Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекция 1. Субъекты мировой политики.





Мировая политика.

План:

1. Государство как субъект политики.

2. Международные организации.

3. Общественные участники мировой политики.

4. Мировая политическая система.

1.

Государство является основным субъектом международного права. Деятельность и даже существование международных организаций, других участников международных отношений, в значительной мере, зависит от того, как к ним относятся государства.

В настоящее время в мире насчитывается более 200 государств, членами ООН является (по состоянию на 2006 г.) 191 государство. Для того, чтобы стать членом ООН и, следовательно, получить признание в качестве субъекта международной права, государство должно обладать независимым правительством, территорией и населением. Государство является универсальной формой политической организации человеческих общностей: в настоящее время практически все человечество, за небольшими исключениями, объединено в государства.

Формально-юридическое равенство государств с точки зрения международного права не может отменить различий по территории, населению, природным ресурсам, экономическому потенциалу, социальной стабильности, политическому авторитету, вооружениям. Это определяет неравенство государств с точки зрения их национальной мощи. Следствием такого неравенства является международная стратификация, с характерной для нее фактической иерархией государств на международной арене.



По уровню политического развития и статусу различают:

- суверенные и признанные государства, большинство из них появилось в 20 в.;

- национальные образования, стремящиеся к получению статуса государства (Ю.Осетия, Косово до 2008 года, Западная Сахара, Палестина);

- несостоявшиеся государства: их низкая жизнеспособность объясняется слабостью социальных институтов и государственной власти, остротой межэтнических конфликтов (Сомали, Афганистан, Руанда).

По уровню экономического развития в международной практике все страны мира подразделяются на три основные группы:

1. Страны с развитой рыночной экономикой (26 стран):

- 7 крупнейших промышленно развитых стран с наибольшими объемами ВВП - Германия, Италия, Канада, Великобритания, США, Франция, Япония. Эти страны играют наиболее существенную роль среди индустриально развитых государств мира, обеспечивая 47% мирового ВНП и 51% международной торговли;



- 15 малых стран Западной Европы: Австрия, Бельгия, Дания, Швеция и др.;

- Австралия, Новая Зеландия, Израиль, ЮАР;

2. Группа стран с переходной экономикой подразделяется на;

- страны Восточной Европы, к которым относятся Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия, Словакия;

- страны СНГ, возникшие после распада СССР;

- новые страны, возникшие после развала Югославии, - Сербия, Черногория, Хорватия, Македония, Босния, Герцеговина.

3. Самая большая группа — развивающиеся страны (около 156). На данный период общий объем ВВП этих стран в 12 раз меньше, а на душу населения в 10 раз меньше по сравнению с соответствующими показателями группы развитых стран. Развивающиеся страны очень дифференцированы по уровню развития и подразделяются на три группы стран:

• Страны с максимальным уровнем развития: новые индустриальные страны и страны экспортеры нефти. Критерии отнесения к новым индустриальным странам таковы:

- не менее 30% промышленной продукции в объеме ВВП;

- более 50% готовой продукции в экспорте;

- ВВП на душу населения более 1000 долл.;

- страна должна иметь способную к оперативным (не более 5 лет) перестройкам экономику.

По времени образования новые индустриальные страны включают группы:

первой волны — Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань;

второй волны — Бразилия, Мексика, Аргентина;

третьей волны — Филиппины, Малайзия, Таиланд.



Группа стран, в которых 50% и более экспорта составляет нефть, — Алжир, Бахрейн, Конго, Эквадор, Габон, Индонезия, Иран, Ирак, Кувейт, Ливийская Арабская Джамахирия, Мексика, Нигерия, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Сирия, Тринидад и Тобаго, Тунис, Объединенные Арабские Эмираты, Венесуэла. Меньшее количество экспортируют Аргентина, Боливия и другие страны;

• Страны со средним уровнем развития: Индия, Пакистан и др.;

• Страны с низким уровнем развития, т.е. недостаточно развитые страны (46 стран): Бангладеш, Чад, Мозамбик, Эфиопия, Руанда, Сомали и др.

