Нормативные параметры малоэтажной жилой застройки
Назначение и область применения
1.1.1 Целью подготовки нормативов градостроительного проектирования Смоленской области является установление региональных минимальных расчетных показателей обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной, транспортной инфраструктур, благоустройства территории) для устойчивого развития территории, предупреждения и устранения негативного воздействия факторов среды обитания на население, безопасности функционирования формируемой среды, а также устойчивости в чрезвычайных ситуациях.
1.1.2. Нормативы разработаны в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности Российской Федерации и Смоленской области, технических регламентов, нормативных документов, регулирующих градостроительство, на основании статистических и демографических данных с учетом природно-климатических, социальных, национальных, территориальных, расселенческих и других особенностей Смоленской области, а также с учетом особенностей городских округов и поселений для осуществления градостроительного проектирования на территории области.
Особенности населенных пунктов Смоленской области характеризуются категорией населенного пункта (городской или сельский населенный пункт), типом населенного пункта в соответствии с законодательством Смоленской области (город, поселок, село, деревня, хутор, станция, разъезд, иной населенный пункт), численностью населения и ролью в системе расселения (административный центр области, муниципального района, городского или сельского поселения, уровень центра обслуживания, размещение в системе расселения).
1.1.3. Настоящие нормативы применяются при подготовке, согласовании, экспертизе, утверждении и реализации документов территориального планирования муниципальных образований (схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов и поселений) с учетом перспективы их развития, документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков), а также используются для принятия решений органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, осуществляющими контроль за градостроительной (строительной) деятельностью на территории Смоленской области, физическими и юридическими лицами, а также судебными органами, как основание для разрешения споров по вопросам градостроительного проектирования.
1.1.4. Достижение значений нормативов осуществляется последовательно (на среднесрочную перспективу – 2020 год и расчетный срок – 2030 год) в соответствии с планами реализации документов территориального планирования муниципальных образований Смоленской области.
1.1.5. При разработке документов территориального планирования Смоленской области (схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов, поселений и входящих в их состав населенных пунктов) графические материалы рекомендуется выполнять в масштабах в соответствии с приложением 25 настоящих нормативов.
Термины и определения
1.2.1. Основные термины и определения, используемые в настоящих нормативах, приведены в справочном приложении 1.
Нормативные ссылки
1.3.1. Перечень законодательных и нормативных документов Российской Федерации, нормативных правовых актов Смоленской области, используемых при разработке нормативов, приведен в справочном приложении 2.
1.4. Общая организация и зонирование территории городских округов и поселений Смоленской области
1.4.1. Пространственная организация территории Смоленской области осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Смоленской области от 28.12.2004 № 120-з «Об административно-территориальном устройстве Смоленской области», законами Смоленской области, регулирующими вопросы наделения муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского или сельского поселения и установления границ муниципальных образований.
1.4.2. Территория Смоленской области общей площадью 49 778 км2, как субъект Российской Федерации, делится на 350 муниципальных образования, в том числе: 2 городских округа, 25 муниципальных районов, в границах которых расположены 23 городских и 300 сельских поселений.
1.4.3. Смоленская область граничит: на западе – с Республикой Беларусь, на юге – с Брянской областью, на востоке – с Калужской и Московской областями, на севере – с Тверской и Псковской областями.
