Сделай Сам Свою Работу на 5

Направления повышения эффективности использования ресурсов ГУПов и МУПов





Для повышения эффективности использование ресурсов предприятия, на мой взгляд, необходима другая финансовая политика по отношению к формированию оборотных активов. Эта политика должна быть направлена на обеспечение текущей потребности необходимыми видами оборотных активов в минимальных размерах, необходимых для обеспечения нормального производственно-коммерческого цикла, без излишних запасов, создание оптимального размера собственного оборотного капитала в размере минимальной потребности, с разумным использованием эффекта финансового рычага.

Политика управления запасами представляет собой часть общей политики управления оборотными активами предприятия, заключающейся в оптимизации общего размера и структуры запасов товарно-материальных ценностей, минимизации затрат по их обслуживанию и обеспечении эффективного контроля за их движением.

Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т.е. оценка вероятности безнадежных долгов - один из важнейших вопросов управления оборотными активами. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения.



С целью максимизации притока денежных средств, предприятию следует использовать разнообразные модели договоров с гибкими условиями формы оплаты и ценообразования. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.[8]

Предложение скидок оправдано в трех основных ситуациях:

1. Если снижение цены приводит к расширению продаж, а структура затрат такова, что реализация данной продукции отражается на увеличении общей прибыли, товар высокоэластичен и имеет достаточно высокую долю постоянных затрат;

2. Система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату.

3. Если система скидок интенсифицирует приток денежных средств в условиях дефицита на предприятии, возможно краткосрочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата от проведения конкретных сделок.

Во всех случаях можно говорить о спонтанном финансировании, которое при инфляции ведет к уменьшению текущей стоимости реализованной продукции, поэтому следует точно оценить возможность предоставления скидки по досрочной оплате.



При использовании отсрочки платежа предприятие получает положительный эффект, выраженный в повышении объемов продаж и увеличении массы прибыли. Отрицательный эффект связан с тем, что субъект начинает нести определенные издержки, в частности, издержки от не использования средств, связанных в дебиторской задолженности, издержки по проведению инкассационной политики, увеличение вероятности возникновения безнадежных долгов из-за увеличения отсрочки платежа.[9]

В настоящее время нередки случаи, когда должники не исполняют своих обязательств по договорам в части сроков оплаты, что приводит к образованию у поставщиков просроченной дебиторской задолженности. За нарушение условий договоров применяются следующие меры гражданско-правовой ответственности: штрафы, пени, проценты . Сумму санкций, признанных должником или по которым получены решения суда об их взыскании, коммерческие организации включают в состав внереализационных доходов Суммы штрафов, пеней, неустоек до их получения отражаются в бухгалтерском балансе в составе дебиторской задолженности.

Для управления дебиторской задолженностью необходимо следующее:

1. Определение условий предоставления кредита при продаже товаров, его срока и системы скидок. Необходимо в кредитном договоре указать размер штрафов и пени при нарушении сроков оплаты за кредит. Например: при задержки оплаты до 15 дней установить пеню в размере 5%, а задержке оплаты до 20 дней - 10%.



2. Определение гарантий предоставления кредита. Самый простой способ продажи товаров - это открытый счет, когда в соответствии с заключенным контрактом покупателю выставляется счет.

Более сложный, но более надежный способ, - получение письменного обязательства клиента заплатить деньги, т.е. получение векселя. Векселя разделяют на обычные, когда покупатель в письменной форме признает свою задолженность и обязуется заплатить определенную сумму к определенному сроку, и переводные, или коммерческие. Коммерческие векселя широко используются в международной торговле. При этом продавец выписывает покупателю (или его агенту) какую-то сумму к оплате к определенному сроку. Если производится немедленная оплата по предъявлению, то выписывается предъявительский переводной вексель, в других случаях - переводной вексель на срок, который акцептируется либо покупателем, либо его банком. Покупателям, которые своевременно не рассчитываются за приобретенный в кредит товар или услуг необходимо в дальнейшем отказывать в предоставлении кредита.

