Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие коммуникации в филогенезе





Филогенез- (от греч. phylon- племя, род, вид и … генез), филогения, историческое развитие организма, термин введен немецким эволюционистом Э. Геккелем в 1866 г. Этокачественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с внешней средой.

С позиций материализма, сама психика как способность ощущения возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы. В своем эволюционном развитии психика прошла ряд стадий:

-сенсорная,

-персептивная,

-интеллектуальная,

-стадия формирования сознания.

Сознание как особенность психики человека является продуктом общественно-исторического развития человеческого общества, возможность существования которого обусловлена использованием и изготовлением орудий труда, элементов языка, знаний, норм поведения.

Коммуникация– латинский корень которого означает «совместный, общий, объединяющий, взаимный, обоюдный, предполагающий обмен знаниями и ценностями». Это понятие используется во многих дисциплинах. Есть мнение, что любая реакция организма обозначается как коммуникация [1].



Если придерживаться мнения А.Флериха, который причисляет к коммуникации область социального взаимодействия (интеракцию), то коммуникация- это двустороннее общение индивидуумов, в основе которого лежит передача значимых сигналов. При этом вид используемых символов играет столь же малую роль, как и то, понимает ли собеседник выражаемые мысли.

Это общее определение делает возможным причислять к средствам коммуникации вербальные, звуковые, а также незвуковые средства. При этом всегда нужно принимать во внимание то, что вид и содержание знаков могут модифицироваться.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Человек, передающий информацию, называется коммуникатором,получающий ее –реципиентом.



Речь-это вид коммуникативной деятельности человека, исторически сложившаяся форма общения людей посредствам языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил [3].

Одним из основных отличий человека от животного мира, отражающим закономерности его физиологического, психического и социального развития, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать и уметь им пользоваться.

В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык-это система условных символов, с помощью которых передаются сочетаниязвуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Я зык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития. Причем одним из феноменов языка является то, что каждый человек застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие, и в процессе своего развития его усваивает. Однако, став носителем языка, человек становиться потенциальным источником развития и модернизации языка, которым владеет.

Речью принято называть сам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказа­ния. С психологической точки зрения, общение посредством языка — это не менее сложное явление, чем сам язык. Для того чтобы передать с помощью речи какую-либо информацию, необходимо не только подобрать соответствующие слова, имеющие определенное значение, но и конкретизировать их. Всякое слово, как мы говорили, есть обобщение, поэтому в речи оно должно быть сужено до определен­ного уровня, или смысла. Достигается это благодаря введению слова в определен­ный контекст.



Кроме содержания, передаваемого посредством словесных значений, в речи выражается и наше эмоциональное отношение к тому, что мы говорим. Это явле­ние называется эмоционально-выразительной стороной речи и обусловлено тем тоном звучания слов, который мы используем для произнесения высказываемой фразы.

И наконец, речь может иметь и психологическую сторону, поскольку в речи часто содержится смысловой подтекст, отражающий цель (мотив речи), с ко­торой была сказана та или иная фраза. Однако не во всякой фразе смысловой подтекст используется в качестве определенной информационной нагрузки. В определенных случаях смысловой подтекст может носить характер латентного (скрытого) смысла.

Таким образом, речевое общение — это сложный и многосторонний процесс. И, как пишет А. Н. Леонтьев, всякий акт речи «представляет собой как бы реше­ние своеобразной психологической задачи, которая, в зависимости от формы и вида речи и от конкретных обстоятельств и целей общения, требует разного ее построения и применения разных речевых средств». Вполне естественно, что-то же самое относится и к пониманию речи.

Современному состоянию речи как универсальному средству общения пред­шествовал длительный процесс филогенетического развития человека. Следует отметить, что речь-это «специфическая человеческая деятельность»[2]. Речь, а вместе с ней и язык возникли впервые лишь в человеческом обществе. Возможно, воз­никновение речи было связано со способностью человека трудиться, так как в про­цессе коллективного труда возникла необходимость координировать совместные усилия участников трудового процесса.

У современной науки есть основание полагать, что первым средством общения была комплексная кинетическая речь. Предполагается, что эта форма речи, свя­занная с первобытным образным мышлением, существовала уже у людей второй межледниковой эпохи, т. е. примерно около полумиллиона лет тому назад. Под комплексной кинетической речью понимается простейшая система передачи ин­формации с использованием движений тела. Эта форма общения очень близка к языку общения животных. С помощью подобного языка первобытный человек мог проявить угрозу или расположение к своему оппоненту, выразить свою обиду и возмущение, а также еще ряд простейших состояний. Конечно, общение исполь­зовалось и в процессе совместного труда, однако движения общения и движения, связанные с трудом, скорее всего, не имели четкой дифференциации.