4. Отдельную группу составляют страны с социалистической социально-экономической и политической системой: КНДР, Куба. Китай, Вьетнам – страны реформируемого социализма.

По уровню социального развития Всемирный банк выделяет в соответствии с ВНП на душу населения:

-страны с низким уровнем доходов: менее 765 долл. - 64 государства;

- страны с доходами ниже среднего уровня: 766-3500 долл. — 66 государств;

- страны с доходами выше среднего уровня: 3500-9985 долл. - 35 государств;

- страны с высоким уровнем доходов: более 9385 долл. - 44 государства.

Чисто территориально большинство стран с высоким уровнем доходов являются индустриальными государствами Америки и Западной Европы (15 % населения мира). Практически все страны с низким уровнем доходов – африканские государства к югу от Сахары (40-55 % населения мира).

В группу стран с доходами ниже или выше среднего уровня включаются все страны с переходной экономикой и многие развивающиеся государства Латинской Америки, Азии и Арабского Востока (45 % населения). Россия и большинство других стран с переходной экономикой относятся к группе стран с доходами ниже среднего уровня, при этом - ближе к началу этой группы.

По общему потенциалу и роли в мировой политике, возможности государств защитить свой суверенитет различают:

Сверхдержавы – государства, способные оказывать влияние на условия существования всего человечества. Их отличает невозможность потерпеть поражение от любого другого государства или их коалиции, если в такую коалицию не входит другая сверхдержава. Сверхдержавой был СССР, в настоящее время осталась одна – США.

Великие державы оказывают существенное влияние на мировое развитие, но не господствуют в международных отношениях. Они нередко стремятся играть мировую роль, однако реальные возможности, которыми они располагают, ограничивают их роль либо определенным регионом, либо отдельной сферой межгосударственных отношений на уровне региона.

К ним относятся Германия, Франция, Британия, Италия, Япония как наиболее развитые страны. Китай, Индия, обладают демографическим потенциалом по более 1 млрд. чел. в каждой стране, динамично развиваются последние 15 лет экономически, в военном аспекте. Россия производит лишь 2 % МВП, 2000 долл. ВВП на душу населения, но имеет второй по мощности ядерный потенциал, выгодное географическое положение и огромную территорию более 17000 км2, природные ресурсы, политический вес.

Средние державы обладают прочным влиянием в своем регионе: Мексика, Иран, Индонезия, Бразилия, Аргентина.

Малые государства имеют слабое влияние, им сложно самостоятельно участвовать в принятии решений в мировой политике, даже касающихся их жизненных интересов. К малым относят страны с населением не более 10 млн. чел. Они могут быть развитыми экономически, технологически (страны Западной Европы). Малыми являются более 130 стран в ООН.

Современные нации и страны в культурном аспекте представляют различные цивилизации: западно-европейскую, славянскую, мусульманскую, латиноамериканскую, африканскую, буддистскую, конфуцианско-дальневосточную, что существенно влияет на международные отношения.

2.

Международные межправительственные организации (МПО) являются стабильными объединениями государств, основанными на международных договорах, обладающими определенной согласованной и автономной компетенцией и постоянными органами. МПО учреждаются на основе международного договора группой государств; в рамках этих организаций осуществляется взаимодействие стран-членов.

Наиболее распространенной является классификация МПО по геополитическому критерию и в соответствии со сферой и направленностью их деятельности. В первом случае выделяют такие типы межправительственных организаций, как общемировые (ООН или Лига Наций); межрегиональные (Организация Исламская конференция); региональные (Латиноамериканская экономическая система); субрегиональные (Бенилюкс). В соответствии со вторым критерием различают универсальные (ООН); военно-политические (НАТО); финансовые (МВФ, Всемирный банк); научные («Эврика»); технические (Международный союз телекоммуникаций); или еще более узко специализированные МПО (Международное Бюро мер и весов).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.