Сделай Сам Свою Работу на 5

Лексические и стилистические нормы СРЛЯ





Задание № 28. Составить словосочетания с приведенными паронимами.

Болотистый – болотный, воинственный – воинствующий, призывной – призывный, сытый – сытный, абонент – абонемент, эффектный – эффективный, экономный – экономичный, целый – цельный, дипломник – дипломант, нетерпимый – нестерпимый, дефектный – дефективный, логический – логичный, терпеливость – терпимость, войти – взойти, одевать – надевать, черепаший – черепаховый, враждебный – вражеский, гарантийный – гарантированный, глубинный – глубокий, горный – гористый, грозный – грозовой, гуманизм – гуманность, действенный – действительный, деловитый – деловой, дипломатический – дипломатичный.

Задание № 29. Подобрать синонимы к словам.

бежать ругать

безупречный самобытный

важный свидетель

расплывчатый своеобразный

реорганизовать секретный

рецензия старательный

воплощать таинственный

впечатление тактичный

гуманный тенденциозный

дилетант иносказательный

исчерпывающий ландшафт

мотивировать негативный

описывать тождественный

плодотворный тревожиться

превалировать убедительный



Задание № 30. Укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушена намеренно:

свободная вакансия три единственные дочери демобилизация из армии частная собственность первая премьера жестикулировать руками информационное сообщение взаимно друг к другу облокотиться спиной песчаные барханы страшно удобная обувь букинистическая книга
прогрессировать вперед ночная серенада будущая перспектива экспонаты выставки отменный негодяй прейскурант цен суета сует первый дебют мизерные мелочи вечерняя серенада коллега по профессии суета – сует
живой труп топтать ногами демобилизация из армии песчаные барханы жестикулировать руками частная собственность в конечном итоге патриот своей родины практика работы свободная вакансия ответная контратака сломать стеклянную вазу
букинистическая книга облокотиться спиной взаимно друг к другу посмотреть глазами информационное сообщение ни минуты времени отменный негодяй меньшая половина народный фольклор первая премьера экспонаты выставки страшно удобная обувь
памятный сувенир биография жизни моя автобиография грусть – тоска монументальный памятник большая или меньшая половина страшная красавица прейскурант цен три единственные дочери зайтись лёгким детским смехом пернатые птицы обыкновенное чудо
мизерные мелочи частная собственность ведущий лидер прогрессировать вперед временной цейтнот демобилизация из армии очень маленький монументальный памятник преобладающее большинство очевидное – невероятное ночная серенада первая премьера

Задание № 31. Подобрать антонимы к словам.



вежливый надевать

вечность находить

возникать оптимизм

гигант победа

движение приближать

естественный свет

забывать свобода

завязывать создавать

знание трагический

искренность утверждать

истина храбрый

красивый цивилизация

мирить частый

Задание № 32. Не является антонимом к сущ.:

1) «радость» – беда, горесть, печаль, тоска; 2) «грубый» –ласковый, вежливый, нежный, тихий; 3) «добрый» – жестокий, грубый, злой, злобный; 4)«давать» – брать, отбирать, предлагать, отнимать; 5) «жестокость» – нежность, милосердие, гуманность, человечность; 6) «искренний» – лживый, лицемерный, фальшивый, грубый.

Задание № 33. Определите, кто является автором фразеологизма:

1)тришкин кафтан (Н. Лесков; И. Крылов; Н. Гоголь; А. Пушкин); 2)подковать блоху (А. Пушкин; Н. Лесков; Н. Гоголь; И. Крылов); 3) есть ещё порох в пороховницах (Н. Гоголь; И. Крылов; Н. Лесков; А. Пушкин); 4)дворянское гнездо (И. Тургенев; Н. Лесков; А. Пушкин; И. Крылов); 5)вишнёвый сад (А. Пушкин; А. Чехов; И.Тургенев; Н. Лесков); 6) на деревню дедушке (А. Пушкин; И. Тургенев; Н. Лесков; А. Чехов).



Задание № 34. Составить словосочетания с синонимами.

