Сделай Сам Свою Работу на 5

Приемы голосового тренинга.





Функции голоса. Основной принцип воспитания речевого голоса.

Голос — звук, издаваемый человеком при разговоре, пении, крике, смехе, плаче. Голосообразование происходит путём выдыхания воздуха из легких через рот и нос, при этом голосовые складки вибрируют и создают звуковые колебания в проходящем через них воздухе. Характерный для каждого человека тембр голоса приобретается в результате прохождения звуковых волн через резонаторы, роль которых выполняют окружающие гортань сверху и снизу воздухоносные полости: ротоглоточная и носовая сверху и трахея с крупными бронхами снизу.

В голосе выражается эмоциональное состояние человека: рассерженость, удивление, радость и т. п. Голос человека — сложный инструмент.

В организации восприятия речи оратора слушателями важно как звучит голос выступающего: звучит ли он свободно, мягко, доверительно, на низких тонах или, напротив, звучание резкое, напряженное, с завышенным тоном, тихое, "безопорное" и т.д. И тогда слушателям приходится тратить первые самые важные минуты общения на то, чтобы приспособиться.

Первая функция голоса состоит в том, чтобы обеспечить слышимость звучащего слова со сцены. Если оратор будет заботиться о том, чтобы его речь легко осознавалась слушателями, он обязательно разовьёт голосовую гибкость, подвижность, способность голоса "рисовать мысль".



То есть возродит вторую функцию голоса - быть выразителем мысли. Мы воспринимаем речь говорящего по хранящемуся в нашей памяти "запасу интонационных моделей". Мы помним мелодические рисунки повествовательных, вопросительных, побудительных, восклицательных и других предложений, слышим мелодическое выделение логических центров фраз, интонирование знаков препинания и т.д.

Чтобы речь оратора вызвала не только сомыслие, но и сопереживание у слушателей, он непременно будет развивать средства речевой выразительности. Третья функция голоса - быть проводником чувств. Ведь именно по интонациям (повышению или понижению голоса, увеличению или уменьшению силы звука, возникновению и характеру пауз, изменению темпо-ритма речи и тембральной окраски голоса) слушатель угадывает чувство, через интонации он приходит в соприкосновение с тем, что живет в душе говорящего.



Речь, звучащая на повышенной звучности (искусственная) должна сохранить всю выразительность естественной речи. Эффективным методом развития голоса является предлагаемый метод опосредованного, косвенного воздействия на согласованную работу голосообразующего органа с помощью "образа действия". Подлинное реальное или воображаемое действие, включенное в тренинг, и будет втягивать в работу природу, а природа бессознательно, рефлекторно - вызывать к действию всю слаженную машину голосообразующего механизма. Любое техническое задание по голосу подчинять действию - таков основной принцип воспитания речевого голоса. Этот принцип и позволяет сохранять рефлекторную деятельность голосо-речевого аппарата, совершенствовать тем самым "систему управления" речевой функцией человека в любых усложненных условиях публичного выступления.

Занимающийся тренингом должен знать, какой из навыков он воспитывает в том или ином упражнении, каков должен быть результат звучания, и контролировать качество звучания слухом. Слух контролирует точность интонирования, высоту звука, регулирует громкость, длительность звучания, тембральную окраску голоса, ритмический рисунок фразы.

Профессиональный речевой слух и его компоненты

Органы чувств (слуховой, зрительный, двигательный, мышечный, вибрационный и др.) постоянно сигнализируют в центральную нервную систему о результатах деятельности органов звукопроизношения. Причем главным в системе обратных связей при воспитании голосо-речевых навыков является слух, которой обеспечивает "уничтожение рассогласования" между задуманным качеством звучания речи и достигаемым результатом. Слух контролирует точность интонирования, высоту звука, регулирует громкость, длительность звучания, тембральную окраску голоса, ритмический рисунок фразы.



