Сделай Сам Свою Работу на 5

Налог на доходы физических лиц – НДФЛ (гл. 23)





Налоговая система РФ

02.09.11

 

Литература:

  1. НК РФ ч.1 и ч.2 по состоянию на 01.01.11
  2. Налоги и налогообложение (Книга с кафедры) под ред. Майбурова И.А.

 

Налог как экономическая категория

  1. Социально-экономическая сущность налога.
  2. Понятие налога и сбора и их характеристика
  3. Функции налогов
  4. Принципы налогообложения
  5. Классификация налогов
  6. Основные элементы налога и их характеристика

 

Социально-экономическая сущность налога

 

Налоги являются неотъемлемой частью государства. Без налогов невозможна реализация функций государства. Первые налоги: дань с побежденных народов, жертвоприношения, платежи в пользу церкви, налоги с плодовых деревьев, налог на торговлю рабами, налоги на спички, на реализацию масел, налог на перевозку грузов, налог на перевозку электроники по железной дороге. Налоги возникли с появлением общества, постоянно росло число налогов. Налоги обеспечивают в современных условиях большую долю доход бюджета. До 90% доходов бюджета обеспечиваются налоговыми поступлениями, а остальное – доходы в виде дивидендов и др.

Таможенные платежи и сборы в НК не включены. Налоги обеспечивают функционирование государства и играют в его жизни как положительную, так и отрицательную роль. Положительное: за счет налогов государство создает необходимые условия для развития экономики (развитие инфраструктуры, транспорта), инвестирование в приоритетные отрасли. Отрицательное влияние – они являются грузом для экономики и тормозят развитие экономической составляющей общества.



 

Понятие налога и сбора и их характеристика

В сфере НО используются такие термины как налог, пошлина, акциз, подать. Налог обладает следующими признаками:

- признак императивности, т.е. обязательности – уплата налога является безусловной обязанностью налогоплательщика

- индивидуальная безвозмездность т.е. уплата налога не предполагает предоставления эквивалентной выгоды конкретному налогоплательщику

- уплата налога для финансового обеспечения деятельности государства

- законность, т.е. налоги должны устанавливаться законом

- относительная регулярность или периодичность уплаты налогов



НК дает след. определение налогу: Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организация и физ лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хоз ведения и оперативного управления денежных средств в целях фин обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

В данном определении отсутствует признак законности, отсутствует упоминание о регулярности налога, вызывает отрицательное отношение праводопустимость формы взимания налога в виде отчуждения, т.е. налог видится как конфискация принадлежащего имущества. Уплата налога увязывается в данном определении с денежной формой, но практика говорит, что налог может взиматься и в других формах. По определению налог взимается государством.

Налог – это обязательный индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, уплачиваемый организациями и физ лицами в целях фин обеспечения деятельности государства и МО.

Сбор – обязательный взнос, он взимается организация и физ лиц и уплата его является одним из условий совершения в отношении плательщиков юридически значимых действий государственными и иными уполномоченными органами.

Сбор – обязательный, индивидуально возмездный и законодательно установленный государством взнос, уплачивается государствами и юр лицами с целью получения юридически значимых действий от уполномоченных органов и должностных лиц. В отличие от налогов сбор уплачивается не регулярно.

Классификация платежей:

1. Налоговые обязательные платежи. Налоги и сборы, которые регулируются законодательством



2. Неналоговые обязательные платежи (квази налоги, налоги за загрязнение окружающей среды)

3. Разовые изъятия налогового характера (таможенные платежи, за недобросовестное выполнение обязанностей, штрафы, пени)

4. Разовые изъятия неналогового характера.

 

Функции налогов

Функции налогов раскрывают их сущностные свойства и содержание. Выделяют 4 функции налогов:

  1. Фискальная функция – основная функция, которая отражает фундаментальное содержание и предназначение налога, которое состоит в предназначении в пользу государственного бюджета
  2. Регулирующая функция – налоги регулируют процессы в экономике. 30-35% ВВП. Выделяют 3 подфункции: стимулирующая (с помощью НО стимулируют развитие желательных экономических процессов и явлений), дестимулирующая (через НО тормозятся, снижаются нежелательные экономические процессы)
  3. Распределительная функция – перераспределяется производственный продукт между отраслями, реализуется рядом налоговых рычагов (прогрессивной шкалой НО; повышение доли косвенного НО; использование ориентировочных льгот)
  4. Контрольная функция – заключается в отслеживании доходов и расходов налоговым обязательствам
  5. Поощрительная функция НО – признание государством заслуг перед ним

