Социальная политика государства в рыночной экономике.
Прогнозирование уровня жизни и качества жизни населения являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство. Непродуманная политика государства в этой области может привести к росту социальной напряженности
В настоящее время основную работу по повышению качества жизни населения выполняют следующие органы
• Государственные органы социальной защиты населения
• Специализированные общественные и профессиональные организации
• Негосударственные коммерческие структуры
• Фонды благотворительности и милосердия
• Религиозные организации
• Профессиональные организации педагогов, юристов, социальных работников
• Политические партии и общественные движения
Социальной политикой называется комплекс осуществляемых государством, субъектом Федерации или местным органом власти мероприятий, направленных на регулирование социально-экономических отношений. Социальная политика — одно из важнейших направлений государственного регулирования экономики, так как конечной целью деятельности государства является достижение высокого уровня благосостояния общества и создание условий для его дальнейшего развития. В социальной политике находит свое отражение уровень заботы государства о человеке, степень удовлетворения постоянно растущих потребностей и социально-политической стабильности общества.
Социальная политика государства предполагает наличие:
1) общественно поддерживаемой социальной доктрины;
2) конституционных и законодательных установлений и конкретизирующих их нормативных подзаконных актов по группам и отдельным социальным обязательствам государства;
3) институционального каркаса и механизмов организации исполнения социальных обязательств государства;
4) организационной структуры мониторинга и контроля;
5) ресурсов для реализации предыдущих позиций и для непосредственного исполнения социальных обязательств государства.
В любое время и во всех странах региональные и местные власти сталкиваются с одной и той же проблемой: как согласовать свои (всегда ограниченные) финансовые и административные ресурсы с необъятным числом конкретных дел, не дающих немедленную финансовую отдачу, и проблем, не имеющих окончательного и вполне удовлетворительного для участвующих сторон решения. Речь идет обо всем, относящемся к так называемой социальной сфере, — о социальной защите неимущих, муниципальном жилье, благоустройстве и т.п.
В России социальные функции региональных и особенно местных властей шире, чем во многих других странах мира, а финансовые ресурсы на их реализацию минимальны. И выход из этого тупика должны сделать социальные обязательства государства, которые можно определить как конституционную или законодательную зафиксированную совокупность социальных благ (услуг, льгот, субсидий и т.п.), которые государство и только оно, обязуется сделать доступными для своих граждан, причем гарантируя для определенной их части и по определенному кругу этих благ бесплатность последних (т.е. их предоставление за счет бюджетных ресурсов).
ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
· гарантирование членам общества минимального дохода
· поддержание и развитие способностей членов общества, и прежде всего способности к труду
· обеспечение членов общества приемлемым уровнем социальных услуг
Социальная политика решает следующие задачи:
· распределение произведенного общественного продукта и доходов населения для удовлетворения личных и общественных потребностей;
· защита наименее обеспеченных слоев населения;
· создание стимулов для предпринимательства и высокопроизводительного труда, обеспечивающих достижение наивысшей эффективности экономики;
· обеспечение населения достойным жильем, создание наиболее благоприятных условий для труда, быта, отдыха, образования и здравоохранения;
· обеспечение социально-политической стабильности общества как условия эффективности экономики.
Социальная политика по своей сути должна быть долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу. Поэтому исходным пунктом ее разработки является выбор перспективной модели социально-экономического устройства общества. Социальная политика должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей.
Роль государства в проведении социальной политики доходов должна быть направлена на поддержание равновесия доходов и расходов, спроса и предложения. Оно осуществляется через перераспределение доходов населения. Вмешательство государства в сферу доходов становится неизбежным уже потому, что возникает необходимость перераспределять часть доходов с целью преодоления социального неравенства, которое всегда воспринимается как несправедливость.
Государственное регулирование доходов включает в себя комплекс мер законодательного, экономического, административного и контролирующего характера, т.е. деятельность, в которой участвуют все ветви государственной власти. Основными объектами регулирования доходов являются собственно доходы, заработная плата, рынок труда, занятость, подготовка и переподготовка кадров, жилищная политика, защита сбережений.
Меры законодательного порядка включают разработку и принятие законодательных и нормативных актов, таких как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Кодекс законов о труде, Указы Президента и Правительства РФ.
Рост минимальной заработной платы относится к экономическим методам и определяется финансовыми возможностями экономики. Минимальный размер оплаты труда - это социальная норма, которая представляет собой низшую границу стоимости рабочей силы самого простого труда в нормальных условиях производства. Он должен быть достаточным для удовлетворения самых необходимых потребностей работника. При разработке минимального размера оплаты труда учитывается размер минимального потребительского бюджета, исчисляемого дифференцировано применительно к различным категориям работников, видам производства и регионам страны. По заключению Международной комиссии, созданной по инициативе ЕС в 1989 г., справедливой считается минимальная заработная плата, которая достигает 68% национальной средней заработной платы. В развитых странах этот принцип соблюдается неукоснительно. В России, к сожалению, существует значительное отставание минимальной заработной платы от величины прожиточного минимума. Ее уровень не гарантирует удовлетворения даже физиологических потребностей. Установление экономически обоснованного размера минимальной оплаты труда — первый шаг на пути перераспределения доходов и снижения в дифференциации в оплате труда и норма для соблюдения минимального стандарта жизни.
Кроме этого, к экономическим методам относят налоговую политику, политику регулирования цен, оплату труда работников предприятий бюджетной сферы. Через совершенствование налоговой системы государство способно переложить налоговое бремя на богатые слои населения. Для этого используются прогрессивные ставки налогообложения лиц со сверхвысокими доходами и снижение и полное освобождение от подоходного налога лиц, имеющих доход ниже прожиточного минимума.
Меры административного характера основаны на использовании потенциала властных структур, действующих через запреты, разрешения и принуждения. Например, требование к предприятиям своевременно ремонтировать объекты социальной инфраструктуры, дороги, озеленять территорию, улучшать условия труда, охранять окружающую среду, строить очистные сооружения, вести обучение молодежи, своевременно выплачивать гарантированную законом заработную плату.
При переходе к рыночной экономике происходит отмирание прежних административных мер и развитие новых, контрольных: мер контроля деятельности монополий и монопольных рынков, контроля качества продукции, норм прибыли и цен и т.п.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|