1.4.4. При подготовке документов территориального планирования городских округов и поселений и определении перспектив их развития необходимо исходить из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения укрепления сложившейся системы расселения путем формирования внутриобластного расселенческого каркаса, устойчивого развития территории, улучшения условий жизнедеятельности населения, экономического развития инженерной, транспортной, производственной и социальной инфраструктуры, сохранения историко-культурно и природного наследия с учетом охраны среды жизнедеятельности для существующего и будущих поколений. При этом следует:
- учитывать административный статус городских округов и поселений, их историко-культурное значение, роль в системе расселения (зоны А, Б, В), роль в системе формируемых центров обслуживания (регионального, межрайонного, районного и местного уровня), прогнозируемую численность населения, экономическую базу, а также природно-климатические (климатический подрайон IIВ), социально-демографические, национально-бытовые и другие местные особенности, в том числе воздействие опасных метеорологических, геологических процессов;
- исходить из комплексной оценки и функционального зонирования территории городских округов, городских поселений и пригородных зон, их рационального использования, имеющихся ресурсов (природных, водных, энергетических, транспортных, рекреационных, трудовых), прогнозов изменения экономической базы, состояния окружающей среды и ее влияния на условия жизни и здоровья населения, прогнозов социально-демографической ситуации;
- предусматривать улучшение экологического и санитарно-гигиенического состояния окружающей среды городских округов и поселений и прилегающих к ним территорий, сохранение историко-культурного наследия и зон традиционной хозяйственной деятельности;
- определять рациональные пути развития городских округов и поселений с выделением первоочередных (приоритетных) и перспективных социальных, экономических и экологических проблем, в том числе учитывать интегральную оценку территорий Смоленской области по природно-климатическому потенциалу, по условиям инженерно-строительного районирования (благоприятные, ограниченно благоприятные, неблагоприятные), по условиям строительства (интенсивной, экстенсивной и ограниченной хозяйственной и градостроительной деятельности), а также территории с особым режимом хозяйствования).
1.4.5. С учетом показателей демографической ситуации Смоленской области, приведенных в таблице 1, проектная численность населения для расчетных показателей принимается:
- по состоянию на 1 января 2011 года – 982,8 тыс. чел.;
- на среднесрочную перспективу (2020 год) – 937,0 тыс. чел.;
- на долгосрочную перспективу (2030 год) – 890,0 тыс. чел.
Таблица 1
Наименование
| Численность населения по годам (на 1 января)
| фактическая
| прогноз *
| перспективная
|
|
|
|
|
|
|
| Численность населения, тыс. чел.
| 992,7
| 982,8
| 975,2
| 970,4
| 966,1
| 937,0
| 890,0
| в том числе: городское, тыс. чел.
| 720,0
| 714,6
| 712,4
| 711,2
| 710,1
| 701,0
| 686,0
| сельское, тыс. чел.
| 272,7
| 268,2
| 262,8
| 259,2
| 256,0
| 236,0
| 204,0
| Коэффициент естественного прироста
населения, на 1000 чел.
| - 8,0
| - 6,7
| - 6,3
| - 5,9
| - 5,2
|
|
| Коэффициент миграционного прироста
населения, на 1000 чел.
| - 2,1
| + 1,4
| + 1,2
| + 1,1
| + 1,0
|
|
| * В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Смоленской области на 2012 года и на плановый период 2013-2014 годов.
Примечание: Проектная (перспективная) численность населения рассчитана на основании статистических и демографических данных по Смоленской области с учетом Прогноза социально-экономического развития Смоленской области на 2012 года и на плановый период 2013-2014 годов.
1.4.6. Городские и сельские населенные пункты в зависимости от проектной численности населения на расчетный срок подразделяются на группы в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
Группы
| Население (тысяч человек)
| городские населенные пункты
| сельские населенные пункты
| Крупнейшие
| Свыше 1000
|
| Крупные
| Свыше 500 до 1000
| Свыше 5
| Свыше 250 до 500
| Свыше 3 до 5
| Большие
| Свыше 100 до 250
| Свыше 1 до 3
| Средние
| Свыше 50 до 100
| Свыше 0,2 до 1
| Малые
| Свыше 20 до 50
| Свыше 0,05 до 0,2
| Свыше 10 до 20
| До 0,05
| До 10
|
| Примечание:
1. Городские населенные пункты – город, поселок городского типа.
2. Сельские населенные пункты – село, поселок, деревня, станция и иные населенные пункты в соответствии с Законом Смоленской области от 28.12.2004 № 120-з «Об административно-территориальном устройстве Смоленской области».
3. Курсивом в таблице 2 выделены группы городских и сельских населенных пунктов, расположенных на территории Смоленской области.
