Сделай Сам Свою Работу на 5

Учреждения и предприятия обслуживания 1 глава





 

3.5.1. К учреждениям и предприятиям социальной инфраструктуры относятся учреждения образования, здравоохранения, социального обеспечения, учреждения органов по делам молодежи, спортивные и физкультурно-оздоровительные учреждения, учреждения культуры и искусства, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания, организации и учреждения управления, проектные организации, кредитно-финансовые учреждения и предприятия связи, научные и административные организации и другие (далее учреждения и предприятия обслуживания).

3.5.2. Учреждения и предприятия обслуживания необходимо размещать с учетом следующих факторов:

- приближения их к местам жительства и работы;

- увязки с сетью общественного пассажирского транспорта.

При этом для объектов, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (в том числе оптовые рынки, физкультурно-оздоровительные сооружения открытого типа со стационарными трибунами, химчистки, прачечные, банно-прачечные комбинаты и др.), устанавливаются санитарно-защитные зоны в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека. Проектирование санитарно-защитных зон следует осуществлять в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.



3.5.3. Расчет количества и вместимости учреждений и предприятий обслуживания, размеры их земельных участков следует принимать по социальным нормативам обеспеченности, приведенным в приложении 8 настоящих нормативов.

При расчете количества, вместимости, размеров земельных участков, размещении учреждений и предприятий обслуживания квартала (микрорайона) и жилого района следует исходить из необходимости удовлетворения потребностей различных социальных групп населения, в том числе населения с ограниченными физическими возможностями, принимая социальные нормативы обеспеченности не менее приведенных в приложении 9 настоящих нормативов.



Количество, вместимость учреждений и предприятий обслуживания, их размещение и размеры земельных участков, не указанные в приложениях 8 и 9, следует устанавливать по заданию на проектирование.

3.5.4. При определении количества, состава и вместимости учреждений и предприятий обслуживания в городских населенных пунктах следует дополнительно учитывать приезжающее население из других населенных пунктов, расположенных в зоне, ограниченной затратами времени в соответствии с п. 3.3.3 настоящих нормативов.

3.5.5. Расчет учреждений обслуживания для сезонного населения садоводческих, огороднических, дачных объединений и жилого фонда с временным проживанием в сельских населенных пунктах допускается принимать по следующим показателям из расчета на 1 000 жителей:

- учреждения торговли – 80 м2 торговой площади;

- учреждения бытового обслуживания – 1,6 рабочих мест.

3.5.6. Перечень и расчетные показатели минимальной обеспеченности социально-значи-мыми объектами повседневного (приближенного) обслуживания на территории городских населенных пунктов приведены в таблице 24.

 

Таблица 24

Предприятия и учреждения повседневного обслуживания Единицы измерения Минимальная обеспеченность
Дошкольные организации мест на 1000 жителей По демографической структуре охват в пределах 85 % от возрастной группы 0-7 лет – ориентировочно 45; охват в пределах 100 % – ориентировочно 53
Общеобразовательные учреждения мест на 1000 жителей По демографической структуре охват 100 % от возрастной группы 7-18 лет – ориентировочно 90
Продовольственные магазины м2 торговой площади на 1000 жителей
Непродовольственные магазины товаров первой необходимости м2 торговой площади на 1000 жителей
Аптечный пункт объект на жилую группу
Отделение банка объект на жилую группу
Отделение связи объект на жилую группу
Предприятия бытового обслуживания (мастерские, парикмахерские и т. п.) рабочих мест на 1000 жителей
Приемный пункт прачечной, химчистки объект на жилую группу
Учреждения культуры м2 общей площади на 1000 жителей
Закрытые спортивные сооружения м2 общей площади на 1000 жителей
Пункт охраны порядка м2 общей площади на жилую группу
Общественные туалеты прибор на 1000 жителей

Примечание: Организацию открытых площадок для занятий физкультурой и спортом следует предусматривать из расчета 2,0 м2 дворовой территории на 1 человека с учетом демографического состава населения (в соответствии с таблицей 10 настоящих нормативов).



 

3.5.7. Размещение объектов повседневного обслуживания обязательно при проектировании группы жилой, смешанной жилой застройки, размещаемой вне территории квартала (микрорайона) в окружении территорий иного функционального назначения.

В случае размещения группы в составе квартала (микрорайона) объекты повседневного обслуживания и показатели обеспеченности ими входят в суммарные показатели обеспеченности объектами периодического обслуживания.

