Анализ градостроительной ситуации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (СПбГАСУ)
НАПРАВЛЕНИЕ 270300 — АРХИТЕКТУРА
Специальность: 270301 — АРХИТЕКТУРА (Бакалавр)
Специализация: Градостроительство
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТУ
на тему: Проект многофункционального жилого квартала с разработкой центра современного искусства и жилой группы по адресу г. Санкт-Петербург, Петровский пр.»
студента: Черных Арины Сергеевны
Зав. кафедры
градостроительства доц.Вайтенс Андрей Георгиевич
(Фамилия И.О.) (подпись) (число)
Руководители:
к. арх. Виленский М. Ю.___________________________________________
(Фамилия И.О.) (подпись) (число)
ст. препод. Лебедева С. А._____________________________________________
(Фамилия И.О.) (подпись) (число)
2013/2014 уч. г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................................................... 3
1. Концепция развития территории на Петровском острове................. 4
1.1. Анализ градостроительной ситуации..................................... 4
1.2. Обоснование использования территории.............................. 9
1.3. Градостроительное решение................................................. 10
1.4. Композиционная структура.................................................. 12
1.5. Архитектурное решение....................................................... 13
1.6. Инженерные решения............................................................ 13
2. Общие требования к конструктивным решениям............................ 14
3. Сведения об инженерном оборудовании.......................................... 21
Список использованной литературы.................................................... 26
ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Комплексная разработка проекта планировочной и объемно-пространственной организации фрагмента жилой среды города с решением вопросов функционального зонирования, размещения элементов обслуживания, обеспечения пешеходно-транспортных связей, ландшафтной организации территории и достижения эстетической выразительности застройки.
Основные решаемые задачи:
§ Оценка природных особенностей участка и их максимальное раскрытие за счет выбора рационального приёма застройки.
§ Анализ градостроительной ситуации с определением композиционных особенностей окружающей застройки, ее масштабных, пластических и силуэтных характеристик.
§ Выбор оптимального построения системы транспортных и пешеходных связей с привязкой к внешним магистралям и созданием автостоянок и гаражей для кратковременного, постоянного и долговременного хранения автомобилей.
§ Размещение предприятий и учреждений обслуживания с привязкой к основным пешеходным коммуникациям и определение размеров их территорий.
§ Внедрение современных подходов к проектированию жилой среды с формированием масштабных внутренних и внешних пространств, композиционным разнообразием и образной выразительностью.
§ Использование средств ландшафтного дизайна для обеспечения необходимого уровня комфорта и индивидуальности пространств.
§ Поиск пластического разнообразия жилой застройки за счет использования различного конструктивного решения зданий, разных по этажности и геометрии плана.
§ Разработка схематического решения жилого квартала.
§ Детальная разработка жилой группы.
§ Выбор и разработка наиболее характерного здания из разработанной жилой группы.
Введение
Земля Петровского острова является одной из самых привлекательных для девелоперов и инвесторов в Санкт-Петербурге. Кроме близости к воде и центру города, главный плюс данной территории заключается в том, что в настоящий момент значительная часть ее занята промышленной застройкой, которая практически не используется или используется неэффективно — под склады илисдается в аренду, поэтому после вывода существующих предприятий за пределы острова, его развитие может быть произведено с «чистого листа» в соответствии с единой концепцией, по единому проекту.В 2011 году Правительство Петербурга утвердило проект планировки этой территории. Предполагается, что на Петровском острове, освобожденном от промышленности, появятся высококачественные жилые кварталы бизнес- и элит-класса, крытые паркинги и социальные объекты: школы, детские сады, поликлиники.
Петровский остров является уникальным уголком Петербурга и в будущем возможно станет одним из лучших районов города.
Целью данного проекта является изучение сложившейся градостроительной ситуации и разработка предложения по развитию части острова в рамках реновации промышленной территории.
В ходе работы над дипломным проектом был произведен сбор и анализ информации по данной территории, разработан эскиз генерального плана всего участка и более детально его половины, проработана архитектура двух объектов — общественного и жилого назначения.