1.4.7. Территорию для развития городских округов и поселений Смоленской области необходимо выбирать с учетом возможности ее рационального функционального использования на основе сравнения вариантов архитектурно-планировочных решений с учетом численности населения, статуса в соответствии с законодательством Смоленской области, значения в системе обслуживания, условий градостроительного развития, в том числе топливно-энергетических, водных, территориальных ресурсов, состояния окружающей среды. При этом необходимо учитывать предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду на основе определения ее потенциальных возможностей, режима рационального использования территориальных и природных ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде.
1.4.8. При подготовке документов территориального планирования городских округов и поселений Смоленской области следует учитывать определенные зоны системы расселения, характеризующиеся различной интенсивностью урбанизации. При этом устанавливаются следующие зоны:
- зона А – зона интенсивной урбанизации, в которую входят областной центр – городской округ, по численности населения относящийся к группе крупных (250-500 тыс. чел.) – город Смоленск; городские поселения, по численности населения относящиеся к группе средних (50-100 тыс. чел.) – город Вязьма, город Рославль и зоны их влияния;
- зона Б – зона умеренной урбанизации, в которую входят городской округ Десногорск и городские поселения, по численности населения относящиеся к группе малых (до 50 тыс. чел.); сельские населенные пункты, являющиеся административными центрами муниципальных районов, и зоны их влияния;
- зона В – зона незначительной урбанизации, в которую входит остальная территория, на которой расположены сельские поселения.
1.4.9. Типологическая характеристика городских населенных пунктов Смоленской области по численности населения, по их значению в системе расселения и другим характеристикам, приведена в приложении 3 настоящих нормативов.
1.4.10. Историко-культурное значение населенных пунктов определяется как количеством объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), так и их статусом (федерального или местного значения).
Историко-культурный потенциал Смоленской области приведен в приложении 4 настоящих нормативов.
1.4.11. С учетом преимущественного функционального использования территории городских округов и поселений могут разделяться на следующие функциональные зоны:
- жилые;
- общественно-деловые;
- производственные;
- смешанные (жилой, общественно-деловой и производственной застройки);
- инженерной инфраструктуры;
- транспортной инфраструктуры;
- сельскохозяйственного использования;
- рекреационного назначения;
- особо охраняемых территорий;
- специального назначения;
- размещения военных и иных режимных объектов, в том числе пограничные зоны;
- иные виды зон.
1.4.12. Планировочную структуру городских округов и поселений Смоленской области следует формировать, обеспечивая компактное размещение и взаимосвязь функциональных зон; рациональное районирование территории в увязке с системой общественных центров, инженерно-транспортной инфраструктурой; эффективное использование территории в зависимости от ее градостроительной ценности; комплексный учет архитектурно-градостроительных традиций, природно-климатических, ландшафтных, национально-бытовых и других местных особенностей; охрану окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
1.4.13. При планировании развития территории устанавливаются зоны с особыми условиями использования территорий: охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе лесопарковые зоны, зеленые зоны, зоны повышенной радиационной опасности, территории, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В поселениях, включенных в перечни исторических поселений федерального и регионального значения, следует выделять зоны (районы) исторической застройки.
1.4.14. Санитарно-защитные зоны производственных и иных объектов, выполняющие средозащитные функции, включаются в состав тех функциональных зон, в которых размещаются эти объекты. Допустимый режим использования и застройки санитарно-защитных зон следует принимать в соответствии с требованиями соответствующих разделов, в том числе раздела «Производственные зоны» (подраздел «Санитарно-защитные зоны») настоящих нормативов.
1.4.15. В районах, подверженных воздействию опасных факторов природного и техногенного характера, при функциональном зонировании территории городских округов и поселений необходимо учитывать требования, приведенные в разделе «Защита населения и территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» настоящих нормативов.
1.4.16. В районах, подверженных радиационному загрязнению территорий городских округов и поселений, при функциональном зонировании необходимо учитывать возможность поэтапного изменения режима использования эти территорий после проведения необходимых мероприятий по дезактивации почвы и объектов недвижимости в соответствии с требованиями раздела «Охрана окружающей среды» (подраздел «Радиационная безопасность») настоящих нормативов.
