Сделай Сам Свою Работу на 5

Некоторые литературоведческие термины





ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ

(Восприятие, истолкование, оценка поэтического текста.)

Вступление. Может быть «введением» в художественный мир поэта, определять особенности творчества поэта, своеобразие лирического героя.

Может быть «тематическим»: определять особенности звучания данной темы в лирике поэта, давать представление об эволюции данной темы в его творчестве.

Может быть «биографическим»: рассказывать об истории создания стихотворения, о тех обстоятельствах жизни и творчества поэта, которые сыграли роль в создании стихотворения.

Может быть «лирическим»: вы можете поделиться своими размышлениями о том, что даёт человеку встреча с прекрасным поэтическим произведением, «диалог» с поэтом при чтении его стихов.

 

Основная часть.

Восприятие. Попытайтесь описать собственные ощущения, эмоции, возникающие при чтении стихотворения. Обратите внимание на общее настроение стихотворения, на его эмоциональный фон, на ряд ассоциаций, возникающих при чтении, на звуковую и цветовую «палитру» стихотворения.

Истолкование. Ваша задача – выполнить анализ стихотворения.



1. Поразмышляйте над смыслом названия стихотворения (Какие ассоциации вызывает название? Какое настроение создаёт? Какие ожидания вызывает у читателя? Как связано с содержанием стихотворения?).

2. Определите особенности жанра, если это необходимо. Как эти особенности проявляются в стихотворении?

3. Определите тему стихотворения, если вы не обозначили её во вступлении.

4. Какова композиция стихотворения (На какие части делится? (можно условно разделить текст), как связаны части друг с другом, чем различаются).

Анализ текста «вслед за автором»:

5. Ключевые образы каждой части, основные художественные средства их создания:

- лексические (многозначные слова, синонимы, антонимы, стилистически окрашенная лексика, архаичная лексика, тропы и т.д.);

- фонетические (звукопись: аллитерация и ассонанс);

- словообразовательные (слова с суффиксами эмоциональной оценки, авторские неологизмы, морфемного повтора и т.д.)

- морфологические (обилие глаголов придаёт тексту динамичность, обилие прилагательных – живописность; частиц, междометий – эмоциональность и т.д.);



- синтаксические (структура и размер предложений, стилистические фигуры и т.д.);

- особенности ритма, стихотворного размера, рифмы, способа рифмовки, строфики.

6. Охарактеризуйте состояние лирического героя (Каково оно? Чем вызвано? Как меняется? Какими средствами автор передаёт это состояние?).

7. Сформулируйте идею стихотворения, определите своё отношение к ней.

8. Сопоставьте свое эмоциональное восприятие стихотворения с теми выводами, к которым вы пришли в процессе анализа. Подумайте, какую роль играет исследование данного стихотворения в понимании авторской концепции?

Заключение. Должно содержать оценку

поэтического текста. (Какое место занимает это стихотворение в творчестве поэта, в русской поэзии? Каково общечеловеческое, философское звучание стихотворения? Почему данное стихотворение по праву считается шедевром? Что дало вам знакомство с лирикой поэта и с данным стихотворением?)

 

Примерный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Последний катаклизм".

Основные подходы к лирическому стихотворению классического типа мы попытаемся показать на примере анализа стихотворения Ф.И. Тютчева "Последний катаклизм" (1830).

Ф.И. Тютчев

Последний катаклизм(1830).

Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!

 

Анализ начинаем с поэтики заглавия, так как в нем содержится главный лирический образ, скрыта главная для поэта эмоция и философская идея. По сути дела, название отражает авторское понимание текста. Прилагательное "последний" обозначает события, происходящие на грани, у последней черты.



Само слово "катаклизм" (не "превращение" или "изменение", близкие по смыслу) подчеркивает философский смысл стихотворения. Судя по названию, можно предположить, что в тексте будет развернута картина из Апокалипсиса, рисующая последний день творения. Однако Тютчев - оригинальный поэт-философ. Для него последний день окажется первым днем нового творения.

