Сделай Сам Свою Работу на 5

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА УРОВНЕ ПРЕДПРИЯТИЙ





Инвестиционная политика – существенная часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в выборе и реализации наиболее выгодных путей расширения и обновления его активов с целью обеспечения основных направлений его экономического развития. Она нацелена на обеспечение рационального использования накоплений, оптимальное сочетание различных источников финансирования, необходимых для эффективной деятельности предприятия.

Целью инвестиционной политики предприятияявляется выявление и укрепление его положения на рынке, последовательное выполнение функций управления процессом коммерческой деятельности и всемерное использование современных методов хозяйствования и средств управления.

Продолжительность периода, на который обосновывается инвестиционная политика предприятия, целесообразно определить равным сроку реализации реформы предприятия.

Инвестиционная политика, разработанная работниками предприятия (и/или специализированными организациями), подлежит рассмотрению руководящими работниками предприятия.

В целях уточнения сроков проведения мероприятий в рамках инвестиционной политики предприятия и обеспечения их финансовыми ресурсами составляются бизнес-планы реализации инвестиционных проектов.



Основные разделы инвестиционной политики предприятия.

1. Общие требования к инвестиционной политике предприятия:

- соответствие мероприятий, которые предполагается осуществить в рамках этой политики, законодательным и иным нормативным и правовым актам по вопросам регулирования инвестиционной деятельности в Украинской Фе­дерации;

- достижение экономического, научно-технического, экологического и социального эффекта рассматриваемых инвестиций;

- получение предприятием прибыли на инвестируемый капитал:

- эффективное распоряжение средствами на осуществление бесприбыльных инвестиционных проектов;

- использование предприятием государственной поддержки в целях повышения эффективности инвестиций;

- привлечение субсидий и льготных кредитов международных и иностранных организаций и банков.

2. Учет условий реализации инвестиционного процесса:



- состояние рынка продукции, производимой предприятием, объем ее реализации, качество и цена этой продукции;

- финансово-экономическое положение предприятия;

- технический уровень производства предприятия, наличие у него незавершенного строительства и неустановленного оборудования;

- сочетание собственных и заемных ресурсов предприятия;

- возможность получения предприятием оборудования по лизингу;

- финансовые условия инвестирования на рынке капиталов;

- льготы, получаемые инвестором от государства;

- коммерческая и бюджетная эффективность инвестиционных мероприятий, осуществляемых с участием предприятия;

- условия страхования и получения гарантий от некоммерческих рисков.

Особенности некоторых условий инвестиционного процесса

Анализ рынка продукции

в целях обоснования инвестиционной политики предприятия

Без анализа динамики спроса инвестиционный проект теряет вся­кий смысл.

Исходным пунктом обоснования инвестиционной политики предприятия служит анализ рынка продукции (уже производимой и намечаемой к выпуску). Задачей изучения рынка является подтверждение возможности сбыта этой продукции.

При проведении анализа рынка продукции предприятия оцениваются:

- географические границы рынка реализации продукции предприятия (региональный, российский, внешний рынок).

- учитывается продукция тождественная производимой и ее аналоги, производимые другими предприятиями;

- наличие предприятий-конкурентов на этом рынке;

- общий объем реализации продукции предприятия, в том числе аналогичной ей, производимой предприятиями-конкурентами на соответствующем рынке в течение предыдущих трех лет;



- динамика потребительского спроса, прогнозируемая на период намеченной инвестиционной политики предприятия;

- потребительский уровень продукции предприятия;

- возможности повышения конкурентоспособности продукции предприятия и расширения ее рынка сбыта в рамках конкретных инвестиционных проектов.

В связи с анализом рынка продукции предприятия определяется необходимость рекламы, ее вид, направления и масштаб осуществления.

Анализ рынка завершаются разработкой системы реализации продукции предприятия (оценкой видов, качества продукции, их объема и сроков реализации).

Уточнение производственных возможностей предприятия

Потребность в ресурсах для проведения инвестиционной политики Предприятия определяется развитием его производства, необходимым для обеспечения выпуска продукции предприятия в соответствии со складываю­щейся конъюнктурой рынка.

При обосновании инвестиционной политики предприятия учитыва­ется:

- вид, объем и качество продукции, которая должна производиться пред­приятием в соответствии с принятой им инвестиционной политикой;

- уровень отраслевой специализации предприятия, преимущества его технологии производства и оборудования, техническую и экономическую без­опасность предприятия;

Определение потребности предприятия в инвестиционных ресурсах

Осуществляется на основании анализа затрат на реализацию проектов, возможных источников доходов и поступлений.