3.5.8. Радиусы обслуживания населения учреждениями и предприятиями обслуживания, размещаемыми в жилой застройке городских населенных пунктов в зависимости от элементов планировочной структуры следует принимать не более приведенных в таблице 25.

 

Таблица 25

Учреждения и предприятия обслуживания Радиус обслуживания, м
Дошкольные организации:  
в городских населенных пунктах многоэтажной застройки
в малых городских населенных пунктах одно- и двухэтажной застройки
Общеобразовательные учреждения
Помещения для организации досуга, занятий с детьми, физкультурно-оздоровительных занятий
Физкультурно-спортивные центры жилых районов
Поликлиники и их филиалы
Раздаточные пункты молочной кухни  
на территории многоэтажной застройки
на территории одно- и двухэтажной застройки
Аптеки при застройке: многоэтажной  
малоэтажной
Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения при застройке:  
многоэтажной
малоэтажной
Отделения связи и филиалы банков

Примечания:

1. Пути подходов учащихся к общеобразовательным школам с начальными классами не должны пересекать проезжую часть магистральных улиц в одном уровне.

2. Радиусы обслуживания специализированными и оздоровительными дошкольными организациями, специализированными детскими яслями-садами и общеобразовательными школами (языковые, математические, спортивные и т. п.), а также радиусы транспортной доступности принимаются по заданию на проектирование.

 

3.5.9. Минимальные расстояния от стен зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживания в городских населенных пунктах следует принимать на основе санитарно-гигиенических требований в соответствии с установленными или ориентировочными размерами санитарно-защитных зон или санитарных разрывов, расчетов инсоляции и освещенности, соблюдения противопожарных и бытовых разрывов. Ориентировочные размеры санитарно-защитных зон и санитарных разрывов приведены в таблице 26.

 


Таблица 26

Здания (земельные участки) учреждений и предприятий обслуживания Расстояния от зданий (границ участков) учреждений и предприятий обслуживания, м
до красной линии до границ территории жилого дома до границ земельных участков общеобразовательных школ, дошкольных организаций и лечебных учреждений
Дошкольные организации и общеобразовательные школы (стены здания) По нормам инсоляции, освещенности и противопожарным требованиям
Приемные пункты вторичного сырья
Пожарные депо 10, 15 *
Кладбища традиционного захоронения площадью, га:      
до 10
от 10 до 20
от 20 до 40
Крематории:      
без подготовительных и обрядовых процессов с одной однокамерной печью
при количестве печей более одной
Закрытые кладбища и мемориальные комплексы, колумбарии, кладбища для погребения после кремации

* В зависимости от типа пожарного депо.

Примечания:

1. Участки дошкольных организаций не должны примыкать непосредственно к городским улицам и межквартальным проездам.

2. Приемные пункты вторичного сырья следует изолировать полосой зеленых насаждений и предусматривать к ним подъездные пути для автомобильного транспорта.

3. Участки вновь размещаемых больниц не должны примыкать непосредственно к магистральным улицам.

4. После закрытия кладбища традиционного захоронения по истечении 25 лет после последнего захоронения расстояния до жилой застройки могут быть сокращены до 100 м.

 

3.5.10. Условия безопасности при размещении учреждений и предприятий обслуживания по нормируемым санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям обеспечиваются в соответствии с требованиями разделов «Охрана окружающей среды» и «Пожарная безопасность» настоящих нормативов.

3.5.11. Учреждения и предприятия обслуживания населения на территориях малоэтажной жилой застройки следует проектировать в соответствии с расчетом числа и вместимости учреждений и предприятий обслуживания исходя из необходимости удовлетворения потребностей различных социально-демографических групп населения, учитывая близость других объектов обслуживания и организацию транспортных связей, предусматривая формирование общественных центров, в увязке с сетью улиц, дорог и пешеходных путей.

Для инвалидов необходимо обеспечивать возможность подъезда, в том числе на инвалидных колясках, к общественным зданиям и предприятиям обслуживания с учетом требований раздела «Обеспечение доступности жилых объектов, объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения» настоящих нормативов.

Размещение учреждений и предприятий обслуживания на территории малоэтажной застройки (нормативы обеспеченности, радиус пешеходной доступности, удельные показатели обеспеченности объектами обслуживания и др.) принимаются в соответствии с требованиями п.п. 3.5.12-3.5.16 настоящих нормативов.

Перечень необходимых учреждений и предприятий обслуживания следует принимать в соответствии с п. 3.5.3 настоящих нормативов.