1.4.17. В крупном городском округе (Смоленск) необходимо предусматривать комплексное использование подземного пространства для размещения в нем сооружений транспорта, предприятий торговли, общественного питания и коммунально-бытового обслуживания, зрелищных и спортивных сооружений, подсобно-вспомогательных помещений, сооружений инженерного оборудования, производственных и коммунально-складских объектов различного назначения.
Размещение объектов в подземном пространстве допускается во всех функциональных зонах при соблюдении санитарно-гигиенических, экологических и противопожарных требований, предъявляемых к данным объектам.
1.4.18. При градостроительном зонировании в границах функциональных зон устанавливаются территориальные зоны и подзоны. Состав территориальных зон, а также особенности использования их земельных участков определяются правилами землепользования и застройки городских округов и поселений Смоленской области с учетом ограничений, установленных федеральными, региональными нормативными правовыми актами, а также настоящими нормативами.
1.4.19. Границы функциональных и территориальных зон могут устанавливаться по:
- линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;
- красным линиям;
- границам земельных участков;
- границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;
- границам муниципальных образований;
- естественным границам природных объектов;
- иным границам.
Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами функциональных и территориальных зон.
Территории общего пользования (территории улично-дорожной сети, площади, парки, скверы, аллеи, пляжи, зеленые зоны и другие территории общего пользования) выделяются в отдельные зоны с видами использования согласно их основному назначению.
1.4.20. Границы улично-дорожной сети населенных пунктов устанавливаются по красным линиям, которые отделяют эти территории от других зон.
Размещение объектов капитального строительства в пределах красных линий на участках улично-дорожной сети не допускается, за исключением линейных сооружений инженерных сетей, располагаемых в подземном пространстве.
1.4.21. Для коммуникаций и сооружений внешнего транспорта (водного, воздушного, железнодорожного, автомобильного, трубопроводного) устанавливаются границы полос отвода, санитарные разрывы, санитарные полосы отчуждения. Режим использования территорий в пределах полос отвода, санитарных разрывов определяется федеральным законодательством, настоящими нормативами и согласовывается с соответствующими организациями. Указанные территории должны обеспечивать безопасность функционирования транспортных коммуникаций и объектов, уменьшение негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека.
1.4.22. Для территорий, подлежащих застройке, документацией по планировке территории устанавливаются линии застройки, определяющие размещение зданий и сооружений с отступом от красных линий или иных границ транспортной и инженерной инфраструктуры, границ прилегающих зон, а также границ внутриквартальных участков.
1.4.23. При составлении баланса существующего и проектного использования территорий городских округов, поселений, а также населенных пунктов в их составе необходимо принимать функциональное зонирование, установленное в п. 1.4.11 настоящих нормативов.
В составе баланса существующего и проектного использования земель необходимо выделять земли государственной собственности (земли федеральной собственности, земли областной собственности и земли, собственность на которые не разграничена), муниципальной собственности и частной собственности в соответствии с данными соответствующих кадастров.
Функциональное зонирование и примерная форма баланса территории в границах городских округов и поселений, а также населенных пунктов, входящих в их состав приведены в рекомендуемом приложении 5 настоящих нормативов.
1.5. Пригородные зоны
1.5.1. В состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за границами городов, составляющие с ними единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений.
1.5.2. Границы и правовой режим пригородных зон, в том числе функциональных зон, установленных в пределах пригородных зон, определяются в соответствии с законодательством Смоленской области.
1.5.3. В пригородных зонах выделяются:
- резервные земли для развития города;
- территории зон сельскохозяйственного производства;
- территории зон отдыха населения.
Резервные территории
1.5.4. Потребность в резервных территориях определяется на срок до 20 лет с учетом перспектив развития городских округов и городских поселений, определенных документами территориального планирования (схемами территориального планирования, генеральными планами городских округов, городских поселений).
