Сделай Сам Свою Работу на 5

Социально-статистическая диагностика





 

В настоящее время «социальная диагностика» утвердилась как важнейшее направление в социальной работе. Цель диагностики состояния социального объекта - установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.

Социальная диагностика - весьма сложный и ответственный вид деятельности специалистов социальной работы. Она требует соответствующего профессионального мастерства, поскольку затрагивает судьбы людей, различных социальных групп. На основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать ряд социально-этических требований - принципов диагностики.

Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.



Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными (достоверными) и надежными.

Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию.

Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.

Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут

Принцип причинности. Обусловлен универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;



Принцип комплексного подхода. В изучении социальных явлений объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявления и выделения отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;

Принцип верификации социальной информации, т.е. установления ее достоверности, возможности проверки при помощи других процедур или других источников данных. Социальная действительность полна противоречий, единичных фактов и случайностей, и, чтобы формулировать на их основе закономерности, необходимо проверять эмпирические данные солидной теорией, сопоставлять сведения, полученные по различным каналам.

Принцип системности в диагностике, так как абсолютно все социальные проблемы являются поликаузальными, т.е. их зарождение и развитие определяется не одной причиной, а несколькими, часто даже системой, сетью причин. В связи с этим, для того чтобы определить источник и способы разрешения жизненного затруднения клиента, необходимо проанализировать его микросоциальную среду, его семейные взаимоотношения; необходимо также иметь представление об интеллектуальном уровне и особенностях характера клиента, о состоянии его здоровья. социальный статистический мониторинг диагностика

Принцип клиентоцентризма, т.е. рассмотрения всех сторон социальной действительности, всех связей и опосредований социальной ситуации с точки зрения интересов и прав индивидуального или группового клиента. Другие социальные институты защищают интересы государства и общества, их отдельных учреждений или организаций. Социальный работник защищает интересы клиента (разумеется, если это не входит в конфликт с законом) и с учетом этой позиции строит всю свою деятельность.



Любой технологический процесс в социальной диагностике имеет сходную структуру, отдельные элементы которой меняются в зависимости от конкретных условий. Начальным этапом его всегда является жалоба клиента или его близких, соседей, заявление сотрудника органа охраны порядка, педагога, т.е. появление социальной проблемы. Следующий этап диагностического процесса -- сбор и анализ данных о социальной ситуации. На этом этапе специалист использует два типа исследовательских методов: историко-генетические и структурно-функциональные.

Историко-генетические методы призваны определить время, истоки и причины зарождения социальной проблемы, проследить степень ее проявления на разных стадиях жизни клиента.

Структурно-функциональные методы диагностики предполагают получение данных о текущем состоянии социальной проблемы, строении социального объекта и связях, соединяющих различные его элементы, его функциональности или дисфункциональности, т.е. о том, соответствует ли его деятельность своему предназначению или нет. Даже проводя социальную диагностику личности, необходимо изучить ее социальную сеть, функционирование в социальном окружении, наконец, внутреннее состояние, структуру самой личности, гармоничность или дисгармоничность ее внутренних элементов, согласование или рассогласование социальных ролей и т.д.

Кроме описанных методов диагностирования личности следует выделить следующие.

Наблюдение - метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем. Существуют различные разновидности наблюдения.

Слово не единственный показатель, по которому можно оценить мысли и намерения, проблемы собеседника. Важно улавливать и мимику, жесты, позу, усиление голоса, выражение лица, глаз, улыбку. Подобные реакции обычно непроизвольны, и опытный человек может по ним судить о чувствах и даже мыслях и намерениях собеседника. Отсутствие реакции собеседника обычно говорит о том, что он или не понял или не согласен со сказанным. Пауза в речи может означать обдумывание ее продолжения, и в такой ситуации не следует тут же перебивать собеседника.

Беседа в социальной диагностике - метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации.

Пожалуй, основное требование, которому должен соответствовать социальный работник-диагност, - это умение располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах.

Ведение беседы требует определенных знаний и навыков. Причем, имеются в виду знания не только по обсуждаемой в ходе беседы проблематике. Ведущему беседы необходимы знания по общей и социальной психологии, логике, риторике, этике и т.д.

