Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 5. Философия эпохи Возрождения





Целью изучения темы является усвоение важнейших особенностей философии Возрождения, гуманистических, естественнонаучных, натурфилософских, религиозно-философских и социально-политических учений эпохи Возрождения.

 

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Гуманизм эпохи Возрождения (Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Л. Валла, Э. Роттердамский, Пико делла Мирандола, М. де Монтень и др.).

2. Естественнонаучные и натурфилософские концепции Ренессанса (Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно, Б. Телезио, Г. Галилей).

3. Религиозно-философские и социально-политические учения Возрождения (М. Лютер, Ж. Кальвин, Т. Мюнцер, Т. Мор, Н. Макиавелли и др.).

 

Основные понятия: секуляризация, антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм, панентеизм, геоцентризм, гелиоцентризм, деизм, социальная утопия, макиавеллизм, Реформация, протестантизм, лютеранство, кальвинизм, доктрина предопределения, контрреформация.

Основная литература:

Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров / А.Г.Спиркин. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 828 с. – Серия: Бакалавр. Рекомендовано МО РФ.



Философия: конспекты лекций: [учебное пособие для студентов]. Часть I / Ю.К. Волков, Н.Е. Белова, О.А. Верещагин; под общ. ред. Ю.К. Волкова; АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2011. – 187 c.

 

Дополнительная литература:

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.1 / Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989. – С. 135-146.

Далмайр Ф. Николай Кузанский о вере, знании и ученом незнании // Вопросы философии. – 2007. – № 2. – С. 35-41.

Жильсон Э. Данте и философия (фрагменты). Перевод с фр. А.Д. Бакулова // Вопросы философии. – 2006. – № 7. – С. 155-169.

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2003. – С. 226-279.

Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учебник для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 314-316.

Титов В.Ф. Философия: Учебник для вузов / В.Ф. Титов, И.Н. Смирнов. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 50-52.

Философия: курс лекций: Учеб.пособие для студентов вузов / Под общ. ред. В.Л. Калашникова. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 266-271.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 97-111.



Тема 6. Философия Нового времени (XVII – XVIII вв.)

Целью изучения темы является усвоение основных идей, принципов, направлений и концепций европейской философии XVII – XVIII вв.

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Исторические условия формирования и важнейшие особенности европейской философии Нового времени.

2. Философия XVII века:

а) эмпиризм Ф. Бэкона;

б) рационализм Р. Декарта;

в) развитие рационализма в учениях Б. Спинозы и Г. Лейбница;

б) материализм Т. Гоббса;

в) сенсуализм Дж. Локка.

3. Философия XVIII века:

а) английский субъективный идеализм (Дж. Беркли, Д. Юм);

б) философия французского Просвещения (Ф. Вольтер, Д. Дидро и др.).

4. Социальные теории Нового времени. Теория общественного договора и естественного права.

 

Основные понятия: рационализм, эмпиризм, сенсуализм, индукция, дедукция, механицизм, пантеизм, деизм, картезианство, субстанция, атрибут, модус, монада, идолы пещеры, рода, площади, театра, врожденные идеи, интеллектуальная интуиция, принцип предустановленной гармонии, первичные и вторичные качества, tabula rasa, агностицизм, солипсизм, теория естественного права, теория общественного договора.

 

Основная литература:

Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров / А.Г.Спиркин. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 828 с. – Серия: Бакалавр. Рекомендовано МО РФ.

Философия: конспекты лекций: [учебное пособие для студентов]. Часть I / Ю.К. Волков, Н.Е. Белова, О.А. Верещагин; под общ. ред. Ю.К. Волкова; АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2011. – 187 c.

 

Дополнительная литература:

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.1 / Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989. – С. 146-169.



Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2003. – С. 280-420.

Микешин М.И. Социальная философия Давида Юма // Вопросы философии. – 2003. – № 8. – С. 132-143.

Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учебник для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 317-325.

Философия: Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М.: АСТ, «СЛОВО», 2000. – С. 112-138.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 112-143.

Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: «Проспект», 1997. – С. 224-235, 398-407.

Тема 7. Немецкая классическая философия

Целью изучения темы является усвоение терминологии, основных идей, принципов и концепций классиков немецкой философии.

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Естественнонаучные и социальные предпосылки формирования немецкой классической философии.

2. Критическая философия И. Канта.

3. Субъективный идеализм И. Фихте.

4. Натурфилософия Ф. Шеллинга.

5. Абсолютный идеализм Г. Гегеля.

 

В ходе изучения темы студенты должны усвоить следующие основные понятия: системность, диалектический метод мышления, принцип активности познающего субъекта, априоризм, критическая философия, априорное и апостериорное знание, априорные формы чувственности, априорные категории рассудка, вещь-в-себе, феномены и ноумены, трансцендентальный субъект, антиномии чистого разума, категорический императив, наукоучение, диалектика «я» и «не-я», трансцендентальный идеализм, панлогизм, абсолютная идея, мировой дух, отчуждение, законы диалектики, категории диалектики.

 

Основная литература:

Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров / А.Г.Спиркин. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 828 с. – Серия: Бакалавр. Рекомендовано МО РФ.

Философия: конспекты лекций: [учебное пособие для студентов]. Часть I / Ю.К. Волков, Н.Е. Белова, О.А. Верещагин; под общ. ред. Ю.К. Волкова; АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2011. – 187 c.

Дополнительная литература:

Александров А.А. Проблема человека в философии Гегеля // Философия и общество. – 2005. – № 1. – С. 143-156.

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.1 / Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989. – С. 169-191.

Коротких В.И. Предмет и структура «Феноменологии духа» Гегеля // Вопросы философии. – 2005. – № 4. – С. 158-166.

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2003. – С. 421-500.

Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учебник для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 326-330.

Философия: курс лекций: Учеб.пособие для студентов вузов / Под общ. ред. В.Л. Калашникова. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 276-284.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 149-184.

Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: «Проспект», 1997. – С. 3-20, 235-256, 407-410.

Тема 8. Современная западная философия

Целью изучения темы является усвоение основных тенденций развития постклассической европейской философии, специфики и основных проблем философии XX в.

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Кризис классической и возникновение постклассической философии. Ее специфика.

2. Традиция рационализма в постклассической философии (неогегельянство, неокантианство, марксизм, позитивизм, прагматизм).

3. Традиция иррационализма в философии XIX - начала XХ вв. (волюнтаризм А. Шопенгауэра, предэкзистенциализм С. Кьеркегора, философия жизни (Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, Г. Зиммель).

4. Основные направления западной философии ХХ в.: неопозитивизм, постпозитивизм, психоанализ, феноменология, экзистенциализм, прагматизм, философская антропология, религиозная философия, герменевтика, постмодернизм.

 

Студенты должны усвоить следующие основные понятия темы: иррационализм, неклассический рационализм, сциентизм, антисциентизм, закон трех стадий исторического развития, позитивное знание, диалектический материализм, отчуждение, классы, общественно-экономическая формация, воля к жизни, воля к власти, аполлоническое и дионисийское начала, жизненный мир, феноменологическая редукция, интенциональность сознания, экзистенция, пограничная ситуация, герменевтика, понимание, верификация, фальсификация, открытое общество, концепция научных революций, парадигма, бессознательное, либидо, сублимация, коллективное бессознательное, архетипы, понимание.

 

Основная литература:

Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров / А.Г.Спиркин. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 828 с. – Серия: Бакалавр. Рекомендовано МО РФ.

Философия: конспекты лекций: [учебное пособие для студентов]. Часть I / Ю.К. Волков, Н.Е. Белова, О.А. Верещагин; под общ. ред. Ю.К. Волкова; АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2011. – 187 c.