1.5.5. После утверждения границ резервных территорий они приобретают статус территорий с особым режимом землепользования и не подлежат застройке капитальными зданиями и сооружениями до их использования по целевому назначению в соответствии с генеральным планом.
Включение земель в состав резервных территорий не влечет изменения формы собственности указанных земель до их поэтапного изъятия на основании генерального плана в целях освоения под различные виды городского строительства в интересах населения.
1.5.6. Участки садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан следует размещать с учетом перспективного развития городских округов и поселений за пределами резервных территорий, предусматриваемых для индивидуального жилищного строительства, на расстоянии доступности на общественном транспорте от мест проживания, как правило, не более 1,5 ч, а для крупного городского округа (Смоленск) – не более 2 ч.
Территории зон сельскохозяйственного производства
1.5.7. Проектирование зон сельскохозяйственного производства следует осуществлять в соответствии с требованиями раздела «Зоны сельскохозяйственного использования» настоящих нормативов.
Территории зон отдыха населения
1.5.8. Проектирование территорий зон отдыха населения следует осуществлять в соответствии с требованиями раздела «Рекреационные зоны» настоящих нормативов.
2. ЖИЛЫЕ ЗОНЫ
2.1. Общие требования по городским округам и городским поселениям
2.1.1. Жилые зоны предназначены для организации удобной, здоровой и безопасной среды проживания населения, отвечающей его социальным, культурным, бытовым и другим потребностям. Объекты и виды деятельности, несовместимые с требованиями настоящих норм, в жилых зонах размещать не допускается.
Для размещения жилой зоны следует выбирать участки, наиболее благоприятные в санитарно-гигиеническом и инженерно-геологическом отношениях, требующие минимального объема инженерной подготовки, планировочных работ и мероприятий по сохранению естественного состояния природной среды.
2.1.2. В жилых зонах размещаются жилые дома различных типов (в соответствии с п. 2.1.3 настоящих нормативов), отдельно-стоящие, встроенные или пристроенные объекты социального и культурно-бытового обслуживания населения, объекты здравоохранения, объекты дошкольного, начального общего и среднего (полного) образования, гаражи и автостоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, культовые объекты.
2.1.3. Допускается размещать отдельные объекты общественно-делового и коммунального назначения с площадью участка, как правило, не более 0,5 га, а также мини-производства, не оказывающие вредного воздействия на окружающую среду за пределами установленных границ участков данных объектов. Размер санитарно-защитной зоны для объектов, не являющихся источником загрязнения окружающей среды, должен быть не менее 25 м.
В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
Развитие социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в отношении данных зон необходимо предусматривать в объемах, обеспечивающих на перспективу возможность постоянного проживания.
2.1.4. В состав жилых зон могут включаться:
- зона застройки индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами усадебного типа с количеством этажей не более чем 3 с приусадебными земельными участками;
- зона застройки блокированными жилыми домами высотой до 3 этажей включительно, в том числе с приквартирными земельными участками;
- зона застройки малоэтажными многоквартирными жилыми домами до 4 этажей, включая мансардный, в том числе с приквартирными земельными участками;
- зона застройки среднеэтажными жилыми домами высотой от 5 до 8 этажей, включая мансардный;
- зона застройки многоэтажными жилыми домами высотой от 9 до 15 этажей включительно;
- зона застройки жилыми домами повышенной этажности от 16 до 24 этажей включительно;
- зоны жилой застройки иных видов (садовые, дачные дома и др.).
2.1.5. Жилые здания с квартирами в первых этажах следует располагать, как правило, с отступом от красных линий. По красной линии допускается размещать жилые здания со встроенными в первые этажи или пристроенными помещениями общественного назначения, кроме учреждений образования и воспитания, а на жилых улицах в условиях реконструкции сложившейся застройки – жилые здания с квартирами в первых этажах.
2.1.6. Размещение жилых помещений квартир в цокольных и подвальных этажах не допускается.
