Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекция 3. Регулирование мировой политики.





План:

1. Основные принципы международного права.

2. Система лидерства и принцип политического равновесия сил.

3. Коллективное управление мировой системой.

 

1.

Мировое сообщество объективно заинтересовано в том, чтобы экономические и культурные обмены между государствами и гражданами, политические и социальные процессы, выходящие за рамки межгосударственных границ, сотрудничество, конфликты и даже войны происходили в соответствии с определенными правилами, регулирующими меру допустимого в данной области.

Современное международное право определяется юристами как особая система юридических норм, регулирующих определенные общественные отношения, с указанием на ее обеспечение государственным принуждением в необходимых случаях. Эти нормы образуют определенный политико-правовой режим современных международных отношений.

Под основными принципами международного права понимаются его наиболее широкие и важные нормы, которые обладают высшей, императивной юридической силой. Они закреплены в ряде документов наиболее авторитетных международных организаций и форумов, в частности, в Уставе ООН, в Декларации о принципах международного права 1970 г., в Заключительном Акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. («Хельсинкский декалог»).



Основные принципы современного международного права включают:

· суверенное равенство государств: в Уставе ООН это формулируется следующим образом: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов» (ст. 2, § 1);

· неприменение силы и угрозы силой;

· нерушимость границ;

· территориальная целостность государств;

· мирное урегулирование споров;

· невмешательства во внутренние дела;

· уважение прав человека и основных свобод;

· равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой;

· сотрудничества между государствами;

· добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

2.

Структурное лидерство.

Взаимодействие национальных интересов государств, как и любой общественный процесс, предполагает его регулирование, упорядочение как условие стабильности и эффективности отношений.



Основным способом поддержания международного порядка на разных этапах исторического развития международных отношений оставались структура лидерства и принцип равновесия сил, т.е. правила распределения власти.

Все государства формально являются равноправными субъектами мирового сообщества. В действительности роли и статусы государств в мировой политике не равны. Иерархичная структура мировой системы включает лидеров в лице великих держав и сверхдержав и остальные государства.

Лидеры являются центрами структурной власти, силы в мировой политике, т.к. они:

· определяют правила, условия обмена и доминируют в отношениях;

· регулируют международные споры, конфликты;

· являются центрами интеграции, создают подсистемы, объединения государств.

Лидерами становятся государства с максимальным национальным потенциалом (в целом, но особенно военным и экономическим).

Общая цель лидеров – сохранение доминирования, что предполагает решение двух задач: обеспечить защиту своего привилегированного статуса и препятствовать обретению реального суверенитета, повышению национального потенциала и силы со стороны любого государства.

Обладание лидерами структурной властью в мировой системе определяет первостепенность реализации их национальных и корпоративных (как элитной группы государств) интересов.

Поэтому именно отношения между лидерами, взаимодействие и соперничество их национальных интересов играют ключевую роль в мировой политике. Структура лидерства (элиты) включает лидеров, их союзы, коалиции, отношения и баланс сил между ними.



Индивидуальные задачи стран-лидеров в структуре власти состоят в том, чтобы: а) повысить свой вес и потенциал и противодействовать достижению аналогичных целей конкурентами; б) сохранить хорошие отношения с другими участниками, избегать враждебных отношений, но не допускать улучшения отношений между другими участниками.

Задачи группового, коалиционного соперничества лидеров: а) ослабить влияние другого блока, препятствовать реализации его интересов и усилению мощи; б) повышать собственный потенциал, включая прием новых членов.

Баланс сил – это распределение власти, соотношение сил лидеров, обеспечивающее равновесие, устойчивость системы.

Главная функция баланса сил – обеспечение и сохранение мира. Принцип равновесия политических сил предполагает компромисс между своими и чужими национальными интересами с учетом соотношения потенциала страны и внешних факторов распределения власти (прежде всего союзников).

В процессе своего функционирования система вынуждает каждого из акторов ограничивать свои экспансионистские устремления, чтобы не оказаться в ситуации, когда подобное ограничение будет навязано ему другими. Одним из главных средств поддержания равновесия является тот или иной вид коалиции: либо объединение «всех против одного» либо — когда этот «один» предусмотрительно окружил себя союзниками, — коалиция блокады, в которую вступают те, кто хочет сохранить сложившееся соотношение сил. Коалиция направлена на устрашение государства, которое потенциально в той или иной форме нарушает политическое равновесие. В случае если устрашение не подействовало, средством обуздания такого государства, используемым коалицией, становится локальная война за ограниченные цели. Таким образом, в системе политического равновесия одностороннее использование силы является фактором создания беспорядка, тогда как ее коллективное использование рассматривается как инструмент поддержания порядка.

В отношениях стран-лидеров преобладает равное партнерство и конкуренция, между коалициями и их лидерами – конфронтация, не исключающая сотрудничество; между лидерами и не лидерами – доминирование/подчинение.

Структурное лидерство в мировой системе предполагает наличие «структурного угнетения», когда индустриально развитые государства, в силу особенностей присущего им типа экономики, выступают в роли эксплуататоров слаборазвитых стран.

Структура лидерства воспроизводится и на региональном уровне отношений и баланса сил.

Типы баланса сил.

Мировая политическая система по структуре лидерства может быть однополярной, биполярной, многополярной.