 

Дополнительная литература:

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.1 / Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989. – С. 282-367.

Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. В 2 тт. Т.1: Учебное пособие. – М.: Интерпракс, 1994. – 432 с.

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2003. – С. 550-708.

Философия: курс лекций: Учеб.пособие для студентов вузов / Под общ. ред. В.Л. Калашникова. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 299-316.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 185-205, 206-231.

Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: «Проспект», 1997. – С. 20-38, 472-485.

Тема 9. Русская философия

Целью изучения темы является формирование знаний об основных особенностях и направлениях русской философии, понимание значения полемики идей в русской философской мысли для духовного развития России.

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Основные особенности и этапы развития русской философии.

2. Зарождение русской философии (XI-XVII вв.)

3. Русская философия XVIII в. и ее связь с европейским Просвещением.

4. Русская философия XIX – начала ХХ в. Основные направления и представители:

а) славянофилы и западники;

б) русский радикализм (философия революционных демократов, русский марксизм);

в) консервативное направление (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев);

г) философия «всеединства» В.С. Соловьева;

д) философия «серебряного века». Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Л. Шестов. Русский космизм.

 

Студенты должны усвоить следующие основные понятия темы: онтологизм, диффузность, соборность, историософичность, славянофильство, западничество, интуитивизм, культурно-исторический тип, византизм, общинный социализм, антропологический принцип, народничество, всеединство, софиология, антроподицея, русская идея, русский космизм.

 

Основная литература:

Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров / А.Г.Спиркин. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 828 с. – Серия: Бакалавр. Рекомендовано МО РФ.

Философия: конспекты лекций: [учебное пособие для студентов]. Часть I / Ю.К. Волков, Н.Е. Белова, О.А. Верещагин; под общ. ред. Ю.К. Волкова; АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2011. – 187 c.

 

Дополнительная литература:

Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. Учебное пособие для гум. вузов. – М.: Наука, 1995. – 191 с.

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2003. – С. 709-868.

Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учебник для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 348-358.

Титов В.Ф. Философия: Учебник для вузов / В.Ф. Титов, И.Н. Смирнов. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 240-293.

Философия: курс лекций: Учеб.пособие для студентов вузов / Под общ. ред. В.Л. Калашникова. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 331-383.

Философия: Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М.: АСТ, «СЛОВО», 2000. – С. 257-360.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 143-148, 232-308.

Щукин В.Г. «Семейная разладица» или непримиримая распря? Западничество и славянофильство в культурологической перспективе // Вопросы философии. – 2003. – № 5. – С. 103-123.

Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: «Проспект», 1997. – С. 429-472.

Тема 10. Учение о бытии

Цель изучения темы заключается в том, чтобы сформировать знания по важнейшим категориям и проблемам философской онтологии.

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия.

2. Проблема субстанции. Представления о субстанции в истории философии. Монизм. Дуализм. Плюрализм.

3. Категория материи в философии. Современная наука о системной организации материи.

4. Движение, пространство и время как атрибуты материи. Формы движения.

 

Основные понятия темы:бытие, небытие, ничто, основные формы бытия, фундаментальные типы реальности, субстанция, материализм и его исторические типы, объективный идеализм, субъективный идеализм, монизм, дуализм, плюрализм, материя, атрибут, движение, изменение, пространство и время, субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени, системность, самоорганизация, синергетика.

 

Основная литература:

Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров / А.Г.Спиркин. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 828 с. – Серия: Бакалавр. Рекомендовано МО РФ.

Философия: конспекты лекций: [учебное пособие для студентов]. Часть II / Ю.К. Волков, Н.Е. Белова, О.А. Верещагин; под общ. ред. Ю.К. Волкова; АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2012. – 169 c.

Дополнительная литература:

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. – М.: ТЕИС, 1996. – С. 328-430.

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 / Фролов И.Т. и др. – М.: Политиздат, 1989. – С. 14-94.

