Сделай Сам Свою Работу на 5

Сердцевинные государства и линии разлома





Цивилизации – это самые крупные человеческие племена, а столкновение цивилизаций — племенной конфликт в глобальном масштабе. В возникающем сейчас мире государства и группы людей, принадлежащие к различным цивилизациям, отстаивают свои интересы от целостностей третьей цивилизации; преследуя общие цели, они могут при этом вступать в ограниченные, созданные ради таких целей тактические отношения и коалиции. Отношения между группами из разных цивилизаций почти никогда не будут близкими; обычно они остаются прохладными, а часто — враждебными. Унаследованные из прошлого связи между государствами разных цивилизаций, например военные союзы времен "холодной войны", похоже, истощаются и исчезают без следа. Не суждено сбыться и надеждам на близкое межцивилизационное "партнерство" типа сформулированного однажды лидерами России и Америки. Характер складывающихся межцивилизационных отношений будет колебаться от сдержанности до применения насилия, но в большинстве случаев устанавливаться где-то посередине. Во многих случаях они будут, скорее всего, приближаться к "холодному миру", который, как предупреждал Борис Ельцин, может стать характерным для будущих отношений между Россией и Западом. Другие межцивилизационные отношения могут более или менее соответствовать состоянию "холодной войны". Понятие la guerra fria выдумали в XIII веке испанцы, описывая свое "нелегкое сосуществование" с мусульманами Средиземноморья. В 90-х годах нашего столетия многие увидели, как между исламом и Западом снова разгорается "цивилизационная холодная война" [30]. Впрочем, в мире цивилизаций это не единственный случай, к которому применимо данное понятие. Холодный мир, холодная война, торговая война, квази-война, нелегкий мир, запутанные отношения, острое соперничество, сосуществование-соревнование, гонка вооружений – в таких выражениях чаще всего описывают отношения между целостностями, принадлежащими к различным цивилизациям. Доверие и дружбу встретишь редко.



Межцивилизационный конфликт принимает две формы. На локальном уровне возникают конфликты по линиям разлома – между соседними государствами, относящимися к различным цивилизациям, между разноцивилизационными группами внутри государства или же между группами, которые, как в бывшем Советском Союзе и Югославии, пытаются создать новые государства на развалинах старых. Конфликты по линии разлома особенно часто возникают между мусульманскими и немусульманскими странами... На глобальном уровне возникают конфликты между сердцевинными государствами различных цивилизаций. Предметы таких конфликтов являются классическими для международных отношений. Среди них можно назвать конфликты из-за:



(1) влияния на формирование глобальных процессов и на действия таких глобальных международных организаций, как ООН, МВФ и Всемирный банк;

(2) военной мощи; такие конфликты проявляются в разногласиях по поводу нераспространения ядерного оружия, контроля над вооружениями и в гонке вооружений;

(3) экономической мощи и благосостояния; такие конфликты проявляются в спорах по вопросам торговли, капиталовложений и другим проблемам;

(4) людей; такие конфликты влекут за собой стремление государств одной цивилизации защитить своих соплеменников в другой цивилизации, дискриминировать или изгнать со своей территории людей другой цивилизации;

(5) моральных ценностей и культуры; такие конфликты возникают, когда в отношениях с народами других цивилизаций государство пытается продвигать собственные ценности или навязывать их;

(6) территории – время от времени; в таких случаях сердцевинные государства участвуют в конфликтах по линиям разлома, сражаясь в первых рядах.



Разумеется, эти проблемы извечно бывали источниками конфликтов между людьми. Однако если в них вовлечены государства, принадлежащие к различным цивилизациям, культурные различия обостряют конфликт. В соревновании друг с другом сердцевинные государства стремятся сплотить свои цивилизационные когорты, заручиться поддержкой государств третьих цивилизаций, внести внутренний раскол и поощрить отступничество в противостоящей цивилизации. Ради достижения своих целей страны сочетают дипломатические, политические, экономические и тайные действия с пропагандистским влиянием и принуждением. Однако маловероятно, чтобы сердцевинные государства прямо применяли друг против друга силу — за исключением таких ситуаций, как на Ближнем Востоке и в Индостане, где они граничат друг с другом по линии цивилизационного разлома. В противном случае возникновение войны между сердцевинными государствами вероятно при двух обстоятельствах. Во-первых, они могут вспыхнуть между локальными группами по мере того, как конфликт по линии разлома эскалирует, а соплеменники, в том числе сердцевинные государства, сплачиваются для поддержки локальных воюющих сторон. Однако для сердцевинных государств противостоящих цивилизаций такая перспектива является сильнейшим стимулом к сдерживанию или разрешению конфликтов по линии разлома.