Стихотворение состоит из одной строфы (монострофы) - катрена (четверостишия). Однако композиционно эта строфа делится на две части - первые два стиха (стихотворные строки) и последние два.

Это деление содержательно, оно отражает два основных мировых процесса (разрушения и созидания), которые даны в двух симметрично расположенных в тексте глаголах "разрушится" и "изобразится".

В стихотворении присутствуют две стихии - земли и воды. Рисуя гибель земли под водой, Тютчев обращается к библейскому мифу о Ноевом потопе ("Все зримое опять покроют воды"). В самом этом обращении есть одновременное указание на гибель и спасение.

Философский характер стиха подчеркивается внесубъектным построением - отсутствием местоимений "я", "ты", "мы" и т д., которые воплощают в стихе образ человека. Стихотворение несет в себе философское обобщение. Об этом свидетельствует и выбор лексики - не эмпирической, а предельно отвлеченной ("последний час природы", "все зримое", "божий лик").

Процесс разрушения "закреплен" в синтаксисе стиха: для первых двух строк характерна глубокая инверсия (неправильный, обратный порядок слов в предложении). Сравните для примера обратный порядок слов (предложение с инверсией) и прямой:

"Когда пробьет последний час природы...";
"Когда последний час природы пробьет ..."

В первом случае ударение, падающее на конец, определяется законами стихового построения, во втором - оно логическое.

Инверсия исчезает в последней строке, что соответствует процессу созидания. Последняя строка стиха выделяется не только отсутствием инверсии ("И божий лик изобразится в них!"), не только восклицательной интонацией, отражающей особую патетичность фразы, но и фонетически звук "и", многократно повторенный, по-особому инструментирует концовку стиха "И божий лик изобразится в них!"

Стихотворение "Последний катаклизм" написано пятистопным ямбом с мужскими (ударными - "земных", "них") и женскими (безударными - "природы", "воды") окончаниями. Рифмы в стихе как грамматические (природы - воды), так и неграмматические (земных - них). Перекрестные, открытые (оканчивающиеся на гласный) и закрытые (оканчивающиеся на согласный звук). Все это построение стиха основано на законе двойственности, "бинарности", что отражается прежде всего на содержательном уровне.

Наряду с первой строкой ("Когда пробьет последний час природы"), где нет ни одного метрического сбоя, представлен чистый ямб, который выражает неумолимость и неотвратимость наступления "последнего часа", все остальные строки содержат отступления (они приходятся на основные в смысловом отношении глаголы "разрушится", "изобразится"). Отсутствие ударения называется пиррихий. Представим вторую строку стиха "Состав частей разрушится земных" как метрическую схему (сочетание ударных и безударных слогов, обозначив U -- безударный, I -- ударный):

UI/UI/UI/UU/UI.

Четвертая стопа, приходящаяся на глагол "разрушится", окажется "облегченной", пиррихиической.

Особенно много отступлений возникает в третьей строке ("Все зримое опять покроют воды"):

II/UU/UI/UI/UI/U.

В первой стопе появляется сверхсхемное ударение, называемое в стихосложении спондеем (II -- два слога ударных). Вторая стопа пиррихиическая, с пропуском ударения.

В целом большое количество сбоев в этой строке можно объяснить, на наш взгляд, тем, что в ней скрыто обозначена человеческая трагедия. Последний катаклизм разрушит не только "состав земных частей", но и обернется человеческой трагедией. На первый взгляд, в стихотворении нет места человеческому. Как мы отметили вначале, стихотворение является громадным философским обобщением. Однако выражение "все зримое" (от старославянского слова "зрак" - "глаз") включает в себя и человеческий план, поэтому строка как бы окрашена человеческой эмоцией, нарушающей привычный ритм стиха.

 

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ЭПИЗОДА

Вступление. Общая характеристика произведения, его проблематика. (Обязательно выйдите на ту проблему, которая актуальна для данного эпизода.)

Основная часть.

