Сделай Сам Свою Работу на 5

Производственная программа предприятия, алгоритм её разработки





Планирование на предприятии

1. Сущность планирования на предприятии. Особенности процесса планирования в условиях цикличности развития предприятия. Принципы планирования.

2. Сущность планирования на предприятии. Двойная система планирования, её сущность и необходимость.

3. Особенности процесса планирования в зависимости от уровней управления. Этапы процесса планирования. Исходные данные для осуществления процесса планирования.

4. Сущность планирования на предприятии. Роль планирования в процессе управления предприятием, его связь с другими функциями управления.

5. Виды (формы) планирования, и виды планов их сущность и содержание.

6. Виды плановых подразделений на предприятии. Виды плановых работ.

7. Сущность стратегического планирования. Этапы разработки стратегического плана и их содержание.

8. Сущность стратегического планирования. Его особенности (достоинства и недостатки).

9. Виды целей в системе стратегического планирования предприятия.

10. Сущность стратегического планирования. Типы и элементы стратегии.

11. Содержание и функции тактического планирования. Требования, предъявляемые к тактическому плану.



12. Структура тактического плана предприятия, содержание его разделов.

13. Сущность текущего плана и порядок его разработки.

14. Роль норматива в тактическом планировании предприятия. Их классификация и методы разработки.

15. Цель и задачи планирования маркетинга. Средства маркетинга. Структура плана маркетинга и содержание его элементов.

16. Этапы формирования плана маркетингу их содержание. Методика оценки эффективности плана маркетинга.

17. Процедура планирования сбыта и рекламной деятельности предприятия.

18. Цели и задачи планирования продаж. Технология обоснования плановых решений по объёму продаж. Содержание её этапов.

19. Содержание этапов планирования ассортимента продукции предприятия: формирование структуры ассортимента, планирование освоения новых изделий.

20. Планирование цены: технология и методы.

21. План производства продукции, его содержание и показатели.

22. Производственная программа предприятия, алгоритм её разработки.



23. Содержание анализа выполнения плана производства в процессе планирования производственной программы предприятия.

24. Технология планирования выполнения производственной программы и содержание этапов.

25. Задачи и содержание (структура) плана материально-технического обеспечения производства. Исходные данные для разработки плана материально-технического обеспечения.

26. Планирование закупок материальных ресурсов в процессе планирования материально-технического обеспечения предприятия.

27. Задача и структура плана по труду и персоналу. Взаимосвязь плана по труду и персоналу с другими разделами тактического плана предприятия.

28. Алгоритм планирования потребности в персонале. Содержание его этапов.

29. Задачи и технология планирования средств на оплату труда. Содержания этапов. Состав планового фонда заработной платы.

30. Планирование фонда оплаты труда. Содержание этапов процесса: выбор форм и систем оплаты труда, выбор метода определения планового фонда оплаты труда, расчет величины планового фонда оплаты труда.

31. Структура и планирование фонда заработной платы.

32. Задачи планирования издержек предприятия. Структура плана по издержкам. Технология планирования издержек.

33. Расчет плановых калькуляций себестоимости продукции: объекты калькулирования, виды калькуляций, перечень калькуляционных статей и методика их расчета.

34. Сводная смета затрат на производство и реализацию продукции. Её содержание и порядок составления.

35. Задачи и содержание финансового плана предприятия.



36. Методика разработки финансового плана предприятия.

 

 

1.Сущность планирования на предприятии. Особенности процесса планирования в условиях цикличности развития предприятия. Принципы планирования.

Планирование – проектирование желаемого будущего и эффективных путей его достижения.

Сущность этого процесса заключается в логичном определении развития предприятия, постановке целей для любого сектора деятельности и работы каждого структурного подразделения

В рыночных условиях все субъекты экономики развиваются циклично, т. е. в определенные периоды может наблюдаться спад, либо депрессия, либо подъем и устойчивый рост.

Для планирования в условиях цикличности необходимо учитывать факторы, влияющие на цикличность развития предприятия.

К внешним факторам относят: • состояние рынка и положение на нем организации; • общее состояние экономики страны, региона, отрасли; • уровень платежеспособного спроса потребителей; • положение поставщиков; • уровень инфляции; • величина процентных ставок за кредит.