Преимущество, превосходство, преобладание, первенство; влажный, мокрый, сырой, промозглый; дерзкий, наглый, нахальный, вызывающий; кроткий, добродушный, мягкий, смирный, незлобливый; неизвестный, незнакомый, безвестный, неведомый; необъятный, непомерный, огромный, большой, крупный, грандиозный, громадный.

Задание № 35. Найти случаи немотивированного употребления устаревших слов.

1. Он оборотился таким сторонником рыночной экономики, что поражаешься. 2. Мортизационные отчисления надобно производить ежемесячно. 3. Многое необходимо сделать, дабы повысить удельный вес общественности в спортивной жизни. 4. Сей случай вызвал немало разговоров на предприятии. 5. Из доклада явствует, что положение нисколько не улучшилось. 6. Было бы заблуждением уповать только на комитет. 7. Сии полномочия заведующий получил в самый последний момент. 8. Ещё большие залежи полезных ископаемых остаются втуне. 9. Смотрю на эти сильные, цепкие, чуть темноватые в запястьях длани, которые все могут. 10. Но, сколь это ни странно, у нас нет никаких контактов с институтом.

Задание № 36. Составить предложения с приведенными синонимами.

Натуральный – естественный, фальшивый – искусственный, вакуум – пустота, антагонистический – враждебный, вибрировать – дрожать, дистанция – расстояние, индифферентный – равнодушный, дискутировать – спорить.

Задание № 37. Отметить случаи немотивированного употребления разговорных и просторечных слов, вульгаризмов.

1. Наши спортсмены начисто проиграли все соревнования в беге на длинные дистанции. 2. У предприятия, благодаря полученной поддержке, есть возможность начать работу без раскачки. 3. Наконец-то местные хулиганы в результате проведенных мероприятий струхнули. 4. В нашем классе не любят тех, кто больше языком чешет. 5. За прошлый год был всего один случай, когда работник предприятия явился на работу под хмельком.

Задание № 38. Выделить в предложениях штампы и канцеляризмы.

1. Дисциплина у нас стоит во главе угла. 2. Со стороны отдельных сотрудников имеет место формальное отношение к своим обязанностям. 3. Данным мероприятием следует охватить все филиалы нашего института. 4. Следует со всей остротой поднять вопрос об улучшении качества отечественной продукции. 5. Необходимо обратить внимание на факты опоздания учащихся на уроки. 6. На заводе имеет место мнение, что всем виноват директор.

Задание № 39. Вычеркнуть лишние слова, оставить только синонимы фразеологизмов.

1. Кот наплакал – мало, вредно, глупо. 2. Куры не клюют – злобно, плохо, много. 3. Водить за нос – заглушать, мешать, обманывать. 4. Бить баклуши – радоваться, бездельничать, обманывать. 5. Вешать нос – запоминать, требовать, огорчаться. 6. Как с гуся вода – нипочем, радостно, странно. 7. С горем пополам – грустно, еле-еле, одиноко. 8. В порядке вещей – аккуратно, нормально, беспорядочно. 9. Поставить крест – креститься, отказаться, унижать. 10. Прикусить язык – огорчиться, узнать, замолчать.

Задание № 40. Вычеркнуть лишние слова, оставив только антонимы фразеологизмов.

Рукой подать – быстро, далеко, хорошо.

Повесить нос – радоваться, узнавать, поднять.

Капля в море – мокро, много, удивительно.

Под шумок – открыто, громко, тихо.

Пойти навстречу – мешать, бегать, удовлетворять.

Вавилонское столпотворение – порядок, хаос, неразбериха.

Задание № 41. Найти лексические и стилистические ошибки в предложениях.

