996.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.