Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 6. Основы кадровой политики и управления персоналом





(6 часов)

План:

1. Понятие и основные аспекты кадровой политики.

2. Принципы работы с кадрами.

3. Сущность, этапы, цели и задачи кадрового планирования.

4. Изучение и оценка персонала.

5. Набор, отбор и прием персонала.

6. Состояние и основные направления совершенствования работы кадровых служб.

 

Понятие и основные аспекты кадровой политики. Принципы и методы работы с кадрами. Активизация человеческого ресурса. Сущность, этапы, цели и задачи кадрового планирования. Изучение и оценка персонала. Специфические требования к государственному аппарату и его работникам. Набор, отбор и прием персонала. Методы стимулирования персонала. Система и процесс управления персоналом. Состояние и основные направления совершенствования работы кадровых служб.

 

1. В условиях бурного развития новых технологий все большее значение приобретает обеспечение организации квалифицированными кадрами. Своевременное комплектование нужными кадрами всех подразделений организации становится невозможным без разработки и реализации кадровой политики Дело в том, что в современном производстве наибольшую ценность представляют не стены и машины предприятия, а "нематериальные" элементы: творческий потенциал персонала и методы управления.



Под кадровой политикой понимается общие установки и целенаправленная деятельность органов управления по формированию требований к работникам, их подбору, подготовке и рациональному использованию.

Сущность кадровой политики на предприятии состоит в привлечении, закреплении и адекватном использовании высококвалифицированных работников, в создании условий для реализации ими своего профессионального потенциала для эффективного функционирования предприятия.

Главной целью кадровой политики является формирование такого кадрового потенциала, который в профессиональном отношении позволял бы обеспечивать реализацию целей предприятия.

Кадры - это основной, постоянный состав квалифицированных работников какого-либо предприятия, учреждения, организации.

Основными аспектами кадровой политики является:

-определение потребности в кадрах;

-привлечение кадров;



-использование кадров;

-развитие кадров (политика в области обучения, переподготовки и повышения квалификации);

-организация информации о кадрах;

-высвобождение кадров;

-сохранение кадров и стимулирование отдачи (например, политика оплаты труда или социальных услуг)[68].

Современное понимание кадровой политики рассматривается как единство следующих мер:

-обеспечение всех участков производства необходимой рабочей силой;

-создание мотивации работника на высокопроизводительный, эффективный труд.

Кадровой политикой занимаются все уровни управления предприятием:

-высшее руководство;

-начальники подразделений;

-кадровая служба.

2. Принципы кадровой политики – это правила, основные положения и нормы которыми должны следовать руководители и специалисты в процессе работы с персоналом.

В отечественной теории управления выделяют следующие принципы работы с кадрами:

-подбора кадров по деловым качествам. Обеспечение подбора кадров по деловым качествам предполагает определенные критерии, процедуры, правила закрепленные в нормах права, которые не только помогают руководителю принять верное решение, но и препятствуют проявлению в этом вопросе ошибок;

-сочетания преемственности и сменяемости кадров. Он заключается в использовании опыта и знаний опытных кадров с выдвижением молодых, перспективных работников и постоянного обновления кадров;

-подконтрольности и подотчетности кадров.

-законности. Он достигается прежде всего наличием правового регулирования вопросов формирования кадров. В праве закреплены методы осуществления кадровой политики, особенно, связанные с подбором и расстановкой, продвижение кадров, контролем за их деятельностью;



-плановости в кадровой политике;

-научности;

Ряд американских и японских корпораций широко используют следующие принципы работы с персоналом:

-пожизненного найма;

-контроля исполнения заданий, основанного на доверии;

-консенсуального принятия решений, т.е. обязательное одобрение принимаемых решений большинством работников.

3. Концепцию долгосрочной, ориентированной на будущее кадровой политики, учитывающие все аспекты рынка труда, можно реализовать с помощью кадрового планирования. Этот метод управления персоналом способен согласовывать и уравновешивать интересы работодателей и работников. Сущность кадрового планирования заключается в предоставлении людям рабочих мест в нужный момент времени и необходимом количестве в соответствии с их способностями, склонностями и требованиями производства. Кадровое планирование необходимо для комплектования штатов предприятия и включает три этапа:

-оценку имеющихся кадров;

-оценку будущих потребностей в кадрах;

-разработку программы удовлетворения будущих потребностей в кадрах.