1) Местоэпизода в композиции: является эпизод звеном развития сюжета (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, ключевой эпизод) или внесюжетным элементом (сон, письмо, размышление героя, авторское отступление и т.д.)

2) Роль эпизода в произведении: создаёт определённое настроение, предваряет события, объясняет причины уже произошедших событий, раскрывает характеры героев (Каких именно? Почему?), проясняет авторскую мысль (Какую именно?) и т.д.

3) Структура эпизода:

- Какие события происходят в данном эпизоде? Какова их роль?

- Какие внесюжетные элементы входят в данный эпизод: описание места действия (пейзаж или интерьер), указание на время действия, портреты героев, указание на особенность их поведения, монологи (в том числе и внутренние), диалоги, размышления героев, авторские отступления, сны, письма героев, символичные образы, детали, числа?

 

(Характеризуя каждый элемент структуры эпизода, ищите ответы на триключевыхвопроса:ЧТО, КАКиЗАЧЕМизображает автор?)

Заключение. Выводы. Роль эпизода в раскрытии авторских идей.

(Помните, чтоидея– ответ на проблемный вопрос. Чтобы ваше сочинение обладало логической и композиционной стройностью, постарайтесь, говоря об идее, найти ответ натот проблемный вопрос, о котором вы заявили во вступлении.)

 

 

План и образец комплексного анализа лирического произведения.

  1. История создания произведения (если это возможно).
  2. Тема и идея.
  3. Композиция. Развитие темы и идеи.
  4. Система образов.
  5. Художественно – языковые средства, способствующие раскрытию основной мысли автора.
  6. Ритмическая организация, звуковое оформление, особенности рифмики.
  7. Особенности синтаксиса и пунктуации произведения, их роль в раскрытии идеи автора.
  8. Особенности орфографии.
  9. Чувства и мысли, вызванные знакомством с данными произведениями.

 

Образец

Земное сердце стынет вновь,

Но стужу я встречаю грудью.

Храню я к людям на безлюдьи

Неразделённую любовь.

 

Но за любовью- зреет гнев,

Растет презренье и желанье

Читать в глазах мужей и дев

Печать забвенья иль избранья.

 

Пускай зовут: Забудь поэт!

Вернись в красивые уюты

Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!

Уюта- нет! Покоя – нет!

(А.Блок.1911- февраль 1914г.)

 

  1. По замыслу автора, стихотворение «Земное сердце стынет вновь…» должно было стать заключением 3й главы поэмы «Возмездие». Поэма была задумана в 1910 году и в общих чертах «набросана» (А.Блок) в 1911 году.
  2. «Тема заключается в том, - писал А.Блок, - что род, испытавший на себе возмездие истории, среды, эпохи, начинает в лице последнего первенца в свою очередь творит возмездие…» Но поэма не была закончена, и данное стихотворение (как и другие «наброски») вошло в цикл «Ямбы».
  3. Стихотворение состоит из трех четверостиший. В первой строфе даётся «пейзаж души» лирического героя: сердце поэта «стынет», потому что его любовь к людям «неразделенная». Находясь среди людей он живет на «безлюдьи». Но герой мужествен: тяготы жизни («стужу»), одиночество он встречает «грудью». Во второй строфе раскрывается его отношение к людям: с одной стороны, « любовь», с другой – «призренье». На вопрос, почему в душе лирического героя «зреет гнев», дается ответ в третьей строфе: людям нужен покой, они и поэта зовут в «красивые уюты»; но для лирического героя их «нет», ему « лучше сгинуть в стуже лютой», чем пребывать в сером мещанстве.

Авторская позиция заявлена очень чётко: человек должен активно вмешиваться в жизнь.

4.В системе образов ясно противостоят друг другу лирический герой и окружающие его люди, иначе говоря, поэт и толпа.

5.Основной художественный прием, используемый автором для раскрытия идеи, - антитеза: в стихотворении несколько рядов антонимов ( к людям – безлюдье; любовь – гнев, презренье; покой, уют, - стужа).