Компонентами профессионального речевого слуха являются:

- физический слух (способность слышать и воспроизводить различный уровень громкости речи),

- фонематический слух (способность различать и воспроизводить все звуки речи в соответствии с фонетическим составом и орфоэпическими правилами русского звучащего слова),

- звуковысотный слух (способность слышать и воспроизводить мелодику речи, различную высоту ее звучания),

- тональный слух (способность воспринимать изменения в тембральной окрашенности речи в зависимости от смены чувств, оценок, отношений; чувствовать общий тон выступления),

- ритмический слух (чувство диалектического единства темпо-ритма речи, рожаемого ситуацией речевого действия),

- диагностический слух (способность на слух определять причины, вызывающие те или иные отклонения от нормы звучания речи, ведущие к нарушению органического процесса словесного взаимодействия),

- речевой слух.

Словесное действие

это единый процесс, выражаемые интонациями, тембральной окрашенностью речи, паузами, сменой силы, высоты звука, мимикой, жестами, телодвижениями, физическими действиями.

Слово — выразитель мысли. Однако в реальной действительности человек никогда не высказывает своих мыслей только для того, чтобы их высказать. В жизни не существует разговора для разговора. Даже тогда, когда люди беседуют «так себе», от скуки, у них есть задача, цель: скоротать время, развлечься, позабавиться. Слово в жизни — всегда средство, при помощи которого человек действует, стремясь произвести то или иное изменение в сознании своего собеседника.

Актеру (чтецу) необходимо научится при помощи слов действовать. Сценическое слово должно быть волевым, действенным. Актер должен рассматривать его как средство борьбы за достижение целей, которыми живет данное действующее лицо (оратор).

Действенное слово всегда содержательно и многогранно. Различными своими гранями оно воздействует на различные стороны человеческой психики:

на интеллект,

на воображение,

на чувство.

Произнося слова мы обращаемся к уму, к воображению и к чувству слушателей. Если мы хотим подействовать преимущественно на ум слушателей, будем добиваться того, чтобы речь была неотразимой по своей логике и убедительности. Для этого нужно идеально разобрать текст каждого куска по логике мысли: понять, какая мысль в данном куске текста, подчиненном тому или иному действию (например, доказать, объяснить, успокоить, утешить, опровергнуть и т. п.), является основной, главной, ведущей мыслью куска; при помощи каких суждений эта основная мысль доказывается; какие из доводов являются главными, а какие — второстепенными; какие мысли оказываются отвлечениями от основной темы и поэтому должны быть взяты в скобки; какие фразы текста выражают главную мысль, а какие служат для выражения второстепенных суждений; какое слово в каждой фразе является наиболее существенным для выражения мысли этой фразы и т. д. и т.п. При этом условии его мысли не повиснут в воздухе, а превратятся в целеустремленное словесное действие, которое в свою очередь разбудит темперамент чтеца, воспламенит его чувства, зажжет страсть. Так, идя от логики мысли, исполнитель через действие придет к чувству, которое превратит его речь из рассудочной в эмоциональную, из холодной в страстную.

Также мы обращаемся к воображению слушателей. Когда мы в действительной жизни произносим те или иные слова, мы так или иначе представляем себе то, о чем говорим, более или менее отчетливо видим это в своем воображении. Этими образными представлениями, или видениями, мы стараемся заразить также и наших собеседников. Это всегда делается для достижения той цели, ради которой мы осуществляем данное словесное действие. Утешая человека, я буду стараться вызвать в его воображении такие видения, которые способны его утешить, обманывая — такие, которые могут ввести в заблуждение, умоляя — такие, которыми можно его разжалобить, и т.п.

Поэтому основополагающим принципом обучения искусству звучащего слова является принцип комплексной тренировки всех элементов внутренней и внешней техники словесного действия. Меняется лишь установка на воспитание различных компонентов и сторон речевого процесса.

 

Приемы голосового тренинга.

Основополагающим принципом обучения искусству звучащего слова является принцип комплексной тренировки всех элементов внутренней и внешней техники словесного действия. Меняется лишь установка на воспитание различных компонентов и сторон речевого процесса.

Условие тренинга - сознательный подход к тренировке при опосредованном воздействии на работу голосо-речевого аппарата.

 

1. Игра в процессе голосового тренинга.

Игра и искусство имеют тесное сходство. В игре, которая осуществляется с детской верой и увлечённостью, непосредственностью восприятия придуманных обстоятельств, и заложен корень истинного искусства. Игровой метод должен координировать и направлять игру, превращая её в искусство, т.е. принизывать ее "системой" (элементами актерского мастерства) все самые, казалось бы, технические упражнения и приёмы. Являясь видом неформальной деятельности, игра способна превращаться в художественную деятельность и развивать творческую природу обучающегося, его воображение, фантазию и веру.