3.5.12. Для ориентировочных расчетов показатели количества и вместимости учреждений и предприятий обслуживания территорий малоэтажной жилой застройки допускается принимать в соответствии с таблицей 27.

 

Таблица 27

Учреждения и предприятия обслуживания Показатели Размеры земельных участков
Дошкольные организации, мест на 1000 человек По демографической структуре охват в пределах 85 % от возрастной группы 0-7 лет – ориентировочно 45; охват в пределах 100 % – ориентировочно 53 не менее 35 м2 на 1 место
Общеобразовательные учреждения, мест на 1000 человек По демографической структуре охват 100 % от возрастной группы 7-18 лет – ориентировочно 90 не менее 16 м2 на 1 место
Спортивно-досуговый комплекс, м2 общей площади на 1000 человек 0,2-0,5 га на объект
Амбулаторно-поликлинические учреждения: поликлиники, посещений в смену на 1000 человек   0,1 га на 100 посещений в смену, но не менее: 0,5 га на объект
амбулатории, м2 общей площади на 1000 человек 0,2 га на объект
Аптеки, м2 общей площади на 1000 человек 0,2-0,4 га на объект
Аптечные киоски, м2 общей площади на 1000 человек 0,05 га на объект или встроенные
Предприятия повседневной торговли, м2 торговой площади на 1000 человек: продовольственные магазины     100 (70)* 0,2-0,3 га на объект
непродовольственные магазины 180 (30)*
Предприятия бытового обслуживания, рабочих мест на 1000 человек 0,15 га на объект
Отделение связи, объект 0,1-0,15 га на объект
Отделение банка, м2 общей площади на 1000 человек
Опорный пункт охраны порядка, объект
Центр административного самоуправления, объект

* В скобках приведены показатели для квартала (микрорайона).

Примечания:

1. Школы размещаются: средние и основные – начиная с численности населения 2 тыс. чел., начальные – с 500 чел.

2. Размещение поликлиник возможно предусматривать на территории ближайших жилых массивов при соблюдении нормативной доступности.

 

3.5.13. Размещение учреждений и предприятий обслуживания на территориях малоэтажной жилой застройки следует осуществлять с учетом радиусов доступности не более, указанных в таблице 28.

 

Таблица 28

Учреждения и предприятия обслуживания населения Радиусы обслуживания, м
Дошкольные организации
Общеобразовательные школы
Помещения для организации досуга, занятий с детьми и физкультурно-оздоровительных занятий
Амбулаторно-поликлинические учреждения
Аптеки
Предприятия торгово-бытового обслуживания повседневного пользования
Отделения связи и банка, опорный пункт охраны порядка
Центр местного самоуправления

 

При размещении объектов обслуживания необходимо учитывать имеющиеся на соседних территориях учреждения и предприятия при соблюдении нормативных радиусов доступности (кроме дошкольных организаций и начальных школ, пути подхода к которым не должны пересекать проезжую часть).

3.5.14. Население территории малоэтажной жилой застройки следует обеспечивать объектами обслуживания в соответствии с требованиями таблиц 27 и 28, возможно за пределами своей территории в доступности не далее 1200 м, предусматривая увеличение емкости аналогичных объектов обслуживания на граничащих с малоэтажной жилой застройкой жилых территориях. В тех случаях, когда территория застройки расположена в структуре населенного пункта автономно и с ней рядом нет жилых территорий с объектами обслуживания, в пределах границ малоэтажной жилой застройки следует размещать: озелененные общественные площадки, объекты торговли повседневного спроса, аптечный киоск.

3.5.15. Для организации обслуживания на территориях малоэтажной жилой застройки допускается размещение учреждений и предприятий с использованием индивидуальной формы деятельности, встроенными или пристроенными к жилым зданиям с размещением преимущественно в первом и цокольном этажах и устройством изолированных от жилых частей здания входов. Размещение дошкольных организаций в цокольных этажах не допускается.

Общая площадь встроенных учреждений не должна превышать 150 м2. Указанные учреждения и предприятия могут иметь центроформирующее значение и размещаться в центральной части жилого образования.

На земельном участке жилого дома со встроенным или пристроенным учреждением или предприятием обслуживания должны быть выделены жилая и общественная зоны. Перед входом в здание необходимо предусматривать стоянку для транспортных средств.