К внутренним факторам относятся: • кадровый потенциал; • состояние основных фондов; • объем оборотных средств; • величина долговых обязательств; • уровень загрузки производственных мощностей; • прогрессивность используемых технологий; • темпы обновления продукции и производства.

Принципы планирования:

1. Пр. своевременности означает, что организационное построение системы планирования и осуществление процедуры формирования плана должны обеспечивать принятие плановых решений к заданному сроку.

2. Пр. обоснованности означает необходимость создания условий в системе планирования, обеспечивающих повышение обоснованности плановых решений.

3. Пр. целенаправленности: наличие четкой цели для плановой деятельности позволяет сформировать только такие организационно-финансовые мероприятия, которые обеспечивают достижение именно заданной цели.

4. Пр. комплексности: при принятии плановых решений необходимо одновременно рассматривать все аспекты их реализации.

5. Пр. экономичности (рациональности) предполагает использование экономических критериев при выборе плановых решений из множества возможных вариантов.

6. Пр. информативности обусловливает необходимость создания системы информационного обеспечения процесса принятия плановых решений.

 

 

2.Сущность планирования на предприятии. Двойная система планирования, её сущность и необходимость.

Планирование – проектирование желаемого будущего и эффективных путей его достижения. В процессе планирования обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж продукции, проводится экономическая оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов производства.

Для повышения эффективности планирования в условиях высокой стратегической активности необходима двойная система управления. Такая система позволяет участвовать в текущей и в стратегической работе. Оперативное планирование обеспечивает прибыль в текущий момент, а стратегическое – создание экономического потенциала на будущее. В двойной системе цели объекты и стратегии используются для создания двух планов действий и соответственно двух бюджетов. Цели, связанные с получением прибыли в текущий момент, превращаются в текущие планы, а связанные с будущим экономическим потенциалом – в планы перспективные (или планы развития).

Задачи текущего бюджета: • обеспечение непрерывного получения прибыли от всех видов деятельности; • капиталовложения в увеличение мощностей; • расходы на снижение себестоимости. Задачи стратегического бюджета: • капиталовложения в повышение конкурентоспособности изделий; • расширение сферы применения и зоны рынка сбыта; • инвестиции в диверсификацию (расширение сфер деятельности).

Двойной бюджет дает ряд преимуществ: 1. Средства выделяются целевым порядком для стратегической деятельности. Это защищает от посягательств со стороны текущей производственно-хозяйственной деятельности. 2. Разделение бюджета на два помогает сохранять баланс капиталовложений и доходов на короткие и длительные сроки. 3. Есть возможность следить за кривыми доходов по соответствующим бюджетам.

Двойная структура. Эффективным способом защиты стратегических проектов является разделение фирмы. Подразделения, имеющие стабильный доход и экономически выгодное положение, объединяются для осуществления текущей производственно-хозяйственной деятельности, а хозяйственные подразделения, занятые развитием новых стратегических зон хозяйствования, ориентируются только на стратегическое развитие.

3.Особенности процесса планирования в зависимости от уровней управления. Этапы процесса планирования. Исходные данные для осуществления процесса планирования.

Результатом процесса планирования выступают плановые решения, являющиеся основой для формирования плановых заданий конкретным исполнителям. За формирование и реализацию планов каждому уровню в иерархии управления соответствует свой вид планирования. Высший уровень руководства (топ-менеджер) отвечает за миссию предприятия и стратегическое планирование. Средний уровень управления (функциональный менеджер) отвечает за тактическое (или текущее) годовое планирование, хотя активно участвует в формировании стратегических планов. Первый уровень управления (линейный менеджер) отвечает за формирование и реализацию оперативных планов (за смену, неделю, месяц) и принимает участие в годовом и стратегическом планировании.

Процесс планирования состоит из следующих этапов:

1. Анализ состояния предприятия и его положения на рынке (организационно-экономический, технико-технологический,

финансовый, кадровый, маркетинговый и др.).

2. Определение целей (ожидаемых результатов деятельности).

3. Установление основных положений и ориентиров плана (внешние и внутренние параметры).

4. Определение и оценка альтернативных направлений деятельности. На этом этапе среди возможных путей разрешения проблемной ситуации отыскиваются подходящие действия.