1. Она считала, что нет ничего ужаснее, чем иметь такую дефективную фигуру. 2. Я знал про своего друга, что он был сильно слабый человек. 3. В город ему пришлось ехать окружным путем. 4. Наташа Ростова была хорошей хозяйственницей. 5. Мне было грустно читать о несчастной девушке Асе: о ее жизни, повадках и характере. 6. Родители отказались от мелкой опеки по отношению к сыну. 7. В нашем городе начинают работу участковые избирательные кампании. 8. Львиная часть работы была уже выполнена. 9. По этому вопросу вышло несколько объемных книг и статей. 10. Герой романа – самоотверженный и жестокий борец за свободу. 11. Спортсмены одержали командное первенство на европейском чемпионате. 12. Нужно проявлять терпеливость к недостаткам близких людей. 13. Поэма эта является пиком в творчестве поэта. 14. Рисунки получились немного неудачливые. 15. Такой прием обработки наиболее эффектен в наших условиях. 16. Не из-за чего было ломать дрова. 17. Вскрытие рек ещё больше увеличило уровень воды. 18. Председательствует на заседании профессор, только что защитивший ученую степень. 19. В 1918 году началась гражданская интервенция. 20. На этой-то вечеринке он и начал за ней флиртовать. 21. Он мне с апогеем рассказывал об этом. 22. Писатель играл большое значение в литературе конца века. 23. Я забыл поставить роспись в ведомости. 24. У него врачи подразумевают злокачественную опухоль. 25. Таблетка полностью разложилась во рту. 26. Нейлоновое освещение придавало всему окружающему мертвенный вид. 27. У нас в стране очень плохая экология. 28. Наш герой сварил всю эту кашу, а расхлебывать придется другим. 29. Ваше дело гроша выеденного не стоит. 30. Несмотря на трагедию, разворачивавшуюся перед его глазами, сосед стоял с холодным и отвлеченным лицом. 31. Я уважаю Базарова за то, что он умел отстаивать свою точку мнения. 32. Слово было представлено народному депутату Иванову. 33.Чтобы хоть как-то скрасить этих обделенных судьбой детей, мы решили провести для них детский праздник. 34.В стране ещё много проблем, поэтому нам предстоит обсудить целую кучу законодательных инициатив. 35.Онегин неохотно потащился в гости к Лариным. 36. Алеша Пешков ходатайствовал, чтобы его отпустили домой на праздники. 37.Я Вас ставлю в известность, что ни в театр, ни в кино я с Вами не пойду. 38. Дети радостно закричали, что лагерь не функционирует. 39. Следует хорошенько изучить параметры воротника. 40. Печорин обольстил Бэлу и смотал удочку.

Задание № 42. Указать фигуру речи, которой соответствует определение:

__________ – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда. (эллипсис, анафора, градация, антитеза)

__________ – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание производимого ими впечатления. (градация, анафора, антитеза, эллипсис)

__________ – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения, придающая речи динамизм, живость. (эллипсис, антитеза, анафора, градация)

__________ – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. (литота, анафора, параллелизм, эпифора)

__________ – стилистическая фигура, заключающаяся в определении какого-либо понятия или предмета путем отрицания противоположного. (литота, параллелизм, эпифора, градация)

__________ – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда. (литота, эпифора, анафора, градация)

__________ – намеренный обрыв высказывания, придающий эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель сам догадается, что именно осталось невысказанным. (градация, литота, анафора, умолчание)

__________ – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усиления выразительности речи. (инверсия, анафора, литота, градация)

__________ – стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи. (бессоюзие, многосоюзие, анафора, антитеза)

__________ – такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. (парцелляция, градация, инверсия, литота)

__________ – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий. противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. (эллипсис, оксюморон, гипербола, анафора)

__________ – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления. (анафора, гипербола, литота, инверсия)

__________ – повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием. (анафора, эпифора, инверсия, аллитерация)

__________ разновидность метонимии – переименование предмета на основе количественного соотношения. (метафора, аллегория, синекдоха, эпитет)

__________ – переименование предмета на основе сходства между предметом и материалом, из которого он изготовлен. (метафора, эпитет, метонимия, анафора)

_________ – мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, но при наиболее внимательном рассмотрении – верное, по крайней мере, в каких-то условиях. (эллипсис, антитеза, парадокс, эпитет)

_________ – простая, но эффективная фигура речи: фраза начинается с какого-нибудь существительного в именительном падеже ( или именного словосочетания ), которое после двухсекундной паузы характеризуется целым предложением. (градация, именительный представления, эпитет, антитеза)

_________ – замена в высказывании нарицательного имени именем собственным. (градация, анафора, антономасия, эпитет)

_________ – фигура речи, состоящая в юмористическом использовании многозначности слова или звукового сходства различных слов. (гипербола, каламбур, эпитет, анафора)

_________ – троп, состоящий в уподоблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному с целью насмешки. (ирония, метафора, гипербола, метонимия)

IV. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Культура речи как наука: предмет, цель, задачи.

