Тема 5. Философия эпохи Возрождения
Целью изучения темы является усвоение важнейших особенностей философии Возрождения, гуманистических, естественнонаучных, натурфилософских, религиозно-философских и социально-политических учений эпохи Возрождения.
Вопросы для подготовки и обсуждения:
1. Гуманизм эпохи Возрождения (Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Л. Валла, Э. Роттердамский, Пико делла Мирандола, М. де Монтень и др.).
2. Естественнонаучные и натурфилософские концепции Ренессанса (Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно, Б. Телезио, Г. Галилей).
3. Религиозно-философские и социально-политические учения Возрождения (М. Лютер, Ж. Кальвин, Т. Мюнцер, Т. Мор, Н. Макиавелли и др.).
Основные понятия: секуляризация, антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм, панентеизм, геоцентризм, гелиоцентризм, деизм, социальная утопия, макиавеллизм, Реформация, протестантизм, лютеранство, кальвинизм, доктрина предопределения, контрреформация.
Основная литература:
Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров / А.Г.Спиркин. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 828 с. – Серия: Бакалавр. Рекомендовано МО РФ.
Философия: конспекты лекций: [учебное пособие для студентов]. Часть I / Ю.К. Волков, Н.Е. Белова, О.А. Верещагин; под общ. ред. Ю.К. Волкова; АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2011. – 187 c.
Дополнительная литература:
Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.1 / Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989. – С. 135-146.
Далмайр Ф. Николай Кузанский о вере, знании и ученом незнании // Вопросы философии. – 2007. – № 2. – С. 35-41.
Жильсон Э. Данте и философия (фрагменты). Перевод с фр. А.Д. Бакулова // Вопросы философии. – 2006. – № 7. – С. 155-169.
Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2003. – С. 226-279.
Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учебник для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 314-316.
Титов В.Ф. Философия: Учебник для вузов / В.Ф. Титов, И.Н. Смирнов. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 50-52.
Философия: курс лекций: Учеб.пособие для студентов вузов / Под общ. ред. В.Л. Калашникова. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 266-271.
Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 97-111.
Тема 6. Философия Нового времени (XVII – XVIII вв.)
Целью изучения темы является усвоение основных идей, принципов, направлений и концепций европейской философии XVII – XVIII вв.
Вопросы для подготовки и обсуждения:
1. Исторические условия формирования и важнейшие особенности европейской философии Нового времени.
2. Философия XVII века:
а) эмпиризм Ф. Бэкона;
б) рационализм Р. Декарта;
в) развитие рационализма в учениях Б. Спинозы и Г. Лейбница;
б) материализм Т. Гоббса;
в) сенсуализм Дж. Локка.
3. Философия XVIII века:
а) английский субъективный идеализм (Дж. Беркли, Д. Юм);
б) философия французского Просвещения (Ф. Вольтер, Д. Дидро и др.).
4. Социальные теории Нового времени. Теория общественного договора и естественного права.
Основные понятия: рационализм, эмпиризм, сенсуализм, индукция, дедукция, механицизм, пантеизм, деизм, картезианство, субстанция, атрибут, модус, монада, идолы пещеры, рода, площади, театра, врожденные идеи, интеллектуальная интуиция, принцип предустановленной гармонии, первичные и вторичные качества, tabula rasa, агностицизм, солипсизм, теория естественного права, теория общественного договора.
Основная литература:
Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров / А.Г.Спиркин. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 828 с. – Серия: Бакалавр. Рекомендовано МО РФ.
Философия: конспекты лекций: [учебное пособие для студентов]. Часть I / Ю.К. Волков, Н.Е. Белова, О.А. Верещагин; под общ. ред. Ю.К. Волкова; АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2011. – 187 c.
Дополнительная литература:
Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.1 / Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989. – С. 146-169.
Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2003. – С. 280-420.
Микешин М.И. Социальная философия Давида Юма // Вопросы философии. – 2003. – № 8. – С. 132-143.
Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учебник для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 317-325.
Философия: Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М.: АСТ, «СЛОВО», 2000. – С. 112-138.
Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 112-143.
Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: «Проспект», 1997. – С. 224-235, 398-407.
Тема 7. Немецкая классическая философия
Целью изучения темы является усвоение терминологии, основных идей, принципов и концепций классиков немецкой философии.
Вопросы для подготовки и обсуждения:
1. Естественнонаучные и социальные предпосылки формирования немецкой классической философии.
2. Критическая философия И. Канта.
3. Субъективный идеализм И. Фихте.
4. Натурфилософия Ф. Шеллинга.
5. Абсолютный идеализм Г. Гегеля.
В ходе изучения темы студенты должны усвоить следующие основные понятия: системность, диалектический метод мышления, принцип активности познающего субъекта, априоризм, критическая философия, априорное и апостериорное знание, априорные формы чувственности, априорные категории рассудка, вещь-в-себе, феномены и ноумены, трансцендентальный субъект, антиномии чистого разума, категорический императив, наукоучение, диалектика «я» и «не-я», трансцендентальный идеализм, панлогизм, абсолютная идея, мировой дух, отчуждение, законы диалектики, категории диалектики.
Основная литература:
Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров / А.Г.Спиркин. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 828 с. – Серия: Бакалавр. Рекомендовано МО РФ.
Философия: конспекты лекций: [учебное пособие для студентов]. Часть I / Ю.К. Волков, Н.Е. Белова, О.А. Верещагин; под общ. ред. Ю.К. Волкова; АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2011. – 187 c.
Дополнительная литература:
Александров А.А. Проблема человека в философии Гегеля // Философия и общество. – 2005. – № 1. – С. 143-156.
Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.1 / Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989. – С. 169-191.
Коротких В.И. Предмет и структура «Феноменологии духа» Гегеля // Вопросы философии. – 2005. – № 4. – С. 158-166.
Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2003. – С. 421-500.
Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учебник для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 326-330.
Философия: курс лекций: Учеб.пособие для студентов вузов / Под общ. ред. В.Л. Калашникова. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 276-284.
Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 149-184.
Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: «Проспект», 1997. – С. 3-20, 235-256, 407-410.
Тема 8. Современная западная философия
Целью изучения темы является усвоение основных тенденций развития постклассической европейской философии, специфики и основных проблем философии XX в.
Вопросы для подготовки и обсуждения:
1. Кризис классической и возникновение постклассической философии. Ее специфика.
2. Традиция рационализма в постклассической философии (неогегельянство, неокантианство, марксизм, позитивизм, прагматизм).
3. Традиция иррационализма в философии XIX - начала XХ вв. (волюнтаризм А. Шопенгауэра, предэкзистенциализм С. Кьеркегора, философия жизни (Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, Г. Зиммель).
4. Основные направления западной философии ХХ в.: неопозитивизм, постпозитивизм, психоанализ, феноменология, экзистенциализм, прагматизм, философская антропология, религиозная философия, герменевтика, постмодернизм.
Студенты должны усвоить следующие основные понятия темы: иррационализм, неклассический рационализм, сциентизм, антисциентизм, закон трех стадий исторического развития, позитивное знание, диалектический материализм, отчуждение, классы, общественно-экономическая формация, воля к жизни, воля к власти, аполлоническое и дионисийское начала, жизненный мир, феноменологическая редукция, интенциональность сознания, экзистенция, пограничная ситуация, герменевтика, понимание, верификация, фальсификация, открытое общество, концепция научных революций, парадигма, бессознательное, либидо, сублимация, коллективное бессознательное, архетипы, понимание.
Основная литература:
Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров / А.Г.Спиркин. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 828 с. – Серия: Бакалавр. Рекомендовано МО РФ.
Философия: конспекты лекций: [учебное пособие для студентов]. Часть I / Ю.К. Волков, Н.Е. Белова, О.А. Верещагин; под общ. ред. Ю.К. Волкова; АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2011. – 187 c.