5. Выбор варианта плана для реализации.

6. Организация выполнения плана.

7. Контроллинг.

Исходными данными для осуществления процесса планирования являются:

совокупность сведений о внешней среде;

информация о конкуренции;

состояние производственной среды.

Для каждого уровня управления при разработке планов используется определенная степень укрупнения показателей.

4.Сущность планирования на предприятии. Роль планирования в процессе управления предприятием, его связь с другими функциями управления.

Планирование деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж продукции, проводится экономическая оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов производства. Планирование – проектирование желаемого будущего и эффективных путей его достижения. В процессе планирования обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции.

Функция планирования служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. Связь планирования с другими функциями управления (рисунок).

5.Виды (формы) планирования, и виды планов их сущность и содержание.

По содержанию и форме проявления различают следующие виды (формы) планирования и виды планов:

1. С точки зрения обязательности плановых заданий:

Директивное план-е – процесс принятия решений, имеющих обязательный хар-р для объектов планир-я.

Индикативное планирование: индикативный план не носит обязательный для исполнения характер, он носит направляющий, ре­комендательный характер.

2. В зависимости от срока, на который составляется план:

Перспективное планирование (долгосрочное) – > 5 лет, (10, 15, 20); такие планы определяют долговременную стратегию пред-тия, включая социальное, экономическое, научно-технологич. развитие.

Среднесрочное планирование (от 1 года до 5 лет): составляется скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой краткосрочный план.

Текущее планирование (краткосрочное) – до года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование.

3. По содержанию плановых решений выделяют:

Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития пред-тия, которое ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения.

Тактическое планирование – это процесс создания предпосылок для реализации новых возможностей предприятия: составляется план экономического и социального развития, представляющий комплексную программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности на соответствующий период.

Оперативно-календарное планирование (ОКП): конкретизируются показатели тактического плана для организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия.

4. Другие виды планирования: а) по степени охвата: • общее; • частичное; б) по объектам планирования: • целевое; • планирование средств; • программное; • планирование действий; в) по сферам планирования: • планирование сбыта; • планирование производства; • планирование персонала; • планирование приобретений; • планирование инвестиций, финансов и т.д.; г) по глубине планирования: • агрегированное; • детальное; д) по координации частных планов во времени: • последовательное; • одновременное; е) по учету изменения данных: • жесткое; • гибкое; ж) по очередности во времени: • упорядоченное (текущее); • скользящее планирование; • внеочередное.

6.Виды плановых подразделений на предприятии. Виды плановых работ.

В процессе планирования принимают участие категории персонала: руководители всех уровней управления, экономисты-менеджеры, плановики-исполнители и др. Основные функции высшего руководства предприятия состоят в установлении единой стратегии развития или в обосновании цели планирования, выборе основных способов ее достижения, определении методов и технологии разработки планов. Руководители остальных звеньев управления, а также специалисты плановых служб разрабатывают все текущие и тактические планы. В их функции входит также анализ внешней и внутренней среды предприятия, составление прогнозов развития своих подразделений, расчет и оценка необходимых ресурсов, плановых показателей и т.д. Центральным звеном в системе планирования является плановая служба.

Руководство планово-экономических служб предприятий осуществляют общие, научные, методологические и другие главные функции по управлению всей текущей и перспективной плановой деятельностью. Персонал службы планирования совместно с высшим руководством принимает участие в разработке стратегии предприятия, выборе и обосновании экономических целей, создании необходимой нормативной базы, анализе и оценке плановых и фактических результатов конечной деятельности.

В планировании своей деятельности участвуют все службы предприятия, как производственные, так и функциональные. В цехах и отделах организуются планово-экономические бюро или профессиональные группы. Структура планово-экономических служб предприятия зависит от размеров производства, характеристики продукции, положения на рынке, формы собственности и т.д.

