Сделай Сам Свою Работу на 5

ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ





ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

«ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

АВТОРЫ-СОСТАВИТЕЛИ:

ИЛЬИНЫХ А.В.

ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ

НОВОСЕЛОВА Н.К.

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.ПРЕДИСЛОВИЕ
2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ( 1-й план)
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ (2-й план)
4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что увеличивается количество детей с проблемами в развитии, а вопросы раннего выявления и коррекции недостатков развития остаются недостаточно разработанными.

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. В данной разработке, значительное внимание уделено детям с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) - тяжелое нарушение речи и задержка психического развития (далее ТНР, ЗПР). На сегодняшний день в научных исследованиях убедительно показано и подтверждено практикой, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребёнка имеются в период раннего и дошкольного детства, т. к. в этот период психика наиболее пластична. Проводимое в течение последних четырёх десятилетий клиническое и психолого-педагогическое изучение феномена задержки психического развития у детей, позволило получить ценные научные данные о причинах возникновения, клинических и психологических формах ЗПР у детей.



На современном этапе уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с нарушениями в развитии в условиях специального детского сада.

По данным различных исследователей в настоящее время отмечается увеличение числа детей с проблемами в развитии. Объективные клинические обследования не выявляют у группы этих детей грубой патологии, однако они испытывают значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальной среде, к условиям дошкольного и школьного учреждений. Сложность и полиморфность задержки психического и речевого развития у детей обусловливают многообразие и разносторонность образо­вательных потребностей детей данной категории.



Безусловно, что их образовательные потребности будут в зна­чительной степени определяться степенью недоразвития познава­тельной деятельности, возрастом ребенка, глубиной имеющегося нарушения, наличием отягощающих самочувствие ребенка состо­яний, социальными условиями его жизни и воспитания.

В настоящее время специалисты-дефектологи, занимающиеся коррекционно-педагогической работой с детьми раннего и дошкольного возрас­та, имеющими нарушения в развитии, доказали, что ранняя и целенаправленная педагогическая работа способствует коррекции нарушений и предупреждению вторичных отклонений в развитии этих детей.

Дети с проблемами в развитии утомляемы, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с их физическим недоразвитием. У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушена их произвольность. Отмечается также недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными.



Вот почему одним из направлений коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР и ТНР является развитие мелкой моторики. А как известно развитие мелкой моторики пальцев рук, положительно сказывается на развитии речи, абстрактного мышления, внимания, памяти, воображения и творческих способностей.

Упражнения для развития общей моторики направлены на повышение функционального уровня систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой), на развитие таких двигательных качеств и способностей ребенка, как сила, ловкость, быстрота.

Развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук. Таким образом, работа над мелкой моторикой детей дошкольного возраста с ЗПР, является очень хорошим методом в преодолении недостатков в развитии.

Ребенок постепенно познает окружающий мир. Он учится сидеть, вставать, ходить, а также управлять своими руками: брать различные предметы, застегивать пуговицы, шнуровать обувь, писать и рисовать. Эти действия выполняются за счет мелкой моторики рук, а от степени ее развития зависит многое.
Мелкая моторика – это точные и мелкие движения кистей и пальцев рук, регулируемые совместным действием нервной, костной и мышечной систем организма. Ее развитие начинается с младенческого возраста на базе общей моторики: хватательных движений, перекладывания предметов из одной руки в другую и т.д., это происходит естественным образом, но процессу необходимо содействовать.
Как известно, существует тесная связь между мелкой моторикой и мышлением ребенка, его воображением, памятью, координацией и вниманием. Мозговые центры человека, отвечающие за движение пальцев и речь, расположены очень близко друг к другу, поэтому при формировании мелкой моторики активизируются и соседние отделы мозга, отвечающие за речь и интеллект и стимулируется как физическое, так и умственное развитие ребенка.
Развитию мелкой моторики пальцев рук, способствуют различные пальчиковые гимнастики, детские потешки «Сорока–белобока», «Ладушки», массаж пальчиков рельефными мячиками и щеточками.
Развитию мелкой моторики, способствуют так же занятия лепкой из пластилина, вырезании и аппликации с использованием различных природных материалов(крупы, бусины и др.). Кроме того, мелкую моторику помогают развивать бытовые навыки и умения: самостоятельная шнуровка ботинок, застегивание пуговиц, завязывание узлов и другие мелкие координированные движения.
Развитие мелкой моторики способствует формированию зрительно-двигательной координации и восприятия окружающего мира, внимания, памяти. Она влияет на формирование графических навыков (письмо, рисование, черчение), связанной и выразительной речи, богатого словарного запаса и интеллекта в целом. В дальнейшем ребенок сможет легче овладеть навыками чтения, письма, счета и постоянно совершенствовать эти умения.