Дополнительная литература:
Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.1 / Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989. – С. 282-367.
Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. В 2 тт. Т.1: Учебное пособие. – М.: Интерпракс, 1994. – 432 с.
Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2003. – С. 550-708.
Философия: курс лекций: Учеб.пособие для студентов вузов / Под общ. ред. В.Л. Калашникова. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 299-316.
Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 185-205, 206-231.
Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: «Проспект», 1997. – С. 20-38, 472-485.
Тема 9. Русская философия
Целью изучения темы является формирование знаний об основных особенностях и направлениях русской философии, понимание значения полемики идей в русской философской мысли для духовного развития России.
Вопросы для подготовки и обсуждения:
1. Основные особенности и этапы развития русской философии.
2. Зарождение русской философии (XI-XVII вв.)
3. Русская философия XVIII в. и ее связь с европейским Просвещением.
4. Русская философия XIX – начала ХХ в. Основные направления и представители:
а) славянофилы и западники;
б) русский радикализм (философия революционных демократов, русский марксизм);
в) консервативное направление (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев);
г) философия «всеединства» В.С. Соловьева;
д) философия «серебряного века». Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Л. Шестов. Русский космизм.
Студенты должны усвоить следующие основные понятия темы: онтологизм, диффузность, соборность, историософичность, славянофильство, западничество, интуитивизм, культурно-исторический тип, византизм, общинный социализм, антропологический принцип, народничество, всеединство, софиология, антроподицея, русская идея, русский космизм.
Основная литература:
Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров / А.Г.Спиркин. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 828 с. – Серия: Бакалавр. Рекомендовано МО РФ.
Философия: конспекты лекций: [учебное пособие для студентов]. Часть I / Ю.К. Волков, Н.Е. Белова, О.А. Верещагин; под общ. ред. Ю.К. Волкова; АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2011. – 187 c.
Дополнительная литература:
Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. Учебное пособие для гум. вузов. – М.: Наука, 1995. – 191 с.
Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2003. – С. 709-868.
Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учебник для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 348-358.
Титов В.Ф. Философия: Учебник для вузов / В.Ф. Титов, И.Н. Смирнов. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 240-293.
Философия: курс лекций: Учеб.пособие для студентов вузов / Под общ. ред. В.Л. Калашникова. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 331-383.
Философия: Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М.: АСТ, «СЛОВО», 2000. – С. 257-360.
Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 143-148, 232-308.
Щукин В.Г. «Семейная разладица» или непримиримая распря? Западничество и славянофильство в культурологической перспективе // Вопросы философии. – 2003. – № 5. – С. 103-123.
Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: «Проспект», 1997. – С. 429-472.
Тема 10. Учение о бытии
Цель изучения темы заключается в том, чтобы сформировать знания по важнейшим категориям и проблемам философской онтологии.
Вопросы для подготовки и обсуждения:
1. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия.
2. Проблема субстанции. Представления о субстанции в истории философии. Монизм. Дуализм. Плюрализм.
3. Категория материи в философии. Современная наука о системной организации материи.
4. Движение, пространство и время как атрибуты материи. Формы движения.
Основные понятия темы:бытие, небытие, ничто, основные формы бытия, фундаментальные типы реальности, субстанция, материализм и его исторические типы, объективный идеализм, субъективный идеализм, монизм, дуализм, плюрализм, материя, атрибут, движение, изменение, пространство и время, субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени, системность, самоорганизация, синергетика.
Основная литература:
Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров / А.Г.Спиркин. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 828 с. – Серия: Бакалавр. Рекомендовано МО РФ.
Философия: конспекты лекций: [учебное пособие для студентов]. Часть II / Ю.К. Волков, Н.Е. Белова, О.А. Верещагин; под общ. ред. Ю.К. Волкова; АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2012. – 169 c.
Дополнительная литература:
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. – М.: ТЕИС, 1996. – С. 328-430.
Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 / Фролов И.Т. и др. – М.: Политиздат, 1989. – С. 14-94.
Губанов Н.И. Основные формы бытия // Философия и общество. – 2004. - № 4. - С. 45-62.
Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учебник для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 82-141.
Титов В.Ф. Философия: Учебник для вузов / В.Ф. Титов, И.Н. Смирнов. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 62-75.
Философия: курс лекций: Учеб.пособие для студентов вузов / Под общ. ред. В.Л. Калашникова. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 90-100.
Философия: Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М.: АСТ, «СЛОВО», 2000. – С. 361-393.
Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Философия и общество. – 2004. – № 1. – С. 5-16.
Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: «Проспект», 1997. – С. 394-492.
Тема 11. Учение о развитии
Цель изучения темы заключается в том, чтобы сформировать знания по важнейшим принципам, категориям и законам философской теории развития.
Вопросы для подготовки и обсуждения:
1. Диалектика как учение о развитии. Диалектические идеи и модели диалектики в истории философии.
2. Развитие, его признаки и виды.
3. Основные категории развития:
а) категории, отражающие универсальные связи бытия;
б) учение о системности бытия;
в) категории детерминизма.
4. Законы развития:
а) закон отрицания отрицания;
б) закон перехода количественных изменений в качественные;
в) закон единства и борьбы противоположностей.
Основные понятия темы:движение, изменение, развитие, противоречие, диалектика, метафизика, синергетика, закон перехода количественных изменений в качественные, количество, качество, скачок, мера, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, диалектическое отрицание, диалектический синтез, универсальные связи бытия, единичное и общее, явление и сущность, структурные связи бытия, часть и целое, форма и содержание, элемент и структура, принцип системности, связи детерминации, случайность и необходимость, возможность и действительность.
Основная литература:
Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров / А.Г.Спиркин. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 828 с. – Серия: Бакалавр. Рекомендовано МО РФ.
Философия: конспекты лекций: [учебное пособие для студентов]. Часть II / Ю.К. Волков, Н.Е. Белова, О.А. Верещагин; под общ. ред. Ю.К. Волкова; АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2012. – 169 c.
Дополнительная литература:
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. – М.: ТЕИС, 1996. – С. 430-498.
Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 / Фролов И.Т. и др. – М.: Политиздат, 1989. – С. 95-184.
Воленский Я. Детерминизм и логика // Вопросы философии. – 2003. - № 5. – С. 71-80.
Левин Г.Д. Тождество и сходство // Вопросы философии. – 2005. - № 12. – С. 107-118.
Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учебник для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 105-130.
Сачков Ю.В. Эволюция учения о причинности // Вопросы философии. – 2003. - № 4. – С. 101-118.
Философия: курс лекций: Учеб.пособие для студентов вузов / Под общ. ред. В.Л. Калашникова. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 52-89.
Философия: Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М.: АСТ, «СЛОВО», 2000. – С. 393-433.
Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: «Проспект», 1997. – С. 407-410, 429-432.
Тема 12. Проблема человека в философии
Целью изучения темы являетсяусвоение специфики философского понимания человека, основных концепций человека, понимание сущности и основных этапов антропогенеза, соотношения биологического и социального в человеке.
Вопросы для подготовки и обсуждения:
1. Образы человека в истории философской мысли (античность, средневековье, эпоха Возрождения, Новое время).
2. Проблема антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в человеке.
3. Специфика человеческой деятельности. Человек и природа.
4. Проблема жизни и смерти. Смысл человеческой жизни.
Основные понятия темы:антропосоциогенез, деятельность, труд, творчество, игра, общение, социализация, смысл жизни, бытие человека, индивид, личность, индивидуальность, индивидуализм, конформизм, обезличенность, свобода, необходимость, ответственность, произвол, биологизаторские и социологизаторские концепции.
Основная литература:
Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров / А.Г.Спиркин. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 828 с. – Серия: Бакалавр. Рекомендовано МО РФ.