3.5.16. Объекты со встроенными и пристроенными предприятиями по прокату автомобилей, ремонту бытовой техники, а также помещениями ритуальных услуг следует размещать на границе жилой зоны. Размещение встроенных предприятий, оказывающих негативное влияние на здоровье населения (рентгеновских кабинетов, аппаратов (за исключением стоматологических в соответствии с требованиями СанПиН 2.6.1.1192-03), магазинов стройматериалов, москательно-химических и т. п.) на территории малоэтажной застройки не допускается.

3.5.17. На территории сельских поселений следует предусматривать подразделение учреждений и предприятий обслуживания на объекты первой необходимости в каждом населенном пункте, начиная с 50 жителей, и базовые объекты более высокого уровня на сельское поселение, размещаемые в административном центре поселения. Перечень объектов повседневного обслуживания сельского населения определяется в соответствии с приложением 7 настоящих нормативов.

3.5.18. Расчет необходимого уровня обеспеченности учреждениями и предприятиями обслуживания, уровня охвата по категориям населения и размеры земельных участков определяются в соответствии с приложением 8 настоящих нормативов. При расчете количества, вместимости, размеров земельных участков, размещении учреждений и предприятий обслуживания следует исходить из необходимости удовлетворения потребностей различных социальных групп населения, в том числе обеспечения инфраструктурой для населения с ограниченными физическими возможностями.

Для учреждений и предприятий обслуживания, не указанных в приложении 8, количество, вместимость, условия размещения и размеры земельных участков следует устанавливать по заданию на проектирование.

При определении количества, состава и вместимости учреждений и предприятий обслуживания в сельских населенных пунктах следует дополнительно учитывать приезжающее население из других населенных пунктов, расположенных в зоне, ограниченной затратами времени на передвижение не более 30 мин.

3.5.19. При проектировании объектов обслуживания в сельских населенных пунктах следует учитывать систему их разделения на объекты повседневного, периодического и эпизодического обслуживания в соответствии с требованиями п. 3.1.6 настоящих нормативов.

Перечень и расчетные показатели минимальной обеспеченности социально значимыми объектами повседневного (приближенного) обслуживания приведен в таблице 29.

 

Таблица 29

Предприятия и учреждения повседневного обслуживания Единицы измерения Минимальная обеспеченность
Дошкольные организации мест на 1000 жителей По демографической структуре охват 70 % от возрастной группы от 0-7 лет – ориентировочно 40; охват 85 % – ориентировочно 49
Общеобразовательные учреждения мест на 1000 жителей По демографической структуре охват 100 % от возрастной группы от 7-18 лет – ориентировочно 71
Продовольственные магазины м2 торговой площади на 1000 жителей
Непродовольственные магазины товаров первой необходимости м2 торговой площади на 1000 жителей
Аптечный пункт объект на жилую группу
Отделение связи объект на жилую группу
Предприятия бытового обслуживания (мастерские, ателье, парикмахерские и т. п.) рабочих мест на 1000 жителей
Приемный пункт прачечной, химчистки объект на жилую группу
Общественные туалеты прибор на 1000 жителей
Учреждения культуры м2 общей площади на 1000 жителей
Закрытые спортивные сооружения м2 общей площади на 1000 жителей
Пункт охраны порядка м2 общей площади на жилую группу

Примечания:

1. Для сельских населенных пунктов с численностью населения менее 200 человек следует предусматривать дошкольные организации малой вместимости, объединенные с начальными классами. Минимальную обеспеченность такими учреждениями и их вместимость следует принимать по заданию на проектирование в зависимости от местных условий.

2. Возможно проектирование совмещенных предприятий бытового обслуживания с приемными пунктами.

3. При проектировании спортивных сооружений в сельских населенных пунктах указанные сооружения могут быть объединены со школьными спортивными залами и спортивными площадками с учетом необходимой вместимости.

 

3.5.20. Обеспечение жителей каждого населенного пункта услугами первой необходимости должно осуществляться в пределах пешеходной доступности не более 30 мин. (2-2,5 км). Размещение учреждений более высокого уровня обслуживания, в том числе периодического, необходимо предусматривать в границах поселения с пешеходно-транспортной доступностью не более 60 мин. или в центре муниципального района – основном центре концентрации учреждений и предприятий периодического обслуживания.

Радиус обслуживания районных центров принимается в пределах транспортной доступности не более 60 мин. При превышении указанного радиуса необходимо создание системы подцентров по обслуживанию сельского населения необходимым по составу комплексом учреждений и предприятий периодического пользования в пределах транспортной доступности 30-45 мин.