2.1.7. В жилых зданиях допускается размещение помещений общественного назначения, инженерного оборудования и коммуникаций при условии соблюдения гигиенических нормативов по шуму, инфразвуку, вибрации, электромагнитным полям и др. Помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания, при этом участки для стоянки автотранспорта персонала должны располагаться за пределами придомовой территории.
В подвальных и цокольных этажах таких жилых домов допускается устройство встроенных и встроенно-пристроенных стоянок для автомашин и мотоциклов при условии герметичности потолочных перекрытий и оборудованием устройства для отвода выхлопных газов автотранспорта.
При размещении под жилыми зданиями гаражей-стоянок необходимо отделять их от жилой части здания этажом нежилого назначения. Размещение над гаражами помещений для работы с детьми, помещений лечебно-профилактического назначения не допускается.
Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств.
2.1.8. Участок, отводимый для размещения жилых зданий, должен:
- находиться за пределами территории промышленно-коммунальных, санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения;
- соответствовать требованиям, предъявляемым к содержанию потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов в почве, качеству атмосферного воздуха, уровню ионизирующего излучения, физических факторов (шум, инфразвук, вибрация, электромагнитные поля) в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации.
2.1.9. При проектировании территории жилой застройки должны соблюдаться требования по охране окружающей среды, защите территории от шума, вибрации, загрязнений атмосферного воздуха электрических, ионизирующих и электромагнитных излучений, радиационного, химического, микробиологического, паразитологического загрязнений в соответствии с требованиями действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и раздела «Охрана окружающей среды» настоящих нормативов.
2.2. Функционально-планировочные элементы жилых образований и градостроительные характеристики жилой застройки городских округов и городских поселений
2.2.1. Квартал (микрорайон) – основной планировочный элемент застройки в границах красных линий или других границ, размер территории которого, как правило, от 5 до 60 га.
Население квартала (микрорайона) обеспечивается объектами повседневного обслуживания в пределах своей территории, а объектами периодического обслуживания – в пределах нормативной доступности.
Квартал (микрорайон) не расчленяется магистральными улицами и дорогами. Границами квартала (микрорайона) являются красные линии магистральных улиц и дорог, а также – в случае примыкания – границы территорий иного функционального назначения, естественные рубежи.
Квартал (микрорайон) может иметь единую структуру или формироваться из групп жилых домов (групп жилой застройки) в соответствии с проектом межевания территории или земельных участков для отдельных домов (участков жилой застройки), сомасштабных элементам сложившейся планировочной организации существующей части городского населенного пункта.
2.2.2. Группа жилой застройки – территория, площадью от 1,5 до 5 га с населением, обеспеченным объектами повседневного обслуживания в пределах своей территории, а объектами периодического обслуживания – в пределах нормативной доступности. Группы жилой, смешанной жилой застройки формируются в виде части квартала (микрорайона). Границы группы устанавливаются по красным линиям улично-дорожной сети, в случае примыкания – по границам землепользования.
2.2.3. Участок жилой застройки – территория, размером до 1,5 га, на которой размещается жилой дом (дома) с придомовой территорией. Границами территории участка являются границы землепользования.
2.2.4. Жилая застройка формируется в виде участка или группы жилой застройки при размещении застройки в комплексе с объектами общественного центра или на участках, ограниченных по площади территории.
2.2.5. Жилой район – планировочный элемент, который формируется в виде группы кварталов (микрорайонов), как правило, в пределах территории, ограниченной городскими магистралями, линиями железных дорог, естественными рубежами (река, лес и др.). Площадь территории жилого района не должна превышать 250 га.
Население жилого района обеспечивается комплексом объектов повседневного и периодического обслуживания в пределах планировочного района.
В малых городских населенных пунктах при компактной планировочной структуре вся жилая зона может формироваться в виде единого жилого района. В случае расчлененности территорий естественными или искусственными рубежами территория может подразделяться на районы площадью до 30-50 га.
2.2.6. Жилой район, квартал (микрорайон) являются объектами документов территориального планирования и документации по планировке территории.
