Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 5: Налоговая система СССР.





После революции 1917 года основным доходом молодого советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения, а носили, скорее, характер классовой борьбы. Например, декретом ВЦИК и СНК от 30.10.1918 г. вводился единовременный чрезвычайный революционный налог, которым облагались «буржуазные классы и кулачество»; а вот малоимущее крестьянство и пролетарии, по первому времени, от каких-либо налогов вообще освобождались.

Однако, с началом 1920-х гг. и переходом к НЭПу, Советским правительством были предприняты реальные шаги по восстановлению полномасштабной налоговой системы. Первым сигналом к этому стал доклад Ленина от 15.03.1921 г. «О замене продразверстки продовольственным налогом». Вообще же, огромное влияние на развитие советского налогообложения в те годы оказали разработки прогрессивных налогов (в частности, подоходного) царской России. В результате этого ряд прямых налогов (например, промысловый и подоходно-имущественный) и акцизов были практически полностью скопированы с дореволюционных аналогов. Однако новшеством того периода явилось двойное налогообложение и введение некоторых дистимулирующих налогов (т.е. налогов на «социально опасные товары» – предметы роскоши, например).



Но, поскольку проведение такого рода реформ было непоследовательным и бессистемным, к концу 1920-х гг. в СССР сложилась громоздкая система бюджетных взаимоотношений, в которой действовало 86 видов платежей в бюджет, что вызывало необходимость совершенствования налоговой системы страны – что и было вскоре сделано правительством Иосифа Виссарионовича Сталина. По его настоянию, начиная с 1930-х гг. налоги с населения начинают резко уменьшаться, выступая, скорее, как орудие политической борьбы с кулаками и частными сельхозпроизводителями. Дальше – больше: в результате крупномасштабной налоговой реформы 1930-32 гг. была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий были унифицированы в 2-х основных формах – налоге с оборота и отчислениях от прибыли. В результате, вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства стал формироваться не за счет налогов, а за счет прямых изъятий ВНП, производимых на основе государственной монополии.



Существование налогов в этой ситуации вообще теряло свой смысл – однако вскоре, в связи с началом Великой Отечественной войны были введен военный налог (впрочем, отменённый сразу же почти сразу после её окончания). Кроме того, 21.11.1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям в условиях войны, а также повышения рождаемости, был введен налог на холостяков, а также одиноких и малосемейных граждан.

Вот, примерно в таком виде налоговая система в СССР просуществовала до самого начала перестройки. И в целом – всех это устраивало, поскольку в итоге, более чем 90% госбюджета СССР формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Прямые же налоги с населения были столь незначительными, что составляли не более 8% поступлений в бюджет.

Что касается эпохи перестройки, то она, как считается, объективно вызвала возрождение отечественного налогообложения. Уже в конце 80-х годов предпринимается серьезная попытка повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов, а 14.07.1990 г. был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» – первый унифицированный нормативный акт, урегулировавший многие налоговые правоотношения в стране. В некоторой своей части этот Закон действует до сих пор.



В этот же период налоги становятся инструментом политической борьбы. В результате конфликта между президентом СССР Горбачёвым и Председателем Верховного Совета РСФСР Ельциным, на территории России был введён особый «суверенный» режим налогообложения – отражённый в Законе “О порядке применения Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций»”, согласно которому для предприятий, находящихся под российской юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение стимулировало «переподчинение» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет.

 

Вопрос 6: Налоговые принципы.

В России существует определённое число налоговых принципов (также называемых принципами налогообложения), призванных учитывать интересы не только государства, но и налогоплательщика, с некоторым приоритетом последнего. Эти принципы разделяются на 3 вида:

1. экономические (справедливости, равенства, хозяйственной независимости, соразмерности, учёта интересов, экономичности, всеобщности);

2. юридические (нейтральности (равного налогового бремени), законности, полноты (наличия всех налоговых элементов), смягчения ответственности плательщиков, давности правонарушения, списания безнадёжных долгов, презумпции невиновности, наличие права на обжалование);

3. организационные (единства налоговой системы, эластичности, стабильности, множественности налогов, самоначисления ,политической ответственности, международной унификации, налогового федерализма, резидентства).

При этом, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

 

Вопрос 7: Роль Налогового кодекса в системе налоговых отношений в РФ.

Как известно, система нормативных правовых актов по вопросам налогообложения, главенствующее место в которой занимает Налоговый кодекс РФ, призвана регулировать систему общественных отношений, возникающих по поводу установления и взимания налогов – т.е. налоговых отношений.

Налоговым кодексом в настоящее время выделяются следующие группы налоговых отношений:

- по установлению, введению и взиманию налогов;

- по осуществлению налогового контроля;

- по обжалованию актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц;

- по привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, налоговые отношения – это, в первую очередь, властные отношения, складывающиеся между гражданами и организациями как налогоплательщиками, с одной стороны, и государством, в лице уполномоченных им органов, с другой.

Ну а Налоговый Кодекс РФ, как уже говорилось выше, регулирует их, обладая при этом исключительным правовым статусом:

во-первых, Налоговый кодекс – является единственным нормативным правовым актом, устанавливающим систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ; и любые изменения системы федеральных налогов и сборов должны проходить путем внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс;

во-вторых, Налоговый кодекс в системе актов налогового законодательства имеет высшую юридическую силу. Соответственно, все законы о налогах и сборах принимаются в соответствии с Налоговым кодексом и не могут ему противоречить.

 

Вопрос 8: Структура налоговой системы РФ. И принципы её построения.

Налоговая система РФ основанное на законах единство элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом.

Элементами налоговой системы, образующими её структуру, являются:

1.Законодательство (конституция, решения конституционного суда, междун-ые договора, федеральные законы, налоговое законад-во, федеральные законы, подзаконные акты, решения верховного и арбитражного суда)

2. Налоги и сборы

Налоговая администрация

-Президент

-Правительство (мин финн-ов, мин финн-ов экономич-го развития)

-Федеральное Собрание, Государственная Дума

-Региональные и местные органы власти

-Федеральная налоговая служба

-судебная, таможенная, банковская, правох-ая системы

4. Налогоплательщик

Виды НС: -прогрессивная

-регрессивная (система налогообложения, при которой налоговые ставки уменьшаются (ступенчатым образом) по мере роста облагаемого дохода налогоплательщика).

-нейтральная (налоги нач пропорционально)

-либерально-фискальная (нагрузка составляет 30% от ВВП)

-умеренно-фискальная (40%)

-Жёстко-фискальная (более 40%)

Доли косвенного налогообложения:

-подоходные-65%

-умеренныо-косвенные

-косвенные-более 50%

В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.

Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.

Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.

Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.

Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.

Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации

Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.

Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.

Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.

Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.

Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.