Так и в занятиях по голосу и речи игровое упражнение, координированное и направляемое педагогом, должно быть доведено учащимися до степени искусства, а это значит - санкционировано чувством веры и правды. Упражнения игрового характера увлекают, втягивают в работу душевную сферу занимающихся, вызывают положительные эмоции, которые, как известно, раскрепощают фонационные пути, помогают верно формировать свободное звучание голоса.

К. С. Станиславский заботился о том, чтобы уроки по "технике и муштре" всегда проходили в атмосфере искусства, были увлекательны и радостны.

Игра помогает сохранять эмоциональный подъем, который включает в работу все наши физиологические процессы, все системы организма: нервную, дыхательную, сердечнососудистую и др.

 

2. Стихи как один из видов тренировочного материала.

Ритмически организованная речь легко возбуждает нервную систему. Ритм сам по себе вызывает в вас эмоциональный отклик, рождает так называемую ритмическую эмоцию, или ритмическое переживание, которое организует, приводит в активное рабочее состояние весь организм человека, в том числе и голосовой аппарат. Стихотворные тексты нося тренировочный характер. Некоторые из них мнемонического характера, т.е. написаны специально для лучшего запоминания правил, методических советов при голосовом и речевом тренинге, с целью контроля за выполнением заданий в том или ином упражнении. (стихи крепче врезаются в память).

 

3. Приемы "установки" в работе над голосом.

В процессе обучения большую роль играет психическая готовность к восприятию технического и творческого заданий. Принцип "психической готовности" - это выработка и фиксация "установки" на осуществление определенного действия.

Установка - это "готовность к действию". Она задает последовательность действий, их направленность к конечному результату - цели.

Стихи мнемонического характера, к которым мы прибегаем в моменты голосового тренинга, это и есть своего рода словесные приказы организму, которые вызывают в человеке соответствующую установку. Так, готовясь начать упражнение на развитие грудного резонирования и давая себе словесный приказ:

Сейчас начну я подниматься.

Мой голос будет отражаться

И в резонаторе грудном,

И непременно - в головном...

 

Мы "предполагаем" себя в выполнению цели: соединить работу верхнего и нижнего резонаторов. Установка - психологическая готовность к действию - ведет к более согласованной работе голосо-речевого аппарата.

 

4. Междометия в постановке голоса.

Междометия являются самыми простейшими словесными сиг­налами, с помощью которых мы привлекаем к себе внимание объек­та, воздействуя на его волю или чувства. Междометия служат для самого краткого словесного способа выражения чувств и волевых импульсов человека. Они выражают ужас, гнев, страх, восхищение, возмущение, иронию, жалобу, упрек, похвалу, восторг, поощрение и другие чувства, а также такие волевые импульсы, как угроза, при­каз, запрещение, протест, оклик, предостережение, предупреждение, призыв, приглашение и т. д.

Междометия состоят:

· из одного гласного: И! Э! А! О! У!

· из гласного с последующим неслоговым Й: Эй! Ай! Ой!

· из гласного с согласным: Их! Эх! Ах! Ох! Ух! Хе! Ха! Но! Ну! Уф! Фу! Фи!

· из двух слогов с ударением на второй слог: Эге! Ага! Ого! Угу! Увы! '

Междометия бывают:

· употребляемые в удвоенной или утроенной форме: Ай-ай! Ай- ай-ай! Ой-ой! Ой-ой-ой! Ей-ей! Ей-ей-ей! Эхе-хе! Эхе-хе-хе! Ба-ба! Ба-ба-ба!

· сочетающиеся с частицами: Ну же! Да ну же! Ну-ка! Ну-тка! Аи, да ну! Ой ли!

· с глагольным окончанием 2-го лица множественного числа: ну-те! полноте!

К междометиям относится условное воспроизведение звучаний, сопровождающих реакцию на то или иное раздражение: Брр! Тьфу!

Существуют междометия:

· образованные путем фонетического сокращения: Тш-шш! (тише); Вишь, ишь! (видишь!); Пли! (пали!); Чу! (от древнерусского глагола чути - слышать);

· из иноязычных слов-междометий, из других частей речи: Алло! Стой! Каюк! Браво! Караул! Айда! Куш! Тубо! Ату!

