Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные этапы творческого пути





Рассвет творчества пришелся на 30-первую половину 40-х гг. Пережил литературную известность, но остался верен «пушкинскому веку»

Начинал с жанра пролога – короткого дидактического жанра; обращался к восточным сюжетам.

1831 г. - «Последний квартет Бетховена» - рассказ был высоко оценен Пушкиным. Одоевского интересовали несовместимы противоречия характера – Бетховен - мощная и в то же время жалкая фигура (одержим музыкой, творческая натура, физическая глухота)

1 этап В 1833 выходит сборник «Пестрые сказки», рассказаны от имени «магистра философии и члена разных ученых обществ» Иринея Модестовича Гомозейки, изданы В. Безгласным. В сборнике соединяется несоединимое – фантастические ситуации с воссозданием деталей современного быта, дидактизм, интерес к иррациональному, насмешки над современным состоянием общества. Главная тема – мертвенность современного общества, реальная жизнь оказывается более фантастичной, нежели выдумка. Сказки построены на фантастическом сюжете, но в них с фантастикой сочетается простодушный юмор, описание абсурдного мира российской провинции (скука, пьянство, взяточничество, почтение к «бумагам»). Обращался к приемам завуалированной фантастики – формам сна, слухов.



«Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем» (Иван Севастьяныч), «Ласковый помещик … прислал ему с барского двора гуся с подливой да штоф (2 водочные бутылки = 10 чаркам = 1, 23 литра) домашней желудочной настойки»

«Сказка о том, по какому случаю коллежскому советнику Ивану Богдановичу Отношенью не удалося в светлое воскресенье поздравить своих начальников с праздником» - страстная суббота, карты выскакивают из рук игроков, люди превращаются в карты, дамы стучат Иванами Богдановичами об стол… Матушка Ивана Богдановича зашла в комнату и увидела, что игроки спят мертвым сном.

«Сказка о том, как опасно девушкам толпою ходить по Невскому проспекту»

Мистификация, шутка, перебирание каверзных случаев, превращение привычного в странное, загадочного – в обиходное – любимые приемы Одоевского

Стремился к простоте формы, учился у Пушкина и Гоголя. «Аллегории кн. Одоевского были исполнены жизни и поэзии», - писал В.Г. Белинский



2 этап «Светские» повести – «Княжна Мими» (1834), «Княжна Зизи» (1839), отрывки из романа «Катя, или История Воспитанницы» (1834). Эпиграф к повести «Княжна Мими»: «Извините, сказал живописец, - если краски мои бледны: в нашем городе нельзя достать лучших». Мирок игрушек, который приводится в движение сплетнями, контролируется фальшивыми светскими нормами. Бездуховный мир враждебен всему человеческому. Проблема женской эмансипации. (Княжна Мими, Баронесса Дауерталь, Границкий, графиня Лидия Рифейская) (Княжна Зинаида, сестра Лидия, Городков).

3 этап «Таинственные» повести: «Сильфида» (1838), «Косморама» (1840), «Саламандра» (1841) – Одоевскому интересны тайны человеческой психики, фантастическое в них переплетается с реальным. Белинский в письме Боткину писал: «Добрый Одоевский раз не шутя уверял меня, что нет черты, отделяющей сумасшествие от нормального состояния ума, и что ни в одном человеке нельзя быть уверенным, что он не сумасшедший». Мир природы, целостный и свободный, противостоит миру человека, народные верования, средневековая алхимия, астрология представляются Одоевскому осколками «древней правды» об органичном бытии.

Одоевский любил «двойные» мотивировки – события могут получать как обыденное, так и фантастическое толкование; при этом иногда О. нарушает двойную мотивировку – Н.: оживание мертвеца в «Космораме».

Мистические повести. Подлинная реальность недоступна разуму, постигается только интуитивно. Сильфида – дух стихии воздуха. Реальная жизнь степного помещика, в которой задыхается образованный человек, имеющий душу, человек, способный чувствовать.