Основные технологические условия, обеспечивающие успех беседы:

- умение заинтересовать собеседника предлагаемой темой беседы;

- создание атмосферы взаимного уважения и доверия;

- искусное использование методов убеждения и внушения.

Анкетирование - метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых.

Вопросник (опросник-личностный) - совокупность методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора утверждений, с содержанием которых испытуемый может либо согласиться, либо не согласиться (да, нет, не знаю).

Метод экспертной оценки. Это опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования. Иногда социальная проблема нуждается в оценке компетентных лиц - экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.

Социометрия - это метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.

Мониторинг - это организация постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.

Методы тестирования. Особенно широко распространены. Их существует множество, и они разделяются на группы по ряду признаков: индивидуальные и групповые (коллективные), вербальные и невербальные; количественные и качественные, общие и специальные и др.

Тесты являются специализированными методами диагностического обследования, с помощью которых, можно получать количественную или качественную характеристику изучаемого явления. В отличие от других методов, они предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. Существуют варианты теста: тест-опросник и тест-задание.

Тест-опросник - тщательно продуманные и проверенные вопросы, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого.

Тест-задание - оценка психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемый выполняет специальные задания, по которым можно судить о наличии степени развития, или отсутствии у него изучаемого качества.

Биографический метод - способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Этот метод, основанный на изучении личности в контексте ее личной истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений с другими людьми, направлен на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, на переструктурирование пространственно-временной организации и деловой, семейной, духовной жизни в условиях конкретной природной и социальной среды.

 

Заключение

 

Проектирование социального мониторинга и организация с его помощью регулярных наблюдений пространства социальной сферы, как подтверждает практика, в каждом конкретном случае требует необходимых дополнительных уточнений, конкретизации системы показателей, изменения элементов программного обеспечения. Иначе говоря, мониторинг, как и отражаемое им социальное пространство, представляет собой живую, динамичную, открытую систему, способную к непрерывному обновлению и развитию. Его функциональные возможности обусловлены реальными потребностями информационно-аналитического сопровождения управленческого процесса. [3]

Мониторинговое наблюдение процессов социального обслуживания, как подтверждает накапливаемый опыт, способствует более глубокому исследованию складывающихся в регионах социальной ситуации, изучению спроса на социальные услуги, осуществлению контроля эффективности и качества обслуживания различных групп населения. Открывается возможность создания консалтинговой службы в социальной сфере, позволяющей оказывать необходимую помощь в информационно-методологическом обеспечении деятельности вновь открываемых учреждений социального обслуживания, налаживания их связей с клиентами, общественными фондами и организациями, ориентированными на оказание социальной помощи населению.

Социальная диагностика - это методологический инструмент, который дает управленческим органам необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Она играет важную роль в формировании и развитии технологий, как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни.

Социальная диагностика - важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности практического социального работника. Технология социальной диагностики включает в себя принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования социальных процессов. В основе диагностики лежит проблема анализа и обобщения факторов, характеризующих социальное развитие человека, социальных групп, общества.

Социальная диагностика является необходимым звеном преобразовательной практики в цикле: диагноз - прогноз - программа - внедрение.

 

Список литературы

 

1. Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследования в социальной работе / С.С. Новикова, А.В. Соловьев. - М.: Академический проект: Гаудеамус, 2005.- с.211

2. Тощенко, Ж.Р. Социология. Общий курс / Ж.Р. Тощенко. - М.: Прометей, Юрайт, 1999.- с.144

3. Социальный мониторинг // Интернет портал Социальная работа. Собрание статей [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://www.sottekst.ru, Дата доступа: 02.03.2014

4. Понятие о социальном мониторенге// Социология. Социология труда [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://www.Grandars.ru, Дата доступа: 02.03.2014

5. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -- 240 с.

 

Задание 8. Глоссарий

 

АНТИДИСКРИМИНАЦИОННАЯ ПРАКТИКА – преодоление предубеждений и неравенства, дискриминации по половым, расовым, социальным признакам, физическим и психическим нарушениям, сексуальной ориентации.