Кроме того, Блок включает в стихотворение эмоционально окрашенные эпитеты (любовь – не разделенная, стужа – лютая), метафоры (сердце – земное, т.е. жаждущее любви, общение), олицетворения (гнев – зреет, презрение – растет, сердце стынет), синимы (зреет, растет). В тексте много слов, имеющих переносное значение (уюты – спокойная жизнь, безлюдье – отсутствие общения, храню – испытываю).На ряду с «высркими» с ловами (гнев, презренье, забвенье) автор употребляет разговорные (сгинуть, стынет).

Стихотворение, как и вся поэзия Блока, носит символистский характер.

Образец комплексного анализалирического произведения.

 

Земное сердце стынет вновь,

Но стужу я встречаю грудью.

Храню я к людям на безлюдьи

Неразделённую любовь.

Но за любовью - зреет гнев,

Растёт презренье и желанье

Читать в глазах мужей и дев

Печать забвенья иль избранья.

Пускай зовут: Забудь поэт!

Вернись в красивые уюты!

Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!

Уюта – нет! Покоя – нет!

(А. Блок. 1911 – февраль 1914 г.)

 

1.По замыслу автора, стихотворение «Земное сердце стынет вновь…» должно было стать заключением III главы поэмы «Возмездие». Поэма была задумана в 1910 году и в общих чертах «набросана» (А. Блок) в 1911 году.

2.«Тема заключается в том, - писал А. Блок, - что род, испытавший на себе возмездие истории, среды, эпохи, начинает в лице последнего первенца в свою очередь творить возмездие… » Но поэма не была закончена, и данное стихотворение (как и другие «наброски») вошло в цикл «Ямбы».

3.Стихотворение состоит из трех четверостиший. В первой строфе дается «пейзаж души» лирического героя: сердце поэта «стынет», потому что его любовь к людям «неразделённая». Но герой мужествен: тяготы жизни («стужу»), одиночество он встречает «грудью». Во второй строфе раскрывается его отношение к людям: с одной стороны, «любовь», с другой – «презренье». На вопрос, почему в душе лирического героя «зреет гнев», даётся ответ в третьей строфе: людям нужен покой, они и поэта зовут в «красивые уюты»; но для лирического героя их «нет», ему «лучше сгинуть в стуже лютой», чем пребывать в сером мещанстве.

Авторская позиция заявлена очень чётко: человек должен активно вмешиваться в жизнь.

4. В системе образов явно противостоят друг другу лирический герой и окружающие его люди, иначе говоря, поэт и толпа.

5. Основной художественный приём, используемый автором для раскрытия идеи, -антитеза: в стихотворении несколько рядов антонимов (к людям – безлюдье; любовь – гнев, презренье; покой – уют, стужа).

Кроме того, Блок включает в стихотворение эмоционально окрашенные эпитеты ( любовь – неразделённая, стужа - лютая), метафоры (сердце – земное, то есть жаждущее любви, общения), олицетворения (гнев – зреет, презренье – растёт, сердце - стынет),синонимы (зреет, растёт). В тексте много слов, имеющих переносное значение (уюты– спокойная жизнь, безлюдье – отсутствие общения, храню - испытываю). Наряду с «высокими» словами (гнев, презренье, забвенье) автор употребляет разговорные(сгинуть, стынет).

Стихотворение, как и вся поэзия Блока, носит символистический характер. Оно – отражение «революционных предчувствий» (А. Блок) поэта, призыв к активному вмешательству в жизнь и отстаиванию собственной жизненной позиции.

6.В звуковом оформлении наблюдается явное преобладание звонких над глухими, что отражает непримиримость, боевой настрой лирического героя. Использование в качестве стихотворного размера ямба (и затем название циклов стихов «Ямбы») Блок объясняет так: «Я думаю, что простейшим выражением ритма того времени, когда мир, готовившийся к неслыханным событиям, так усиленно и планомерно развивал свои физические, политические и военные мускулы, был ямб. Вероятно, потому повлекло и меня, издавна гонимого по миру бичами этого ямба, отдаться его упругой волне на более продолжительное время». ( Из предисловия, написанного в связи с публикациейIIIглавы поэмы «Возмездие», 1919 г.)