Правильно построенные занятия способствуют систематизации и интеграции различных приемов по развитию мелкой моторики в непосредственную образовательную деятельность и тем самым так же способствует преодолению недостатков в речевом и интеллектуальном развитии у детей дошкольного возраста с проблемами в развитии.

Представленные тематические планы реализуются по направлению: «познавательно-речевое развитие»

Данное направление содержит 2 образовательные области:

- «познание»

- «коммуникация» и подразделяется на 2 блока:

1)работа над преодолением нарушений в психическом развитии.

2)работа над преодолением речевых нарушений;

Общая цель: Развитие и совершенствование познавательного, речевого и интеллектуального компонентов у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Исходя из направлений и общей цели, в процессе коррекционно-развивающей работы можно выделить следующие общие задачи:

-развивать мелкую моторику рук;

-увеличивать объем словарного запаса;

-формировать и совершенствовать элементарные математические представления;

-формировать целостность картины мира и расширять кругозор;

-работа с родителями (консультации, рекомендации).

Тематические планы реализуются в двух возрастных периодах и на разных нарушениях в развитии.

Целью 1-го тематического плана является всестороннее преодоление недостатков в психическом развитии у детей среднего возраста с ЗПР.

Решаются следующие задачи:

-мониторинг и диагностика нарушений в психическом развитии

-формирование и расширение пассивного словаря;

-работа над развитием восприятия, внимания, памяти и мышления;

-формирование в потребности собственных речевых высказываниях.

-работа с родителями(консультации, рекомендации).

Целью 2- го тематического плана является всестороннее преодоление речевых нарушений у детей подготовительной группы с ТНР.

Блок 2 решает следующие задачи:

-мониторинг и диагностика речевых нарушений;

- увеличение объема словарного запаса;

-работа над недостатками звукопроизношения;

-совершенствование грамматического строя речи;

-совершенствование связной речи;

-работа с родителями (консультации, рекомендации).

На основе данных перспективно-тематических планов может быть составлена программа коррекционно-развивающих занятий для детей определенного возраста с определенным нарушением в развитии.

Затем, данная программа реализуется в течение учебного года посредством проведения специальных коррекционно-развивающих занятий. Продолжительность и количество занятий, определяется индивидуально.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Словесные методы: беседы и рассказы по теме, пересказы.

Наглядные методы: работа с картинками, игрушками.

Продуктивная деятельность: аппликаций, поделки из пластилина, цветной бумаги, природного материала.

Игровая деятельность: обыгрывание ситуаций, театрализация, работа с дидактическими играми.


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА с ЗПР (1-й план)

Месяц Тема Содержание Оборудование
Сентябрь « У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ» Расширение представлений детей об особенностях природы осенью (признаки, явления). Расширение знаний детей о видах деревьев, грибов и ягод в лесу (формирование умения узнавать и называть). Закрепление понятий о цвете и величине, совершенствование словарного запаса, мелкой моторики и ВПФ*. Песочные часы, мягкая игрушка «Медведь», игрушка «Еж», массажный мячик, цветные листья разных деревьев(береза дуб, клен) ДИ «Времена года», панно «Дерево», Картинки листьев и деревьев, силуэты деревьев. Картинки ягод, грибов прищепки с дарами леса и другими предметами, шнуровка «Волшебная корзинка», пластилин, картон, разноцветная крупа.
«ДАРЫ ЛЕСА»
     