2. Язык и речь (понятие, особенности и сходства). Функции языка.

3. Коммуникативные качества речи: правильность, точность, логичность, простота, ясность.

4. Коммуникативные качества речи: богатство, выразительность, уместность, чистота, сжатость, живость и благозвучие.

5. Понятие языковой нормы. Признаки нормы.

6. Основные типы языковых норм.

7. Орфоэпические нормы современного русского языка.

8. Акцентологические нормы современного русского языка.

9. Лексические нормы современного русского языка.

10. Морфологические нормы современного русского языка (существительное).

11. Морфологические нормы современного русского языка (прилагательное, числительное).

12. Морфологические нормы (глагол, причастие, деепричастие).

13. Синтаксические нормы: согласование сказуемого с подлежащим, согласование определения с определяемым словом.

14. Синтаксические нормы: нормы управления и порядок слов в предложении.

15. Функционально-смысловые стили речи (определение стиля, типология, типичное и специфичное).

16. Функционально-смысловой стиль речи (научный).

17. Функционально-смысловой стиль речи (публицистический).

18. Функционально-смысловой стиль речи (официально-деловой).

19. Функционально-смысловой стиль речи (художественный).

20. Функционально-смысловой стиль речи (разговорно-бытовой).

21. Стилистические средства языка (стилистически нейтральные и стилистически окрашенные единицы).

22. Стиль и синонимия.

23. Ораторская речь (понятие, цель, задачи, приёмы подготовки текста ораторского выступления, состояние выступающего, контакт с аудиторией, типичные речевые ошибки).

24. Этика и эстетика ораторского выступления.

25. Спор как убеждающий жанр публицистической речи (понятие, цель, задачи, виды).

26. Классификация споров: обсуждение, диспут, дискуссия, полемика, дебаты, прения. Рекомендации для повышения эффективности ведения спора.

27. Цель и формы проведения спора. Культура спора.

28. Стратегия и тактика спора.

29. Аргументация как логический аспект спора.

30. Вопросно-ответный комплекс как логический аспект спора.

31. Уловки в споре.

V. ОРФОЭПИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

Авансирование Августовский Асбест Асимметрия Афера Балованный Баловаться Баловать Баловаться Балованный Банты Безудержный Бензопровод Берёста Броня Буксировать Валовой Вероисповедание Включишь Включит Включиться Втридешева Втридорога Газометр Генезис Гербовый Гренки Динамометр Добыча Догмат Договор Жалюзи Завидно Завсегдатай Законнорождённый Закупорить Запломбированный Звонит, звонишь, Звоните Зубчатый Издревле Иконопись Каталог Квартал Красивее Кровоточить Кровоточит Кухонный Маркёр Маркетинг Мастерски Меновая Нормирование Нормированный Обеспечение Облегчить Осведомить Оценённый Пломбированный Премировать Премированный Пригубить Пригублю Пуловер Ракушка Рассосредоточение Ржавление Рожки (макарон.) Рудник Свёкла Свекольный Скреплённый Скрещённый Сливовый, слива Совестливый Соболезнование Сомкнутый По средам (дни недели) По средам (окружение, обстановка) Средства Страховщик Сцепленный Танцовщик Танцовщица Татуировать Торты Тотчас Туфля, туфель Убыстрить Уведомить Углубить Украинский Украинец Умерший Упрочение Факсимиле Флюорография Ходатайство, ходатай Цемент Цеховой Шарфы Щавель, щавелевый Щегольски Щепоть Экзальтированный Эксперт Коне [шн] о Ску [шн]о Горчи [шн] ик Наро [шн] о Яи [шн] ица Скворе [шн] ик Ильини [шн] а Сафи [шн]а Пустя [шн] ый Було [шн; чн] ая Праче [шн; чн] ая Брусни [шн; чн] ый Взято [шн; чн] ик

VI. СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК

Авторские фразеологизмы – устойчивые сочетания слов и предложений, которые были использованы автором сначала в поэтическом или прозаическом произведении, но в последствии вошли в группу общеупотребительной разговорной лексики.