7.Сущность стратегического планирования.Этапы разработки СП и их содержание. СП—это алгоритм действий, связанных в пространстве (по исполнителям) и вовремени (по срокам), нацеленных на выполнение стратег. задач. Сущностью СП явл. системное согласование балансов доходов и расходов производит. и конечных потреб. – гос-ва (межгос. блока), домашних хозяйств, экспортёров и импортёров (внешнеэконом. баланс) интересов производителей и потреб. Сущность СП эконом. и полит. процессов определяется стратегией госуд-ва, под которой понимается направленность изменения баланса сил соц. слоев на определённом этапе историч развития.Научное СП явл. Ед. инстр-рием для обеспечения бескризисного развития экономики в направлении устойчивого роста качества жизни. Разработка стратегии представляет собой 5 вытек друг из друга задач.1-ая из них – это формирован стратег. видения будущего компании, определение долгосроч. перспективы развития. На этом этапе высший менеджмент компании может ясно представить, в каком направлении будет происходить ее развитие, какие будут использоваться технологии, кто выступит в роли поставщиков сырья, какова целевая аудитория, средства продвижения товара и т.д. Выяснение этих факторов формирует стратегическое видение компании. Преимущества видения заключаются в следующем:-это ср-во мотивации работников компании;- оно создает чувства перспективы в деятельности компании;- объединяет индивидуальные идеалы всех участников организации в единый эталон ценностей;- это важный элемент имиджа фирмы. След. этап – это постановка целей и перевод стратегического видения в практическую плоскость. На этом этапе формируется миссия компании. Она раскрывает основное содержание и направления деятельности компании в настоящее время.3-ийэтап – создание стратеги, когда менеджмент планирует каким образом можно достичь поставленных целей, учитывая положение и перспективы организации. На этом этапе нужно учитывать, что во внешней и внутренней среде происходят постоянные изменения, что предполагает постоянное изменение и корректировку стратегии. В ответ на изменения рынка она модифицируется за счет добавления одних параметров и отказа от других, учитывая появление новых возможностей и угроз, непредвиденных событий и новых идей.4-ый этап – реализация стратегии. Это набор конкретных действий по воплощению стратегии: развитие компетенций и возможностей

организации, финансирование, выработка политики поддержки, мотивация работников, создание корпоративной культуры, надлежащее руководство. 5-ым, заключительным этапом является оценка результатов. В рез-те деят. у каждой компании появляется опыт, она яснее видит перспективы развития, обстановку на рынке, что дает новые возможности, рождает свежие идеи. Это является поводом для корректировки стратег. видения, глобальных целей, стратегии и ее реализации.

8.Сущность стратегического планирования. Его особенности (достоинства и недостатки). СП—это алгоритм действий, связанных в пространстве (по исполнителям) и вовремени (по срокам), нацеленных на выполнение стратег. задач. Сущностью СП явл. системное согласование балансов доходов и расходов производит. и конечных потреб. – гос-ва (межгос. блока), домашних хозяйств, экспортёров и импортёров (внешнеэконом. баланс) интересов производителей и потреб. Сущность СП эконом. и полит. процессов определяется стратегией государства, под которой понимается направленность изменения баланса сил социал. слоев на определённом этапе исторического развития.Научное СП явл. Ед. инстр-рием для обеспечения бескризисного развития экономики в направлении устойчивого роста качества жизни. Основное преимущество стратегического планирования состоит в большей степени в обоснованности плановых показателей, в большей вероятности реализации планируемых сценариев развития событий.Современный темп изменений в экономике является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству фирмы средства создания плана на длительный срок, дает основу для принятия решений, способствует снижению риска при принятии решений, обеспечивает интеграцию целей и задач всех структурных подразделений и исполнителей фирмы. Недостатки и ограниченные возможности стратегического планирования: стратегическое планирование не дает и не может дать в силу своей сущности детального описания картины будущего. То, что оно может дать — качественное описание состояния, к которому должна стремиться фирма в будущем, какую позицию может и должна занимать на рынке и в бизнесе, чтобы ответить на главный вопрос — выживет или нет фирма в конкурентной борьбе; стратегическое планирование не имеет четкого алгоритма составления и реализации плана. Его описательная теория сводится к определенной философии или идеологии ведения бизнеса. Поэтому конкретный инструментарий во многом зависит от личных качеств конкретного менеджера, а в целом стратегическое планирование — симбиоз интуиции и искусства высшего менеджмента, способность менеджера вести фирму к стратегическим целям. Цели стратегического планирования обеспечиваются за счет следующих факторов: высокого профессионализма и творчества служащих; тесной связи организации с внешней средой; обновления продукции; совершенствования организации производства, труда и управления; реализации текущих планов; включения всех работников предприятия в реализацию целей и задач предприятия; процесс стратегического планирования для своего осуществления требует значительных затрат ресурсов и времени по сравнению с традиционным перспективным планированием.