7.Выразителен и синтаксис стихотворения: спокойные повествовательные предложения в начале текста заменяются на восклицательные в конце; распространённые двусоставные – на укороченные и нераспространённые односоставные. Связь между предложениями – параллельная. Средства связи – союзы, частицы. Некоторые предложения построены инверсионно. В конце – трёхкратное повторение слова нет. Кроме обычных знаков препинания, автор использует эмфатическое (эмоционально-выразительное) тире.

8. С точки зрения орфографии данное стихотворение не представляет собой сложности, и всё же примерами из текста мы можем проиллюстрировать следующие правила написания:

· безударные гласные в корне слова: земное, встречаю, покоя;

· чередующиеся гласные в корне слова: растёт;

· непроизносимые и сомнительные согласные в корне слова: сердце, вновь;

· приставки: сгинуть, безлюдье, презренье;

· нес прилагательными: неразделённую;

· ни нн в отглагольных прилагательных: неразделённую;

· личные окончания глаголов: стынет, зреет.

!По правилам написания начала XXвека в предложном падеже существительных на -ье, -ья писалось окончание и. Так, в данном тексте в слове на безлюдье у Блока пишется и:на безлюдьи.

9.Стихотворение «Земное сердце стынет вновь…» написано почти сто лет назад. По прошествии стольких лет мы, люди третьего тысячелетия, должны выделить для себя главное в наследии А. Блока. Для меня важно то, что (говоря словами поэта)

Он – весь дитя добра и света,

Он – весь свободы торжество;

то, какой он видел жизнь:

Сотри случайные черты

И ты увидишь: мир прекрасен.

Данное стихотворение является подтверждением этого.

Анализ лирического произведения

План-вопросник.

I. Восприятие лирического стихотворения.

Как воспринимается стихотворение, какие чувства и мысли вызывает? Как творческая история стихотворения в контексте творческой биографии автора помогает войти в художественный мир стихотворения? В чем своеобразие лирики автора и ее значимость как явления национальной культуры?

II. Анализ лирического стихотворения.

Имеет ли стихотворение название? Что в нем отражено? Кто адресат посвящения (если оно есть)? В чем смысл посвящения? Как построено стихотворение? Если оно делится на строфы, то сколько их? Каковы они по форме? Как связаны между собой? Как звучит начало стихотворения? Какая нарисована картина и с помощью каких художественных средств? Если в стихотворении есть лирический герой, то каков его внутренний мир, состояние? Что с ним происходит? С помощью каких художественных средств это изображено? Как движется поэтическая мысль от начала к финалу? Как передается движение: с помощью лирического сюжета, смены картин, интонации и т.д.? Какие мотивы возникают и в каких образах воплощаются? Каковы особенности стиха и их смыслообразующая роль? Какие ассоциации возникают? Почему? Как они углубляют восприятие? Как развивается поэтическая мысль? В какой момент она достигает кульминации? Какими художественными средствами это изображено? Каков итог лирического высказывания? Находит ли лирический конфликт свое разрешение? Какими поэтическими средствами это выражено? Как достигается автором эмоционально-смысловая целостность стихотворения?

III. Оценка лирического стихотворения. Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения? В чем традиционность, а в чем новаторство его поэтической манеры? Как вписывается стихотворение в творчество автора в целом, в общекультурный контекст?

Источник: http://lifereferat.ru/document_7bda1a1c4b780f467d4ece9a47eb5c1b.html

Примерный план анализа лирического произведения

1.Кем и когда написано стихотворение?
2. Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.
3. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к ……. и т д.). Тематическое разнообразие лирики ( пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)
4. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
5. Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы).
6. Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.
7. Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.
8. Средства поэтического языка ( изобразительные средства языка, особенности лексики ). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего повествователя. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы : пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения.

9. Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения
10. Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.

