Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные этапы процесса оценки.





Понятие бизнеса как объекта оценки.

 

Особое место среди объектов оценки занимает предприятие или бизнес. Предприятие является объектом гражданских прав. Вступает в хозяйственный оборот, участвует в хозяйственных операциях и сделках, сотрудничая с большим количеством контрагентов. В результате возникает необходимость в определении его стоимости.

Бизнес- предпринимательская деятельность, направленная на производство товаров ценных бумаг и т.д., с целью получения прибыли.

Бизнес как объект оценки обладает следующими особенностями:

- предприятие является юр.лицом и хозяйствующим объектом, при этом при расчете его стоимости необходимо учитывать наличие юридических прав.

- стоимость предприятия определяется как стоимость имущественного комплекса, а также учитывает возможность создания и прироста капитала, т.е. управленческую и финансовую составляющую.

- стоимость бизнеса приравнивается к стоимости собственного капитала или чистых активов, которая отражает эффективность функционировать объектом.

Бизнес как товар характеризуется следующими особенностями:

- полезность бизнеса выражается в выгодах, преимуществах и доходах собственника от его функционирования.



- инвестиционный характер, т.е. вложение бизнес осуществляется с целью отдачи в будущем, при этом размер ожидаемого дохода точно не известен, а потому инвестору приходится учитывать риски, характерные для данного бизнеса.

- системность предполагает, что предприятие может рассматриваться как единое целое или как отдельные подсистемы(бизнесы) и даже элементы(активы).

- потребность в регулировании купли- продажи.

- участие государства в регулировании сделок с предприятиями.

Оценка бизнеса- оценка имущества предприятия как юридического лица.

Оценка бизнеса- оценка прав собственности, технологий, конкурентных преимуществ и активов, которые дают возможность получать доход и могут принадлежать как юр., так и физическому лицу.

 

Стоимость объекта оценки и ее основные виды.

Цели оценки бизнеса:

- купля- продажа предприятия целиком или по частям.

- определение стоимости ценных бумаг.

- реструктуризация компании.



- определение кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании.

- осуществление инвестиционных проектов.

- внутренние цели, т.е. принятие управленческих решений, оценка эффективности текущего управления, разработка планов развития.

- страхование

- налогообложение и т.д.

В результате проведения оценки оценщик определяет стоимость того или иного объекта. Важно различать понятия стоимость и цена, т.к. они совпадают только в условиях совершенного рынка.

Стоимость- общеэкономическое понятие, представляющее собой ожидаемую наиболее вероятную цену, которая может быть результатом сделки в определенных условиях.

Цена- совершившийся исторический факт, отражающий сколько было фактически потрачено на покупку сходных объектов в прошлых сделках.

 

Основные условия возникновения стоимости:

- мера полезности объекта

- мера овеществленного труда(сколько затратилось силы, времени, денег, материалов)

- мера спроса

- мера относительной редкости или дефицитности

- мера оборачиваемости или ликвидности.

 

 

В общем виде выделяют две основные категории стоимости:

- стоимость в пользовании- стоимость объектов с точки зрения конкретных пользователей, использующейся или собирающегося использовать для удовлетворения собственных потребностей. Она устанавливается одним лицом, а потому является субъективной.

- стоимость в обмене(меновая стоимость)- стоимость рассматриваемая в связи с отчуждением объекта и проявляющаяся в форме цены при обмене объекта на деньги.. При этом имеется в виду цена, которая будет преобладать на свободном открытом и конкурентном рынке в условиях влияния спроса и предложения. Поэтому такая стоимость является объективной. Она рассматривается как обобщенная характеристика привлекательности объекта с позиции неопределенного количества обладателей или рынка.



 

Виды стоимости:

  • По степени рыночности:

- рыночная стоимость- наиболее вероятная цена, по которой может быть отчужден объект в условиях чистой сделки: открытость рынка, конкурентность рынка, типичная мотивация сторон, информированность, достаточное время для предложения объекта на рынке в виде публичной оферты(предложения), типичные средства и условия платежа, отсутствие форс- мажора.