Октябрь «ВО САДУ ЛИ В ОГОРОДЕ» Совершенствование знаний детей о дарах сада и огорода(фрукты, овощи) (формирование и совершенствование умения узнавать и называть на ощупь), обогащать словарный запас по теме. Закреплять понятие о форме и величине. Расширение представлений детей о домашних птицах, знакомство с перелетными птицами. Совершенствование моторики рук и ВПФ. Песочные часы, игрушка «ДЕД», корзинка, мешок, муляжи овощей и фруктов, картинки, «грядка» и «фруктовое дерево», пластилин, картон, разноцветная крупа. Кукла Петушок, фигурки птиц, методические материалы.
«ПТИЦА СЧАСТЬЯ»
Ноябрь «НА ОПУШКЕ ЛЕСА»   Уточнение и расширение представлений детей о жителях Уральского леса (учить узнавать по описанию). Уточнение и расширение представлений детей о жителях в нашем доме (учить узнавать по описанию, учить уходу за домашними животными). Совершенствование навыков связной речи, ММ и ВПФ. Песочные часы, игрушка-собачка, диск с мелодией, магнитофон, картинки и фигурки «Домашние животные», методические материалы, мешочек с тактильными карточками, мяч, «еда» для животных. Картинки и пазлы «Дикие животные», методические материалы.
«В ГОСТЯХ У ШАРИКА»
     
Декабрь «ЗИМНЯЯ СКАЗКА» Расширение представлений детей об особенностях природы зимой (признаки, явления). Знакомство с зимующими птицами(название, внешний вид). Формировать знания о видах зимних забав, приучать к участию в играх. Совершенствование ЭМП, ММ и РР. Песочные часы, кукла Снеговик, картинки «признаки зимы», «зимующие птицы» картина «небылицы», заготовки из картона «снеговик», клей, ватный шарики, цветная бумага, пуговицы и др материал. Методический материал, мяч.
«В ГОСТЯХ У ЗИМУШКИ-ЗИМЫ»  
Январь «ГАРДЕРОБ КУКЛЫ МАШИ»   Расширение представлений детей о видах сезонной одежды и обуви, знакомство со способами ухода за ними. Уточнение знаний о частях одежды, обуви и их материалов. Расширение представлений детей о названии посуды и мебели, знакомство со способами ухода за ними. Знакомство с материалом для изготовления мебели и посуды. Совершенствование ЭМП, ММ и РР. Песочные часы, кукла Маша, картинки «одежда и обувь», Пазлы «Одежда и обувь», Д.И. «Времена года», 2 куклы и набор зимней одежды ( либо из ткани либо из бумаги), «пальчиковые краски», клей, бумага, мягкие салфетки, губки, набор мебели, картинки. Методическая литература.    
«МОЙ ДОМ»
Февраль «ПАРОВОЗИК ИЗ РОМАШКОВО»   Обогащение запаса знаний детей об окружающем мире. Уточнение и расширение знаний о видах транспорта. Уточнение представлений о правилах использования транспорта. Обогащение словарного запаса, за счет слов по теме, работа над развитием речи. Уточнение представлений о празднике настоящих мужчин и о военной технике, подготовка сувениров для пап, развитие ММ, совершенствование ВПФ. Песочные часы, паровозик, диск с мелодиями, магнитофон, картинки и модели«Транспорт», Пазлы\конструктор «Паровоз», трафареты «Транспорт», мешок, бумага, карандаши. Муляжи военной техники, крупа, картон. Методические материалы.    
«НА СТРАЖЕ РОДИНЫ
     
Март «МАМИН ПРАЗДНИК" Уточнение представлений детей об особенностях природы весной (признаки, явления). Расширение знаний детей о животных и их детенышах (название и описание). Совершенствование знаний о главном празднике весны-«8 марта». Подготовка подарков. Закрепление понятий о цвете и величине, совершенствование словарного запаса, связной речи, мелкой моторики и ВПФ.   Песочные часы, птичка, картинки «Весна» и лото «весна», картинки животные, игра «чей детеныш», цветная бумага, клей, природные материалы. Методические материалы.
«В МИРЕ ЗВЕРЕЙ»
     
Апрель «ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНИЦЫ» «ВЕСЕННЯЯ КАПЕЛЬ» Расширение знаний о весне, о птицах (совершенствование навыка узнавать и называть птиц по описанию). Расширение знаний об особенностях их жизни. Приобщение детей к книгам и рассказыванию русских народных сказок, к театрализации. Развивать желание научиться хорошо читать и учить стихи. Развитие ЭМП, ВПФ. Песочные часы, птичка, картинки «Весна» и лото «весна», картинки птицы и фигурки, цветная бумага, клей, природные материалы. Театр Русские народные сказки. Методические материалы.
Май «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПЧЕЛКИ МАЙИ» «БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА» Уточнение и расширение знаний детей о насекомых (виды, строение, названия), о их пользе и вреде для человека. Классификация насекомых. Уточнение первоначальных знаний о правилах дорожного движения. Развитие ММ; ВПФ. Песочные часы игрушка-пчелка, картинки и модели «Насекомые», картинки с правилами движения, коробка с крупой, дидактический материал, цветные карандаши, цветная бумага, шарики «светофор», «бабочки».