Основной трудностью, с которой мы столкнулись в ходе работы с участком,была нехватка информации по существующим объектам. Сейчас вся территория разделена между охраняемыми частными предприятиями и обнесена заборами, поэтому обследовать территорию не удалось. Единственное, что мы смогли, — по официальному заявлению от университета пройти на небольшое время на территорию АО «Канат». Вследствие этого пришлось ограничиться фотофиксацией и отдельными замерами, поэтому достоверно проработать решения фасадов и тем более предложения по внутренней структуре реконструируемых объектов не представляется возможным.
1. Концепция развития территории на Петровском острове
Анализ градостроительной ситуации
Участок расположен в Петроградском районе города Санкт-Петербурга на Петровском острове в непосредственной близости от исторического центра города (3,5 км). Ближайшая станция метро — «Спортивная». Площадь участка — 20 гектар. Рельеф участка спокойный.
С севера участок ограничен «красной линией» Петровского проспекта, с юга — рекой Малой Невой. С запада — территорией крупного оборонного предприятия — судостроительной фирмой «Алмаз» (которая занимает 16,5 гектара вдоль берега Малой Невы), с востока — объектом исторического озеленения — Большим Петровским парком.
В соответствии с Правилами Землепользования и Застройки Санкт-Петербурга участок расположен в многофункциональной зоне средне- и многоэтажных многоквартирных жилых домов, объектов общественно-деловой застройки, расположенных на территории исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга, с включением объектов инженерной инфраструктуры (Т3ЖД), а также в зоне объектов отдыха, спорта, досуга и развлечений, туризма санаторно-курортного лечения, гостиниц и пансионатов, дачного фонта с включением объектов инженерной инфраструктуры (Р3) и Р5.
Согласно существующему проекту планировки данной территории и Генеральному плану Санкт-Петербурга в ближайшем будущем через проектируемый участок пройдет скоростная магистраль, которая свяжет Васильевский остров и Петроградскую сторону. Кроме того будут построены два съезда с эстакады в Северной части Петровского острова, которые удобно свяжут Петровский проспект с другими транспортными магистралями города, значительно увеличив транспортную доступность острова. Восьмиполосная эстакада, которая пройдет на 10-метровой высоте, делит проектируемый участок на две части.
В настоящее время территория участка занята в основном промышленно-складскими объектами. Западная половина участка почти полностью совпадает с границами территории комбината ОАО «Канат». «Канат» ведет свою историю с конца XVIII века, однако основная застройка на его территории не является исторической. Историческая застройка здесь представлена отдельными фрагментами — памятниками истории и архитектуры местного значения. На территории ОАО «Канат» находятся 5 выявленных объектов культурного наследия: комплекс построек канатной фабрики Гота — «Канатный корпус», «Производственный корпус», «Амбар с дебаркадером» и «Смольня», а также «Особняк И. Гота».
Канатная фабрика Гота (Петровский проспект, 20) — одно из старейших предприятий Петербурга. Основана в 1800 году выходцем из Британии Екимом Готом. Первоначально постройки фабрики были деревянными. По мере развития производства корпуса реконструировались — расширялись, надстраивались. На месте сгоревшего канатного цеха в 1890 году было построено новое здание того же назначения по проекту архитектора Г. Г. фон Голи. Оно представляет собой одноэтажное, длиной в 400 метров, краснокирпичное здание с железобетонными колоннами внутри и монолитным покрытием. Здесь тянули канаты при помощи специальных машин.
Кирпичный амбар с дебаркадером и навесом построен в 1872 году по проекту архитектора Р. Б. Бернгарда. Деревянные балки перекрытия опираются на огромные бревна, служащие опорами. Конструкция перекрытия — металлические (клепаные и на болтах) поперечные фермы и система стяжек — инженерное изобретение Р. Б. Бернгарда.
Сохранившаясясмольня — здание в «кирпичном стиле» с фигурными нишами и со сводчатым покрытием с подпружной аркой — в настоящее время не используется.