Принципы налогообложения

3 группы: экономические, юридические, организационные

Каждый субъект принимает участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам

Экономические принципы:

1. Принцип справедливости (всеобщей) – субъект принимает участие в финансировании государственных расходов, соразмерно своим доходам (своему экономическому положению)

2. Принцип платежеспособности (принцип горизонтальной справедливости), равные доходы облагаются по одинаковой ставке

3. Принцип эффективности

4. Принцип соразмерности (по их имущественному положению)

5. Принцип множественности налогов

Юридические:

  1. принцип нейтральности
  2. принцип установления налогового закона
  3. принцип отрицания силы налогового закона (отрицательную силу может иметь налог положения, которые улучшают положение или снижают налоговую ответственность для налогоплательщика)
  4. Принцип приоритетности налогового законодательства
  5. Принцип наличия всех элементов налога в законе

 

Организационные:

  1. Принцип единства
  2. Принцип подвижности
  3. Принцип стабильности
  4. Принцип налогового федерализма
  5. Принцип гласности
  6. Принцип однократности НО

09.09.11

Классификация налогов

Классификация – распределение налогов по определенным группам. Цель классификации: систематизации, сопоставление, группировка.

1. по способу взимания налогов:

· прямые – взимаются непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика; основанием для уплаты налога является получения дохода или факт владения объектом налогообложения; могут взиматься с реального дохода и с некоторого условного дохода (ЕНВД)

· косвенные – налоги, которые взимаются в процессе оборота; устанавливаются в виде надбавки к цене товара, работ (услуг) и оплачивается потребителем товара. Косвенные налоги бывают универсальными (НДС) и специальными (применяются к отдельным видам товаров: акцизы). Косвенные налоги уплачиваются конечным потребителем.

 

2. по объекту налогообложения (объект – характеристика налога):

· с имущества

· с доходов (НДФЛ, налог на прибыль организаций)

· с потребления (акцизы, НДС, налог с продаж – уже не применяется)

· с использования ресурсов

 

3. по субъекту НО:

· с юридических лиц

· с физических лиц

· смешанные налоги (НДС, налог на транспортные средства)

 

4. по способу НО:

· НО у источника выплат – применяется при взимании НДФЛ за выполнение трудовых обязанностей. Работодатель обязан исчислить налог, удержать его из выплачиваемых средств и перечислить его в соответствующий бюджет

· По декларации – налогоплательщик сам обязан подать заявление в налоговый орган с указанием объекта НО, его составных частей, основные характеристики (льготы и основания), налоговая ставка, далее исчисляется сумма налога

· По уведомлению – применяется в основном в отношении налогов, установленных для физических лиц (налог на землю, на имущество, на транспортное средство).

 

5. по применяемой ставке

· равные ставки – не зависимо от налоговой базы

· пропорциональные ставки – сумма платежа пропорциональна налоговой базе

· прогрессивные налоги – меньшая налоговая база облагается по большей ставке

· регрессивные налоги – большая налоговая база облагается по меньшей ставке (пошлина, социальные взносы)

 

6. по назначению

· абстрактные – налоги взимаются для формирования бюджета в целом

· целевые – взимаются для формирования средств на реализацию проектов

 

7. по срокам уплаты:

· срочные – уплачиваются при наступлении какого-либо события

· периодические – уплачиваются по истечении определенного календарного времени

 

8. по источнику уплаты:

· налоги, уплачиваемые из доходов

· налоги, уплачиваемые из выручки

· налоги, уплачиваемые из прибыли

· налоги, уплачиваемые за счет себестоимости (налог на землю, имущество, транспортный налог, на добычу полезных ископаемых)

 

9. по принадлежности к уровню правления:

· федеральные налоги

· региональные налоги

· местные налоги

 

10. в зависимости от экономических результатов:

· налоги, зависящие от результата деятельности хозяйствующего субъекта

· налоги, не зависящие от результата деятельности хозяйствующего субъекта

Основные элементыналога и их характеристика

Налог как сложная экономическая категория состоит из взаимосвязанных элементов. Выделяют целый комплекс элементов, характеризующий все его стороны, но обязательными (должны непременно присутствовать в законе) являются следующие (ст.17 НК): налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и срок уплаты налога.

