Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 4: Этапы развития налоговой системы Российской империи.





Вопрос 1: Объективная необходимость налогов и роль государства в их возникновении.

Собственно, налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие части общественного продукта в виде обязательных платежей – известны с глубокой древности, будучи свойственны всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, и как о её неотъемлемой части. Соответственно, нужно признать ,что налоги возникли вместе с государством – когда нарождающиеся социально-государственные механизмы общества потребовали соответствующего финансирования.

Впрочем, существует и точка зрения, что налоги существовали задолго до образования первых государств – под видом жертвоприношений (иначе говоря, бессистемных платежей, носящих натуральную форму). Однако к этой теории стоит относиться с изрядной долей критики, поскольку жертвоприношения были, в известной степени, бессистемными и, в большинстве своём, не имели некоего чётко установленного размера.

Что же касается необходимости налогов, то она вытекает из самих задач и функций государства, выполняющего самую разнообразную деятельность (политическую, экономическую, социальную) и требующую соответственно определенных средств. По сути, у государства нет иных методов мобилизации денежных средств в казну, кроме налогов. То есть, оно может, конечно, использовать для покрытия расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных поступлений. При особых обстоятельствах власть прибегает к выпуску денег в обращение, однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны – инфляцией. В результате же, основным источником доходов государства являются налоги (и сборы) в его пользу.



 

Вопрос 2: Экономическое содержание налогов.

Для того, чтобы правильно охарактеризовать экономическое содержание налогов, необходимо, в первую очередь, ответить на вопрос – каково будет понятие и сущность налогов как экономической категории? В этом случае, налоги – есть часть ВВП, создаваемая в процессе производства при помощи человеческого труда, а также капиталов и природных ресурсов. При этом государство (как правило) обладает лишь незначительной собственностью, направленной на средства производства, – именно из-за этого формирование бюджета осуществляется на основе изъятия части ВВП у других участников производственного процесса. Соответственно, это самое изъятие государством в пользу общества конкретной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса – и является сущностью налога.



Исходя из этого, экономическое содержание налогов обычно выражается через взаимоотношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами и гражданами, с одной стороны, и, с другой стороны государством, по поводу формирования государственных финансов. В этом случае налоги выступают в роли мобилизации части национального дохода. Обусловлено это тем, что государство должно влиять на экономику, стимулируя или сдерживая развитие отдельных отраслей. Если же рассматривать налог на макроэкономическом уровне, то он, как уже говорилось выше, будет представлять собой долю произведенного ВВП, перераспределяемого государством с целью реализации своих функций. А если на него посмотреть на микроэкономическом уровне, то налог можно охарактеризовать как изымаемую долю продукта, произведенного субъектами хозяйствования при осуществлении своей деятельности.

 

По лекции:

Формирование гос бюджета

Экономические отношения между государством и налогооп-ом

Уплата налога

Бюджет –конфентрация финн ресурсов для финансирования гос-ых расходов.



Направления распределения ресурсов:1.Аппарат управления 2.Общественная без-ть 3. Развитие экономики

Социальная защита (образование, здрав-ние, пенсион-ое обесп-ние)

Перераспределение ВВП в интересах общества

 

Вопрос 3: Налогообложение в государствах Древнего мира.

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появлялось товарное производство и формировался государственный аппарат – чиновники, армия, суды. Именно необходимостью содержания государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения.

Первое упоминание о налогах датируется 14-13 вв. до н.э. В то время они существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом и снаряжением для армии. При этом (забегая немного вперёд) в Римской империи и некоторых греческих полисах, в мирное время налогов не было, и их введение и взимание обуславливалось исключительно наступлением военного времени. Иными словами, в те времена формы налогообложения определялись общественной потребностью.

По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно приняли денежную форму. И если прежде налоги взимались в основном на содержание дворцов и армий, строительство дорог и храмов, – то со временем налоги становятся основным источником доходов для денежного содержания государства. Именно с этого момента начинают создаваться первые организованные налоговые системы.