БЕДНОСТЬ – состояние, при котором потребности человека (группы), необходимые для сохранения здоровья, обеспечения жизнедеятельности превышают средства для их удовлетворения, т.е. находятся ниже прожиточного минимума, за чертой бедности.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ – безвозмездная деятельность по созданию и передаче финансовых, материальных и духовных ценностей (благ) для удовлетворения насущных потребностей человека, группы, социальной общности; оказание частными лицами безвозмездной помощи нуждающимся.

ВЕДЕНИЕ СЛУЧАЯ – процесс выявления и оценки потребностей клиента, а также организации и координации комплексной помощи, оказываемой ему.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ – форма социальной коммуникации, общения двух или более общностей, в которой осуществляется их воздействие друг на друга, их взаимная обусловленность, реализуется социальное действие каждого из партнеров, достигается общность в понимании ситуации, определяется степень солидарности и согласия между ними.

ВМЕШАТЕЛЬСТВО – метод социальной работы, применяемый в практической деятельности с индивидами, группами, семьями; кризисное вмешательство – вмешательство, применяемое в ряде внезапно возникших кризисных ситуаций, независимо от причин (распад семьи, смерть близкого родственника и т.п.).

ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНЫЕ – материальные и духовные средства, юридические акты, обеспечивающие реализацию прав человека в обществе.

ГРУППА СОЦИАЛЬНОГО РИСКА – разновидность социальной группы, объединяющей людей, которые в силу своего социального положения или образа жизни представляют угрозу нормальной жизнедеятельности общества.

ГРУППОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА – форма, метод работы, используемый с целью оказания клиенту помощи через передачу группового опыта для развития его физического и духовного потенциала, формирования социального поведения.

ГУМАНИЗМ – человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека; форма общественного мышления людей, основанная на признании ценности человека как личности, его права на свободу, самореализацию, проявление своих способностей; ведущий принцип социальной работы.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ – позволяет рассматривать личность в социальной работе через призму уважения к человеческому достоинству, понимания человека как личности, находящейся во взаимодействии с окружающей средой, веры в человека, который способен воспринимать, конструировать, принимать решения, формировать жизненные стратегии, самостоятельно думать и действовать. Решающая роль в жизни человека отводится его представлениям о самом себе. Модель социальной работы обосновывает возможность на основе самопознания, понимания значимости своей личности, понять самих себя и характер влияния окружающей среды. Существенная черта в процессе помощи – недирективность к решению проблем клиента, а помощь в выборе стратегий действий, активизации личностных ресурсов, эмпатия.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – отклоняющееся от социальных нормативов поведение; поступок (действие) человека, не соответствующее официально установленным или общепринятым нормам и правилам социального поведения людей.

ДИАГНОЗ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ – процесс понимания конкретной проблемы, ее корней и возможных путей помощи человеку / группе людей.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ – историческая модель практики социальной работы, в которой основное внимание уделяется установлению диагноза, назначению лечения. Клиент рассматривается как объект помощи, на личность которого оказывают влияние факторы среды.

ДИСКРИМИНАЦИЯ – ограничение в правах, лишение равноправия отдельных лиц и определенных категорий населения страны по признакам национальной принадлежности, социального происхождения, политических и религиозных взглядов, пола, возраста и другим признакам.

ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛИЧНОСТИ – совокупность природных и социокультурных условий, факторов, обеспечивающих воспроизводство и совершенствование жизни человека как биопсихосоциального существа, удовлетворение его потребностей, включение в различные сферы жизни общества.

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ – индивидуальная история личности, являющаяся содержанием, мировоззренческой сутью жизни, в структуру которой входят факты, события и поступки, определяющие процесс становления индивида как личности.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ – существенные, устойчивые и повторяющиеся связи, проявляющиеся при взаимодействии субъекта и объекта социальной работы; совокупность социальных связей, от которых зависит эффективность социальной работы.

ЗДОРОВЬЕ СОЦИАЛЬНОЕ – состояние полного духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА – направление, вид практики, классический метод социальной работы, используемый социальным работником для помощи индивидам / семьям в решении психологических, межличностных, социоэкономических проблем путем личностного взаимодействия с клиентом.