*Сокращение:

ММ-мелкая моторика;

РР-развитие речи;

ЭМП-элементарные математические представления;

ВПФ-высшие психические функции;

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ(2-й план)

Лексические темы Сроки Развитие фонематических процессов Грамматический строй Лексика и связная речь Общая моторика Мелкая моторика Психические процессы
Осень. Признаки осени Сентябрь 3неделя «Звуки вокруг нас» Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Образование глаголов с помощью приставок. Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах Расширении и активизация словаря по теме. Составление предложений по вопросам. Составление предложений по демонстрации действий. Составление рассказа по картинкам об осени Подвижное упражнение «Дождик» Рисование дождевых капель Развитие зрительного внимания «Что перепутал художник?»слухового внимания «Когда это бывает?»
Детский сад. О тех, то учит и воспитывает 4 неделя Звучащие слова Закрепить знания детей о терминах «слово», «звук». Образование глаголов множественного числа Образование существительных единственного и множествен­ного числа Согласование существительных с качественными прилагательными   Формирование сложносочиненного предложения с проти­вительным союзом «а», соединительным союзом «и». Составление рассказа по картинке «Что мы делаем в дет­ском саду?» (с помощью наводящих вопросов). Подвижное упражнение «Дождик» Пальчиковая гимнастика «Дружба» Развитие слухового внимания «Где звенит?»
Овощи труд взрослых на полях и огородах Октябрь 1 неделя Гласные звуки «А», «У», «О» Образование относительных прилагательных, образование множественного числа имен существительных, согласование существительных с прилагательными Пересказ сказки «Мужик и медведь» Подвижные упражнения «Урожай», «Овощи» Пальчиковая гимнастика «Капуста» Развитие зрительного восприятия конструктивного праксиса, мышления «Собери разрезную картинку»
Как хлеб на стол попадает 2 неделя Гласные звуки «И», «Ы», «Э», ударение Упражнение в согласовании существительных по падежам. Подбор родственных слов Расширение словаря детей (комбайн – комбайнер, сеялка, пекарь и т.д) Составление рассказа «как хлеб на стол попадает» по серии сюжетных картин Упр. на развитие координации «Колоски» Логоритмика     Развитие мышления, памяти, внимания «расставь картинки по порядку»
Фрукты. Сад 3 неделя Согласные звуки Учить различать гласные и согласные звуки Образование существительных единственного и множествен­ного числа Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Рассматривание фруктов, расширение словаря. Игра «Узнай фрукт по описанию». Составление простых предложений по вопросам логопеда П/И «Сад-огород» «Садовник» Пальчиковая гимнастика «Компот»   Развитие зрительного внимания «Чего не стало?», «Четвертый лишний»
Перелетные птицы 4 неделя Звуки [к]-[кь][г]-[гь] буквы К, Г Твердые и мягкие звонкие и глухие согласные.   Образование множественного числа имен существительных, употребление родительного падежа в единственном и множественном числе, согласовании числительных с существительными. Пересказ сказки В. М. Гаршина «Лягушка – путешественница» Логоритмика «Птичьи голоса»   Пальчиковая гимнастика «кормушка» Развитие слухового внимания «Кто лишний?» (зимующие и перелетные птицы) Зрительного восприятия разрезные картинки (по диагонали)
Мой город. Моя страна Ноябрь 1 неделя Звуки [в]-[вь], [ф] –[фь]. Буквы В – Ф Твердые и мягкие звонкие и глухие согласные Совершенствование словообразовательных навыков: Образование однокоренных слов. Совершенствование навыка анализа предложения. Согласование существит. С числительными в косвенных падежах. Образование и употребление имён прилагательных в сравнительной степени Составление рассказа из личного опыта «Путешествие по родному городу» с опорой на план-схему. П/И «Пятнашки», «Карусель» Упражнение с массажерами Дидактическая игра «Что мы видели — не скажем, а что делали — покажем», Дидактическая игра «Найди дорогу».