Губанов Н.И. Основные формы бытия // Философия и общество. – 2004. - № 4. - С. 45-62.

Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учебник для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 82-141.

Титов В.Ф. Философия: Учебник для вузов / В.Ф. Титов, И.Н. Смирнов. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 62-75.

Философия: курс лекций: Учеб.пособие для студентов вузов / Под общ. ред. В.Л. Калашникова. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 90-100.

Философия: Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М.: АСТ, «СЛОВО», 2000. – С. 361-393.

Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Философия и общество. – 2004. – № 1. – С. 5-16.

Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: «Проспект», 1997. – С. 394-492.

 

Тема 11. Учение о развитии

Цель изучения темы заключается в том, чтобы сформировать знания по важнейшим принципам, категориям и законам философской теории развития.

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Диалектика как учение о развитии. Диалектические идеи и модели диалектики в истории философии.

2. Развитие, его признаки и виды.

3. Основные категории развития:

а) категории, отражающие универсальные связи бытия;

б) учение о системности бытия;

в) категории детерминизма.

4. Законы развития:

а) закон отрицания отрицания;

б) закон перехода количественных изменений в качественные;

в) закон единства и борьбы противоположностей.

Основные понятия темы:движение, изменение, развитие, противоречие, диалектика, метафизика, синергетика, закон перехода количественных изменений в качественные, количество, качество, скачок, мера, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, диалектическое отрицание, диалектический синтез, универсальные связи бытия, единичное и общее, явление и сущность, структурные связи бытия, часть и целое, форма и содержание, элемент и структура, принцип системности, связи детерминации, случайность и необходимость, возможность и действительность.

Основная литература:

Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров / А.Г.Спиркин. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 828 с. – Серия: Бакалавр. Рекомендовано МО РФ.

Философия: конспекты лекций: [учебное пособие для студентов]. Часть II / Ю.К. Волков, Н.Е. Белова, О.А. Верещагин; под общ. ред. Ю.К. Волкова; АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2012. – 169 c.

Дополнительная литература:

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. – М.: ТЕИС, 1996. – С. 430-498.

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 / Фролов И.Т. и др. – М.: Политиздат, 1989. – С. 95-184.

Воленский Я. Детерминизм и логика // Вопросы философии. – 2003. - № 5. – С. 71-80.

Левин Г.Д. Тождество и сходство // Вопросы философии. – 2005. - № 12. – С. 107-118.

Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учебник для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 105-130.

Сачков Ю.В. Эволюция учения о причинности // Вопросы философии. – 2003. - № 4. – С. 101-118.

Философия: курс лекций: Учеб.пособие для студентов вузов / Под общ. ред. В.Л. Калашникова. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 52-89.

Философия: Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М.: АСТ, «СЛОВО», 2000. – С. 393-433.

Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: «Проспект», 1997. – С. 407-410, 429-432.

Тема 12. Проблема человека в философии

Целью изучения темы являетсяусвоение специфики философского понимания человека, основных концепций человека, понимание сущности и основных этапов антропогенеза, соотношения биологического и социального в человеке.

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Образы человека в истории философской мысли (античность, средневековье, эпоха Возрождения, Новое время).

2. Проблема антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в человеке.

3. Специфика человеческой деятельности. Человек и природа.

4. Проблема жизни и смерти. Смысл человеческой жизни.

 

Основные понятия темы:антропосоциогенез, деятельность, труд, творчество, игра, общение, социализация, смысл жизни, бытие человека, индивид, личность, индивидуальность, индивидуализм, конформизм, обезличенность, свобода, необходимость, ответственность, произвол, биологизаторские и социологизаторские концепции.

Основная литература:

Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров / А.Г.Спиркин. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 828 с. – Серия: Бакалавр. Рекомендовано МО РФ.