4 этап Одоевский был одним из основателей московской консерватории, музыкальным критиком (его привлекала музыка Глинки, Листа), он много размышлял об искусстве, о художнике, его назначении в обществе, что нашло отражение в самом значимом произведении – «Русские ночи» (1844). Эта книга уникальна и по жанру, и по своему построению, в ней сочетаются элементы жанра романа, философского трактата, сборника повестей. Свободная форма позволила автору с различных сторон осветить волновавшие его проблемы. Отсутствие единого сюжета. В центре внимания – трагическая разорванность бытия и сознания. Одоевский изображает дисгармонию отдельных личностей и целых социальных систем. В повестях «Русских ночей» воплощены разные типы духовной глухоты, что губит не только отдельных людей, но целые цивилизации. Персонажами повестей становятся разные личности – Бетховен, Бах, импровизатор Киприяно. Всех их объединяет одна черта – неполнота жизни, дисгармоничность духовного развития. Одоевский изображает трагедию великого Бетховена, который не может больше выражать свои гениальные замыслы на языке музыки, скорбную судьбу Баха, который знал только свое искусство и постепенно превратился в «церковный орган, возведенный на степень человека». Импровизатор у Пушкина в «Египетских ночах» - творец, человек наделенный талантом; импровизатор

Жанр - интеллектуальный роман; симфония .

Пути развития русской прозы

Становление русской прозы происходит в 30-40-е годы 19 столетия. Для прозаических произведений характерны следующие черты:

1. Предмет изображения – проза жизни

2. Происходит движение от романтизма к реализму.

3. Для прозы этого периода характерна игра с повествовательной формой (Вельтман, Бестужев-Марлинский, В. Одоевский) - характерно для романтиков.

4. Возникает дистанция между автором и героем – характерно для реализма

5. Тенденция к циклизации

6. Тяготение к жанру очерка – в центре внимания ранее запретная тематика (проститутки, воры)

 

ЯЗЫКОВ

(1803 – 1846)

Владеет он языком, как арап диким конем

Н.В. Гоголь

Начало творческого пути. Особенности мировоззрения

Николай Михайлович Языков родился в богатой помещичьей семье. Огромное состояние, доставшееся в наследство Языкову, позволяло ему вести независимый образ жизни. Молодой человек получил весьма разностороннее образование: он учился в Петербурге в Горном кадетском корпусе, прослушал курс в Институте инженеров путей сообщения. Однако, не закончив обучение в этих учебных заведениях, он отправился в Дерпт, где поступил на философский факультет университета. Здесь он провел долгих сем лет, но, решив не сдавать выпускного экзамена, «свободно-бездипломным» вернулся в Петербург.

Еще во время учебы в Дерптском университете Языков, имевший дружеские связи в литературных кругах Петербурга, начинает регулярно печататься в известных российских изданиях. Обучаясь на философском факультете, он открывает для себя литературу европейского романтизма, что окажет серьезное влияние на его творчество.

Студенчество во все времена отличалось прогрессивными взглядами и вольнолюбивыми настроениями, что предопределяло его оппозиционность по отношению к существующей власти. Подобные тенденции были характерны и для мироощущения Языкова, не имевшего при этом каких либо четко сформулированных политических убеждений. Его вольнолюбие носило чисто эмоциональный характер.

В творчестве Языкова традиционно выделяются два периода: 20-е - начало 30-х годов XIX века и вторая половина 30-х – первая половина 40-х годов XIX века. Лучшие произведения поэта были созданы в период его раннего творчества.

Своеобразие творчества

И.В. Киреевский, пытаясь определить главную черту художественного дарования Языкова, писал: «Мне кажется, что средоточием поэзии Языкова служит то чувство, которое я не умею определить иначе, как назвав его стремлением к душевному простору». Это мнение находит подтверждение уже в ранних произведениях поэта.