При разработке документации по планировке территории на отдельный участок территории, занимающий часть территории квартала (микрорайона), необходимо обеспечить совместимость размещаемых объектов с окружающей застройкой и требуемый уровень социального и культурно-бытового обслуживания населения для квартала (микрорайона) в целом.
В кварталах (микрорайонах) жилых зон не допускается размещение объектов городского значения, а также устройство транзитных проездов на территории групп жилых домов, объединенных общим пространством (двором).
2.2.7. В зоне исторической застройки планировочными элементами жилых зон являются кварталы, группы кварталов, ансамбли улиц и площадей.
2.2.8. При проектировании жилой застройки на территории жилых районов, кварталов (микрорайонов) обосновывается тип застройки, отвечающий предпочтительным условиям развития данной территории в соответствии с п.п. 2.1.3, 2.3.6-2.3.8, 2.3.10 настоящих нормативов.
В конкретных градостроительных условиях, особенно при реконструкции, допускается смешанная по типам застройка.
2.2.9. Предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства устанавливаются органами местного самоуправления.
Для ведения личного подсобного хозяйства выделение части земельного участка, недостающей до установленной максимальной нормы, допускается за пределами жилой зоны.
2.2.10. Размеры приусадебных и приквартирных земельных участков рекомендуется принимать с учетом особенностей градостроительной ситуации в городских населенных пунктах, характера сложившейся и формируемой жилой застройки (среды), условий ее размещения в структурном элементе жилой зоны, руководствуясь рекомендуемым приложением 6 настоящих нормативов.
2.2.11. Границы, размеры и режим использования земельных участков многоквартирных жилых домов, находящихся в общей долевой собственности членов товарищества собственников жилых помещений в многоквартирных домах, определяются документацией по планировке территории квартала (микрорайона) на основании законодательных актов Российской Федерации, Смоленской области и настоящих нормативов.
2.3. Нормативные параметры жилой застройки городских округов и городских поселений
2.3.1. При разработке документов территориального планирования для предварительного определения общих размеров жилых зон на среднесрочную перспективу до 2020 года и на расчетный срок до 2030 года допускается принимать укрупненные показатели, приведенные в таблице 3.
Таблица 3
Тип застройки
| Укрупненные показатели площади
жилой зоны, га на 1000 чел.
| 2020 год
| 2030 год
| Многоэтажная застройка 9 этажей и выше
|
|
| Среднеэтажная застройка от 5 до 8 этажей
| 10,5
| 11,5
| Малоэтажная застройка
до 4 этажей
| без земельных участков
|
| 14,5
| с земельными участками
|
|
| Примечание: Укрупненные показатели приведены при средней расчетной жилищной обеспеченности 26,2 м2/чел. на 2020 год и 29,0 м2/чел. на 2030 год.
2.3.2. При определении размера территории жилой зоны следует исходить из фактической и перспективной расчетной минимальной обеспеченности общей площадью жилых помещений, м2/чел., которая определяется в целом по территории и ее отдельным района на основе прогнозных данных. Для государственного и муниципального жилищного фонда – с учетом социальной нормы площади жилья, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Смоленской области.
2.3.3. Расчетная минимальная обеспеченность общей площадью жилых помещений в среднем по региону принимается на основании фактических статистических данных Смоленской области и рассчитанных на перспективу в соответствии с таблицей 4.
Таблица 4
Наименование
| Фактические отчетные показатели, м2/чел.
| Показатели на расчетные периоды, м2/чел.
| 2011 год
| 2020 год
| 2030 год
| Расчетная минимальная обеспеченность общей площадью жилых помещений, в том числе:
| 25,6
| 28,1
| 31,1
| в городских населенных пунктах
| 23,9
| 26,2
| 29,0
| в сельских населенных пунктах
| 30,1
| 33,0
| 36,5
| Примечания:
1. Расчетные показатели на перспективу корректируются с учетом фактической расчетной минимальной обеспеченности общей площадью жилых помещений, достигнутой в 2020 и 2030 годах.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|