Некоторые литературоведческие термины

метрика— наука о стихотворных размерах

спондей
— в двухсложных размерах силлабо-тонического стиха — употребление подряд двух ударных слогов

пиррихий — отсутствие ударения в двухсложной, реже в трехсложной стопе

цезура— особый вид ритмической паузы, совпадающей со словоразделом, проходящим внутри стопы

фоника— раздел фонетики, рассматривающий звуки речи с точки зрения их эстетической и эмоциональной функции

аллитерация — повторение в речи одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи

ассонанс
— повторение в речи одинаковых гласных звуков, один из видов звукописи

глагольная рифма — разновидность однородной рифмы; рифма, состоящая только из глаголов

гласная рифма — вид окончательных рифм, состоящих из слов с ударением на последнем звуке.
дактилическая рифма — второе название трёхсложной рифмы. Слова в таких рифмах имеют ударение на третьем от конца слоге

двухсложная рифма — рифма из слов с ударением на предпоследнем слоге. Второе название — женская рифма

закрытая рифма
— рифма, заканчивающаяся на согласный звук

кольцевая рифма — разновидность рифм по взаимному расположению в стихе. Образуется при кольцевом (опоясывающем) способе рифмовки АВВА

конечная рифма — самая распространённая и популярная рифма в стихосложении. Рифмуются последние слова в строках. Помимо конечной существует также начальная и внутренняя рифмы

мужская рифма — второе название односложной рифмы; рифмующиеся слова с ударением на последнем слоге

начальная рифма — рифма из первых слов в строках

открытая рифма — рифма из слов, заканчивающихся на гласные звуки

перекрестная рифма — наиболее распространённая разновидность рифм по взаимному расположению в стихах. Образуется при перекрёстном способе рифмовки АВAВ

двустишие — простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии — дистих, в восточной — бейт, в силлабической — вирши. Если двустишие образует самостоятельную строфу — это строфическое двустишие. Графически такие двустишия отделяются друг от друга.

терцет
— трехстишие с видами рифмовки: ААА, АBA, ABB или ААB ВВС CCD и т. д.

четверостишие (катрен) — простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии

пятистишие (квинтет) — строфа из пяти стихов

октава — восьмистишие ABABABCC

онегинская строфа
— 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»)

метафора — вид тропа, отдельные слова в котором сближаются по сходству или контрасту их значений

метонимия — вид тропа, слова в котором сближаются по смежности обозначаемых понятий, более или менее реальных

эпитет
— слово, определяющее предмет или явление, подчеркивающее какие-либо его свойства

сравнение — вид тропа, распространенная форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного предмета или явления с другим

перифраз
— один из тропов, описательный оборот речи, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки

гипербола— чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета

литота — троп, противоположный гиперболе, образное выражение, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения, явления

аллюзия
— одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт — литературный или политический

анаколуф — стилистический оборот речи, в котором умышленно не согласованы члены предложения

антитеза— противопоставление образов, предметов или явлений

градация— стилистический прием расположения слов и выражений, а также средства художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости

инверсия
— нарушение последовательности речи, придающее фразе новый выразительный оттенок

синтаксический параллелизм — тождественное или сходное расположение материалов, элементов речи в смежных частях текста, которые соотносятся и создают единый поэтический образ

эллипсис— фигура, с помощью которой достигается особая выразительность, неполнота предложений, опущение, пропуск тех или иных компонентов высказывания

эпифора— повтор слова или группы слов в конце нескольких строф

Примерный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Последний катаклизм".

Основные подходы к лирическому стихотворению классического типа мы попытаемся показать на примере анализа стихотворения Ф.И. Тютчева "Последний катаклизм" (1830).

Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!

Анализ начинаем с поэтики заглавия, так как в нем содержится главный лирический образ, скрыта главная для поэта эмоция и философская идея. По сути дела, название отражает авторское понимание текста. Прилагательное "последний" обозначает события, происходящие на грани, у последней черты.