Однополярная(имперская) система баланса сил имеет одного лидера – сверхдержаву, империю. В международных отношениях в такой системе преобладает сила, а не право. Однополярная система не является устойчивой. Историческим воплощением этой системы были классические империи – Римская, Османская. Однополярным был мир в 1990-е гг. с лидерством США как единственной сверхдержавы.

США, обладая экономической, военной и культурной мощью, используют все, чтобы сохранить свое бесспорное превосходство, в одностороннем порядке установить выгодные только ей правила игры. Весь мир становится зоной по сути имперских интересов США.

Биполярная, двухполюсная система лидерства включает две сверхдержавы, являющиеся ядром двух противостоящих объединений государств, сфер влияния. Отношения между ними определяются стратегией конфронтации, любой конфликт в любом регионе рассматривается как составная часть глобального противостояния двух сверхдержав. Данный баланс сил тем не менее обеспечивает устойчивость системы.

Историческим воплощением данной системы является мир в период «холодной войны». Две сверхдержавы – СССР и США, две противоположные общественно-политические системы, две сферы влияния в третьем мире. Военно-политической формой противостояния стали Организация Варшавского договора и блок НАТО, форсированная гонка вооружений, активная деятельность спецслужб. Раскол мира нашел свое отражение в политико-экономических союзах (ЕЭС и СЭВ) и прошел не только по центру, но и по периферии международной системы.

Отношения лидеров и подсистем предполагали:

Многополюснаясистема включает несколько (не менее трех) центров силы в лице великих держав. Средствами достижения баланса сил являются контроль за деятельностью друг друга, дипломатические маневры, смена союзов, открытые конфликты, войны. Это неустойчивый баланс сил, требующий силового управления.

Историческим воплощением системы был «Европейский концерт» держав после наполеоновских войн, система после первой мировой войны.

С конца 1990-х гг., по мнению экспертов и политиков, начинает формироваться многополюсная система. Появляются новые центры силы – Китай, Индия. Россия восстановила государственный суверенитет и политический вес в мировой политике, хотя остается экономически несамостоятельной.

Западная Европа стала более самостоятельной как геополитический центр, не столь однозначно признает и нуждается в лидерстве США, как в период "холодной войны". Япония сближается с азиатскими соседями и может быть новым центром силы.

Усиливается вес и влияние малых стран благодаря устойчивым коалициям, росту финансового, научно-технического потенциала. Растет независимость авторитарных государств Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, число стран, владеющих атомным оружием.

Однако, реализация модели многополяроности требует наличия ресурсов, хотя бы в минимальной степени сопоставимых с ресурсами ведущих держав современного мира.

По мнению многих экспертов, более выражена и реальна другая тенденция – коллективное лидерство развитых держав. Нынешний мир является уни(одно)полярным. Фактически существующий «униполь» состоит из постиндустриальных стран во главе с США.

Слишком властное или одностороннее лидерство привело бы к его утрате, поэтому лидерство США в рамках униполя носит характер первенства среди равных и друзей, а не господства одной державы над сопротивляющимися подчиненными народами. Конфликты в униполярном мире будут связаны с противостоянием «униполю». Если Китай, Россия, Индия или любая другая страна не присоединяются к «униполю», то в интересах США и их союзников предотвратить появление мощной и влиятельной державы, способной противостоять им.

Операция НАТО в Косово знаменовала собой окончание десятилетия неуверенности и беспорядка в международных отношениях и стала кануном нового глобального порядка. Экономическая глобализация дополнена первой попыткой воплощения глобального стратегического проекта в области безопасности. Во имя гуманитарного вмешательства, ставящегося отныне превыше всего, НАТО нарушает два важнейших запрета международной политики: государственный суверенитет и устав ООН. По мнению экспертов, черты глобального миропорядка, на создание которого направлена новая стратегия Запада, проявляются в приоритете принципа «нулевых потерь», ставшего для западного мира абсолютным императивом при проведении гуманитарных операций. Полное отсутствие человеческих жертв и незначительность материальных потерь со стороны НАТО и одновременно многие тысячи погибших сербов (прежде всего среди военных, но также и около двух тысяч погибших среди гражданского населения), массовые разрушения военной, промышленной и гражданской инфраструктуры, отбросившие страну на несколько десятилетий назад в ее развитии, заставляют говорить о том, что данная операция уже не может быть названа войной в традиционном смысле этого термина. Несоизмеримость соотношения сил, характеризующегося абсолютным превосходством нападавшей стороны, показывает, что в действительности это была, скорее, карательная операция.

Стратегия глобального миропорядка не объединяет, а, скорее, разъединяет Западную Европу и США, поскольку их интересы все более расходятся. Если европейцы видят новый миропорядок результатом совместных усилий Запада по построению сообщества государств на основе либеральных ценностей и прав человека, то США делают все, чтобы обеспечить свое единоличное лидерство в мире. Проявляется двойственная природа западной цивилизации, совмещающей в себе культурную самодостаточность со все более явным стремлением к несвойственной другим цивилизациям культурной экспансии.

США не хотят быть основателями государств, они хотят быть основателями рынков. Их стратегия для Европы, как и для развивающихся стран, состоит в том, чтобы, разрушая государства и сами госаппараты, создавать транснациональные региональные объединения. Это неоимперский негосударственный проект.

3.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.