9.Виды целей в системе стратегического планирования предприятия. СП - набор решений и действий, осуществляемый руководством фирмы для достижения целей организац. СП должно быть направлено на достижение конкретных стратегических целей.Наиболее важными целями, достижение которых обеспечивает долгосрочные конкурентные преимущества предприятию, являются:- расширение рынка продаж, максимизация прибыли;- обеспечение финансовой устойчивости и ликвидности активов;

- достижение внутренней гибкости и устойчивости в условиях нестабильных рынков;- создание и развитие инновационного потенциала- повышение эффективности использования ресурсов предприятия и его производственных возможностей;- формирование эффективных мотивационных механизмов, интегрирующих интересы персонала, собственников (акционеров) и менеджмента в направлении реализации как текущих, так и долгосрочных интересов предприятия и ожиданий потребителей.Достижение стратегических целей осуществляется путем удовлетворения запросов потребителя (клиента). Основной задачей стратегического планирования является концентрация ресурсов предприятия, производственных и сбытовых процессов на удовлетворении запросов потребителя, а также максимизации финансового результата (прибыли).

10.Сущность стратегического планирования. Типы и элементы стратегии. СП-набор действий, решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения целей. Сущностью СП явл. системное согласование балансов доходов и расходов производит. и конечных потреб. – гос-ва (межгос. блока), домашних хозяйств, экспортёров и импортёров (внешнеэконом. баланс) интересов производителей и потреб. Сущность СП эконом. и полит. процессов определяется стратегией государства, под которой понимается направленность изменения баланса сил социал. слоев на определённом этапе исторического развития.Научное СП явл. Ед. инстр-рием для обеспечения бескризисного развития экономики в направлении устойчивого роста качества жизни.Типы:-стратегиям концентрированного (ограниченного) роста относятся те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают отрасль, технологию, положение фирмы внутри отрасли. Конкретными типами стратегий в этой группе являются стратегия развития продукта, стратегия усиления позиции на рынке, стратегия развития рынка.-Стратегия интегрированного роста реализуется путем ежегодного значительного повышения темпов увеличения продаж по сравнению с предшествующим периодом. Выделяют два основных типа стратегий интегрированного роста: стратегия обратной вертикальной интеграции и стратегия предшествующей вертикалькой интеграции. Первая направлена на рост фирмы за счет приобретения или установления контроля за поставщиками. Вторая выражается в приобретении, создании или установлении кон­троля за хозяйствующими субъектами, находящимися между фирмой и конечными потребителями ее продукции.-Стратегии диверсифицированного роста реализуются в том случае, если фирмы не могут развиваться на рынке с выпускаемым продуктом в данной отрасли. Основными стратегиями этой группы являются следующие:• стратегия концентрической диверсификации — производство новых продуктов на базе существующего бизнеса;• стратегия горизонтальной диверсификации — рост на существующем рынке за счет освоения новой продукции, требующей технологии, отличной от используемой;• стратегия конгломератной диверсификации — фирма расширяется за счет производства изделий, технологически не связанных с традиционно выпускаемыми продуктами, которые реализуются на новых рынках.Стратегия сокращения оправдана в случаях, когда необходима реструктуризация после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности в периоды спада. Выделяют четыре типа стратегий сокращения: стратегия ликвидации; стратегия быстрого успеха; стратегия сокращения расходов, стратегия сокращения.