Налогоплательщик (субъект налога) – лицо, на которое по закону возлагается юридическая обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств.

Носитель налога – лицо, которое в конечном итоге несет бремя данного налога. В случае использования прямых налогов носитель налога и налогоплательщик – одно лицо, а при косвенном налогообложении носитель налога и налогоплательщик – разные лица.

Предмет налогообложения – объекты материального мира и юридически значимые действия, которые обуславливают возникновение объектов налогообложения.

Объект НО – юридические факты или состояния по отношению к предмету НО, которые обуславливают возникновение обязанностей у субъекта по уплате налога.

Масштаб налога – установленная законом мера измерения объекта НО.

Единица налога – характеристика изменения масштаба налога.

Налоговая база – количественное выражение объекта налога, т.е. это та часть объекта налога, которая является основой для исчисления суммы налога. Может совпадать с объектом налога, но в общем случае не совпадает.

Налоговый период – срок, в течение которого формируется налоговая база и определяется размер налогового обязательства. Год, квартал, месяц.

Отчетный период – срок, по истечении которого налогоплательщик представляет отчетность и уплачивает авансовые платежи за этот срок.

Налоговая ставка – бывает прогрессивная и регрессивная

Порядок исчисления налога – указываются приемы расчета налога

Налоговая льгота – предоставление налоговым законодательством отдельным категориям налогоплательщиков исключительных преимуществ в виде возможности не уплачивать налоги и сборы либо уплачивать их в меньшем размере, а также иное смягчение налогового бремени. Льготы могут предоставляться в отсрочку или рассрочку платежа. К налоговым льготам также относятся пониженные налоговые ставки.

Порядок и сроки уплаты налога – устанавливает способы и сроки внесения налога получателем. Уплата налога в некоторых случаях может осуществляться продукцией. Сроки уплаты налога – дата, до которой должен быть уплачен налог одним из способов.

Порядок ведения налога в действие – новые налоги могут вводиться только с нового календарного года (01.01), а изменения в действующие налоги могут вноситься с нового налогового периода. Внесения должны быть осуществлены и опубликованы не менее чем за месяц до их введения в действие.

 

Налоговая система РФ

1. Понятие и характеристика НС

2. Налоги и сборы РФ

 

Понятие и характеристика налоговой системы

НС – комплекс составных частей, характеризующих и охватывающих все стороны налоговых отношений. НС любой страны образуют 4 взаимосвязанных элемента: законодательство о налогах и сборах, совокупность действующих в стране налогов и сборов (система налогов), механизм налогового администрирования, плательщики налогов и сборов.

Законодательство о налогах и сборах – комплекс правовых документов, регулирующих систему налоговых отношений. Законодательство: уголовный кодекс, налоговый кодекс РФ.

Совокупность действующих в стране налогов и сборов (система налогов) – устанавливаются с помощью законодательства. Их состав, структура, характер проистекают из задач, которые ставит перед собой общество.

Механизм налогового администрирования – порядок налогового контроля. Налоговое администрирование –контроль за процессом формирования налоговой базы, налоговых обязательств, сбор налогов, контроль за полнотой уплаты налогов, принятие мер по взысканию неуплаченных сумм налогов. Налоговые органы усовершенствуют методики осуществления контроля, используют современные методологические подходы, с помощью налогового аудита определяют размер налоговых обязательств субъекта. Механизм налогового администрирования включает в себя комплекс налоговых проверок; налоговые органы проводят камеральные (анализ показателей налогоплательщиков) и выездные проверки (проверка всех показателей сторон деятельности налогоплательщика по месту его деятельности).

Плательщики налогов и сборов – совокупность налогоплательщиков. Все плательщики имеют типовые характеристики: идентификационные номера, ЕГРЮЛ, налоговая история.