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ – особая форма оказания социальной помощи путем целенаправленного психологического воздействия на человека / малую группу с целью социализации, восстановления или оптимизации социального функционирования.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ – этический принцип, в соответствии с которым социальный работник не имеет права раскрывать информацию о клиенте без его согласия.

ЛИЧНОСТЬ – устойчивая система социально значимых черт, которые характеризуют индивида как члена общества, общности, группы.

ЛИЧНОСТНЫЙ КРИЗИС – переломный момент в жизни человека, характеризующийся переживанием острого эмоционального угнетения, наличием временной неспособности справиться с возникшей проблемой с помощью привычных средств разрешения трудных жизненных ситуаций.

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ – способы теоретического исследования социальных явлений; способы практического решения задач социальной работы.

МИССИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ – предоставление возможностей людям развивать свой потенциал, обогащать свою жизнь и предотвращать дисфункции.

ОБЩИННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА – метод, позволяющий осуществлять социальную помощь населению в городских кварталах, общинах.

ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ (в широком смысле) – все люди, испытывающие трудную жизненную ситуацию; человек во всех его проявлениях.

ОБЪЕКТ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ – система взаимодействий человека в сфере его окружения, социальные отношения и взаимосвязи на различных уровнях; процесс взаимодействий, взаимовлияний, механизмов, способов и средств регуляции поведения социальных групп, личностей, способов реализации их жизненных сил, социальной и индивидуальной субъектности.

ПРИЗРЕНИЕ – государственная помощь нуждающимся, дающая приют, пропитание.

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ – наиболее существенные связи и отношения, присущие практической и теоретической деятельности, основные исходные положения в той или иной науке, теории.

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНАЯ – научный или практический вопрос, требующий изучения и разрешения; значимое для субъекта деятельности несоответствие (социальное противоречие) между целью деятельности и ее результатом, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей и объективно нарушающее нормальную жизнедеятельность человека.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ – высокий, устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющий достигать наибольшей эффективности в профессиональной деятельности.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения присущих данному обществу; комплексный процесс обучения, воспитания, развития и усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения того общества, к которому он принадлежит.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ – процесс и результат активного приспособления индивида к изменившимся условиям социальной среды; вид взаимодействия личности и социальной группы с социальной средой.

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – совокупность изменений и преобразований, которые осуществляет личность или социальная общность для поддержания своей целостности и устойчивости при взаимодействии с другими социальными общностями; специфический вид деятельности, направленный на поддержание жизнеобеспечения и социального функционирования личности, создание социального благополучия в обществе.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА – система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий, учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельностного существования личности; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуации риска в нормальной жизни граждан (болезнь, безработица, старость и др.)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ – соотношение между достигнутым результатом и затратами, связанными с обеспечением этих результатов; фактически достигнутые и необходимые результаты социальной работы.

 

 

Задание 9. Эмпирическое исследование

 

В исследовании приняли участие 20 человек, из которых 4 женщины и 16 мужчинв возрасте от 23 до 52 лет. В данном исследовании было представлено две выборки: 10 человек – сотрудники ИТУ (мед.работники, уборщики, охранники) и 10 человек – сотрудники других учреждений, имеющие различные специальности (преподаватели школы и ВУЗа, мед.работники, водители транспортных средств, бизнесмен, фотограф, продавец). Стаж работы по специальности у каждого из испытуемых – от 3 лет. В качестве экспериментальной группы мы выбрали первую выборку (10 сотрудников ИТУ), а в качестве контрольной – вторую (10 сотрудников других сфер деятельности).

В исследовании использовались следующие диагностические методики:

1. Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер).

Данная методика предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля. Согласно М. Шнайдеру, люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести, управляют своими эмоциональными проявлениями. Вместе с тем они испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения, не любят непрогнозируемых ситуаций. Люди с низким коммуникативным контролем непосредственны и открыты, но могут восприниматься окружающими как излишне прямолинейные и навязчивые.