На первом этапе руководство определяет квалификацию и численность работников, занятых на каждой операции, выполняемой на предприятии.

Второй этап связан с прогнозированием численности и качественного состава персонала, необходимого для реализации краткосрочных и перспективных целей предприятия. Кроме того, требуется анализ рабочей силы, имеющейся на рынке труда.

На третьем этапе разрабатываются мероприятия по привлечению, найму, подготовке и продвижению работников, график их выполнения и определяются затраты на реализацию плана кадровых мероприятий.

Целями кадрового планирования являются:

-разработка основ будущей кадровой политики предприятия;

-создание возможностей должностного и профессионального продвижения работников;

-обеспечение развития кадров для выполнения новых квалифицированных работ и адаптация их знаний к изменяющимся условиям производства;

-определение конкретных целей организации и каждого работника, вытекающих из кадровой стратегии;

-достижение максимального сближения целей организации и индивидуальных целей работающих.

Задачи кадрового планирования – обеспечение предприятия в нужное время, в нужном месте, в нужном количестве и с соответствующей квалификацией таким персоналом, который необходим для достижения его целей.

4. Необходимость изучения и оценки персонала на предприятиях, в организациях, учреждениях связана с решением вопросов об их расстановке, выдвижении, обучении и поощрении.

Изучение персонала может включать:

-анализ анкетных данных;

-наведение справок у руководителя по прежнему месту работы и у других лиц хорошо знающих данного работника;

-тестирование;

-проверку навыков и умений различными методами (например, путем выполнения задания, связанного с должностью на которую претендует кандидат);

-отборочное собеседование;

-проведение групповых дискуссий;

-написание реферата по вопросам связанным с выполнением должностных обязанностей и полномочий по должности на которую претендует кандидат.

В США[69] при отборе на должности управляющих применяются подробные анкеты. Известная бухгалтерская и управленческая консультативная фирма "Артур Андерсен" применяет специальные бланки для студентов высших учебных заведений, с которыми ведется работа по оргнабору. Их трудовой стаж невелик, поэтому фирма обращает пристальное внимание на учебу, академические способности и интересы студента. Информация об академической успеваемости, среднем бале успеваемости интересует специалистов по найму как показатель прилежания кандидата.

Претендент обязан также указать недостатки здоровья, возможный перечень которых нередко приводится в анкете. Многие фирмы сами проводят медицинские обследования в целях отсева кандидату вызывающих сомнения. Любое искажение информации в анкете является основанием для увольнения работника.

Основным методом получения информации от третьих лиц стало наведение справок, которое следует за анкетированием. Сбор сведений организуется по письменному запросу или телефонному звонку непосредственно бывшему начальнику претендента. При телефонном разговоре интервьюер имеет перед собой заранее подготовленный бланк "проверки сведений, где содержатся вопросы", в основном предполагающие ответы "да" и "нет".

Собеседование является заключительным этапом проверки. Большинство корпораций использует в качестве интервьюеров высококвалифицированных специалистов-психологов.

Наиболее распространенной формой деловой оценки персонала является периодическая аттестация сотрудников. При аттестации определяются деловые качества работников и делаются выводы об их соответствии занимаемой должности.

Виды оценки деятельности работников:

-прямые (или оценка результатов труда);

-косвенные (или оценка по качествам, влияющим на достижение результатов).

5. Правильный подбор и расстановка кадров положительно влияют на рост производительности труда, совершенствование профессионального мастерства, развитие технической культуры работников, снижение текучести кадров.

Набор заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которых организация отбирает наиболее подходящих для нее работников. При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть увольнения по истечении срока найма, расширение деятельности организации.

Набор ведут из внешних и внутренних источников. К средствам внешнего набора относятся:

-публикация объявлений;

-обращение к агентствам по трудоустройству;

-направление заключивших договор людей на обучение;

-предложение местным жителям подавать в отдел кадров заявления на возможные в будущем вакансии.

Отбор кадров осуществляется путем выбора подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора. Как правило выбирать следует человека, имеющего наилучшую квалификацию для выполнения работы на занимаемо должности. Решение о выборе принимается с учетом образования кандидата, опыта предшествующей работы, уровня его профессиональных навыков, личных качеств.

В процессе отбора кадров используются следующие методы:

-изучение личного дела испытуемого;

-анкетирование;

-тестирование;

-испытание;

-собеседование.