Подлинную известность и искреннюю любовь читателей Языкову принесли так называемые студенческие песни. Именно в этом жанре смог наиболее полно проявить себя дух поэзии Языкова, связанный с выражением романтической свободы личности, ко­торая верила в достижение этой свободы, которая радостно, бездумно, зато всем суще­ством принимала жизнь.

Наиболее яркие студенческие песни Языкова вошли в цикл «Песни». Первые три песни («Полней стаканы, пейте в лад!», «Страшна дорога через свет…», «Кто за бокалом не поет…») прославляют вино как необходимый атрибут веселых студенческих пирушек. У Языкова студент предстает не только как беззаботный гуляка, он труженик и философ, он честен и благороден, главное же в нем – свободные устремленья его духа:

Свободой жизнь его красна,

Ее питомец просвещенный –

Он капли милого вина

Не даст за скипетры вселенной!

Лирический герой Языкова – это мыслящий студент, предпочитающий свободу чувств и вольное поведение принятым нормам, наделенный биографической и «условно-профессиональной» оп­ределенностью. При этом лирический герой и сам поэт (дерптский сту­дент) не равны друг другу.

Лирический герой Языкова испытывает искренний восторг перед миром, полным столь разнообразных возможностей, перед теми путями, которые он, обладающий незаурядными способностями человек, может избрать. Поэтому для поэтического слога Языкова так характерны восклицательные интонации, торжественные выражения. Это объясняет тот факт, что центральными жанрами языковской лирики становятся гимн и дифирамб. В ранней лирике Языкова практически все жанры – и песня, и элегия, и романс, и послание – приобретали черты гимна или дифирамба.

Поэт-романтик Языков не мог обойти в своем творчестве таких популярных жанров как элегия и послание. В элегиях и посланиях человек предстает вне чинов и званий, вне тех многочисленных уставов и законов, которые регламентируют жизнь личности в обществе. Предметом размышлений Языкова, с одной стороны, являются такие чувства, как любовь, дружба, способность наслаждаться красотой природы и искусства, с другой - высокие гражданские чувства, представляющие собой неотъемлемую часть духовного мира человека. Показательно, что в лирике Языкова политическая тема становится глубоко личной, даже такой жанр, как элегия, у него претерпевает изменения: философские размышления поэта органично вбирают в себя размышления о свободе и самовластье, судьбе народа и всей России. По этой причине в элегиях Языкова активно используется нехарактерная для этого жанра политическая лексика.

Так, в послании «Н.Д. Киселеву» (1823) поэт воспевает «тишь уединения», где может расцвести «гений благородный» и, вместе с тем, обращается к злободневным политическим проблемам, размышления над которыми заканчиваются афористичными строками:

У нас свободный ум, у нас другие нравы:

Поэзия не льстит правительству без славы;

Для на закон царя – не есть закон судьбы,

Прошли те времена – и мы уж не рабы!

В своих свободолюбивых элегиях Языков скорбит о рабстве, которое является позором для России. Поэта интересует душа народа, что становится предметом осмысления в элегиях «Свободы гордой вдохновенье!» (1824) и «Еще молчит гроза на­рода…» (1824). Языков приходит к неутешительному выводу:

Я видел рабскую Россию:

Перед святыней алтаря,

Гремя цепьми, склонивши выю,

Она молилась за царя.

Языков с горечью констатирует: «Стольетья грозно протекут, - / И не пробудится Россия!»

Трагические события 1825 года не заставили Языкова отречься от его вольнолюбивых идеалов. В его поэзии все чаще появляется образ моря, который в романтической традиции символизировал свободолюбивые устремления. Так, в стихотворении «Пловец» (1829) образ морской бури прочитывался современниками Языкова как напоминание о недавних событиях русской истории – восстании на Сенатской площади и расправа над декабристами. Однако поэт уверен в том, что сила человеческого духа способна противостоять враждебной стихии. Сильный и смелый достигнет того заветного берега, на котором расположена «блаженная страна»:

Но туда выносят волны

Только сильного душой!..