- стоимость объекта с ограниченным рынком- стоимость объекта, продажа которого на открытом не возможна или требует дополнительных затрат по сравнению с продажей свободно- обращающихся товаров.

 

  • В зависимости от порядка оценки и уровня восстановления:

- стоимость замещения – сумма затрат на создание объекта аналогичного по полезности в рыночных ценах с учетом новых материалов, технологий, дизайна и т.д.

- стоимость воспроизводства- сумма затрат на создание точной копии объекта с применением идентичных материалов и технологий в рыночных ценах.

Разница между стоимостью замещения и воспроизводства- определяется стоимость морального износа.

 

  • В зависимости от перспектив развития:

- стоимость объекта при существующем использовании- стоимость объекта, определяемая исходя из существующих условий и целей использования, при этом предполагается, что объект продолжит функционировать в неизменной среде и существующем использовании.

Для предприятия этот вид стоимости трактуется как стоимость действующего предприятия, т.е. стоимость сформировавшегося работающего предприятия как единого целого.

Стоимость отдельных элементов или активов действующего предприятия на основе их вклада в данный бизнес, а точнее в его доходность и рассматривается как потребительская стоимость для конкретного владельца.

Если некоторый объект не участвует в генерации доходов(пустующие площади или простаивающая техника), то он рассматривается в качестве избыточного или нефункционирующего актива и в стоимость действующего предприятия не включается.

 

- ликвидационная стоимость- формируется в условиях ликвидации компании и раздельной продажи его активов, она представляет собой разницу между выручкой от реализации и издержками на ликвидацию предприятия как юр.лица.

3 вида ликвидационной стоимости:

А) упорядоченная ликвидационная стоимость- определяется в условиях добровольной ликвидации и отражает распродажу активов с целью получения максимальной выручки.

Б) принудительная ликвидационная стоимость- применяется в условиях банкротства компаний и отражает быструю реализацию активов независимо от цен на них в короткие сроки.

В) ликвидационная стоимость прекращения существования активов- не продажа, а списание, утилизация и уничтожение активов с целью освобождения участника под новое строительство.

 

  • Отдельные, в зависимости от конкретных ситуаций и целей:

- инвестиционная стоимость – определяется исходя из доходности объекта для конкретного лица при заданных инвестиционных целях. В отличии от рыночной она более уникальна, индивидуальна и субъективна, т.к. связана с определенным проектом и его инвестором.

- Стоимость для целей налогообложения- определяется для исчисления налоговой базы и рассчитывается в соответствии с нормативными актами.

- утилизационная стоимость – формируется за счет стоимости материалов из которых изготовлен объект с учетом затрат на его утилизацию.

- специальная- определяется, если в договоре об оценке требуется формирование стоимости отличной от рыночной для узкоопределенных целей: страховая, залоговая, таможенная и т.д.

 

Экономическое понятие стоимости выражает реальный объективный взгляд на полезность объекта и выгоду собственника или потенциального покупателя на момент оценки.

 

Основные этапы процесса оценки.

- определение проблемы

ü Идентификация предприятия( рассматриваются особенности предприятия: организационная форма, юр.адрес, отрасль, вид продукции)

ü Выявление объекта оценки(какая часть предприятия оценивается, либо целиком)

ü Определение даты оценки

ü Формулирование целей и функций оценки

ü Выявление ограничительных условий.

- предварительный осмотр объекта оценки и заключение договора.

ü предварительный осмотр предприятия

ü определение исходной информации и ее источников

ü определение количества и состава группы экспертов оценщиков

ü составление задания и календарного плана оценки

ü оплата услуг эксперта оценщика

ü подготовка и подписание договора на оценку.

- сбор, анализ и обработка информации

ü сбор и систематизация внешних данных

ü сбор и анализ специальных данных

ü обработка информации в процессе оценки бизнеса

- оценка стоимости земельного участка

- оценка стоимости предприятия с применением трех подходов

- согласование результатов оценки и выведение итоговой стоимости

- составление отчета об оценке.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.