Беседа представляет собой главный метод сбора информации, необходимый для отбора и приема персонала. Цель беседы – получить максимум всесторонней, объективной информации для принятия правильного кадрового решения. Для этого требуется отвести необходимое количество времени. У некоторых высококвалифицированных специалистов собеседование с претендентом на руководящую должность длится, по меньшей мере, 3 часа![70] Перед началом беседы проводятся подготовительные мероприятия:

-знакомство с общими анкетными данными поступающего на работу;

-планирование и определение главного направления беседы;

-косвенная форма постановки разносторонних вопросов (например, о выполняемой работе, о будущей работе, целях кандидата, здоровье, зарплате, частной жизни, свободном времени, повышении профессионального мастерства и т.д.) к собеседнику.

В ходе беседы требуется:

-быстро (до 10 мин.) установить взаимопонимание с кандидатом и дать возможность ему почувствовать свободно;

-внимательно слушать кандидата;

-концентрировать внимание на выяснение у кандидата качеств, необходимых для данной работы, его сильных и слабых сторонах;

-не оценивать кандидата по первому впечатлению, а подождать получения всей информации;

-получить ответы на все вопросы, возникшие в ходе беседы;

-записывать ответы.

Окончательные оценки и решения выносятся после беседы.

6. Современные кадровые службы не отвечают новым тенденциям социально-экономической жизни. Их деятельность в основном ограничивается решением технических вопросов приема и увольнения персонала, оформления кадровой документации. Как правило, на предприятиях отсутствует система работы с кадрами, прежде всего система научно обоснованного изучения способностей и склонностей, профессионального и должностного продвижения работников в соответствии с их деловыми и личными качествами. Структура кадровых служб, качественный состав и уровень оплаты труда их работников не соответствуют задачам реализации новой кадровой политики. В стране в мизерных масштабах ведется подготовка специалистов для работы в кадровых службах.

Совершенствование деятельности кадровых служб необходимо вести в следующих направлениях:[71]

-укрепление кадровых служб квалифицированными и высокооплачиваемыми специалистами;

-обновление научно-методического обеспечения кадровой работы, а также ее материально-технической базы;

-переход от преимущественно административно-командных методов управления кадрами к демократическим формам оценки, подбора и их расстановки, гласности в кадровой работе;

-основной формой привлечения необходимы специалистов и квалифицированных рабочих для предприятий должны стать договоры с учебными заведениями;

-планомерная работа с руководящими кадрами, с резервом для выдвижения, которая должна строиться на таких организационных формах, как планирование деловой карьеры, ротационные передвижения руководителей и специалистов, обучение на специальных курсах и стажировка на соответствующих должностях.

План семинарских занятий

Тема 6. Основы кадровой политики и управления персоналом – 4 часа.

Вопросы:

1. Понятие и основные аспекты кадровой политики.

2. Принципы работы с кадрами.

3. Сущность, этапы, цели и задачи кадрового планирования.

4. Изучение и оценка персонала.

5. Набор, отбор и прием персонала.

6. Состояние и основные направления совершенствования работы кадровых служб.

7. Деловая игра "Конкурсный отбор государственных служащих ".

Литература:

Аксенова Е. И., Базаров Т. Управление персоналом в системе государственной службы. М., 1997.

Аяцков Д., Наумов С. Некоторые проблемы современной кадровой политики//Власть. 2001. № 2.

Биркенбиль М. Молитвенник для шефа. М., 1993.

Егоршин А. П. Управление персоналом: Учебник для вузов. Н. Новгород. 2001.

Исаенко А. Н. Кадры управления в корпорациях США. М., !988.

Магура М. И., Курбатов М. Б. Современные персонал-технологии. М., 2001.

Митин А. Н. Культура управления персоналом. Екатеринбург. 2001.

Модели и методы управления персоналом. Российско-британское учебное пособие. 2001.

Основные требования к оформлению должностной инструкции // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 1.

Подбор кадров: взгляд профессионала //Управление персоналом. 2001. № 9.

Татарников А. А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. М., 1992.

Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М., 1995.

Энкельман Н. Преуспевать с радостью. М., 1993.

Шкатула В. И. Настольная книга менеджера по кадрам. М., 2001.

Щекин Г. В. Теория кадровой политики. Киев., 1997.

Якокка Л. Карьера менеджера М., 1991

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.