К звукоподражательным глагольным междометиям относятся: Бац! Хрясь! Грах! Хлоп! Бум-бум! Динь-динь! Тра-та-та... звуко­подражательные снова: Мяу! Ку-ка-ре-ку! Гав-гав! Mv-y! Га-га-га! Кря-кря! Чик-чирик! Пи-ить! Кра-кра-кра! Кудах-тах-тах!..

К междометиям относятся и усеченные названия животных и птиц: Кис-кис! Уть-уть! Тель-тель! Тега-тега! Тип-тип! Трусь- трусь! Цып-цып! и т. д.

Междометия позволяют органично вовлекать в действия нашу душевную природу, потому что они рождаются непринужденно, ес­тественно, неожиданно. Весь организм человека, в том числе и мыш­цы речеобразующего аппарата, участвует в рождении междометий, что помогает тренировать естественную «опору» звука, находить естественный тон разговорной речи. Особенно этому способствуют легкие, свободные восклицания, окрашенные приятными эмоциями, эмоциями радостного удивления, восхищения... Положительные эмоции раскрепощают мышцы фонационного аппарата и рождают свободное звучание голоса.

Разные по звучанию междометия могут выражать одно и то же чувство, если произносятся с одинаковой интонацией, и наоборот - одно и то же междометие может выражать разные эмоции через раз­личные интонации. Поэтому-то на междометиях хорошо трениро­вать голосовую подвижность, модуляцию голоса, тембральные нюансы, которыми окрашивается одно и то же междометие, выра­жающее различные чувства.

Верно используемый прием междометий в работе над голосом помогает:

· найти и укрепить «центр» голоса;

· сохранять и совершенствовать координационную деятель­ность трех систем речеобразующего механизма: дыхания, деятель­ности гортани (голосовых связок) и ротоглоточного резонатора (ротовой артикуляции);

· тренировать автоматизм дыхания и активность дыхательных мышц, особенно диафрагмы;

· предоставлять полную свободу глоточной и ротовой полос­тям, рефлекторно расширяя их, увеличивая объем резонатора, что способствует полноценному звучанию голоса;

· развивать голосовую гибкость, легкость модулирования, пе­рехода из одного тона в другой при сохранении качественности зву­чания;

· обогащать тембральную палитру, ощущать зависимость тем­бра голоса от подтекста, от чувства, отношения, всей внутренней жизни человека; '

· воспитывать навык качественного звучания голоса при раз­личных характерах речи, т. е. при любых изменениях в силе, высо­те, темпоритме речи, обеспечивать звучание хорошей «опорой» ды­хания. ‘

Междометия, не возбуждая сложных мыслительных процессов, обращены непосредственно к воле и эмоции партнера. Они нахо­дятся скорее в плоскости первой, чем второй сигнальной системы, являются простейшими словесными действиями, поэтому чрезвы­чайно удобны и полезны на первоначальных этапах работы над го­лосом.

В работе над голосом также полезно прибегать к упражнениям, названным Станиславским «внутренней акробатикой актера»: не задумываясь, «прокудахтать», «пролаять», «проквакать», вскрик­нуть от удивления... Затем оправдать эти действия.

 

5. Прием «лая» в тренировке опоры звука

Многолетняя практика автора и других педагогов (после выхо­да в свет книги «Как сделать голос сценическим»)\ а также ряд выс­казываний авторитетных лиц, сделанных на страницах печати, под­тверждают безусловную пользу этого приема голосового тренинга. Приведем, например, следующие указания.

«Если вы хотите петь хорошо, вы должны “лаять”, идя вверх по шкале гаммы, подобно тому, как это делал Карузо»2.

«Некоторые из бытующих приемов вызывают насмешки, напри­мер, такие, как... уподобление себя лающей собаке для глубокого дыхания и широкого раскрытия глотки... Однако многие из этих приемов рекомендуют весьма заслуженные, известные, профессио­нальные оперные певцы, и отмахиваться от них просто как от недо­стойных курьезов нам кажется неразумным. Мы... считаем необхо­димым подвергнуть их анализу с точки зрения возможного действия на голосовую функцию»3.