Философия: конспекты лекций: [учебное пособие для студентов]. Часть II / Ю.К. Волков, Н.Е. Белова, О.А. Верещагин; под общ. ред. Ю.К. Волкова; АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2012. – 169 c.
Дополнительная литература:
Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 / Фролов И.Т. и др. – М.: Политиздат, 1989. – С. 219-268.
Имянитов Н.С. Объективные смыслы жизни и существования // Вопросы философии. – 2006. – № 7. – С. 84-94.
Кутырев В.А. Апология человеческого (предпосылки и контуры консервативного философствования) // Вопросы философии. – 2003. – № 1. – С. 63-75.
Самсонов А.Л. Человек и биосфера: проблема информационных оценок // Вопросы философии. – 2003. – № 6. – С. 111-127.
Юдин Б.Г. О человеке, его природе и будущем // Вопросы философии. – 2004. – № 2. – С. 16-28.
Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учебник для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 32-81.
Титов В.Ф. Философия: Учебник для вузов / В.Ф. Титов, И.Н. Смирнов. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 196-210.
Философия: курс лекций: Учеб.пособие для студентов вузов / Под общ. ред. В.Л. Калашникова. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 17-27.
Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 506-544.
Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: «Проспект», 1997. – С. 522-539.
Тема 13. Учение об обществе
Целью изучения темы является понимание сущности общества как особого рода объективной реальности, основных подходов к его изучению, структуры общества, основных концепций современной философии истории, смысла и направленности исторического развития.
Вопросы для подготовки и обсуждения:
1. Проблема общественной жизни в историко-философском контексте.
2. Общество как саморазвивающаяся система. Социальная структура. Основные сферы общественной жизни.
3. Единство истории и ее логика. Смысл и направленность исторического процесса. Субъекты и движущие силы исторического развития. Эволюция и революция в развитии общества.
4. Формационная и цивилизационная концепции развития общества.
В ходе изучения темы студенты должны усвоить следующие основные понятия: общество, общественное бытие, сферы общественной жизни, социальные институты, общественное сознание и его формы, формация, цивилизация, базис, надстройка, социальная реальность, гражданское общество, государство, культура, история, прогресс, регресс, революция, реформа.
Основная литература:
Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров / А.Г.Спиркин. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 828 с. – Серия: Бакалавр. Рекомендовано МО РФ.
Философия: конспекты лекций: [учебное пособие для студентов]. Часть II / Ю.К. Волков, Н.Е. Белова, О.А. Верещагин; под общ. ред. Ю.К. Волкова; АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2012. – 169 c.
Дополнительная литература:
Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 / Фролов И.Т. и др. – М.: Политиздат, 1989. – С. 416-584.
Поляков А.Н. К проблеме общественных формаций // Вопросы философии. – 2003. – № 6. – С. 3-15.
Розин В.М. Техника и социальность // Вопросы философии. – 2005. – № 5. – С. 95-107.
Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учебник для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 217-305.
Титов В.Ф. Философия: Учебник для вузов / В.Ф. Титов, И.Н. Смирнов. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 211-226.
Философия: курс лекций: Учеб.пособие для студентов вузов / Под общ. ред. В.Л. Калашникова. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 132-250.
Философия: Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М.: АСТ, «СЛОВО», 2000. – С. 465-534.
Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 310-505, 558-575.
Тема 14. Ценность как способ освоения мира человеком
Целью изучения темы является усвоение природы ценностей, их основных типов и исторической эволюции, понимание роли ценностей в жизни человека и общества.
Вопросы для подготовки и обсуждения:
1. Ценности, их природа и принципы классификации. Роль ценностей в жизни человека и общества.
2. Мораль и нравственные ценности. Иерархия нравственных ценностей. «Золотое правило» нравственности.
3. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Историческая эволюция эстетического идеала.
4. Религия и разнообразие религиозных ценностей. Свобода совести.