 

В зависимости от уровня нагрузки :

  • либерально-фискальная НС (США, Япония, Португалия, Австралия)
  • умеренно-фискальная НС – уровень налогового бремени от 30-40% ВВП (Германия, Великобритания, Канада, Греция, Испания, РФ)
  • жестко-фискальная – более 40% ВВП (Скандинавские страны, Франция)

 

В зависимости от доли косвенного НО:

  • Подоходная НС – обложение доходов и имущества – доля косвенных налогов не больше 35% (США, Канада, Австралия)
  • Умеренно косвенная – распределение налоговой нагрузки, одинаковое обложение доходов и потребления – доля косвенных налогов до 55% (Германия, Франция, Италия)
  • Косвенная – акцент на обложение потребления (Бразилия, Индия, РФ)

 

По уровню централизации налоговых полномочий:

  • Централизованные – высший Федеральный уровень управления наделяется большинством налоговых полномочий
  • Умеренно-централизованная (Германия, Австралия)
  • Децентрализованная – нижестоящие уровни управления наделены более значительными полномочиями, чем высшие органы управления (США, Канада, Дания)

 

В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после НО:

  • Прогрессивная – после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков уравнивается (развитие и развивающиеся страны)
  • Регрессивная
  • Нейтральные – после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков остается неизменным (РФ)

Российская система является умеренно-фискальной, косвенной, централизованной и нейтральной.

Налоги и сборы

НиС в современной России были введены в 1992 г. В плановой экономике НС практически отсутствовала. Налогов было мало, а предприятии платили по нормативам отчисления. Затем были приняты законы о налогах. Появился НК, вводились новые главы об отдельных налогах.

На сегодняшний день в соответствии с НК установлено, что у нас действуют налоги 3-х уровней: Федеральные НиС (устанавливаются НК и обязательны к уплате на всей территории РФ), региональные НиС (устанавливаются НК и вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов), местные НиС (устанавливаются НК и вводятся в действие правовыми актами представительных органов местного самоуправления).

Федеральные НиС: НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами природно-экологическими ресурсами, государственные пошлины.

Региональные налоги: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.

Местные налоги: земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Перспектива – объединение налога на имущество физических лиц, земельного налога, налога на имущество организаций в один налог – налог на недвижимость.

Специальные налоговые режимы – особый способ уплаты налога и форма освобождения от уплаты иных налогов: ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог; ЕУСН – единый налог при упрощенной системе налогообложения; ЕНВД – единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности; налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции – применяется при разработке месторождений полезных ископаемый, если в результате проведения торгов на разработку месторождения не нашлось участников.

Неналоговые платежи: взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование; взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; таможенные пошлины и сборы; плата за негативное воздействие на окружающую среду.

По федеральным НиС все элементы устанавливаются НК РФ, а по региональным и местным – налоговая ставка, порядок и сроки уплаты, налоговые льготы порядок их применения устанавливаются законами субъекта РФ и нормативно правовыми актами муниципальных образований, а все другие элементы устанавливаются НК. Льготы установлены НК, а муниципальные образования могут расширять этот перечень.

Налог на прибыль организаций

Налогообложение прибыли осуществляется во всех развитых странах. Этот налог рассматривается как плата хозяйствующего субъекта государству за предоставление экономического пространства, трудовых ресурсов и за пользование производственной, социальной, транспортной и иными видами инфраструктуры.

Налог введен в 1992 году, а с 1 января 2002 года взимание налога осуществляется в соответствии с гл. 25 НК. За этот период значительно снижена ставка налога. В 1992 – 35%, в 2002 – 24%, 2009 – 20%. Начиная с 2002 года, значительно снизилось количество налоговых льгот. В первое десятилетие предусматривались налоговые льготы с/х производителям, малым предприятиям. Был введен налоговый учет. Метод начисления стал применяться для большинства налогоплательщиков, раньше налогоплательщик сам выбирал метод. Перечень затрат был существенно расширен. Плательщики налога на прибыль – организации (российские и иностранные: осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и получающие доходы от источников РФ, не связанные с деятельностью через постоянные представительства).

Объект НО: прибыль, полученная налогоплательщиком.

Российские и иностранные организации с представительствами: объект налогообложения – полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Иностранные организации, получающие доходы от источников РФ, не связанные с деятельностью через постоянные представительства: объект – сумма полученных доходов.

При исчислении налога используется принцип консолидации (плательщиком является организация) и экономический принцип (юридические лица становятся плательщиками налога, если целью их деятельности является получение прибыли). Налог на прибыль уплачивается в бюджеты 2-х уровней: федеральный и региональный. Не являются плательщиками налога организации, перешедшие на уплату ЕСХН, ЕНВД, налога на игорный бизнес.

Для целей исчисления применяют следующие методы признания доходов и расходов:

1 Метод начисления: доходы признаются в том периоде, в котором они имели место, независимо от факты оплаты, а расходы признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся исходя из условий сделок, также не зависимо от времени фактической оплаты.