3. Определение надежности покупателя или вероятности оплаты полученных им товаров. В этом могут помочь широко распространенные публикуемые рейтинги, анализ опубликованной финансовой отчетности потенциального покупателя, конструирование индексов риска, анализ баланса. Необходимо иметь широкий спектр потенциальных покупателей, чтобы была возможность исключать некредитоспособных клиентов.

4. Определение суммы кредита, предоставляемого каждому конкретному покупателю. В данном случае, как правило, делаются расчеты, основанные на вероятности оплаты покупателем товара, возможности повторения заказов, размера выгод и убытков, получаемых от оплаты (неоплаты) товара.

Одним из элементов системы управления оборотными активами является управление денежными потоками.[10]

Планирование денежных потоков включает в себя текущее планирование, в процессе которого разрабатывается план поступления и расходования денежных средств (бюджет движения денежных средств), и оперативное планирование, в процессе которого разрабатывается система платежных календарей по соответствующим видам движения денежных средств.

Бюджет движения денежных средств - это план поступлений и платежей денежных средств, рассчитанный на предстоящий временной период. Этот бюджет показывает ожидаемое конечное сальдо по денежным средствам и финансовое положение предприятия на каждый анализируемый период. Таким способом могут быть запланированы и учтены периоды наибольшего и наименьшего наличия денежных средств, проанализированы эффективность использования средств и перспективный уровень платежеспособности предприятия. Бюджет движения денежных средств разрабатывается на предстоящий год в помесячном разрезе с тем, чтобы обеспечить учет сезонных колебаний денежных потоков предприятия. Он может составляться по отдельным видам хозяйственной деятельности и по предприятию в целом. Учитывая, что ряд исходных предпосылок разработки этого бюджета носят слабо прогнозируемый характер, он может составляться в следующих вариантах - «оптимистическом», «реалистическом» и «пессимистическом». Кроме того, разработка бюджета движения денежных средств носит многовариантный характер и по используемым методам расчета отдельных показателей.

Основной целью разработки бюджета движения денежных средств является прогнозирование во времени валового и чистого денежных потоков предприятия в разрезе отдельных видов ее хозяйственной деятельности и обеспечение постоянной платежеспособности на всех этапах планового периода.

Еще одним существенным недостатком в работе большинства предприятий, в т.ч. ГУПов и МУПпов является то, что на предприятии не составляется платежный календарь, который является эффективным и надежным инструментом оперативного управления денежными потоками. Он позволяет решать следующие основные задачи:

- свести прогнозные варианты плана поступления и расходования денежных средств к одному реальному заданию по формированию денежных потоков предприятия в рамках одного месяца;

- в максимально возможной степени синхронизировать положительный и отрицательный денежные потоки, повысив тем самым эффективность денежного оборота предприятия;

- обеспечить приоритетность платежей предприятия по критерию их влияния на конечные результаты его финансовой деятельности;

- в максимальной степени обеспечить необходимую абсолютную ликвидность денежного потока предприятия, т. е. его платежеспособность в рамках краткосрочного периода.

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке [11]

Цель рекламы - донесение информации от рекламодателя до целевой аудитории.

У большинства ГУПов и МУПов практически отсутствует донесение своей информации до потребителей. Если бы было больше рекламы о товарах предприятия, то потребителей стало бы больше, следовательно увеличился бы прибыль.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эффективное использование ресурсов — важнейший фактор обеспечения платежеспособности, кредитоспособности и финансовой устойчивости хозяйственных организаций, поддержания их конкурентоспособности, формирования достаточных ресурсов для развития и получения достаточной прибыли в целях привлечения разнообразных инвесторов. Эффективное использование ресурсов хозяйствующими субъектами — также важнейшее условие увеличения предложения страховых услуг этим субъектам, расширения спроса на продукцию и услуги поставщиков, поддержания заинтересованности коммерческих партнеров организации в продолжении сотрудничества с нею, сохранения и увеличения привлекательности производимой продукции или оказываемых услуг для покупателей.