3.5.21. Радиусы обслуживания (пешеходной доступности) в сельских поселениях принимаются:

- дошкольных организаций – 500 м, для сельских районов допускается радиус пешеходной доступности до 1 км;

- общеобразовательных учреждений: для учащихся I ступени обучения – не более 2,0 км, для учащихся II и III ступеней обучения – не более 4,0 км.

Примечания:

1. При расстояниях свыше указанных, для учащихся общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание специально выделенным транспортом до общеобразовательного учреждения и обратно. Радиус транспортной доступности (в одну сторону) не должен превышать 30 мин.

2. Оптимальный пешеходный подход учащихся к месту сбора на остановке не должен превышать 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км.

3. Для учащихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий, рекомендуется предусматривать интернат при общеобразовательном учреждении из расчета 10 % мест общей вместимости учреждения.

- предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания – 2000 м;

- поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и аптек – не более 30 мин пешеходно-транспортной доступности.

Амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты и аптеки следует размещать в каждом населенном пункте, независимо от его величины.

Для организации обслуживания помимо стационарных зданий необходимо предусматривать передвижные средства и сооружения сезонного использования, для которых следует проектировать соответствующие площадки.

3.5.22. На территории сельских поселений следует предусматривать многофункциональные культурно-досуговые комплексы клубного типа, которые могут включать от трех до шести модулей в зависимости от особенностей конкретного поселения, в том числе:

- выставочный комплекс (выставочная зона, лекционные залы и библиотека);

- образовательный комплекс (творческие лаборатории по различным направлениям (школа искусств, хореография, кружки моделирования и др.), клубы исторической реконструкции и др.);

- театрально-зрелищный комплекс (зрелищный комплекс на 300 мест, кафе, зона отдыха);

- медиа-комплекс (кинозал 3D и 4D фильмов, компьютерный класс, медиа-тренажер);

- физкультурно-оздоровительный комплекс (спортивная площадка, тренажерный и фитнесс-залы);

- мини-гостиница (мини-отель на 50 мест, ресторан).

3.5.23. Условия безопасности при размещении учреждений и предприятий обслуживания по нормируемым санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям обеспечиваются в соответствии с требованиями разделов «Охрана окружающей среды» и «Пожарная безопасность» настоящих нормативов.

3.5.24. Минимальные расстояния от стен зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживаний в сельских населенных пунктах следует принимать на основе требований санитарного законодательства в соответствии с установленными или ориентировочными размерами санитарно-защитных зон или санитарных разрывов, расчетов инсоляции и освещенности, соблюдения противопожарных и бытовых разрывов. Ориентировочные размеры санитарно-защитных зон и санитарных разрывов приведены в таблице 30.

 


Таблица 30

Здания (земельные участки) учреждений и предприятий обслуживания Расстояния от зданий (границ участков) учреждений и предприятий обслуживания, м
до красной линии до границ территории жилого дома до границ земельных участков общеобразовательных школ, дошкольных организаций и лечебных учреждений
Дошкольные организации и общеобразовательные школы (стены здания) По нормам инсоляции, освещенности и противопожарным требованиям
Приемные пункты вторичного сырья -
Пожарные депо 10, 15 *
Кладбища традиционного захоронения площадью, га:      
до 10
от 10 до 20
от 20 до 40
Крематории:      
без подготовительных и обрядовых процессов с одной однокамерной печью
при количестве печей более одной
Закрытые кладбища и мемориальные комплексы, колумбарии, кладбища для погребения после кремации

* В зависимости от типа пожарного депо.

Примечания:

1. Участки дошкольных организаций не должны примыкать непосредственно к улицам и проездам.

2. Приемные пункты вторичного сырья следует изолировать полосой зеленых насаждений и предусматривать к ним подъездные пути для автомобильного транспорта.

3. Участки вновь размещаемых больниц не должны примыкать непосредственно к магистральным улицам.

4. В сельских поселениях расстояние от кладбищ до границ территорий жилых домов, границ земельных участков дошкольных организаций и лечебных учреждений допускается уменьшать по согласованию с органами Роспотребнадзора, но принимать не менее 100 м.

 

3.5.25. При подготовке документов территориального планирования и документации по планировке территории основные виды социально-значимых объектов (дошкольные организации, общеобразовательные, интернатные учреждения, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждения здравоохранения, спортивные и физкультурно-оздоровительные учреждения, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания, культовые здания и сооружения) следует проектировать в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, а также настоящего раздела.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.