Дальнейший этап в развитии речи был связан с постепенным отделением рече­вых движений от трудовых действий и их специализацией в качестве средств об­щения, т. е. превращением их в жесты. Подобное разделение движений на рече­вые и трудовые было вызвано усложнением трудовой деятельности людей. В ре­зультате возник специализированный ручной языки ручная (кинетическая) речь. Таким образом, рука человека оказалась главным средством труда и общения. Ее господство сохранялось на протяжении сотен тысяч лет, пока человек не стал использовать для общения звук, а не жесты. Однако бесспорно, что на протяже­нии всего этого времени рука человека получила максимальное развитие и стала универсальным инструментом человека [6].

Переход к собственно звуковой речи, вероятно, начался более 100 тысяч лет назад, в четвертую ледниковую эпоху. Скорее всего, это было связано с развитием производства и первичным разделением труда. Возникла существенная потреб­ность в речи, с помощью которой предметы и явления могли бы обозначаться го­раздо более точно — в системе расчлененных понятий. Этому требованию ручная речь уже не могла соответствовать, поэтому все более стала возрастать роль свя­занных с ручными жестами звуков голоса.

Можно предположить, что развитие голосовых звуков началось задолго до возникновения потребности в общении с помощью звуков. Это происходило потому, что в процессе общения жесты рук сопровождались определенными нечленораз­дельными голосовыми восклицаниями. Постепенно речевые звуки развивались и становились все более членораздельными. Со временем речевые звуки смогли взять на себя все те функции, которые выполняла кинетическая речь, и более того, обеспечить дальнейшее развитие человеческой речи. В результате язык и речь поднялись на новую ступень развития — на ступень звуковой членораздельной речи, что стало подлинной революцией в развитии человечества, суть которой заключа­лась в том, что звуковая речь и мышление смогли отделиться от непосредственно­го действия.

Звуковая речь сразу не была столь совершенной, какой является сейчас. Скорее всего, после своего возникновения звуковая речь длительное время оставалась близкой по своему содержанию к кинетической речи. Первоначально слова, как и жесты рук, имели весьма общие, расплывчатые значения. Одно и то же слово использоваться для обозначения разных по содержанию предметов. Подобное явление получило название первобытного полисемантизма, или многозначности слов.

С определенной уверенностью можно полагать, что первые слова заменяли целые предложения. Вероятнее всего, что на первом этапе возникновения и развития звуковой речи не было ни глаголов, ни существительных, ни других частей речи. Поэтому первые речевые формы были весьма примитивны. В них не содержалось ни скрытого смысла, ни контекста. Речь использовалась только для передачи какой-либо информации и не была связана с передачей эмоционального состояния говорящего. Затем под влиянием труда происходило развитие значений слов. Слова не только приобретали более конкретное смысловое значение, но и дифференцировались по грамматическим формам. Все это привело к формированию языка со сложной морфологией и сложным синтаксисом.

Следующим этапом развития речи явилось создание письменности. Письменная речь, как и устная, в своем развитии пережила ряд этапов. Вначале письменные знаки возникли и развивались под влиянием кинетической речи, а позднее, с возникновением звуковой речи, письменные знаки стали отражать смысл звуков, что привело к возникновению письма современного буквенно-фонетического типа [9].

Таким образом, человеческая речь, как и человеческое мышление, является продуктом общественно-исторического развития, в ходе которого речь стала выполнять ряд функций и заняла одно из самых значимых мест в психической и со­циальной жизни человека.

Вопросы для повторения:

1. Как понимаются речь и язык в психологии?

2. Каковы функции речи и их характеристики?

3. Каковы психолингвистические проблемы речи, сознания и общения?

4. Что представляет собой речевое взаимодействие и какова его специфика построения в системе коммуникаций?

5. Охарактеризовать формы национального языка и соответствующие характеристики.

6. Перечислить свойства речи и их характеристики.

7. Каковы особенности речевого поведения человека? Как оно формируется и почему?

8. Как связаны между собой речевое поведение и эрудиция? Привести пример.

9. Указать способы выражения эмоциональной напряженности.

10. Какова взаимосвязь личностных особенностей и голоса человека? Привести пример.

11. Описать типы логической интонации. Привести пример интонации сообщения, вопроса и побуждения.

12. Как происходит развитие коммуникации в филогенезе?

13. Чем определяется эмоционально- выразительная сторона речи?

14. Что представляет собой «контекст» и какова его психологическая обусловленность?