- единовременные затраты при реализации инвестиционных проектов, а также капитальные вложения, расходы на строительно-монтажные работы, НИОКР и приобретение нематериальных активов;

- текущие эксплуатационные расходы предприятия, операционные затраты предприятия, в том числе на производство продукции предприятия расходы на приобретение топлива, энергии, сырья и материалов, арендная плата за использование оборудования, в том числе лизинговые платежи, оплата труда и начисления на нее, прочие операционные расходы;

- амортизационные отчисления;

- постоянные и переменные затраты предприятия, в том числе на производство продукции предприятия;

- налоги и другие обязательные платежи, относимые на себестоимость продукции предприятия;

- цена продукции предприятия и выручка от реализации продукции.

- эффективность использования объектов незавершенного строительства и оплаченного неустановленного оборудования, реализацию демонтированного неамортизированного оборудования;

Потребность предприятия в инвестиционных ресурсах соответствует затратам, предстоящим с начала периода реализации инвестиционной политики. Стоимость объектов незавершенного строительства, оплаченного неустановленного оборудования, другие затраты прошлых лет не включаются в объем инвестиций.

Политика предприятия по использованию накоплений

При разработке инвестиционной политики предприятия целесообразно определять общий объем инвестиций предприятия, способы рационального использования накоплений, а также возможные сочетания различных источников финансирования и привлечения заемных средств.

Рекомендуется соблюдать соотношение намечаемого предприятием общего объема инвестиций с объемом активов, не позволяющее утрачивать права собственности на предприятие в случае неудачной реализации инвестиционных проектов.

Собственные средства, направляемые предприятием на финансирование инвестиционной деятельности, могут состоять из:

- свободных денежных средств, имеющихся на счету предприятия к началу реализации инвестиционных проектов;

- средств, полученных в результате дополнительной эмиссии акций предприятия;

- денежных средств от реализации излишнего и выбывающего имуществa и неамортизированных основных фондов предприятия при перепрофилировании его производства. Это имущество, лежащее мертвым грузом на балансе предприятия и отвлекающее немалые средства в виде различных платежей, должно быть решительно сброшено. Тем более, если его реализация может пополнить средства для инвестиций;

- части дохода предприятия в форме чистой прибыли и амортизации, реинвестируемой в процессе осуществления инвестиционных проектов.

Для финансирования инвестиционных проектов должна использоваться часть дохода в форме амортизации и чистой прибыли. Собственно, эти источники, как показывает мировой опыт, являются ведущими для обновления и расширения производственной базы предприятия. Амортизационная политика, нацеленная на значительное укрепление воспроизводственного потенциала предприятий, в том числе за счет ускоренного амортизационного списания фондов, находит отражение в ряде подготовленных законодательных и нормативных актов.

Часто ссылаются на то, что сложные экономические условия диктуют использование амортизационных отчислений не по назначению. Но эта тенден­ция наносит вред самому же предприятию. Если оно не может мобилизовать собственные средства на инвестиционные цели, то ставится вопрос в целом об его способности действовать в рыночных условиях.

Для акционерных предприятий реальным источником могла бы послужить осуществляемая в рамках закона дополнительная эмиссия акций.

Внешними источниками инвестиций для предприятий, если ориентироваться на официальные расчеты, должны выступать средства банков, различных институциональных инвесторов (инвестиционных и страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и др.) и населения. Нельзя, однако, не считаться с неразвитостью названных негосударственных экономических структур в нашей стране и с массовым недоверием населения к финансовой политике государства. В силу этих обстоятельств имеющиеся в распоряжении частных инвесторов значительные финансовые ресурсы в настоящее время не трансформируются в столь необходимые экономике долгосрочные инвестиции.

Выбор вариантов привлечения коммерческих кредитов и займов как источников финансирования инвестиционной деятельности предприятия, объем привлекаемых средств, процентная ставка по кредитам и займам, начало и конец выплаты процентов и погашения основного долга по ним ориентируется на получение максимального экономического эффекта от собственных средств предприятия, направляемых на инвестирование.

Оценка эффективности инвестиционных проектов

Важнейшими условиями принятия проекта должны быть эффективность инвестиций, окупаемость инвестиционных ресурсов, обеспече­ние платежеспособного спроса на продукцию предприятия с тем, чтобы не до­пустить затрат на производство неконкурентоспособной или ненужной потре­бителю продукции.

Эффективность инвестиционной политики предприятия оценивается по системе показателей, которые определяются на основе данных бизнес-плана предприятия и предварительных расчетов по обоснованию инвестиционных проектов в рамках инвестиционной политики предприятия.

Целесообразно при разработке инвестиционной политики предприятия оценить возможные риски, связанные с осуществлением инвестиционных проектов.

Влияние коммерческих рисков (различные виды строительных, производственных, маркетинговых, кредитных, валютных рисков) оценивается через вероятное изменение ожидаемой прибыльности инвестиционного проекта и соответствующее уменьшение эффективности инвестиций.

Защита от некоммерческих рисков (стихийные бедствия, гражданские беспорядки, изменения экономической политики государства), не завися­щих от инвесторов, может быть осуществлена путем получения государственных гарантий или страхования инвестиций.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.