Во-вторых, война между сердцевинными государствами может начаться из-за изменения глобального соотношения сил между цивилизациями. Фукидид, например, полагал, что Пелопонесская война возникла по причине возраставшей мощи Афин внутри древнегреческой цивилизации. Точно так же история западной цивилизации – это история "войн за гегемонию" между державами, переживавшими расцвет и упадок. В какой степени сходные факторы раздувают конфликт между сердцевинными государствами различных цивилизаций, находящимися на подъеме или клонящимися к упадку, зависит от того, какую форму приспособления к подъему новой державы предпочитают в этих цивилизациях: поддержание баланса или же присоединение к победителю. Вторая форма, вероятно, более характерна для азиатских цивилизаций, подъем же китайской державы, скорее, побудит государства других цивилизаций (США, Индию и Россию) постараться сбалансировать этот сдвиг. То обстоятельство, что западная история обошлась без войны за гегемонию между Великобританией и США, а сдвиг от Pax Britannica к Pax Americana завершился, по всей видимости, мирно, в значительной степени объясняется тесным культурным родством двух обществ. Отсутствие такого родства при изменении баланса сил между Западом и Китаем не делает вооруженный конфликт неизбежным, зато более вероятным. Динамизм ислама становится постоянным источником многих относительно малых войн по линиям разлома; подъем Китая — это потенциальный источник крупной межцивилизационной войны между сердцевинными государствами.

Ислам и Запад

Некоторые западные политики, в том числе президент Билл Клинтон, утверждали, будто проблемы у Запада – не с исламом, а лишь с яростными исламскими экстремистами. Четырнадцать столетий истории свидетельствуют об обратном. Отношения между исламом и христианством – как западным, так и восточным – часто складывались бурно. Каждый был для другого Иным. Конфликт между либеральной демократией и марксизмом-ленинизмом в ХХ веке – всего лишь мимолетный и поверхностный исторический феномен по сравнению с непрерывными глубоко конфликтными отношениями между исламом и христианством. Временами преобладало мирное сосуществование, чаще же отношения выливались в острое соперничество или по-разному горячие войны. Джон Эспозито писал, что "историческое развитие... часто ставило эти два сообщества в положение конкурентов, а временами сводило в смертельной схватке за власть, землю и души" [31]. Веками судьба двух религий состояла из взлетов и падений, следовавших друг за другом, подобно огромному валу, затишью и встречному валу.

Исходный арабо-исламский рывок вовне (с начала VII до середины VIII века) привел к установлению мусульманского владычества в Северной Африке, Иберии, на Ближнем и Среднем Востоке, в Персии и Северной Индии. Затем разделительные линии между исламом и христианством стабилизировались примерно на два века. В конце XII века христиане восстановили контроль над западным Средиземноморьем, покорили Сицилию и захватило Толедо. В 1095 году христиане начали крестовые походы, и в течение полутора веков их властители с убывающим успехом пытались установить христианское правление в Святой земле и на примыкающих к ней территориях Ближнего Востока; в 1291 году они потеряли свой последний оплот – Акру. Тем временем на сцене появились турки-османы. Сначала они ослабили Византию и покорили большую часть Балкан и Северной Африки. В 1453 году они захватили Константинополь, а в 1529 году и Вену. "В течение почти тысячи лет, – заметил Бернар Льюис, – начиная с первой высадки мавров в Испании и вплоть до второй турецкой осады Вены, Европа постоянно испытывала угрозу со стороны ислама" [32]. Ислам — единственная цивилизация, которая ставила под сомнение выживание Запада, причем делала это, по меньшей мере, дважды.

Однако к XV веку события постепенно принимают иной оборот. Христиане мало-помалу отвоевывают Иберийский полуостров, выполнив эту задачу к 1492 году в Гранаде. Между тем европейские усовершенствования в мореплавании позволили португальцам и другим европейцам обойти исламский хартланд и проникнуть в Индийский океан, а также за его пределы. Одновременно русские покончили с двухвековым монгольским игом. Затем Османская империя сделала последний рывок вперед, снова осадив в 1683 году Вену. Поражение османов стало началом долгого отступления, повлекшего за собой борьбу православных народов на Балканах за освобождение от оттоманского правления, расширение Габсбургской империи и драматическое наступление русских в сторону Черного моря и Кавказа. За один век "бич христианства" превратился в "больного человека Европы" [33]. В конце Первой мировой войны Британия, Франция и Италия нанесли ему смертельный удар и установили прямое или непрямое правление на оставшихся оттоманских землях – за исключением территории Турецкой Республики. К 1920 году только четыре мусульманские страны – Турция, Саудовская Аравия, Иран и Афганистан – оставались свободными от какой-либо формы немусульманского правления.