15. Каковы и чем характеризуются этапы филогенетического и онтогенетического развития речи.

 

 

Список литературы:

1. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений – М.: Издательский центр « Академия», 2002. – 416с.

2. Леонтьев А.А. Психология общения._ 2-е изд., испр. и доп.-М.: Смысл,1997.-365 с. –(Серия «Психология для студентов», вып.4)

3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.- Спб.: Питер 2006.-583с.: ил.-(Серия « Учебник нового века»).

4. Немов Р.С. Общая психология : Учеб. для студентов образовательных учреждений среди проф. образования.- М.: Гуманист. Изд.центр ВЛАДОС, 2003-400с.

5. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей/ С.Е.Гайдукевич, В.Гайслер и др.; Научн.ред. С.Е.Гайдукевич. – Мн.: УО»БГПУ им. М.Танка», 2007.-144.:ил.

6. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. Институтов В.В.Богословский, А.А.Степанов, А.Д.Виноградова. Под ред. В.В.Богословского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981.

7. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие/ В.М.Козубовский. – 3-е изд. – Минск: Амалфея, 2008.

8. Основы психологии и педагогики: учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения /авт.-сост. И.Т.Кавецкий и др.; кафедра юридической психологии МИУ. – Мн.:Изд-во МИУ, 2005.

9. Рогов Е.И. Психология общения- М.: Гуманист. Изд.Центр.ВЛАДОС,2000г.336 с.: ил.-(Азбука психологий)

 

1.2. Виды и функции речи

Краткий обзор:Речевая деятельность и её виды; виды (формы) речи: внешняя, внутренняя, письменная и устная, монологическая и диалогическая речь (И.А.Зимняя).

Эгоцентрическая речь: структура, функции и развитие; эгоцентризм, эгоцентрическая и социализированная речь; категории эгоцентрической речи: повторение, монолог, «монолог вдвоем» (Ж.Пиаже); «понимание монолога ребёнка», «коллективный монолог» (мотив и ситуация); эгоцентрическая речь ребёнка как переход от внешней речи к внутренней (Л.С.Выготский).

Устная и письменная речь: литературный язык, формы речевого высказывания(устное и письменное) и его характеристики; функции письменной и устной речи; ситуативная и контекстная речь; виды устной речи (беседа, доклад, лекция); эпистолярный стиль.

Монологическая и диалогическая речь: типы монологов(повествовательный, монолог- рассуждение, монолог-исповедь, внутренний монолог) и их характеристики.

 

 

Виды и функции речи

Современная психология рассматривает речь как универсальное средство общения, как сложный психофизиологический процесс порождения и восприятия речевых высказываний, а также специфически организованную форму сознательной деятельности, в которой участвуют два субъекта -формирующий речевое высказывание и воспринимающий его. Речевая деятельность-процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения, взаимодействия людей между собой. Речь является одной из самых сложных форм высших психических функций. Важнейшим механизмом речевой деятельности является механизм осмысления.

Существует следующие виды речевой деятельности:

- говорение

- слушание,

- письмо,

- чтение.

Эти виды взаимодействия выступают в процессе вербального общения.

По определению И.А.Зимней, есть три формы речи:

Внешняя устная речь

- экспрессивная (разговорная) речь

- импрессивная речь (восприятие и понимание речи),

2. внешняя письменная речь(письмо и чтение),

3. внутренняя речь (связана с мышлением).

Основными формами устной экспрессивной речи являются:

-монологическая,

-диалогическая,

-групповая речь(полилог).

Эти виды речи можно определить общим понятием как «спонтанная речь», образующие живую разговорную речь.

Монологическая речь (монолог) в психологии речи определяется как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких- либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог как наиболее сложная форма речи, служащая для целенаправленной передачи информации. Основные свойства монологической речи - односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения сообщения.

Диалогическая (диалог)- первичная по происхождению форма речи. Диалог

как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде разговора(беседы) двух или более участников речевого общения , или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов.

В диалоге, наряду с языковыми средствами звучащей речи, большую роль играют и невербальные компоненты жест, мимика, средства интонационной выразительности.

Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания.

Письменная речь является одним из видов речи, наряду с устной и внутренней, и включает в свой состав письмо и чтение.

Более полно и обстоятельно психологическая характеристика письменной формы речи представлена в исследованиях Л.С. Выготского, А.Р.Лурии, А.А Леонтьева.

Письменная речь по своей коммуникативной природе является преимущественно монологической речью.

История развития письма показывает, что письменная речь является «искусственной памятью человека». О более детальном описание видов речи разговор пойдет в последующих параграфах.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.