Наш край Урал. Мой город. 2 неделя Звуки [л] – [ль]. Буква Л Твердые и мягкие звонкие и глухие согласные Образование существительных в разных падежах. Образование притяжательных прилагательных. Образование глаголов с помощью приставок Составление рассказа «Россия — Родина моя» по опорным словам. Страна, столица, президент, флаг, города, леса, поля, моря.   Упражнение с массажерами Дидактическая игра «Что мы видели — не скажем, а что делали — покажем».
Подготовка диких животных к зиме. 3 неделя Звуки [с] - [з], [сь] – [зь]. Буквы С З Упражнять в печатание букв и чтение слогов. Образование притяжательных прилагательных. Образование множественного числа имен существительных, Образование новых слов с помощью суффиксов – ик, - ечк, - очк; Составление описательного рассказа о животном. Составление сложноподчиненного предложения с союзом «а» Игра «Заяц Егорка», «Волк, пастух и гуси» Пальчиковая гимнастика «Сидит белка …» Дидактическая игра 4 лишний, что перепутал художник
День матери. Семья. 4 неделя Звук и буква Й Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Образование сущ. мн. числа в именительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах. Согласование сущ с прил. Составление рассказа по сюжетной картине «Семья» (Смирнова Л. Н.) Формирование навыков диалогической речи: - драматизация сценок из семейных взаимоотношений Логоритмическое упражнение с мячом «Раз, два, три, четыре….» Смирнова Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик дедушка…» Развитие зрительного внимания «Четвертый лишний» (члены семьи и животные)
Зима. Зимние месяцы Декабрь 1 неделя Звук и буква Ш Всегда твердые согласные звуки Усвоение категории предложного падежа с предлогом – НА –Учить подбирать родственные слова. Согл-е сущ-х с прилагательными Учить составлять предложения по опорным словам. - Упр-е «Закончи предложение». - Рассказ по сюжетной картинке «Петя и снеговик» - Составление рассказа по сюжетной картине «Зима» Логоритмическое упражнение «Снег идет» Пальчиковая гимнастика «Снежный ком» Развитие слухового внимания, мышления «Когда это бывает?» дифференциация понятий: «зима лето»
Зимующие птицы 2 неделя Дифференциация звуков «с-ш». Звукослоговой алализ слов: мишка миска, шок, сок Образование множественного числа сущ-х согласование сущ-х с прил. притяжательные прил.-е с суффиксом –ИН- Предлоги – С -, - СО -. Приставочные глаголы.(Лететь – прилететь, улететь - слететь) Пересказ о зимующих птицах «Снегирь», составление рассказа по серии сюжетных картин «Кормушка для птиц» Игра «Снежная баба» Пальчиковая гимнастика «Кормушка» Развитие зрительного внимания, памяти, мышления «Кого не стало?», «Что изменилось», «Кто за кем?» Развитие зрительно восприятия (разрезные картинки по диагонали 4-6 частей)
Зимние виды спорта. Зимние забавы. 3 неделя Звук и буква Ц Всегда твердые согласные звуки Образование сущ-х ед. и мн. ч. в разных падежах. Образование относительных прилагательных. Образование сложных слов. Составление рассказа «Как занимаются спортсмены» (на примере одного вида спорта).   Игра «Снежная баба» Выкладывание санок из счетных палочек Развитие слухового внимания, памяти «Кому что нужно?»  
Новый год 4 неделя Звуки [т], [с] – [ц], буквы Т, С, Ц Образовывать относительные прилагательные, учить согласовывать числительные с существительными Составление рассказа описания о елочной игрушке после логопеда Игра «Снежная баба» Пальчиковая гимнастика «Елочка» Развитие зрительного внимания «Чего не стало?», «Что изменилось?»
Одежда. Обувь Январь 2 неделя Буква Я в начале слога. Звукослоговой анализ слова яма Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами Употребление существительных множ. числа Р.п. (туфель, шорт, платьев и т.д.).   - Продолжать обучать составлению предложений по картинкам. Учить распространять предложения. - Составление сложносочиненных предложений с союзом – А - Речь с движением «Рубашка» Пальчиковая гимнастика «Обувь» Развитие зрительного восприятия, внимания памяти «Подбери шарфик к шапке» (соотнесение цветов), «Чем отличаются»