Испытуемым предлагалась следующая инструкция: «Внимательно прочитайте 10 высказываний, отражающих реакции на некоторые ситуации общения. Каждое из них оцените как верное (В) или неверное (Н) применительно к себе, поставив рядом с каждым пунктом соответствующую букву».

2. Интерперсональная методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

Данная методика предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью нее выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности.

Испытуемые работали по следующей инструкции: «Поставьте знак "+" против тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, знак "+" не ставьте)».

3. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки.

Методика включает в себя 75 вопросов и позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности.

Испытуемым предлагалась следующая инструкция: «Прочитывая утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из возможных ответов: «да» и «нет».

4. Методика К.Томаса (конфликтологическая методика).

Методика позволяет определить тип поведения личности в конфликтной ситуации. Для описания типов поведения в конфликтных ситуациях используется двухмерная модель, включающая два основополагающих измерения: кооперация – напористость. Выделяются следующие способы регулирования конфликтов: соревнование (конкуренция), приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество.

Испытуемые работали по следующей инструкции: «Этот тест поможет Вам определить, какие стратегии поведения в конфликтных ситуациях чаще Вами используются. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Отвечая на каждый вопрос, Вы должны выбрать один из двух предлагаемых Вам ответов - тот, который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему мнению».

 

 

Задание 10. Аналитический отчет

 

На этапе сбора первичных эмпирических данных исследования испытуемым сначала предлагается ответить на вопросы опросника по определению уровня коммуникативного контроля, затем на опросник межличностных отношений, далее на опросник диагностики показателей форм агрессивности, а через некоторое время - на вопросы конфликтологической методики. Далее все результаты уточняются, и начинается следующий этап обработки результатов.

На этом этапе был проведен первичный (описательный) анализ результатов проведенного исследования. При анализе полученных данных учитывались как пол испытуемых, так и их должность и стаж работы в данной организации.

Прежде чем перейти к качественному анализу данных, необходимо сказать несколько слов об общих результатах двух выборок (сотрудники УИС и сотрудники других различных сфер деятельности). На этом этапе мы проводили подсчет суммы и среднего значения по некоторым показателям в каждой из двух выборок. Все полученные данные наглядно представлены в таблицах.

Таблица 1 - Распределение значений по субшкалам интерперсональной методики диагностики межличностных отношений Т. Лири в выборках сотрудников УИС и сотрудников других сфер деятельности

  Субшкалы методики диагностики межличностных отношений Т. Лири
Исследовательские группы доминирование дружелюбие
Сотрудники УИС 23,1 26,3
Сотрудники других сфер деятельности 63,4

 

Из числа всех субшкал, предлагаемых методикой Лири, мы решили взять для сравнения такие, как «доминирование» и «дружелюбие», которые получили путем несложных математических вычислений, используя данные всех восьми субшкал:

Доминирование = (I – V) + 0,7 x (VIII + II – IV – VI);

Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 x (VIII – II – IV – VI).

Из таблицы 1 наглядно видно, что показатели по шкале «доминирование» у сотрудников УИС превосходят показатели по этой же шкале у сотрудников других сфер. Это может значить, что сотрудники УИС более авторитарнее и независимее, чем сотрудники других сфер деятельности. По шкале «дружелюбие» можно заметить колоссальное различие между показателями среди этих двух выборок. Более низкие результаты в группе сотрудников УИС могут говорить о том, что работники уголовно-исполнительной системы менее дружелюбны, менее эмоциональны и более агрессивны, нежели работники других учреждений.

 

Таблица 2 - Распределение значений по субшкалам методики диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки

  Субшкалы методики диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки.
Исследовательские группы враждебность агрессивность
Сотрудники УИС 9,2 18,8
Сотрудники других сфер деятельности 8,5

 

Подсчитывая результаты методики А. Баса и А. Дарки, мы решили предоставить общие результаты по индексам враждебности и агрессивности. Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу (подозрительность и обиду), а индекс агрессивности – 1, 3 и 7 (физическую агрессию, раздражение и вербальную агрессию). Из таблицы 2 видно, показатели враждебности и агрессивности у сотрудников УИС превосходят те же показатели у сотрудников других сфер деятельности. Это может означать, что работники исправительно-трудовых учреждений более агрессивны и враждебно настроены, нежели работники других различных учреждений.