11.Содержание и функции тактического планирования. Требования, предъявляемые к тактическому плану. Тактическое планирование занимает промежуточное положение между долгосрочным стратегическим и краткосрочным (оперативно-календарным). Стратегическое планирование рассчитано на длительный период (10-15 лет). Тактическое планирование является средством реализации стратегических планов. Если основная цель стратегического плана заключается в том, чтобы определить, чего хочет добиться предприятие в перспективе, то тактическое планирование должно ответить на вопрос, как предприятие может достичь такого состояния. Эти виды планирования различаются целями и средствами их дос­тижения. Решения при тактическом планировании более конкретны, ад-ресны, они всегда привязаны к показателям работы структурных подразделений предприятия. Поэтому легче проконтролировать их выполнение. Если стратегическое планирование является обязанностью высшего управленческого персонала, то тактическое планирование входит в функции среднего звена. Стратегический план определяет общие направления деятельности предприятия, а тактический план содержит решения по распределению ресурсов для достижения стратегических целей. Тактический план представляет собой развернутую программу всей производственной, хозяйственной и социальной деятельности коллектива предприятия, направленную на выполнение заданий стратегического плана при наиболее полном и рациональном использовании материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов. Особое внимание в тактическом плане должно уделяться показателям эффективности и качества работы: росту производительности труда; снижению себестоимости продукции; экономии материальных ресурсов; повышению качества и конкурентоспособности продукции; повышению в целом эффективности производства; соблюдению договорных и бюджетных обязательств.Требования:1.Гибкость плана,2 Полнота планирования.,3 Поддержка со стороны высшего руководства.,4 Комплексность планирования 5. Ответственность за разработку и выполнение планов, 6. Приоритет текущих решений над планом, 7. Точность, ясность, лаконичность формулировки плана, 8. Участие исполнителей в разработке плана.

12.Структура тактического плана предприятия, содержание его разделов. Состав разделов и показателей тактического плана зависит от специфики и отраслевой принадлежности предприятия, сложившихся на нем методов управления, традиций, управленческой культуры, состояния экономики, рыночной конъюнктуры и т.д.В расширенном варианте тактический план содержит следующие разделы:• экономическая эффективность производства;• нормы и нормативы;• производство и реализация продукции;• материально-техническое обеспечение производства;• персонал и оплата труда;• издержки производства, прибыль и рентабельность;• инновации (техническое и организационное развитие предприятия);• инвестиции и капитальное строительство;• охрана природы и рациональное использование природных ресурсов;• социальное развитие коллектива;• фонды специального назначения;• финансовый план. Важное место в структуре плана отводится плану инноваций, который отражает научно-техническую, организационную и экономическую политику предприятия в планируемом периоде. Мероприятия плана инноваций служат средством обоснования плана по инвестициям и капитальному строительству предприятия. План инноваций органически связан с планом по инвестициям. Эта связь двусторонняя: мероприятия плана инноваций определяют требуемый объем инвестиций и направления их использования, а наличие инвестиционных ресурсов является ограничением при отборе инновационных проектов. Заключительным в структуре тактического плана является финансовый план. Он определяет конечные цели деятельности предприятия и связан со всеми остальными разделами плана предприятия.Разработка тактического плана с указанной структурой возможна на основе хорошо продуманной стратегии, которая требует значительного времени, ресурсов и квалифицированных кадров плановых работников. Поэтому такой план применяют стабильно работающие предприятия с развитой системой управления. Временной лаг плана — 1—5 лет. Сокращенный вариант тактического плана содержит следующие разделы:• производство и реализация продукции;• материально-техническое обеспечение производства;• персонал и оплата труда;• издержки производства;• финансовый план.

13.Сущность текущего плана и порядок его разработки.

Текущий план – это план, где увязаны все направления деятельности предприятия (производство, сбыт, исследования и разработки, снабжение, маркетинг, финансовый учет и др.) и работа всех его структурных подразделений (филиалов, цехов, участков) на текущий финансовый год. Текущее (тактическое) планирование должно обес­печивать достаточный уровень платежеспособности и соответствую­щую ликвидность ресурсов организации, а также создавать условия для экономического роста на базе добавленной стоимости. Однако достижение основных целей текущего планирования должно осуществляться в рамках решения стратегических задач.

При составлении тактического плана (ТП) проводятся:

• анализ выполнения плана за предшествующий период, где внимание уделяется выявлению резервов производства, повышению производительности труда, улучшению качества и конкурентоспособности новой техники.

• сбор предложений работников предприятия по повышению эффективности работы.

• изучение мероприятий и обоснование плановых решений по всем разделам ТП.