Посуда 3 неделя Буква Я после согласных. Мягкие и твердые согласные звуки Звукослоговой анализ слова пламя Образование сущ-х с уменьшительно- ласкательными суффиксами (тарелка - тарелочка) образование относительных прилагательных (фарфоровая, железная и т.д.) подбор слов-антонимов (широкий – узкий). Учить распространять предложения. - Составление сложносочиненных предложений с союзом – А (Соль кладут в пюре, а сахар — в чай) Составление описательного рассказа о посуде по схематическому плану Речь с движением «Чайник» Пальчиковая гимнастика «Машина каша» Развитие мышления, памяти, внимания «Чего не хватает?»
Мебель 4 неделя Звук и буква ж Твердые, звонкие согласные звуки Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (шкаф – шкафчик). Учить навыкам практического употребления в речи притяжательных местоимений: мой, моя, мое, мои. Упр. «Загадай, а я отгадаю» Учить составлять загадки-описания про предметы мебели. - Продолжать обучать составлению предложений по картинкам. Учить распространять предложения.     Штриховка «Шкаф» Дидактические игры «Четвертый лишний» Дидактическое упражнение «Исправь ошибку». Цель: активизация внимания, восприятия.  
Комнатные растения Февраль 1 неделя Звуки [ш] - [ж] и буквы Ш, Ж Звонкие и глухие согласные звуки Практическое употребление предлогов «на», «с /со» Составление рассказа о цветущей бегонии по вопросам логопеда Подвижная игра « На окне в горшочках» Развитие речевого слуха «Подскажи словечко» Выкладывание цветов из мозаики
Профессии 2 неделя Звуки з – ж. буквы З, Ж Расширение словаря по теме. Образование существительных в разных падежах. Образование глаголов с помощью приставок. Формирование сло­говой структуры на предложениях типа Часовщик чинит ча­сы; • Составление рассказа - описания по предлагаемой схеме.   П/И «Хозяюшка» Пальчиковая гимнастика «Что принес нам почтальон?» Развитие зрительного внимания «Что лишнее?» (предметы необходимые продавцу и почтальону)
Защитники отечества 3 неделя Звуки р - рь. Буква Р. Образование сущ-х Р.П. ед. и мн. числа Образование глаголов с помощью приставок. Образование относительных прилагательных. Сухопутные, военно-морские, авиационные, военно-воздушные Составление рассказа о военных по карте- схеме «Профессии» Игра «Самолет»   Развитие зрительного внимания памяти «Кого не стало?», «Кто за кем»
Транспорт Профессии на транспорте 4 неделя «Дифференциация звуков «р-л, рь- ль». Твердые и мягкие согласные звуки.     Образование существительных в разных падежах. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Образование однокоренных слов. Вода - водный, водяной, Составление рассказа о каком-либо виде транспорта по плану. Что это? Какой он? Как передвигается? К какому виду относится? Игры «Шофер», «Самолет» Выкладывании грузовой машины из счетных палочек Развитие слухового внимания «Что лишнее?» (транспорт и игрушки) «Кто лишний? (капитан, пилот, шофер продавец)
Весна Март 1 неделя Буква Е в начале слога. Образование глаголов с помощью приставок. Образование сложных слов. Сходит лед — ледоход. Круглые сутки — круглосуточно. Составление рассказа по данному набору слов. Началось таяние. Тянутся к свету, теплу. Журчит. Проклюнулись, как птенцы. Подвижная игра «На лужайке» Мозаика «цветы» Развитие зрительного внимания (разрезные картинки «Весенние цветы»)
Мамин праздник. Профессии мам 2 неделя Буква Е после мягких согласных Образование дательного падежа сущ.- х «Кому это нужно?» (орудия труда» Рассматривание картины «Поздравляем маму». Активизация словаря по теме. Беседа по картине. Развитие воображения и координации движений «Профессии» Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая…» Развитие слухового внимания «О ком стихи»
Животные жарких стран 3 неделя Звук и буква щ Всегда мягкие согласные звуки Образование существительных множественного числа от единственного. Верблюжонок — верблюжата Образование существительных в разных падежах. Образование притяжательных прилагательных. Морда — верблюжья, оленья, медвежья. Составление рассказов-описаний по предлагаемой схеме. Кто это? Внешний вид животного. Чем оно питается? Где живет? Есть ли у него враги? Как оно защищается?   Подвижная игра «Обезьяны и крокодилы» Штриховка «Бегемот» Развитие зрительного внимания, мышления «Что перепутал художник?»