Прием «лая» в голосо-речевом тренинге поддержан и учеными, занимающимися вопросами психофизиологии речеобразования, в частности Н. И. Жинкиным.

При подтаивании рефлекторно работают все части речеобразу­ющего механизма, максимально и свободно раскрывается глотка, верно рожденный (на мягкой атаке) голос хорошо резонирует в груд­ном и головном резонаторах. При минимуме усилий получается максимум звучания. Этот прием уникален при тренировке «опоры» звука, при силовых, диапазонных и темповых изменениях речи. Он обеспечивает рефлекторность вдоха, создает условия для гибкости, подвижности голосовых интонаций.

Методика использования этого приема будет описана ниже - в разделе практической работы над голосом.

6. Речеручной рефлекс в формировании навыков звучания речи

Известно, что уровень развития речи по­стоянно согласуется со степенью развития движе­ния пальцев рук, что при тренировке движений пальцев рук голосо­вые реакции ребенка развиваются не только интенсивнее, но они оказываются и более совершенными, что «...тренировка тонких дви­жений пальцев рук с первых месяцев жизни является мощным фи­зиологическим средством, стимулирующим развитие речи».

Все это подтверждает, что эффект применения в голосовых и речевых упражнениях речеручного рефлекса, который находит все более широкое использование в педагогической практике, имеет психофизиологическое объяснение.

В первых же упражнениях по голосу самое активное участие принимает кисть руки, делая привычные, много раз повторяющие­ся в жизни движения. Например, «палец нажимает на курок» и вме­сте с взрывным согласным «П» вылетают «пулею», разорвав губы, звуки: «пиф-паф». Кисть руки короткими, резкими движениями бросает жонглерские «тарелки». Руки «укачивают ребенка», бьют в «барабан», печатают на «пишущей машинке», «ловят комара», ра­ботают с «пульверизатором» и т. д. Эти и подобные движения рук координируются с речью, звучанием отдельных гласных, соглас­ных и их сочетанием. Движения помогают рождению свободного звучания голоса, придают нужный характер отдельным звукам речи, словам, фразам.

Необходимым условием тренинга является развитие голосо-речевых природных данных не только в статичном положении, но и во время всевозможных движений и мизансцен, вызванных логикой действия.

7. Тренировка речи в движении

Развитие голоса в процессе различных движений не только по­могает верно формировать навыки звучащей речи, тренировать все свойства и качества художественно полноценного голоса, но и вос­питывать необходимое чувство того, что слово становится орудием действия лишь при настройке всего физического аппарата на вы­полнение этого действия, а не только «мускулов языка».

Упреждение пронизывает всю работу центрального нервного аппарата. Это одна из самых основных логических операций уп­равления и регулирования. Так, например, грамматический стереотип уже заранее предрешает связь произносимого слова со словом, которое следует за ним; программирует и будущие фразы рождаемого текста, чтобы не нарушилась связность изложения. Прежде чем человек заговорит, он повернет лицо к партнеру, его взгляд и жест будут предшествовать речи. Это и есть явление уп­реждения.

Однако в сценических условиях нарушается или затрудняется эта естественная в жизни координация речи и движения. Трениров­ка речи в движении воспитывает умение соединять в едином сцени­ческом действии речь и движения тела, которые могут происходить в одинаковых, разных и меняющихся по ходу действия темпоритмах. Кроме того, воспитывается навык снятия мышечного напряже­ния в различных частях тела, с тем чтобы это напряжение не пере­давалось на голосообразующий аппарат. Известно, что напряжение мускулатуры в любой части тела, особенно в кистях рук, отрица­тельно отражается на звучании голоса. Иррадиация мускульного напряжения захватывает и мышцы фонационных путей. Поэтому начальные упражнения по голосу и рассчитаны на то, чтобы осво­бождаться от зажимов мускулатуры тела, раскрепо­щать его, снимать мускульное напряжение.

Но артист, действующий на сценической площадке, выполняя всевозможные, подчас очень сложные физические действия, должен овладеть навыком сохранения свободы мышц голосового аппарата и при мускульных напряжениях тела, чтобы сохранить здоровым свой голос. Ведь сцены в драматических спекатклях, в которых физи­ческие действия сопровождаются словесными, требуют подлинно­го мастерства владения голосом.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.