Смело, братья, бурей полный

Прям и крепок парус мой.

Начиная с конца 1830-х годов, в творчестве Языкова все отчетливее звучат религиозные мотивы: он перелает псалмы, в его стихах появляются библейские образы, он неоднократно обращается к жанру молитвы. Так, в стихотворении «Молитва» (1835) лирический герой возносит молитвы Богу за счастье своей любимой. Это стихотворение перекликается со знаменитой «Молитвой» М.Ю. Лермонтова. Лишь чистый душой человек, способный отречься от себя ради другого, может постичь божественную красоту, ощутить божественную гармонию в своей земной жизни. Ему даровано увидеть призрак рая в красоте ясного светлого дня.

Одной из центральных тем в творчестве Языкова периода зрелости является тема родины. М.П. Погодин говорил об этом: «Одно только чувство оживляло его в тяжкие последние его годы. Это любовь Отечеству. Отечество, Святую Русь любил он всем сердцем своим, всею душою своею и всею мыслию своею». В стихотворениях «К ненашим» (1844), «А.С. Хомякову» (1845) Языков, ставший сторонником славянофильских убеждений, писал о величии России, ее уникальности и святости:

Крепка, надежна Русь святая,

И русский Бог еще велик!

В последние годы Языков создает целый ряд лирических шедевров, среди которых «Буря», «Морское купание», «На смерть няни А.С. Пушкина», «Сияет яркая полночная луна» и другие. Читатели и критики называли эти произведения классическими, говорили о совершенстве их стиля, о гармоничной стройности языка. И.В. Киреевский отмечал: «Эта звучная торжественность, соединенная с мужественною силой, эта роскошь, этот блеск и раздолье, эта кипучесть и звонкость, эта пышность и великолепие языка, украшенные, проникнутые изяществом вкуса и грации, - вот отличительная прелесть и вместе особенное клеймо стиха Языкова».

Последние годы жизни

В 1833 году Языков уезжает в свое симбирское имение. Он уже смертельно болен, однако продолжает писать, собирает народные песни для известного фольклориста И.В. Киреевского. Спустя несколько лет по настоянию врачей Языков отправляется на немецкие курорты, где знакомится с Гоголем и вместе с ним едет в Италию. За границей Языков создает целый ряд замечательных произведений, в центре которых образ русского человека, родной земли.

Вернувшись в Россию, Языков переживает новый творческий подъем, несмотря на мучительную болезнь, он, по собственному признанию, писал стихи «не болезненные». В этот период даже те, кто прежде не признавал дарования Языкова, отмечали взлет его таланта.

Почувствовав приближение смерти, Языков стал спрашивать своих друзей, что они знают о жизни после смерти. Заметив их замешательство и нежелание расстраивать его, поэт распорядился приготовить все блюда и вина, которые традиционно подаются во время поминального обеда, а затем пригласил всех друзей и знакомых помянуть его. В этом поступке весь Языков, человек, принимавший жизнь такой как она есть, воспевавший ее радости и наслаждения.

Пытаясь осмыслить место Николая Михайловича Языкова в русской поэзии, П.А. Вяземский писал: «Смертью Языкова русская поэзия понесла чувствительный и незабвенный урон. В нем угасла последняя звезда Пушкинского созвездия, с ним навсегда умолкли последние отголоски пушкинской лиры. Пушкин, Дельвиг, Баратынский, Языков не только современностью, но поэтическим соотношением, каким-то семейным общим выражением, образуют у нас нераздельное явление».

 

ВЕНЕВИТИНОВ

(1805 –1827)

Веневитинов сам собою составил бы школу, если

б судьба не пресекла безвременно его прекрасной

жизни, обещавшей такое богатое развитие.

В.Г. Белинский

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.