В свою очередь, отступление западного колониализма началось медленно в 20-30-е годы и драматически ускорилось после Второй мировой войны. Распад Советского Союза принес независимость еще нескольким мусульманским обществам. По одному подсчету, между 1757 и 1919 годами немусульманские правительства сделали на мусульманской территории более 90 приобретений. К 1995 году 69 из них снова находились под мусульманским контролем, а примерно в 45 независимых государствах преобладало мусульманское население. Насильственная природа этих сдвигов отражается в том факте, что среди войн, которые в период между 1820 и 1929 годами вели пары государств с различными религиями, 50 проц. были войнами между мусульманами и христианами [34].

Причины постоянства этой модели конфликта кроются не в таких преходящих феноменах, как христианская пассионарность XII века или исламский фундаментализм XX-го. Они проистекают из природы этих двух религий и основанных на них цивилизаций. С одной стороны, конфликт породили различия, и прежде всего понимание ислама как образа жизни, выходящего за пределы религии и политики и объединяющего мусульман; это противоречит западнохристианской концепции отделения Богова от кесарева. Однако конфликт проистекал и из сходных черт двух религий. Обе они монотеистические и, в отличие от политеистических, не могут с легкостью принимать новых богов, обе описывают мир в дуалистических понятиях "мы" и "они". Обе универсалистичны и претендуют на роль единственно правильной веры, к которой могут присоединиться все люди. Обе религии — миссионерские по характеру и основаны на вере в то, что их последователи обязаны обращать неверующих в эту одну единственно истинную веру. Родившись, ислам все время расширялся путем завоеваний; при благоприятных условиях то же делало и христианство. Параллельные концепции "джихада" и "крестового похода" не только напоминали одна другую, но и отличали две этих веры от других мировых религий. У ислама и христианства с иудаизмом – телеологический взгляд на историю, в отличие от циклических и статических взглядов, преобладающих в других цивилизациях.

На жесткий конфликт между исламом и христианством временами влияли демографический рост и упадок, экономическое развитие, технологические изменения и интенсивность религиозных убеждений. Распространение ислама в VII веке сопровождалось "беспрецедентной по своему размаху и скорости" массовой миграцией арабских народов на земли Византийской и Сасанидской империй. Крестовые походы, имевшие место несколькими веками позже, были продуктом экономического роста, увеличения численности населения, "клюнийского возрождения" в Европе XI века, что позволило мобилизовать большое число рыцарей и крестьян на поход в Святую землю. Когда первый крестоносец достиг Константинополя, один византийский наблюдатель написал: "Весь Запад, в том числе варварские племена, живущие между Адриатическим морем и Геркулесовыми столбами, начали переселяться и шли походом, прорываясь в Азию большой массой, со всем скарбом" [35]. В XIX веке впечатляющий рост населения снова вызвал извержение из Европы — крупнейшее в истории переселение людей, направлявшихся в исламские и другие земли.

Сопоставимое сочетание факторов обострило конфликт между исламом и Западом в конце XX века. Во-первых, прирост исламского населения увеличил число безработных и недовольных молодых людей, из рядов которых рекрутировали сторонников исламистского дела. Они оказывали давление на соседние общества и переселялись на Запад. Во-вторых, исламское Возрождение дало мусульманам новую уверенность в отличительных чертах и превосходстве их цивилизации, их ценностей над западными. В-третьих, постоянные попытки Запада превратить свои ценности и институты во всеобщие, поддерживать свое военное и экономическое превосходство, а также вмешиваться во внутренние конфликты мусульманского мира вызвали сильное негодование среди мусульман. В-четвертых, с коллапсом коммунизма исчез общий враг Запада и ислама, зато каждый из них превратился в ощутимую угрозу для другого. В-пятых, расширение контактов между мусульманами и людьми Запада, их смешение укрепляют и у тех, и у других новое ощущение собственной идентичности и того, что она отделяет их друг от друга. Взаимодействие и смешение обострили также различия в понимании прав, которыми обладают люди одной цивилизации в стране, где численно преобладают члены другой. В 80-х и 90-х годах и в исламском, и в христианском обществах терпимость по отношению друг к другу резко снизилась.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.