Одной из первых таких систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении, явилась римская налоговая система. Как уже говорилось выше, на ранних этапах развития Римского государства, налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком на основании заявления о своем имущественном состоянии и семейном положении (прообраз декларации о доходах). Определение суммы налога (ценза) проводилось специально избранными чиновниками.

В IV—III вв. до н.э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных («коммунальных») налогов. Однако единой налоговой системы на тот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись вовсе, и заменялись исключительно контрибуцией.

В самом начале 1-го тысячелетия нашей эры, в Риме появился первый всеобщий денежный налог – «трибут». Контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых, позднее появились и косвенные налоги (например, налог с оборота – 1%).

Именно с этого времени, налоги стали выполнять не только фискальную функцию, но и функцию регулятора тех или иных экономических отношений.

Ну а последующие налоговые системы ( как средневековые, так и более современные), уже основывались и (в известной степени) повторяли римскую налоговую систему.

 

Вопрос 4: Этапы развития налоговой системы Российской империи.

Ко времени существования России как империи (т.е. к началу 18 в.) дела в области налоговой политики государства шли из рук вон плохо. Было понятно, что первоочередной необходимостью является создание теоретической базы для деятельности государства на фискальном поле, и уже на её основании – введение новых (прямо скажем, – более осмысленных) налогов.

Однако эпоха петровских реформ характеризовалась, в первую очередь, постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. А потому шло постоянное увеличение числа налогов – вплоть до знаменитого «налога на бороды». Кроме того, происходило и изменение прежних налогов, основным смыслом которого было увеличение получаемых с населения средств. Так, в 1724 г., взамен подворного обложения вводится подушный налог в размере 80 копеек в год с «души», которым облагалось всё мужское население податных сословий. При этом, некоторые категории населения (раскольники, например) платили налог в двойном размере. Также были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов и т.д. Ну а надзором за уплатой старых и разработкой новых налогов, занимались 4 из 12-и образованных в результате реформы системы органов государственного управления коллегии (министерства).

В период правления Екатерины II (1729—1796 гг.) налоговая система начала более-менее совершенствоваться – иными словами, акцент был сделан не на создание новых, а на доведение до ума уже существующих налогов и уменьшение числа уклонений от их уплаты. Для этого в 1780 г. были созданы специальные государственные органы: экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий и экспедиция взыскания недоимок. Для облегчения нагрузки на купечество, была введена гильдейская подать – процентный сбор с объявленного капитала, размер которого записывался «по совести каждого».

«Просвещённый» 19 в. характеризуется, прежде всего, созданием развитой теоретической налоговой базы, – за что следует благодарить создателя первого «плана финансов» Михаила Сперанского, а также Николая Тургенева – автора «Опыта теории налогов» (1818 г.) Деловые записки к правительству Сперанского и монументальный труд Тургенева привели к значительной реорганизации налогообложения, характеризовавшейся уменьшением общего числа налогов и сборов и их «европеизацией». В связи с этим, большое значение приобрели прямые налоги. Основным из них выступили налог с городских строений и поземельный налог, заменившие подушную подать. Особую роль также начали играть специальные налоги: сборы за проезд по шоссейным дорогам, налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, паспортный сбор и т.д. В этот же период начинает развиваться система земских (местных) налогов, которые взимались с земли, фабрик, заводов и торговых заведений. Также, многими экспертами отмечался и рост налогов, отражающих развитие новых экономических отношений в России, в частности: сбор с аукционных продаж, налоги за право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, городской налог за прописку и т.д. Кроме того, активно шло развитие акцизов: так к старым налогам на соль, алкоголь и табак, в течение 19-нач.20 вв. добавились и акцизы на керосин, спички, сахар и т.д.

В начале 20 в. даже предпринимались попытки ввести всеобщий подоходный налог – однако этому помешала революция, в результате которой развитие налоговой системы в России пошло по совершенно новому пути.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.