Аллитерация (от лат. ad – к, при и littera – буква) – фигура речи, такой стилистический прием, заключающийся в повторении одинаковых согласных звуков или звукосочетаний.

Анафора (от греч. anaphora) – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же звуков, слов, синтаксических или ритмических элементов в начале каждого параллельного ряда.

Антонимы– слова одной и той же части речи, которые по-разному пишутся и произносятся, имеют противоположные значения.

Антономасия – замена в высказывании нарицательного имени именем собственным.

Аргументы– инструмент процесса аргументации; довод (комплекс доводов), необходимый для обоснования тезиса.

Аргументация – искусство подбора веских подтверждений сказанному, искусство ведения дискуссии; логическая операция, представляющая собой комбинирование суждений (умозаключений) – элементов доказательства.

Аргументация дедуктивная – аргументация, в которой оратор приводит суждения по принципу «от общего к частному» (от вывода к аргументам).

Аргументация индуктивная – аргументация, в которой оратор приводит суждения по принципу «от частного к общему» (от аргументов к выводу).

Аргументация нисходящая – аргументация, в которой вначале оратор приводит наиболее сильные аргументы, затем менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом.

Аргументация односторонняя – аргументация, в которой используют либо только аргументы «за», либо только аргументы «против».

Бессуффиксный способ образования новых слов заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (зеленый – зелень) либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс (отлететь – отлет, повторить – повтор).

Вопросно-ответный комплекс в деловой коммуникации – необходимый элемент общения и мышления людей, выполняющий две важнейшие функции (познавательную и коммуникативную). Вопрос заключает в себе просьбу или требование какой-либо информации. Ответ – такое высказывание, которое должно содержать в себе требуемую информацию.

Гипербола (от греч. hyperbola – преувеличение) – троп речи, образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления. Например, река крови.

Градация (от лат. gradation – постепенное повышение) – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение.

Именительный представления – такая фигура речи, в которой фраза начинается с какого-нибудь существительного в именительном падеже (или именного словосочетания), которое после непродолжительной паузы характеризуется целым предложением.

Инверсия(от лат. inversio – переворачивание, перестановка) – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усиления выразительности речи.

Дедуктивный способ – метод, прием изложения материала от общего к частному.

Деловая беседа – межличностное речевое общение, предполагающее обмен взглядами, точками зрения, мнениями, информацией и направленное на решение той или иной проблемы.

Деловая коммуникация – межличностное общение с целью организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой, управленческой и т.д.

Демонстрация (показывание) – основной элемент аргументации, логическая связь между тезисом и аргументами.

Диалект– разновидность данного языка, употребляемая в качестве средства общения лицами, связанными тесной территориальной, социальной или профессиональной общностью.

Диалектные слова – слова, которые характеризуются языковыми особенностями территориальных диалектов (разновидности национального языка) и употребляются только жителями той или иной местности. Например, кочет – петух, дюже – очень.

Дискурс – связный текст в совокупности с экстралингвистическими – прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процесса).

Диспозитивные нормы – это вариативные нормы языка.

Женский стиль слушания характеризуется эмоциональность восприятия в процессе коммуникации, реагированием на детали и частности, ориентацией на чувства, эмоции, интуицию.

Жесты – движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь.

Жесты изобразительные – жест, к которому прибегают, если не хватает слов, чтобы полностью передать представление, если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что всё адресат понимает), если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно. Но нельзя изобразительными жестами подменять язык слов.

Жестыритмические – жесты, связанные с ритмикой речи, подчеркивающие логическое ударение, замедление или ускорение речи, место пауз, то есть передающие интонацию.

Жесты указательные – жест, с помощью которого выделяют какой-то предмет из ряда однородных.

Жесты эмоциональные – жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, эмоций, настроения.

Закрытый(или уточняющий)вопрос направлен на выяснение истинности или ложности выраженного в них суждения. Это вопросы с жесткой структурой, на них можно ответить просто да или нет или несколькими словами. Например: «Правда ли, что завод значительно расширяет ассортимент выпускаемой продукции?»; «Сколько Вам лет?»; «Вам нравится эта работа?». В закрытых вопросах часто употребляется частица ли.