2. Кассовый метод: доходы – день поступления средств на счета или поступления средств в кассу, расходы – затраты после их фактической оплаты. Могут применять организации, у которых за 4 квартала сумма выручки не превысила 1 млн. руб. за квартал с учетом НДС. Доходы от реализации и внереализационные доходы. При определении в стоимостном выражении применяются стоимостные цены.

Внереализационные доходы – доходы, полученные от деятельности, не связанной с производством и реализацией. Их можно сгруппировать на группы: доходы от использования финансовых активов предприятия (доходы, связанные с финансовыми инструментами срочных сделок), доходы от операций с иностранной валютой, доходы от сдачи в аренду имущества и предоставления прав на использование интеллектуальной собственности, доходы от нецелевого использования безвозмездно полученного имущества и благотворительной помощи, доходы от прочих видов реализационной деятельности (штрафы и пени, признанные должником и установленные судом за нарушение трудовых обязательств, доходы от участия в трудовом товариществе).

Доходы не учитываются в целях НО: имущество в виде взноса в УК, средства, полученные в целях безвозмездной помощи в установленном порядке, средства, полученные по договорам кредита или займа независимо от формы заимствования, имущество полученное российской организацией безвозмездно от лиц, дол участия которых более 50%, суммы процентов, полученные из бюджета за несвоевременный возврат излишне уплаченных или излишне взысканных налогов и сборов, имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования

Расходы – обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиками. Под обоснованными понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых дана в денежной форме. Расходы – любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Все расходы делятся на:

· Расходы, связанные с производством и реализацией. Группируются по целевому назначению:

Ø Расходы связанные с изготовлением, хранением и доставкой товаров

Ø Расходы на содержание, эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств

Ø Расходы на поддержание их в исправном состоянии

Ø Расходы на освоение природных ресурсов

Ø Расходы на НИОКР

Ø Расходы на добровольное и обязательное состояние

Ø Прочие расходы, связанные с производством и реализацией

· Внереализационные расходы и убытки, приравненные к ним

· Расходы, не учитываемые в целях налогообложения (расходы за счет чистой прибыли предприятия)

 

Содержание расходов по экономическому содержанию:

  • Материальные расходы – расходы на приобретение сырья, материалов, используемых сырья и материалов и образующих их расходов, материалы для упаковки товаров и хозяйственных нужд, расходы на инструменты и инвентаря, комплектующие изделия, затраты на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходы на приобретение услуг производственного характера, РСЭ основных средств природоохранного назначения, расходы на рекультивацию земель, потери от недостачи и порчи при хранении и транспортировки материальных запасов в пределах установленных норм, технологические потери.
  • Расходы на ОТ: любые начисления работникам в денежной и натуральной форме; стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы и условиями труда; премии и единовременные поощрительные выплаты; расходы по содержанию работников, предусмотренные законодательством РФ, трудовыми и коллективными договорами; расходы на дополнительную заработную плату; компенсационные выплаты, связанные с режимом работы; выплаты, связные с условиями труда; суммы платежей работодателям по договорам обязательного и добровольного страхования, заключенных в пользу работы Выплаты в натуральной форме оцениваются по рыночным ценам. В страхование разрешается включать в ФОТ до 12% суммы от расходов на ОТ: долгосрочное страхование жизни, негосударственное пенсионное обеспечение, добровольное пенсионное страхование. Разрешается добровольное личное страхование работников на случай уплаты работоспособности не более 15000рублей в год на одного застрахованного сотрудника
  • Сумма начисленной амортизации. Амортизируемое имущество и его состав. В состав амортизируемого имущества включаются основные средства, предоставленные в аренду объекты основных средств, НМА. Не подлежат амортизации имущество бюджетных организаций за исключением приобретенного за счет результата предпринимательской деятельности, имущество некоммерческих организаций полученное в качестве нецелевых поступлений, имущество приобретенное с использованием бюджетных средств, земля, природные ресурсы, материально производственные запасы, объекты капитального строительства и финансовые инструменты срочных сделок. Амортизируемое имущество делится на 10 амортизационных групп. НК предусмотрено, что амортизационные отчисления отчисляются 2 методами: линейным и нелинейным. Линейный метод: (1/n)*100%. При нелинейным методе: амортизация на остаточный год: все основные средства учитываются по амортизационным группам. Амортизационные отчисления разрешается применять с повышающим коэффициентом (не больше 2) – для ОС в условиях агрессивной среды и повышенной сменности, для с/х; для ОС по лизингу – не больше 3. Налогоплательщик имеет право при начале начисления амортизации единовременно списать расходы на капитальные вложения не более 10%, а по объектам 3-7 амортизационных групп – не более 30% от стоимости ОС.
  • Прочие расходы: расходы на ремонт ОС, расходы на освоение природных ресурсов, на разведку полезных ископаемых и проведение подготовительных работ – списываются одновременно в течение 3 или 5 лет, расходы на НИОКР, расходы в виде отчислений в фонды научно-технического развития, расходы по всем видам обязательного страхования имущества, расходы по добровольному страхованию имущества, суммы налогов и сборов, расходы по набору работников, расходы на обеспечение нормальных мер по технике безопасности, арендные платежи, лизинговые платежи, расходы на содержание служебного транспорта, расходы на юридические, информационные и консультационные услуги, расходы за нотариальные услуги, расходы на аудиторские услуги, расходы на управление организацией, расходы по предоставлению работников, представительские расходы (не выше 4% расхода плательщика на ОТ), расходы на подготовку и переподготовку кадров, расходы на канцелярские товары, почтовые и телеграфные расходы, расходы на рекламу, расходы на подготовку и освоение новых производств, расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, расходы по договорам гражданско-правового характера, потери от брака.
  • внереализационные расходы: расходы на содержание переданного в аренду имущества, расходы в виде процентов по долговым обязательствам (процент существенно не отклоняется не более чем на 20% от среднего уровня процентов по долговым обязательствам в том же периоде; предельная величина расходов принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенная на 1,1, и равная 15% по обязательствам валют), расходы на выпуск собственных ценных бумаг, расходы связанные с обслуживание приобретения ценных бумаг, курсовые разницы, расходы по ликвидации выводимых основных фондов, судебные расходы и сборы, расходы в виде подлежащих к уплате штрафов и пени за нарушение договорных обязательств и на возмещение причиненного ущерба, расходы за услуги банка, расходы на проведение собраний, расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, убытки прошлых налоговых периодов, суммы безнадежных долгов, расходы от недостачи материальных ценностей в случае отсутствия виновных лиц и при наличии документарного подтверждения уполномоченным органом.

 

НК устанавливает перечень расходов, которые не учитывают в целях налогообложения:

  • Все виды нормируемых расходов плательщика
  • Сумма начисленных дивидендов
  • Пени и штрафы, которые взимаются государственными органами
  • Взносы в уставный капитал и вклады в простое товарищество
  • Суммы налога на прибыль
  • Суммы платежей за сверхнормативные выбросы
  • Расходы на создание и приобретение амортизируемого имущества
  • Расходы средств на имущество, которые переданы по договорам кредитов и займов
  • Расходы в виде имущества, переданного в порядке доплаты
  • Расходы в виде безвозмездно переданного имущества
  • Расходы в виде налогов, переданных плательщикам покупателями (НДС)
  • Расходы на вознаграждение помимо выплат по трудовым договорам

 

Налогоплательщик определяет базу за налогооблагаемый период, балансовую прибыль (доходы-НДС-акцизы минус расходы). Законодатель разрешает списывать убытки прошлых лет в течение 10 лет. Таким образом получается налогооблагаемая прибыль.

Налоговые ставки: 20%. Распределяется между федеральным и региональным бюджетом: 2% - в федеральный бюджет, 18% - в региональный бюджет. Ставка в региональный бюджет может быть понижена до 13,5%. Для иностранных организаций налог = 20%, а у иностранных организаций у которых нет представительств в РФ = налог от сдачи в аренду транспортных средств 10% и еще налоги.

Налоги с дивидендов. Ставка 9%. Если российская организация получает доход от иностранной = ставка 15%. Ставка 0% уплачивает стратегический инвестор, чья доля составляет не менее 50%.

Доходы с ценной бумаги: ставки такие же, как и с дивидендов. По ставке 0% облагается прибыль ЦБ, полученная от основной деятельности, а также прибыль, полученная образовательными и медицинскими организациями; доходы от продажи ценных бумаг, если владение ими не менее 5 лет. Налоговый период: первый квартал, полугодие, 9 месяцев; либо каждый месяц.

Налог на прибыль уплачивается следующими способами:

1) ежеквартальный. Выплачивается каждый месяц до 28 числа.