Философия: конспекты лекций: [учебное пособие для студентов]. Часть II / Ю.К. Волков, Н.Е. Белова, О.А. Верещагин; под общ. ред. Ю.К. Волкова; АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2012. – 169 c.

Дополнительная литература:

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 / Фролов И.Т. и др. – М.: Политиздат, 1989. – С. 219-268.

Имянитов Н.С. Объективные смыслы жизни и существования // Вопросы философии. – 2006. – № 7. – С. 84-94.

Кутырев В.А. Апология человеческого (предпосылки и контуры консервативного философствования) // Вопросы философии. – 2003. – № 1. – С. 63-75.

Самсонов А.Л. Человек и биосфера: проблема информационных оценок // Вопросы философии. – 2003. – № 6. – С. 111-127.

Юдин Б.Г. О человеке, его природе и будущем // Вопросы философии. – 2004. – № 2. – С. 16-28.

Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учебник для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 32-81.

Титов В.Ф. Философия: Учебник для вузов / В.Ф. Титов, И.Н. Смирнов. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 196-210.

Философия: курс лекций: Учеб.пособие для студентов вузов / Под общ. ред. В.Л. Калашникова. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 17-27.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 506-544.

Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: «Проспект», 1997. – С. 522-539.

 

 

Тема 13. Учение об обществе

Целью изучения темы является понимание сущности общества как особого рода объективной реальности, основных подходов к его изучению, структуры общества, основных концепций современной философии истории, смысла и направленности исторического развития.

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Проблема общественной жизни в историко-философском контексте.

2. Общество как саморазвивающаяся система. Социальная структура. Основные сферы общественной жизни.

3. Единство истории и ее логика. Смысл и направленность исторического процесса. Субъекты и движущие силы исторического развития. Эволюция и революция в развитии общества.

4. Формационная и цивилизационная концепции развития общества.

 

В ходе изучения темы студенты должны усвоить следующие основные понятия: общество, общественное бытие, сферы общественной жизни, социальные институты, общественное сознание и его формы, формация, цивилизация, базис, надстройка, социальная реальность, гражданское общество, государство, культура, история, прогресс, регресс, революция, реформа.

 

Основная литература:

Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров / А.Г.Спиркин. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 828 с. – Серия: Бакалавр. Рекомендовано МО РФ.

Философия: конспекты лекций: [учебное пособие для студентов]. Часть II / Ю.К. Волков, Н.Е. Белова, О.А. Верещагин; под общ. ред. Ю.К. Волкова; АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2012. – 169 c.

Дополнительная литература:

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 / Фролов И.Т. и др. – М.: Политиздат, 1989. – С. 416-584.

Поляков А.Н. К проблеме общественных формаций // Вопросы философии. – 2003. – № 6. – С. 3-15.

Розин В.М. Техника и социальность // Вопросы философии. – 2005. – № 5. – С. 95-107.

Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учебник для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 217-305.

Титов В.Ф. Философия: Учебник для вузов / В.Ф. Титов, И.Н. Смирнов. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 211-226.

Философия: курс лекций: Учеб.пособие для студентов вузов / Под общ. ред. В.Л. Калашникова. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 132-250.

Философия: Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М.: АСТ, «СЛОВО», 2000. – С. 465-534.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 310-505, 558-575.

Тема 14. Ценность как способ освоения мира человеком

Целью изучения темы является усвоение природы ценностей, их основных типов и исторической эволюции, понимание роли ценностей в жизни человека и общества.

 

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Ценности, их природа и принципы классификации. Роль ценностей в жизни человека и общества.

2. Мораль и нравственные ценности. Иерархия нравственных ценностей. «Золотое правило» нравственности.

3. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Историческая эволюция эстетического идеала.

4. Религия и разнообразие религиозных ценностей. Свобода совести.