В ходе изучения темы студенты должны усвоить следующие основные понятия: ценности, идеалы, ценностные ориентации, прагматическая концепция ценностей, трансцендентальная концепция, исторический релятивизм М. Вебера, ценностное отношение, мораль, нравственность, этика, добро, зло, обычай, право, морализм и имморализм, общечеловеческие ценности, эстетика, эстетический идеал, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, художественное творчество, художественный образ, религиозная вера, догматика, культ, атеизм, свобода совести.
Основная литература:
Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров / А.Г.Спиркин. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 828 с. – Серия: Бакалавр. Рекомендовано МО РФ.
Философия: конспекты лекций: [учебное пособие для студентов]. Часть II / Ю.К. Волков, Н.Е. Белова, О.А. Верещагин; под общ. ред. Ю.К. Волкова; АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2012. – 169 c.
Дополнительная литература:
Гусейнов А.А. Об идее абсолютной морали // Вопросы философии. – 2003. – № 3. – С. 3-12.
Киселев Г.С. Смыслы и ценности нового века // Вопросы философии. – 2006. – №4. – С. 3-16.
Столович Л.Н. Об общечеловеческих ценностях // Вопросы философии. – 2004. – №7. – С. 86-98.
Философия в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 296-315.
Философия: Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М.: АСТ, «СЛОВО», 2000. – С. 576-645.
Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 448-505, 545-557.
Тема 15. Сознание как философская проблема
Целью изучения темы являетсяусвоение сущности сознания, этапов его генезиса, основных концепций сознания, связи физиологического и психического, структуры сознания, соотношения мышления и языка, структуры и роли самосознания в духовной жизни личности.
Вопросы для подготовки и обсуждения:
1. Сознание как объект философского осмысления. Идеальное и материальное.
2. Проблема происхождения сознания.
3. Структура сознания. Самосознание.
4. Сознание и психика. Сознание и бессознательное.
5. Общественное сознание и его формы.
Основные понятия темы:сознание, духовная реальность, идеальное, психика, редукционизм, высшая нервная деятельность, отражение и его формы, рефлексия, интеллект, бессознательное, архетипы, интуиция, воображение, язык, мышление, активность сознания, интенциональность и идеаторность сознания, самосознание, общественное сознание, массовое сознание.
Основная литература:
Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров / А.Г.Спиркин. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 828 с. – Серия: Бакалавр. Рекомендовано МО РФ.
Философия: конспекты лекций: [учебное пособие для студентов]. Часть II / Ю.К. Волков, Н.Е. Белова, О.А. Верещагин; под общ. ред. Ю.К. Волкова; АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2012. – 169 c.
Дополнительная литература:
Васильев В.В. Мозг и сознание: выходы из лабиринта // Вопросы философии. – 2006. – № 1.
Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 / Фролов И.Т. и др. – М.: Политиздат, 1989. – С. 288-317, 445-454.
Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учебник для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 41-68.
Титов В.Ф. Философия: Учебник для вузов / В.Ф. Титов, И.Н. Смирнов. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 147-160.
Философия: курс лекций: Учеб.пособие для студентов вузов / Под общ. ред. В.Л. Калашникова. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 100-126.
Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 532-536.
Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: «Проспект», 1997. – С. 257-262, 300-303.
Тема 16. Познание
Целью изучения темы является усвоение гносеологической проблематики философии, применение теории познания как методологии в решении конкретных познавательных и практических задач.
Вопросы для подготовки и обсуждения:
1. Проблема познаваемости мира. Субъект и объект познания.
2. Чувственное и рациональное в познании. Эмпиризм и рационализм.
3. Проблема истины в философии. Абсолютная и относительная истины. Проблема критерия истины в истории философии.
4. Научное познание, его особенности, уровни и методы.
В ходе изучения темы студенты должны усвоить следующие основные понятия: знание, отражение, творчество, информация, ощущение, восприятие, представление, память, понятие, суждение, умозаключение, объяснение, понимание, конкретность истины, диалектика абсолютной и относительной истины, научное познание и его признаки, принципы исследования, методы исследования, методология, эпистемология, факт, гипотеза, теория, аксиома, типы научной рациональности, научная картина мира, интуиция, вера, паранаука, лженаука, обыденное знание, агностицизм.
