Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 7. Становление системы макроэкономического регулирования в зарубежных странах





Экономические последствия первой мировой войны. Образование двух полюсов в мировом хозяйстве. Версальская система. Изменения в соотношении сил в мировой капиталистической экономике. Период стабилизации. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.: эпицентр, экономических, социальных потрясений, обострение политической ситуации в ведущих капиталистических странах. Антикризисные мероприятия государства: макроэкономическое регулирование.

США. Либерально-реформистский вариант. Новаторский характер реформ правительства Ф.Д. Рузвельта. Прямое вмешательство государства в экономику: направления, границы. Сферы и методы косвенного регулирования. Организация системы социального обеспечения. Долгосрочные последствия реформ.

Германия. Тоталитарный вариант. Крах Веймарской республики, установление фашистской диктатуры. Всеобщая милитаризация, монополизация государством функций контроля и управления экономикой. Рост масштабов государственного хозяйства. Трудовая повинность, социальная политика правительства

Англия. Политика «регулируемых денег». Программа «национальной экономии». Отмена золотого стандарта. Создание стерлингового блока. Протекционизм, контроль за внутренними ценами.



Франция. Попытка создания смешанной экономики: экономическая программа Народного фронта, начало ее реализации, свертывание.

Тема 8. Становление экономической системы государственного социализма в СССР

Большевистская экономическая стратегия и тактика. «Красногвардейская атака на капитал». «Военный коммунизм». Перспективное планирование. НЭП: рыночная модель, ее кризис. Поиски вариантов регулируемого рынка. Отклонение альтернативных программ. Свертывание нэпа. Сталинская «модернизация» СССР. Первые пятилетние планы: мифы и реальные социально-экономические достижения. Экономический потенциал страны накануне и в период второй мировой войны.

РАЗДЕЛ III. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Тема 9. Основные тенденции развития мирового хозяйства после второй мировой войны и варианты его трансформации

Экономические последствия второй мировой войны. Бреттон-Вудские соглашения. Организация международной финансовой системы под эгидой США. План Маршалла. Факторы экономической динамики в Западной Европе: феномен «наверстывания», этатизм, интеграционные процессы. Японское «экономическое чудо». Особенности неолиберальной модели в США. Восточный блок: модификации советской модели социализма. Усиление противостояния в мировом хозяйстве по линии Запад-Восток. «Холодная война».



Научно-техническая революция: определяющие черты, основные этапы. Структурные кризисы середины 70-х гг. Трансформация мирового хозяйства: переход на постиндустриальную стадию. Неоконсервативный «поворот». Англосаксонская модель:

США, Англия. Социально-рыночная модель: Франция, Германия. Восточно-азиатская модель: Япония, ведущие страны Юго-Восточной Азии. Кризис социалистической системы: переходная экономика государств бывшего Восточного блока, Китая. Особенности хозяйственного развития новых индустриальных стран.

Новая ось противостояния в мировом хозяйстве: Север-ЮГ, Единая Европа и США. Проблемы глобализации экономики.

Тема 10. Попытки трансформации советской экономической системы. Экономика переходного периода в России

Послевоенная экономическая стратегия. Советское народное хозяйство в 40-60-х гг. Экономические проекты периода «оттепели»: амбициозные цели, реальные результаты. Новации в социальной политике. Научно-технические достижения, Социалистическая экономическая интеграция. Нарастание кризисных явлений в экономике. Масштабная попытка усовершенствования социалистического хозяйства: реформа 1965-1967-х гг. Политический консерватизм и свертывание реформ. Кризис «развитого социализма»: деградация экономики. Подрыв советской тоталитарной системы во второй половине 80-х гг. «Перестройка»: императивы стратегии ускорения социально-экономического развития страны. Усиление политической доминанты реформационного процесса. Попытки консервативной стабилизации. Политический кризис, распад СССР. Процессы рыночной трансформации России: экономика переходного периода.