Аквариумные рыбки 4 неделя Звук и буква ч Формирование и расширение словаря по теме, закрепление в печи простых предлогов. «аквариум» (Нищева «Играйка») Составление рассказа описания о золотой рыбке по предложенному плану. Подвижная игра «Аквариум» Пальчиковая гимнастика «Налим», игры со шнуровками «Аквариум с рыбками» Развитие зрительного внимания «Что изменилось?», «Кто как передвигается?»
Инструменты Апрель 1 неделя Звуки щ-ч. Буквы Щ, Ч Образование прил. От сущ. – х, образование сущ.-х с уменьшительно-ласкательными суффиксами Пересказ текста об инструментах Подвижная игра «Пожарные» Пальчиковая гимнастика Упражнения с массажерами Развитие зрительного внимания, памяти «Кому это нужно?», Чего не хватает?»
День космонавтики 2 неделя Буква Ё в начале слога Учить подбирать слова с противоположным значением, образование родственных слов Закреплять умение правильно составлять предложения из набора слов П/И «Выход в космос», «Звездная» эстафета Штриховка «Ракета» Развитие памяти, внимания, мышления
Животный мир морей и океанов 3 неделя Буква Ё, после мягких согласных Учить согласованию числ. С сущ. в роде и падеже Употребление предлогов за. Перед, между Игра «Загадай загадку» Цели: развивать связную речь, учить составлению рассказов-описаний по графической схеме П/и «Караси и щука» игры со шнуровками Развитие зрительного внимания, памяти «Кого нет?», «Что изменилось»
Перелетные птицы 4 неделя Буква Ю в начале слога Образование сущ-х с суффиксом –ат- (грачат, скворчат) Образование родительного падежа сущ.-х. Д/И «Кого не хватает?» Рассматривание картины «Грачи прилетели», формирование словаря, составление предложений со словами: стая, гнездо, птенец Подвижная игра «Аист», «ласточки» Пальчиковая гимнастика «Ласточка» Развитие слухового внимания «Кто лишний?», Зрительного внимания – разрезанные картинки перелетные птицы
Насекомые Май 1 неделя Буква Ю, после мягких согласных Употребление речи предлогов: «на», «над», «с» Д./И «Бабочка и цветок» Рассматривание предметных картин, формирование словаря, беседа. Отгадывание, толкование и заучивание загадок о насекомых Подвижная игра «Мотылек» Пальчиковая гимнастика «Пчелка» Развитие Зрительного внимания – разрезанные картинки насекомые
Электроприборы 2 неделя     Мягкий знак Формирование словаря по теме, беседа по картине Рассматривание картин, беседа по картине. Составление рассказа по плану данному логопедом Речь с движением «Вентилятор» Пальчиковая гимнастика Развитие зрительного внимания, мышления «Что перепутал художник»
Лето. Цветы на лугу 3 неделя Твердый знак Расширение словаря по теме Составление рассказов описаний о цветах по образцу П./И «Речка», «На лужайке…» Игры со шнуровками «Солнышко», «Клумба с цветами» Развитие слухового внимания «Когда это бывает?»
Школьные принадлежности 4 неделя Повторение изученного материалаэ\ Учить употреблению уменьшительно-ласкательных суффиксов. учить образовывать наречия от прилагательных Мальчик —хороший ученик, он учится (как?)... (хорошо).   учить подбирать антонимы. Разучивание загадок по теме. Пересказ рассказа «Синие карандаши» Дидактическая игра «Кто быстрее соберется в школу, Пальчиковая гимнастика, упражнение с массажерами Игра на развитие зрительной памяти «Узнай по описанию».

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»\Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -2е изд., испр. и доп.-М.:мозаика-синтез, 2011.-336с.

2. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий, для работы с детьми с ЗПР 4-5 лет. - М.:мозайка-синтез,2011.-72с.

3. Мартыненко Л.А., Постоева Л.Д. Играй, слушай, познавай! Программа психолого-логопедических занятий для детей 3-4 лет. - СПб. :Речь; М. :Сфера, 2010.-95с.

4. Таришняя О.А. Я рисую ладошками. - СПб. :Издательский Дом «Литера», 2011.-32с.

5. Филичевой Т.Б., Тумановой Т.В., Чиркиной Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». - М., 2009

6. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логоп

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.