 

Таблица 3 - Распределение значений по субшкалам конфликтологической методики К. Томаса

  Типы поведения в конфликтной ситуации
Исследовательские группы соперничество сотрудничество компромисс избегание приспособление
Сотрудники УИС
Сотрудники других сфер деятельности

 

Далее рассмотрим общие результаты по двум выборкам испытуемых, которые мы получили, проведя конфликтологическую методику К. Томаса (табл.3). Из полученных данных можно сделать предположение, что для сотрудников УИС более характерной стратегией поведения в конфликтной ситуации является приспособление. Приспособление – означает в противоположность соперничеству – принесение в жертву собственных интересов ради другого. А сотрудники других сфер деятельности в конфликтной ситуации предпочитают искать компромиссное решение.

 

Таблица 4 - Распределение средних значений в двух исследовательских группах по методике коммуникативного контроля М. Шнайдера

Исследовательские группы Уровень коммуникативного контроля
Сотрудники УИС 4,5
Сотрудники других сфер деятельности 6,3

 

Из таблицы 4 видно, что в обеих исследовательских группах уровень коммуникативного контроля средний (ему соответствует 4-6,9 баллов).

На следующем этапе нам предстоит перейти к анализу первичных результатов, используя математические методы обработки данных с целью выявления интересуемых нас различий по данной проблематике.

Проводилась обработка собранных ранее эмпирических данных с помощью U-критерия Манна — Уитни.При анализе полученных данных учитывались как должность, пол, так и стаж работы испытуемых.

В результате математической обработки данных, полученных с помощью методики А. Баса и А. Дарки при использовании U-критерия Манна — Уитни мы получили следующие результаты:

Из всех восьми субшкал мы выбрали три, наиболее значимые для исследуемой проблематики (показатель уровня физической агрессии, показатель уровня вербальной агрессии и показатель уровня чувства вины).

 

Таблица 5 - Сравнение показателей уровня физической агрессии у сотрудников УИС и сотрудников других различных сфер деятельности

№ испытуемого Сотрудники УИС Сотрудники других сфер деятельности
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

 

В результате математической обработки полученных данных по шкале физическая агрессия мы получили следующее: Uэмп.=39, Uэмп.≥ Uкр. (при p ≤ 0,05). Уровень физической агрессии сотрудников УИС выше уровня физической агрессии сотрудников других сфер деятельности.

 

Таблица 6 - Сравнение показателей уровня вербальной агрессии у сотрудников УИС и сотрудников других различных сфер деятельности

№ испытуемого Сотрудники УИС Сотрудники других сфер деятельности
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

 

В результате математической обработки полученных данных по шкале вербальная агрессия мы получили следующее: Uэмп.=34, Uэмп.≥ Uкр. (при p ≤ 0,05). Уровень вербальной агрессии сотрудников УИС выше уровня вербальной агрессии сотрудников других сфер деятельности.

 

Таблица 7 - Сравнение показателей уровня чувства вины у сотрудников УИС и сотрудников других различных сфер деятельности

№ испытуемого Сотрудники УИС Сотрудники других сфер деятельности
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

 

В результате математической обработки полученных данных по шкале чувство вины мы получили следующее: Uэмп.=40,5, Uэмп.≥ Uкр. (при p ≤ 0,05). Уровень показателя чувства вины сотрудников УИС выше уровня показателя чувства вины сотрудников других сфер деятельности.

Рис.1. Частота встречаемости уровней агрессии у сотрудников УИС и сотрудников других сфер деятельности

 

Из числа всех стратегий поведения в конфликтной ситуации, предлагаемых методикой К. Томаса, на первое место по степени значимости для испытуемых первой выборки (сотрудники УИС) выходит приспособление.

 

Таблица 8 - Сравнение показателей стратегии поведения «приспособление» у сотрудников УИС и сотрудников других различных сфер деятельности

№ испытуемого Сотрудники УИС Сотрудники других сфер деятельности
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.