Другие сохранившиеся, в основном одноэтажные, производственные корпуса также выполнены в кирпичном стиле. Все вместе они образуют среду, напоминающую хозяйственные постройки усадьбы XIX века. В 30-е годы XX века выстроено здание проходной, жилой дом и производственные корпуса, где канаты уже не вытягивались машинами, разгоняющимися по рельсам, а натягивались на огромные барабаны. Эти здания очень деликатно вписались в историческую среду фабрики. До наших дней в здании канатного цеха сохранилось старинное оборудование — рельсы, действующие машины для вытягивания канатов начала XX века. Сейчас оно законсервировано. На складе, примыкающем к канатному корпусу, к потолочной балке подвешены старые металлические весы. На внутренних стенах склада сохранились надписи, сделанные от руки: «1906 27 апреля 30 градусов тепла», «мая 24 1908 выпал снег», «1910 21 Апреля пасха», «20-го марта 1913 года тепло», «1929 г. мая 14 была жара 32», «17.05.84 г. + 30 тепла».
Особняк Гота (Петровский проспект, 20-3) — построен в 1882 году по проекту архитектора А. А. Риттера в формах эклектики. Особняк представляет собой одноэтажное каменное здание на высоком цоколе с деревянными боковыми пристройками (галереями и зимним садом). Фасад особняка оформлен лопатками, фронтон пристройки парадной лестницы — с лепниной в тимпане, цокольный этаж рустован. Несмотря на то, что здесь долгие годы находилось общежитие для рабочих канатной фабрики, в доме сохранились богатые интерьеры — мраморная лестница и камины, изразцовая печь, дубовый потолок с кессонами.
К восточной половине проектируемого участка примыкает Большой Петровский парк с двумя прудами и протокой. Раньше здесь находился большой пейзажный парк, но затем его территория была сокращена. Название парка связано с Петровским островом, на который в 1711 году был перенесен первый зимний дом Петра I. Парк создан в 1837—1839 годах по проекту инженера А. Д. Готмана по указу Николая I. Для его устройства была выбрана наименее освоенная восточная часть острова и соседний, отделенный от него протокой, маленький островок. Здесь были проложены дорожки для пеших и конных прогулок, построены многочисленные мосты. В середине XIX века планировалось соединить Петровский и Александровский парки, расширить его в западном направлении (до Петровского дворца), но эти замыслы не были осуществлены. Парк создавался как городской публичный, здесь в конце XIX века были устроены карусели, эстрадный павильон, лодочная станция. В 1899 году большую часть парка передали Попечительству о народной трезвости. У Тучкова моста был построен деревянный театр и открытая сцена, по берегам Малой Невы зимой сооружались ледяные горы, к островку шла паромная переправа. К 1913 году в парке появились цветочные посадки в клумбах, на газоны ставили кадки с экзотическими растениями. В 1924—1925 годах у Ждановского моста был построен стадион им. Ленина, он просуществовал до 1942 года. Центральную протоку, соединявшую пруды, в 1920-е годы передали судоремонтно-судостроительному заводу «Спецтранс», занимающемуся очисткой рек и каналов.Корпуса этого предприятия отрезали парк от Малой Невы. Сейчас площадь парка составляет 6,2 га, планировка не имеет четкой системы. Памятник регионального значения.
Также восточная половина проектируемого участка граничит с еще одним памятником архитектуры — водонапорной башней с жилым флигелем городка Сан-Галли (Ремесленная ул., 6), построенной в 1899 году академиком архитектуры В. Р. Курзановым. На Петровском острове предприниматель из Пруссии Франц Карлович Сан-Галли (1824—1908) построил колонию для рабочих своего завода металлоизделий — 17 вилл-домов со всеми удобствами: электричеством, водопроводом, канализацией. Это была своеобразная база отдыха для рабочих. Единственное сохранившееся здание городка — кирпичная водонапорная башня с надписью «ГородокъСанъ-Галли».
В непосредственной близости от башни и участка проектирования находятся два объекта общегородского значения — футбольный стадион «Балтика» испециализированная детско-юношеская школа Олимпийского резерва «Центр художественной гимнастики "Жемчужина"», а также элитный жилой комплекс «На Петровском», построенный в 2007 году по проекту архитектурной мастерской«Студия 44». Комплекс состоит из шести 10-этажных жилых башен-корпусов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|