Важнейшими задачами анализа эффективности использования ресурсов хозяйствующим субъектом являются:

ñтекущий мониторинг и оценка эффективности деятельности хозяйствующего субъекта и использования им отдельных видов ресурсов с целью контроля удовлетворительности и результативности различных направлений этой деятельности;

ñвыявление сильных и слабых сторон деятельности организации;

ñоценка целесообразности и рациональности постановки отдельных целей и задач в деятельности организации, обоснование их корректировки в изменяющихся условиях;

ñопределение условий, возможностей и факторов повышения результативности, эффективности отдельных сторон и аспектов деятельности организации с учетом различий влияния времени, риска и ликвидности;

ñобоснование выбора наилучших из альтернативно возможных комбинаций использования ресурсов, наилучших вариантов структуры бизнеса;

ñобоснование целесообразности и экономическая оценка конкретных путей и направлений совершенствования деятельности организации, применения отдельных экономических рычагов и инструментов управления.

Ряд общих принципов исследования эффективности деятельности хозяйствующего субъекта является определяющим, основополагающим для более частных видов анализа эффективности применения отдельных видов ресурсов, а также для анализа эффективности использования ресурсов в отдельных подразделениях организации либо на отдельных направлениях ее бизнеса. Рассмотрим эти общие, основополагающие принципы.

1. Принцип производности целей, задач и методологии частных видов анализа эффективности применения ресурсов от целей, задач и методологии анализа эффективности деятельности хозяйствующего субъекта в целом.

2. Принцип обоснованности процедур анализа, с одной стороны, в соответствии с потребностями практики конкретного хозяйствующего субъекта, а с другой стороны, в соответствии с теоретическими и прикладными достижениями науки.

3. Принцип релевантности процедур анализа. Конкретные направления анализа, степень их детализации должны быть достаточны для достижения важнейших хозяйственных целей организации и при этом экономически обоснованы, т.е. получаемая в результате анализа выгода должна быть не меньше, чем затраты на его проведение.

4. Принцип непрерывности анализа. Поскольку организация должна управлять своей эффективностью постоянно, должна стремиться исключить из своей практики периоды, когда она не управляет либо не может управлять эффективностью, постольку и анализ эффективности использования ресурсов, как неотъемлемый элемент такого управления должен быть непрерывным. Непрерывность анализа обеспечивается тем, что разные виды анализа охватывают разные временные периоды и при этом оказываются определенным образом соподчиненными между собой. Так, например, долгосрочный анализ охватывает период, как правило, свыше 5 лет, среднесрочный анализ — период от года до 5 лет, текущий анализ охватывает обычно годовой период и оперативный — период менее года.

5. Принцип многоуровневой организации экономического анализа эффективности организации. Он выражается в соподчиненности целей, задач, процедур стратегического, тактического, текущего и оперативного анализа. При этом стратегический анализ связан с достижением наиболее значимых целей организации. Тактический анализ призван выявить наиболее рациональные и действенные средства реализации стратегических целей организации в среднесрочном периоде. Текущий анализ выявляет наилучшие пути достижения стратегических и тактических целей в течение годичного срока. А оперативный анализ призван найти наилучшие способы решения проблем, возникающих в той или иной конкретной ситуации, и при этом — обеспечить реализацию целей всех других, более длительных периодов.

Многоуровневая организации анализа эффективности выражается и в том, что управление эффективностью, а соответственно и ее анализ должны осуществляться на всех уровнях управления каждой организации. При этом органы управления более высокого порядка, как правило, формулируют более общие и более значимые для организации в целом цели и задачи, определяют средства, методы их достижения, контролируют использование ресурсов. Как в процессе управления в целом, так и в процессе финансово-экономического анализа они следят за тем, чтобы цели, задачи, методы более низких уровней управления не противоречили целям, задачам и методам более высокого порядка и способствовали их реализации.