Само слово "катаклизм" (не "превращение" или "изменение", близкие по смыслу) подчеркивает философский смысл стихотворения. Судя по названию, можно предположить, что в тексте будет развернута картина из Апокалипсиса, рисующая последний день творения. Однако Тютчев - оригинальный поэт-философ. Для него последний день окажется первым днем нового творения.

Стихотворение состоит из одной строфы (монострофы) - катрена (четверостишия). Однако композиционно эта строфа делится на две части - первые два стиха (стихотворные строки) и последние два.

Это деление содержательно, оно отражает два основных мировых процесса (разрушения и созидания), которые даны в двух симметрично расположенных в тексте глаголах "разрушится" и "изобразится".

В стихотворении присутствуют две стихии - земли и воды. Рисуя гибель земли под водой, Тютчев обращается к библейскому мифу о Ноевом потопе ("Все зримое опять покроют воды"). В самом этом обращении есть одновременное указание на гибель и спасение.

Философский характер стиха подчеркивается внесубъектным построением - отсутствием местоимений "я", "ты", "мы" и т д., которые воплощают в стихе образ человека. Стихотворение несет в себе философское обобщение. Об этом свидетельствует и выбор лексики - не эмпирической, а предельно отвлеченной ("последний час природы", "все зримое", "божий лик").

Процесс разрушения "закреплен" в синтаксисе стиха: для первых двух строк характерна глубокая инверсия (неправильный, обратный порядок слов в предложении). Сравните для примера обратный порядок слов (предложение с инверсией) и прямой:

"Когда пробьет последний час природы...";
"Когда последний час природы пробьет ..."

В первом случае ударение, падающее на конец, определяется законами стихового построения, во втором - оно логическое.

Инверсия исчезает в последней строке, что соответствует процессу созидания. Последняя строка стиха выделяется не только отсутствием инверсии ("И божий лик изобразится в них!"), не только восклицательной интонацией, отражающей особую патетичность фразы, но и фонетически звук "и", многократно повторенный, по-особому инструментирует концовку стиха "И божий лик изобразится в них!"

Стихотворение "Последний катаклизм" написано пятистопным ямбом с мужскими (ударными - "земных", "них") и женскими (безударными - "природы", "воды") окончаниями. Рифмы в стихе как грамматические (природы - воды), так и неграмматические (земных - них). Перекрестные, открытые (оканчивающиеся на гласный) и закрытые (оканчивающиеся на согласный звук). Все это построение стиха основано на законе двойственности, "бинарности", что отражается прежде всего на содержательном уровне.

Наряду с первой строкой ("Когда пробьет последний час природы"), где нет ни одного метрического сбоя, представлен чистый ямб, который выражает неумолимость и неотвратимость наступления "последнего часа", все остальные строки содержат отступления (они приходятся на основные в смысловом отношении глаголы "разрушится", "изобразится"). Отсутствие ударения называется пиррихий. Представим вторую строку стиха "Состав частей разрушится земных" как метрическую схему (сочетание ударных и безударных слогов, обозначив U -- безударный, I -- ударный):

UI/UI/UI/UU/UI.

Четвертая стопа, приходящаяся на глагол "разрушится", окажется "облегченной", пиррихиической.

Особенно много отступлений возникает в третьей строке ("Все зримое опять покроют воды"):

II/UU/UI/UI/UI/U.

В первой стопе появляется сверхсхемное ударение, называемое в стихосложении спондеем (II -- два слога ударных). Вторая стопа пиррихиическая, с пропуском ударения.

В целом большое количество сбоев в этой строке можно объяснить, на наш взгляд, тем, что в ней скрыто обозначена человеческая трагедия. Последний катаклизм разрушит не только "состав земных частей", но и обернется человеческой трагедией. На первый взгляд, в стихотворении нет места человеческому. Как мы отметили вначале, стихотворение является громадным философским обобщением. Однако выражение "все зримое" (от старославянского слова "зрак" - "глаз") включает в себя и человеческий план, поэтому строка как бы окрашена человеческой эмоцией, нарушающей привычный ритм стиха.

План анализа лирического произведения

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.