2) Ежемесячный. Выплачивается каждый месяц

 

За год декларация уплачивается до 30 марта

 

Налогоплательщики обязаны вести налоговый учет.

 

НДС

Введен в 1954 г. французом была разработана схема налога. Предшественник данного налога – налог с продаж. На практике налог был введен в 1958 году. В конце 60-х гг. налог стал применяться масштабно. Не применяют: США, Канада, Австралия, Швейцария.

Отрицательная черта – значительные вычеты, возмещения по данному налогу. Экономическая сущность НДС:

НДС = Ставка налога*(ЗП + Прибыль)

НДС = Ставка налога*(Реализованная продукция – Материальные затраты)

НДС в бюджет = НДС(РП) – НДС(вычеты)

Плательщики: организации (российские юридические лица, иностранные юридические лица, международные организации, филиалы и представительства иностранных организаций на территории РФ), ИП, лица в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (лица, которые ввозят на территорию РФ товары). Не являются плательщиками НДС организации и ИП, применяющие специальные налоговые режимы.

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика: налогоплательщик может написать заявление об отказе уплаты налога, при условии, что за 3 предшествующих месяца сумма выручки без НДС не превысила 2 млн. руб. Освобождение от уплаты НДС не распространяется на плательщиков, реализующих подакцизные товары; а также на ввоз товара на территорию РФ. Лицо, претендующее на освобождение, представляет в письменной форме заявление и документы, подтверждающие право на такое заявление. Освобождение предоставляется на 12 календарных месяцев. По истечении 12 месяцев налогоплательщик должен отправить в налоговые органы подтверждение.

Объект НО:

1. реализация произведенных или приобретенных товаров на территории РФ, в т.ч. на безвозмездной основе

2. передача товаров для собственных нужд внутри предприятия, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организации

3. выполнение СМР для собственного потребления

4. ввоз товаров на таможенную территорию РФ

5. продажа товаров одними организациями другим на возмездной основе в случае, если товар не отгружается и не транспортируется

6. выдача заказанных изделий и товаров, которые изготовлены на «давальческой» основе

7. продажа товаров на комиссионных началах

8. обмен товаров на другие

9. передача безвозмездно или с частичной оплатой другими организациями

10. передача имущественных прав

11. передача товаров по соглашениям

12. реализация предметов залога

Место реализации товара играет роль при взимании НДС. Место реализации является главным инструментом для определения налоговых обязательств по НДС. В основу определения места реализации положены 3 принципа:

  1. принцип территориальности: налогом облагаются операции на территории данной страны независимо от страновой принадлежности данной организации
  2. принцип назначения: товары, пересекающие государственные границы облагаются косвенными налогами (НДС и акцизы) в стране потребления. При этом налог на экспортируемые товары не взимается
  3. принцип равенства: в пределах одного государства идентичные товары облагаются налогом одинаково

Льготы: не признаются объектами обложения НДС

  1. операции, не признаваемые реализацией товаров: обращение российской или иностранной валюты, передача имущественных прав и имущества правопреемником организации, взносы инвестиционного характера
  2. передача на безвозмездной основе жилых домов и объектов жилищного коммунального назначения органам государственной власти и местного самоуправления
  3. передача имущества государственных и муниципальных предприятий, которые выкупаются в порядке приватизации
  4. выполнение работ и услуг органами государственной власти и местного самоуправления в рамках, возложенных на них полномочий
  5. передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и местного самоуправления, а также бюджеты учреждения государственным и муниципальным унитарным предприятиям

 

Операции, которые не подлежат обложению НДС:

  1. операции по реализации товаров и услуг
  2. ввоз определенных товаров на территорию РФ

Все операции, не подлежащие налогообложению, подразделяются на 4 группы:

  1. социально-значимые операции: реализация медицинских товаров, детских услуг, образование, искусство
  2. экономические операции: реализация некоторых товаров
  3. операции, не создающие добавленной стоимости: страхования деятельность, игорный бизнес
  4. льготируемые

Делятся также на 2 группы:

1. Операций, освобождаемых от обложения НДС:

- предоставление в аренду на территории РФ иностранным гражданам и организациям

- реализация важнейшей и жизненно необходимой техники

- реализация медицинских услуг

- реализация услуг по уходу за больными и престарелыми (должны предоставляться учреждениями социальной защиты)

- услуги по содержанию детей в дошкольных

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.