Индуктивный способ(от лат. inductio – наведение) – изложение материала от частного к общему, от фактов к некоторой гипотезе.

Императивные нормы – это строго обязательные нормы языка.

Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом.

Ирония (от греч. eironeia – притворство) – троп, состоящий в уподоблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному с целью насмешки.

Каламбур(от франц.calembour) – фигура речи, состоящая в юмористическом использовании многозначности слова или звукового сходства различных слов.

Канцеляризмы– слова, устойчивые словосочетания, грамматические формы и конструкции, употребление которых в литературном языке закреплено традицией за официально-деловым стилем, особенно за канцелярским подстилем. Например: «оказывать помощь» (вместо «помогать»), «нижеподписавшиеся»; «согласно реестра» с родительным падежом вместо общелитературного дательного» и др.

Канцелярский подстиль– подстиль официально-делового стиля, где используются языковые средства необходимые для составления административной или другой документации.

Комплимент – малый жанр эпидейктического красноречия; приятное, галантное замечание, краткая похвала.

Контрольный вопрос служит проверке достоверности ответов, задается чтобы проверить собеседника, умеет ли он следить за ходом беседы, понимает ли о чем идет речь. Например: «Хотели бы вы перейти на другую работу?»; «Вернулись бы Вы на прежнее место работы?».

Концентрический способ– расположение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному его рассмотрению. При концентрическом способе основная идея речи формулируется в её начале, хотя и в общей форме. В процессе речи она обосновывается, обогащается, конкретизируется, появляются новые факты, идеи. В конце речи оратор возвращается к формулировке основной идеи, уточняя её.

Косвенный вопрос задается с целью получения дополнительной информации о субъекте или объекте (явлении, процессе), используется в тех случаях, когда есть опасение, что на прямой вопрос человек не будет отвечать искренне. Например: «Как, по-Вашему, общественное мнение оценит переход к платному высшему образованию?»; «Как Ваши коллеги оценивают трудовую дисциплину в организации?».

Литота (от греч. litotes – простота) – 1) троп речи, заключающийся в определении какого-либо понятия или предмета путем отрицания противоположного; отрицание признака, не свойственного объекту, т.е. своего рода «отрицание отрицания»; 2) намеренное преуменьшение.

Лексическая сочетаемость (валентность) слова с другими словами показывает, что в значении слова «запрограммирована» его потенциальная сочетаемость с другими словами. Сочетаемость может быть свободной или широкой (деревянный стол, простой карандаш, красивая девушка), узкой (узы брака, откупорить бутылку), крайне ограниченной.

Логический барьер –это когда каждый из собеседников видит проблему только со своей позиции и не старается понять точку зрения оппонента, то есть «условно» не принимает доводы собеседника.

Максима великодушия:когда,увеличивая собственные затраты и уменьшая собственную выгоду, увеличивается выгода других.

Максима качества – максима принципа кооперации.

Максима количества – максима принципа кооперации.

Максима одобрения: когда уменьшается порицание, но увеличивается одобрение других.

Максима симпатии: когда уменьшаются антипатии, но увеличиваются симпатии между собой и партнером.

Максима скромности: когда меньше хвалят, но больше порицают себя.

Максима согласия: когда уменьшаются разногласия, но увеличивается согласие между собой и партнером.

Максима такта: когда уменьшаются затраты других, но увеличиваются собственные затраты.

Метод аналогии – изложение от частного к частному, то есть это умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основе сходства в существенных признаках с другим предметом.

Метонимия (от греч. metonymia – переименование) – переименование предмета на основе сходства между предметом и материалом, из которого он изготовлен.

Многосоюзие – стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении для усиления выразительность речи.

Мужской стиль слушания характеризуется ориентацией на логически обоснованные аргументы и на существенные аспекты и результаты, стремлением видеть картину в целом и к оценке возможных последствий слушания.

Наводящий вопрос задается, чтобы подсказать ответчику ожидаемый ответ.