Часть 2. Междисциплинарные связи разделов и тем дисциплины с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

  № п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин №№ разделов (тем) данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1. Макроэкономика   *   * * * * * * *
2. Мировая экономика           * * * *  
3. Политология   * * * * * * * * *
4. Социология     *   * *   * *  

Часть 3 – Разделы и темы дисциплины и виды занятий (учебно-тематический план)

Направление «Менеджмент»

  №№ п/п   Наименование разделов и тем Количество часов
  Всего   Л   С Самостоя-тельная работа
Раздел I. ДОИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
1. Тема 1. Введение в дисциплину «История». Предмет и задачи курса. Периодизация истории экономики.      
2. Тема 2. Становление первых цивилизаций. Восточный и античный варианты экономического развития.        
3. Тема 3. Варианты развития феодальной экономики
Раздел II. ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
4. Тема 4.«Великий переход» - эпоха первоначального накопления капитала.
5. Тема 5. Становление индустриальной экономической системы: варианты развития промышленного капитализма
6. Тема 6. Эволюция промышленного капитализма в конце XIX - начале XX вв. Монополизация экономики.
7. Тема 7. Установление системы макроэкономического регулирования в зарубежных странах.
8. Тема 8. Становление экономической системы государственного социализма в СССР.
Раздел III. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
9. Тема 9. Основные тенденции развития мирового хозяйства после второй мировой войны и варианты его трансформации.
10. Тема 10. Попытки трансформации советской экономической системы. Экономика переходного периода в России.
Итого:

Направление «Экономика»

  №№ п/п   Наименование разделов и тем Количество часов
  Всего   Л   С Самостоя-тельная работа
Раздел I. ДОИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
1. Тема 1. Введение в дисциплину «История». Предмет и задачи курса. Периодизация истории экономики.      
2. Тема 2. Становление первых цивилизаций. Восточный и античный варианты экономического развития.        
3. Тема 3. Варианты развития феодальной экономики
Раздел II. ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
4. Тема 4.«Великий переход» - эпоха первоначального накопления капитала.
5. Тема 5. Становление индустриальной экономической системы: варианты развития промышленного капитализма
6. Тема 6. Эволюция промышленного капитализма в конце XIX - начале XX вв. Монополизация экономики.
7. Тема 7. Установление системы макроэкономического регулирования в зарубежных странах.
8. Тема 8. Становление экономической системы государственного социализма в СССР.
Раздел III. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
9. Тема 9. Основные тенденции развития мирового хозяйства после второй мировой войны и варианты его трансформации.
10. Тема 10. Попытки трансформации советской экономической системы. Экономика переходного периода в России.
Итого:

Практические и семинарские занятия

Тема 1. Предмет и задачи курса. Периодизация истории экономики

План занятия

N Проводимое мероприятие Форма Время
Ответы на вопросы по теме лекции Устные ответы 20 мин.
Доклады Доклады 25 мин.
Обсуждение докладов Дискуссия 45 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

Темы докладов к семинарскому занятию

1. Хозяйство первобытнообщинного строя и его характерные черты

2. Первое общественное разделение труда и его значение для общественного производства

3. Второе общественное разделение труда: предпосылки и последствия

4. Происхождение частной собственности и развитие общества

5. К.Маркс – основоположник формационного подхода к изучению экономических систем

6. Цивилизационный подход: истоки возникновения, сущность

Вопросы к семинарскому занятию

1. Место экономической истории в системе гуманитарных наук: предмет и основные методы экономической истории как науки

2. Формационный и цивилизационный подходы к изучению экономических систем

3. Основные этапы и черты доиндустриальной экономики

4. Этапы развития первобытнообщинного строя

 

Тема 2. Становление первых цивилизаций. Восточный и античный варианты экономического развития.

План занятия

N Проводимое мероприятие Форма Время
Ответы на вопросы по теме лекции Устные ответы 45 мин.
Доклады Доклады 45 мин.
Обсуждение докладов Дискуссия 45 мин.
Решение тестов Тесты 45 мин.
  ИТОГО   180 мин. (4 часа)

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.