6. Принцип объективности анализа. Он требует, чтобы анализ основывался на использовании достаточной и достоверной информации. Наиболее важную информацию, используемую для анализа, способную значительно повлиять на его основные выводы и результаты, целесообразно, когда это возможно, получать из разных источников и затем сопоставлять полученные данные. В процессе финансово-экономического анализа должны учитываться все наиболее значимые для исследуемой сферы деятельности организации факты и имеющиеся данные. Оценки и выводы, сделанные в процессе анализа, не должны противоречить имеющимся данным и фактам.

7. Принцип практической направленности финансово-экономического анализа. Он требует, чтобы цели и задачи анализа соответствовали реальным практическим проблемам деятельности организации и были направлены на их решение.

8. Принцип взаимного соответствия целей, задач анализа и его инструментария. В некоторых случаях, особенно на предварительной стадии анализа, набор целей бывает более или менее одинаковым. В таких случаях целесообразно применять однотипные процедуры анализа, единообразные критерии, сходные, типовые наборы показателей. Однако на практике у каждой организации в разные моменты времени в одной и той же сфере деятельности могут быть разные проблемы. Для решения разных наборов проблем, как правило, целесообразно применять несколько различающиеся между собой методические подходы, процедуры, приемы, наборы показателей для анализа.

9. Принцип существенности финансово-экономического анализа. В каждый данный момент времени в каждой сфере деятельности организации необходимо выбирать для решения и, соответственно, для анализа наиболее важные и значимые проблемы. Только тогда организация сможет успешно противостоять всем возникающим в ее жизни внутренним и внешним угрозам.

10. Принцип системности финансово-экономического анализа. Он означает, что в каждый данный момент времени объектом управленческих решений и соответственно — объектом финансово-экономического анализа должны становиться все наиболее значимые проблемы, способные существенно повлиять на финансово-экономическое состояние и результаты деятельности организации. При этом подлежащие решению практические проблемы необходимо рассматривать в их реальной взаимной связи. Для их решения необходимо подбирать такие методы, инструменты и приемы, каждый из которых позитивно влияет сразу на решение нескольких проблем. А совокупное действие всех предлагаемых средств должно обеспечивать приемлемый для организации в данный момент времени компромисс в решении значимых проблем, т.е. достаточную меру решения каждой проблемы и их совокупности одновременно.

Рассмотренные общие принципы финансово-экономического анализа имеют определяющее значение для всех направлений анализа эффективности использования ресурсов организации. Однако помимо этого можно выделить несколько принципов, имеющих особое значение для частных видов финансово-экономического анализа эффективности использования ресурсов организации. Эти принципы можно назвать принципами частного анализа эффективности использования ресурсов организации.

1. Принцип взаимного соответствия процедур анализа и объектов этого анализа. Каждый вид ресурса, используемого организацией, каждое подразделение либо направление бизнеса организации имеет свои особенности. Данные особенности должны учитываться как в процессе исследования реальных проблем организации, так и при разработке рекомендаций по совершенствованию ее деятельности и повышению эффективности применения ресурсов.

2. Принцип комплексности анализа. Он исходит из того, что средства, инструменты управления и его совершенствования, предназначенные для применения отдельного ресурса, либо для применения в подразделениях или на отдельных направлениях бизнеса организации, влияют также на применение других ресурсов либо на другие подразделения или направления бизнеса. Принцип требует выявления и учета взаимной связи средств управляющего воздействия на все виды объектов исследования как на теоретической стадии анализа, так и на стадии внедрения его рекомендаций.

3. Принцип приоритетности анализа. Он диктует необходимость делать акцент при проведении анализа на тех видах ресурсов, подразделениях или направлениях бизнеса организации, от которых в данный момент времени в наибольшей степени зависит успешность и эффективность деятельности данной организации.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.