ТП обычно разрабатывается в нескольких вариантах, для того чтобы выбрать лучший. ТП разрабатывается в два этапа. 1-й подготовительный этап начинается за 6-7 месяцев до начала планируемого года: проводятся маркетинговые исследования, изучается потребность в изготовляемой продукции, ее качество, ассортимент и конкурентоспособность; на основе полученных данных составляют проект плана и дают обоснование его ключевых показателей. На данном этапе важная роль отводится работе, которая заключается в сборе, обобщении и анализе исходной информации. На 2-м этапе разрабатывается окончательный вариант плана, в котором рассчитываются все показатели работы предприятия.

После разработки разделов плана производится их взаимная увязка, а при необходимости – корректировка по ресурсам и срокам выполнения запланированных мероприятий.

14.Роль норматива в тактическом планировании предприятия. Их классификация и методы разработки.

Качество разрабатываемых на предприятии планов зависит от используемых норм и нормативов.

Норма– максимально допустимая величина расхода i-го ресурса на производство единицы продукции или выполнение определённого объёма работы установленного качества, на определённую дату или в соответствующем периоде времени.

Норматив– показатель, характеризующий относительную или удельную величину i-го ресурса на единицу объёма продукции, площади, веса и т.д.

Нормы и нормативы являются обязательными при планировании деятельности предприятия. Разработка тактического плана должна осуществляться на основе прогрессивных, технически и экономически обоснованных норм и нормативов. Разрабатываемые в данном разделе плана нормы и нормативы систематизируются по видам, изделиям и направлениям.

С помощью норм и нормативов регламентируются связи между структурными подразделениями предприятия, устанавливаются научно обоснованные пропорции в производстве и распределении производимой продукции и получаемого дохода, осуществляется контроль за уровнем затрат на производство и сбыт продукции.

Виды норм и нормативов: 1) нормативы трудовые; 2) нормативы расхода сырья, материалов, топлива; 3) нормативы использования машин, оборудования и т.д.; 4) нормы производственной организации (длительности цикла производства и т. д.); 5) социально-экономические нормы и нормативы.

Классификация норм: 1) по степени детализации: •специфицированные; •сводные; 2) по методу разработки: •расчетно-аналитические; •опытные; •опытно-статистические.

Методы разработкинорм и нормативов: •метод научного обоснования; •аналитически-расчетный метод; •аналитически-исследовательский; •экспериментальный (опытный) метод; •отчетно-статистический метод.

15.Цель и задачи планирования маркетинга. Средства маркетинга. Структура плана маркетинга и содержание его элементов.

План маркетинга – комплекс мероприятий, направленных на выявление потребностей рынка, информирование клиентов (заказчиков) о возможностях фирмы по удовлетворению их потребностей, установление каналов сбыта и продвижения товаров, ценовых диапазонов в зависимости от принятой стратегии фирмы, заключение договоров о поставках товаров.

План маркетинга решает ряд задач: 1) позволяет четко сформулировать идею проекта (компании, продукта); 2) объединяет цели, задачи и идею в единую систему и доносит эту систему до исполнителей проекта – сотрудников компании; 3) устанавливает цели компании, их сроки и предоставляет инструмент контроля достижения целей; 4) организовывает работу всей компании; 5) обеспечивает точность принятия решений, снижает вероятность ошибок; 6) эффективно распределяет ресурсы компании: трудовые ресурсы, финансовые, временные и т.п.; 7) стимулирует сотрудник к эффективной деятельности, повышает производительность.

К средствам маркетинга относятся: • маркетинговые исследования рынка, позволяющие оценить состояние и выявить возможные направления (сегменты) проникновения на рынок; • личная продажа, т.е. осуществление сбытовой деятельности представителями фирмы путём непосредственного (прямого) общения с перспективным покупателем (потребителем); • способы продвижения товаров на рынок (демонстрации, ярмарки, выставки, презентации, конкурсы, викторины, экскурсии, дегустации и т.п.); • рекламные мероприятия (товарные, фирменные); • организация общественного мнения; • формирование каналов сбыта (организация торговой сети).

Структурно содержание плана маркетинга состоит из следующих разделов: • основные итоги деятельности за предыдущий период; • анализ и прогноз развития экономики и целевого рынка; • выдвигаемые цели преимущественно в количественном выражении с выделением главной цели; • стратегии по

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.