 

В ходе изучения темы студенты должны усвоить следующие основные понятия: ценности, идеалы, ценностные ориентации, прагматическая концепция ценностей, трансцендентальная концепция, исторический релятивизм М. Вебера, ценностное отношение, мораль, нравственность, этика, добро, зло, обычай, право, морализм и имморализм, общечеловеческие ценности, эстетика, эстетический идеал, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, художественное творчество, художественный образ, религиозная вера, догматика, культ, атеизм, свобода совести.

 

Основная литература:

Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров / А.Г.Спиркин. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 828 с. – Серия: Бакалавр. Рекомендовано МО РФ.

Философия: конспекты лекций: [учебное пособие для студентов]. Часть II / Ю.К. Волков, Н.Е. Белова, О.А. Верещагин; под общ. ред. Ю.К. Волкова; АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2012. – 169 c.

 

Дополнительная литература:

Гусейнов А.А. Об идее абсолютной морали // Вопросы философии. – 2003. – № 3. – С. 3-12.

Киселев Г.С. Смыслы и ценности нового века // Вопросы философии. – 2006. – №4. – С. 3-16.

Столович Л.Н. Об общечеловеческих ценностях // Вопросы философии. – 2004. – №7. – С. 86-98.

Философия в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 296-315.

Философия: Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М.: АСТ, «СЛОВО», 2000. – С. 576-645.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 448-505, 545-557.

Тема 15. Сознание как философская проблема

Целью изучения темы являетсяусвоение сущности сознания, этапов его генезиса, основных концепций сознания, связи физиологического и психического, структуры сознания, соотношения мышления и языка, структуры и роли самосознания в духовной жизни личности.

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Сознание как объект философского осмысления. Идеальное и материальное.

2. Проблема происхождения сознания.

3. Структура сознания. Самосознание.

4. Сознание и психика. Сознание и бессознательное.

5. Общественное сознание и его формы.

 

Основные понятия темы:сознание, духовная реальность, идеальное, психика, редукционизм, высшая нервная деятельность, отражение и его формы, рефлексия, интеллект, бессознательное, архетипы, интуиция, воображение, язык, мышление, активность сознания, интенциональность и идеаторность сознания, самосознание, общественное сознание, массовое сознание.

Основная литература:

Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров / А.Г.Спиркин. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 828 с. – Серия: Бакалавр. Рекомендовано МО РФ.

Философия: конспекты лекций: [учебное пособие для студентов]. Часть II / Ю.К. Волков, Н.Е. Белова, О.А. Верещагин; под общ. ред. Ю.К. Волкова; АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2012. – 169 c.

 

Дополнительная литература:

Васильев В.В. Мозг и сознание: выходы из лабиринта // Вопросы философии. – 2006. – № 1.

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 / Фролов И.Т. и др. – М.: Политиздат, 1989. – С. 288-317, 445-454.

Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учебник для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 41-68.

Титов В.Ф. Философия: Учебник для вузов / В.Ф. Титов, И.Н. Смирнов. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 147-160.

Философия: курс лекций: Учеб.пособие для студентов вузов / Под общ. ред. В.Л. Калашникова. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 100-126.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 532-536.

Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: «Проспект», 1997. – С. 257-262, 300-303.

Тема 16. Познание

Целью изучения темы является усвоение гносеологической проблематики философии, применение теории познания как методологии в решении конкретных познавательных и практических задач.

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Проблема познаваемости мира. Субъект и объект познания.

2. Чувственное и рациональное в познании. Эмпиризм и рационализм.

3. Проблема истины в философии. Абсолютная и относительная истины. Проблема критерия истины в истории философии.

4. Научное познание, его особенности, уровни и методы.

 

В ходе изучения темы студенты должны усвоить следующие основные понятия: знание, отражение, творчество, информация, ощущение, восприятие, представление, память, понятие, суждение, умозаключение, объяснение, понимание, конкретность истины, диалектика абсолютной и относительной истины, научное познание и его признаки, принципы исследования, методы исследования, методология, эпистемология, факт, гипотеза, теория, аксиома, типы научной рациональности, научная картина мира, интуиция, вера, паранаука, лженаука, обыденное знание, агностицизм.

