Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальная политика государства в рыночной экономике.





Прогнозирование уровня жизни и качества жизни населения являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство. Непродуманная политика государства в этой области может привести к росту социальной напряженности

 

В настоящее время основную работу по повышению качества жизни населения выполняют следующие органы

• Государственные органы социальной защиты населения

• Специализированные общественные и профессиональные организации

• Негосударственные коммерческие структуры

• Фонды благотворительности и милосердия

• Религиозные организации

• Профессиональные организации педагогов, юристов, социальных работников

• Политические партии и общественные движения

 

Социальной политикой называется комплекс осуществляемых государством, субъектом Федерации или местным органом власти мероприятий, направленных на регулирование социально-экономических отношений. Социальная политика — одно из важнейших направлений государственного регулирования экономики, так как конечной целью деятельности государства является достижение высокого уровня благосостояния общества и создание условий для его дальнейшего раз­вития. В социальной политике находит свое отражение уровень заботы государства о человеке, степень удовлетворения постоянно растущих потребностей и социально-политической стабильности общества.



Социальная политика государства предполагает наличие:

1) общественно поддерживаемой социальной доктрины;

2) конституционных и законодательных установлений и конкрети­зирующих их нормативных подзаконных актов по группам и отдельным социальным обязательствам государства;

3) институционального каркаса и механизмов организации испол­нения социальных обязательств государства;

4) организационной структуры мониторинга и контроля;

5) ресурсов для реализации предыдущих позиций и для непосредственного исполнения социальных обязательств государства.

 

 

В любое время и во всех странах региональные и местные власти сталкиваются с одной и той же проблемой: как согласовать свои (все­гда ограниченные) финансовые и административные ресурсы с необъятным числом конкретных дел, не дающих немедленную финансовую от­дачу, и проблем, не имеющих окончательного и вполне удовлетвори­тельного для участвующих сторон решения. Речь идет обо всем, отно­сящемся к так называемой социальной сфере, — о социальной защите неимущих, муниципальном жилье, благоустройстве и т.п.



В России социальные функции региональных и особенно местных властей шире, чем во многих других странах мира, а финансовые ре­сурсы на их реализацию минимальны. И выход из этого тупика долж­ны сделать социальные обязательства государства, которые можно определить как конституционную или законодательную зафиксирован­ную совокупность социальных благ (услуг, льгот, субсидий и т.п.), кото­рые государство и только оно, обязуется сделать доступными для сво­их граждан, причем гарантируя для определенной их части и по опре­деленному кругу этих благ бесплатность последних (т.е. их предоставление за счет бюджетных ресурсов).

 

ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

· гарантирование членам общества минимального дохода

· поддержание и развитие способностей членов общества, и прежде всего способности к труду

· обеспечение членов общества приемлемым уровнем социальных услуг

 

Социальная политика решает следующие задачи:

· распределение произведенного общественного продукта и доходов населения для удовлетворения личных и общественных потребностей;

· защита наименее обеспеченных слоев населения;

· создание стимулов для предпринимательства и высокопроизводительного труда, обеспечивающих достижение наивысшей эф­фективности экономики;



· обеспечение населения достойным жильем, создание наиболее благоприятных условий для труда, быта, отдыха, образования и здравоохранения;

· обеспечение социально-политической стабильности общества как
условия эффективности экономики.

Социальная политика по своей сути должна быть долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу. Поэтому исходным пун­ктом ее разработки является выбор перспективной модели социально-экономического устройства общества. Социальная политика должна содержать стратегические установки, направленные на достижение круп­номасштабных целей.

 

Роль государства в проведении социальной политики доходов дол­жна быть направлена на поддержание равновесия доходов и расходов, спроса и предложения. Оно осуществляется через перераспределение доходов населения. Вмешательство государства в сферу доходов ста­новится неизбежным уже потому, что возникает необходимость перераспределять часть доходов с целью преодоления социального нера­венства, которое всегда воспринимается как несправедливость.

Государственное регулирование доходов включает в себя комплекс мер законодательного, экономического, административного и контро­лирующего характера, т.е. деятельность, в которой участвуют все ветви государственной власти. Основными объектами регулирования дохо­дов являются собственно доходы, заработная плата, рынок труда, заня­тость, подготовка и переподготовка кадров, жилищная политика, защита сбережений.

Меры законодательного порядка включают разработку и принятие законодательных и нормативных актов, таких как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Кодекс законов о труде, Указы Президента и Правительства РФ.

 

Рост минимальной заработной платы относится к экономическим методам и определяется финансовыми возможностями экономики. Минимальный размер оплаты труда - это социальная норма, кото­рая представляет собой низшую границу стоимости рабочей силы са­мого простого труда в нормальных условиях производства. Он дол­жен быть достаточным для удовлетворения самых необходимых по­требностей работника. При разработке минимального размера оплаты труда учитывается размер минимального потребительского бюджета, исчисляемого дифференцировано применительно к различным кате­гориям работников, видам производства и регионам страны. По заключению Международной комиссии, созданной по инициативе ЕС в 1989 г., справедливой считается минимальная заработная плата, которая до­стигает 68% национальной средней заработной платы. В развитых стра­нах этот принцип соблюдается неукоснительно. В России, к сожалению, существует значительное отставание минимальной заработной платы от величины прожиточного минимума. Ее уровень не гарантирует удовлетворения даже физиологических потребностей. Установление экономически обоснованного размера минимальной оплаты труда — пер­вый шаг на пути перераспределения доходов и снижения в дифферен­циации в оплате труда и норма для соблюдения минимального стан­дарта жизни.

 

Кроме этого, к экономическим методам относят налоговую политику, политику регулирования цен, оплату труда работников предприятий бюджетной сферы. Через совершенствование налоговой системы государ­ство способно переложить налоговое бремя на богатые слои населения. Для этого используются прогрессивные ставки налогообложения лиц со сверхвысокими доходами и снижение и полное освобождение от подо­ходного налога лиц, имеющих доход ниже прожиточного минимума.

Меры административного характера основаны на использовании потенциала властных структур, действующих через запреты, разреше­ния и принуждения. Например, требование к предприятиям своевре­менно ремонтировать объекты социальной инфраструктуры, дороги, озеленять территорию, улучшать условия труда, охранять окружающую среду, строить очистные сооружения, вести обучение молодежи, своевременно выплачивать гарантированную законом заработную плату.

 

При переходе к рыночной экономике происходит отмирание пре­жних административных мер и развитие новых, контрольных: мер кон­троля деятельности монополий и монопольных рынков, контроля каче­ства продукции, норм прибыли и цен и т.п.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.