Сделай Сам Свою Работу на 5

Сущность и значение налоговой политики государства





Организация налоговой работы, ее субъекты и основные элементы

 

Налоговая работа - это деятельность государства и его органов, а также плательщиков в процессе правового регламентирования, начисления, уплаты и зачисления налогов и налоговых платежей, а также контроля за своевременностью и полнотой их поступления в бюджет.

Субъектами налоговой работы в Украине выступают:

- Верховная Рада Украины - принимает законы общего и специального действия в сфере налогообложения;

- органы исполнительной власти (Министерство финансов, Государственное казначейство, Министерство экономики) - обеспечивают действие механизмов взыскание налогов и налоговых платежей;

- органы налоговой службы - осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства, разрабатывают нормативно-правовую базу действия законов о налогообложении, осуществляют учет плательщиков и налоговых поступлений, осуществляют начисление и взыскание отдельных налогов, проводят разъяснения налогового законодательства, притягивают к ответственности его нарушителей;

- налогоплательщики - начисляют и платят налоги и налоговые платежи, подают налоговую отчетность, несут ответственность за нарушение налогового законодательства.



Налоговая работа включает в себя такие основные элементы:

- установление правовой базы (законодательной базы и инструктивно-методического обеспечения);

- начисление и определение налогов и налоговых платежей, их учет;

- определение способов удержания и перечисления налогов (из источника уплаты, за платежными сообщениями, за налоговой декларацией);

- расчеты с бюджетом – определение форм (авансовые платежи, платежи по факту) и способов (наличные, безналичные).

 

 

Структура государственной налоговой службы Украины и ее функции

 

Надежная налоговая система предусматривает наличие высокоорганизованной, обеспеченной кадрами и необходимой техникой налоговой службы – совокупности государственных органов, которые организуют и контролируют поступления налогов и налоговых платежей.

В Украине функции налоговой службы выполняет Государственная налоговая администрация (ГНА). ГНА включает 3 уровня:



1. ГНА Украины является центральным органом исполнительной власти, занимает уровень министерства в иерархии государственной власти. Ее возглавляет Председатель ГНА Украины, которого назначает президент по представлению премьер министра Украины.

Главная государственная налоговая администрация, на которую возложены функции организации, инструкционного и методического обеспечения налоговой работы в Украине, а также контроль за деятельностью налоговых органов.

2. ГНА Автономной Республики Крым, областей и городов с районным делением. Основным назначением ГНА в областях является информационная и правовая связь между низшим звеном и ГНА Украины. Возглавляют ГНА в областях председателя, которые назначаются на должность Кабинетом Министров Украины по представлению председателя ГНС Украины.

На областные ГНА возложены функции организации непосредственной налоговой работы в области или городе с районным делением, проведение кадровой политики, разъяснение правовой базы налогообложения и др.

3. Первичное звено ГНС Украины - Государственная налоговая инспекция - непосредственно выполняет налоговую работу. ГНИ возглавляют начальники, которые назначаются Председателем ГНА Украины по представлению соответствующих государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.

Государственные налоговые инспекции районов (сельских и городских) и городов областного подчинения, на которые возложены функции ведения налоговой работы, учет плательщиков налогов, учет поступлений в бюджет и другие целевые государственные фонды, контроль за соблюдением налогового законодательства, прием и обработка налоговой отчетности, проведение налоговых проверок и др.



 

Основными заданиями Государственной налоговой службы является:

- осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства;

- внесение в установленном порядке предложений относительно усовершенствования налогового законодательства;

- формирование и ведение Государственного реестра физических лиц – плательщиков налогов и Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины (юридических лиц);

- разъяснение законодательства по вопросам налогообложения среди плательщиков налогов;

- предотвращение преступлений, их раскрытие, прекращение, расследование и ведение дел об административных правонарушениях.

 

 

Налоговая милиция: функции, права и обязанности

 

На любом уровне налоговой службы действуют подразделения налоговой милиции.

Налоговую милицию возглавляет начальник налоговой милиции – первый заместитель главы Государственной налоговой администрации Украины. Налоговую милицию в государственных налоговых администрациях в АР Крым, областях, г. Киеве и г. Севастополе возглавляют начальники управлений налоговой милиции – первые заместители глав соответствующих государственных налоговых администраций.

Налоговая милиция состоит из специальных подразделений по борьбе с налоговыми правонарушениями, которые действуют в составе соответствующих органов Государственной налоговой службы, и осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, выполняет оперативно-поисковую, уголовно-процессуальную и охранительную функции.

Задачами налоговой милиции являются:

- предотвращение преступлениям и другим правонарушением в сфере налогообложения, их раскрытие, расследование и проведение в делах об административных правонарушениях;

- поиск плательщиков, которые уклоняются от уплаты налогов, других платежей;

- предотвращение коррупции в органах ГНС и выявление ее фактов;

- обеспечение безопасности деятельности работников органов ГНС, защиты их от противоправных посягательств, связанных с выполнением служебных обязанностей.

Сущность и значение налоговой политики государства

 

 

Налоговая политика – совокупность осуществляемых государством мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в объёмах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование.

Налоговую политику рассматривают в широком и узком аспектах:

1) в широком – охватывает вопросы формирования государственных доходов за счет постоянных и временных источников (соответственно налогов и займов). Поскольку государство не может устанавливать слишком высокий уровень налогообложения из-за противодействия общества, оно вынуждено использовать государственные займы для покрытия своих расходов. Но займы надо возвращать, а это возможно только за счет дополнительных поступлений налогов. Следовательно, госзаймы – это не что иное, как отложенные на будущее налоги;

2) в узком – охватывает деятельность государства только в сфере налогообложения – установление видов налогов, плательщиков, объектов, ставок, льгот, сроков и механизма зачисления в бюджет.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

Задачи налоговой политики сводятся к:

- обеспечению государства финансовыми ресурсами;

- созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом;

- сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Выделяют три типа налоговой политики.

Первый тип – политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.

Второй тип – политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат.

Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортно-ориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.

Третий тип – налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для Украины характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

Методы проведения налоговой политики:

- дискреционные;

- недискреционные.

Дискреционная – это когда парламент и правительство сознательно вносят изменения в налоговую систему и расходы бюджета с целью влияния на реальный ВВП, занятость, инфляцию.

Дискреционная политика может быть стимулирующей и сдерживающей. Стимулирующую политику целесообразно проводить при экономическом спаде. Сдерживающая политика целесообразна тогда, когда экономика находится в состоянии чрезмерного подъема и спрос превышает предложение.

Недискреционная – это политика, которая основывается на теоретическом допущении, что налоговая система сама по себе обладает способностью автоматически влиять на экономический цикл, ибо даже без ее изменения налоговые изъятия увеличиваются при возрастании ВВП и уменьшаются при его спаде, т.е. имеет место стабилизирующий эффект.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.