 

Основная литература:

Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров / А.Г.Спиркин. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 828 с. – Серия: Бакалавр. Рекомендовано МО РФ.

Философия: конспекты лекций: [учебное пособие для студентов]. Часть II / Ю.К. Волков, Н.Е. Белова, О.А. Верещагин; под общ. ред. Ю.К. Волкова; АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2012. – 169 c.

 

Дополнительная литература:

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. – М.: ТЕИС, 1996. – С. 102-327.

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 / Фролов И.Т. и др. – М.: Политиздат, 1989. – С. 318-358, 359-415.

Меркулов И.П. Эволюционируют ли наши когнитивные способности? // Вопросы философии. – 2005. – № 3. – С. 92-102.

Порус В.Н. Является ли наука самоорганизующейся системой? // Вопросы философии. – 2006. – № 1.

Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учебник для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 142-216.

Титов В.Ф. Философия: Учебник для вузов / В.Ф. Титов, И.Н. Смирнов. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 76-101.

Философия: курс лекций: Учеб.пособие для студентов вузов / Под общ. ред. В.Л. Калашникова. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 126-131.

Философия: Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М.: АСТ, «СЛОВО», 2000. – С. 433-464.

Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: «Проспект», 1997. – С. 224-393.

 

Тема 17. Будущее человечества: философский аспект

Целью изучения темы является определение специфики современного этапа развития человеческого общества, характеристика глобальных проблем и перспектив современной цивилизации.

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Глобальные проблемы как выражение противоречивости развития современной цивилизации. Типология глобальных проблем и пути их решения.

2. Проблема прогнозирования общественного развития. Будущее человека и общества.

 

В ходе изучения темы студенты должны усвоить следующие основные понятия:общественный прогресс, концепция постиндустриального общества, глобальные проблемы, глобалистика, глобализация, вестернизация, футурология, технологический детерминизм, теория конвергенции, сциентизм, антисциентизм, социальное прогнозирование.

 

Основная литература:

Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров / А.Г.Спиркин. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 828 с. – Серия: Бакалавр. Рекомендовано МО РФ.

Философия: конспекты лекций: [учебное пособие для студентов]. Часть II / Ю.К. Волков, Н.Е. Белова, О.А. Верещагин; под общ. ред. Ю.К. Волкова; АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2012. – 169 c.

 

Дополнительная литература:

Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 / Фролов И.Т. и др. – М.: Политиздат, 1989. – С. 585-619.

Кессиди Ф.К. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. – 2003. – № 1. – С. 76-79.

Нариньяни А.С. Между эволюцией и сверхвысокими технологиями: новый человек ближайшего будущего // Вопросы философии. – 2008. – № 4. – С. 3-17.

Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Учебник для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 290-305.

Семенов В.С. О перспективах человека в XXI столетии // Вопросы философии. – 2005. – № 9. – С. 26-38.

Титов В.Ф. Философия: Учебник для вузов / В.Ф. Титов, И.Н. Смирнов. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 116-120.

Федотова В.Г. Социальное конструирование общества, приемлемого для жизни // Вопросы философии. – 2003. – № 11. – С. 3-18.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – С. 377-379.

Юдин Б.Г. О человеке, его природе и будущем // Вопросы философии. – 2004. – № 2. – С. 16-28.

Юревич А.В. Ассиметричное будущее // Вопросы философии. – 2008. – № 7. – С. 76-89.


Контрольные тесты

Задания тестов сгруппированы по основным темам учебной программы, и могут быть использованы студентами в целях самоконтроля и выявления пробелов в знаниях при подготовке к семинарским занятиям и экзамену. При выполнении тестовых заданий необходимо выбирать только один из четырех вариантов ответа на каждый вопрос.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.