Основная литература:
Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров / А.Г.Спиркин. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 828 с. – Серия: Бакалавр. Рекомендовано МО РФ.
Философия: конспекты лекций: [учебное пособие для студентов]. Часть II / Ю.К. Волков, Н.Е. Белова, О.А. Верещагин; под общ. ред. Ю.К. Волкова; АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2012. – 169 c.
Дополнительная литература:
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. – М.: ТЕИС, 1996. – С. 102-327.
Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 / Фролов И.Т. и др. – М.: Политиздат, 1989. – С. 318-358, 359-415.
Меркулов И.П. Эволюционируют ли наши когнитивные способности? // Вопросы философии. – 2005. – № 3. – С. 92-102.
Порус В.Н. Является ли наука самоорганизующейся системой? // Вопросы философии. – 2006. – № 1.
Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учебник для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 142-216.
Титов В.Ф. Философия: Учебник для вузов / В.Ф. Титов, И.Н. Смирнов. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 76-101.
Философия: курс лекций: Учеб.пособие для студентов вузов / Под общ. ред. В.Л. Калашникова. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 126-131.
Философия: Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М.: АСТ, «СЛОВО», 2000. – С. 433-464.
Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: «Проспект», 1997. – С. 224-393.
Тема 17. Будущее человечества: философский аспект
Целью изучения темы является определение специфики современного этапа развития человеческого общества, характеристика глобальных проблем и перспектив современной цивилизации.
Вопросы для подготовки и обсуждения:
1. Глобальные проблемы как выражение противоречивости развития современной цивилизации. Типология глобальных проблем и пути их решения.
2. Проблема прогнозирования общественного развития. Будущее человека и общества.
В ходе изучения темы студенты должны усвоить следующие основные понятия:общественный прогресс, концепция постиндустриального общества, глобальные проблемы, глобалистика, глобализация, вестернизация, футурология, технологический детерминизм, теория конвергенции, сциентизм, антисциентизм, социальное прогнозирование.
Основная литература:
Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров / А.Г.Спиркин. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 828 с. – Серия: Бакалавр. Рекомендовано МО РФ.
Философия: конспекты лекций: [учебное пособие для студентов]. Часть II / Ю.К. Волков, Н.Е. Белова, О.А. Верещагин; под общ. ред. Ю.К. Волкова; АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2012. – 169 c.
Дополнительная литература:
Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 / Фролов И.Т. и др. – М.: Политиздат, 1989. – С. 585-619.
Кессиди Ф.К. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. – 2003. – № 1. – С. 76-79.
Нариньяни А.С. Между эволюцией и сверхвысокими технологиями: новый человек ближайшего будущего // Вопросы философии. – 2008. – № 4. – С. 3-17.
Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учебник для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 290-305.
Семенов В.С. О перспективах человека в XXI столетии // Вопросы философии. – 2005. – № 9. – С. 26-38.
Титов В.Ф. Философия: Учебник для вузов / В.Ф. Титов, И.Н. Смирнов. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 116-120.
Федотова В.Г. Социальное конструирование общества, приемлемого для жизни // Вопросы философии. – 2003. – № 11. – С. 3-18.
Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 377-379.
Юдин Б.Г. О человеке, его природе и будущем // Вопросы философии. – 2004. – № 2. – С. 16-28.
Юревич А.В. Ассиметричное будущее // Вопросы философии. – 2008. – № 7. – С. 76-89.
Контрольные тесты
Задания тестов сгруппированы по основным темам учебной программы, и могут быть использованы студентами в целях самоконтроля и выявления пробелов в знаниях при подготовке к семинарским занятиям и экзамену. При выполнении тестовых заданий необходимо выбирать только один из четырех вариантов ответа на каждый вопрос.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|