Невербальные средства общения – зрительно воспринимаемые движения, проявляющиеся в мимике, позе, взгляде, походке, жестикуляции.

Нерефлексивное слушание – вид слушания, суть которого в том, чтобы внимательно молчать, не вмешиваться в речь собеседника своими замечаниями.

Норма современного русского литературного языка – это совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации.

Нормативность литературного языка – единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений.

Общеупотребительные слова – слова, известные всему народу и употребляемые всеми.

Оксюморон (от греч. oxymoron остроумно-глупое) – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. Например, живой труп (Л. Толстой).

Омонимы– слова одной и той же части речи, очень похожие по написанию, но различные по лексическому значению.

Орфографический словарь объясняет написание слова, соответствующее правилам орфографии.

Орфоэпический словарь объясняет произношение слов в соответствии с произносительными нормами национального языка.

Открытый(или восполняющий) вопрос связан с выяснением новых знаний относительно событий, явлений, предметов, интересующих слушателя.

Парадокс(от греч. paradokos – неожиданный, странный)– мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, но верное в определенных условиях.

Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Параллельный тип связи в тексте– такой тип связи, при котором в тексте темы, проблемы разграничены, наблюдается неожиданный переход от одной темы, проблемы к другой теме или проблеме.

Паронимы– слова одной и той же части речи, очень похожие по написанию и произношению, но разные по лексическому значению.

Парцелляция – фигура речи, такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. Например: И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь (П.Г. Антокольский).

Переносное значение слова – это новое значение слова, которое появляется при переносе одного предмета (признака, действия) в качестве наименования для другого предмета (признака, действия). Переносное значение является одним из значений многозначного слова.

Последовательный тип связи в тексте. При последовательном типе связи в тексте изложение идет по восходящей линии, от одного тематического блока к другому. Одна тема переходит в другую, одна мысль переходит в другую, в аргументации за одним аргументом, доводом следует другой аргумент, довод. Каждая тема является исходной для разъяснения последующей мысли. В результате раскрывается основная идея, которая определяет цель рассуждения.

Просторечные слова – слова, составляющие устную некодифицированную сферу общенациональной речевой коммуникации (народно-разговорный язык) и имеющие наддиалектный характер.

Прямое значение слова – это основное лексическое значение слова, когда слова обозначают конкретные предметы, признаки предметов, действий, признаков действий, количества.

Психологические аргументы – доводы, которые апеллируют к чувствам (обещания или угрозы), эмоциям и потребностям человека, апеллируют к нравственным и морально-этическим нормам.

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.

Приставочный способ. При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову, при этом новое слово относится к той части речи, что и исходное слово.

Провокационный (неблагожелательный) вопрос или ответ задается, чтобы поставить оппонента в неловкое положение.

Просьба– прошение, призывающее удовлетворить нужды, желания просящего.

Просторечие– устная некодифицированная сферу общенациональной речевой коммуникации – народно-разговорный язык.

Прямой вопросзадается с цельюполучения ответа, одинаково понимаемого собеседниками.

Пуризм (от франц. purisme – чистый) – стремление к очищению литературного языка от иноязычных заимствований, неологизмов.

Разговорная речь – разновидность устной литературной речи, обслуживающая обиходно-бытовое общение.

Рефлексивное слушание – вид слушания, суть которого заключается в активном вмешательстве в речь собеседника, чтобы оказать ему помощь выразить свои мысли и чувства.

Речевая деятельность– вид деятельности, который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных фаз – ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля.

Речевая ситуация – речевые и неречевые условия, которые необходимы, чтобы осуществить речевое действие. Речевая ситуация состоит из фрагмента действительности (предмета речи), условий и задач общения (участники коммуникации, обстановка общения и коммуникативное задание – цель общения).

Речевое действие– целенаправленный речевой акт, совершаемый в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе. Черты речевого действия: намеренность (интенциональность), целеустремленность и конвенциональность.

Речевое клише (от франц. cliche) – устойчивый оборот, необходимый элемент деловых бумаг; стандартное стилистическое понятие, имеющее информативно-необходимый характер и относящееся к целесообразному применению готовых формул в соответствии с коммуникативными требованиями речевой сферы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.