Сделай Сам Свою Работу на 5

В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Российской Федерации

Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ государственный НЕФТЕГАЗОВЫЙ университет»

 

Институт Менеджмента и бизнеса

 

Кафедра «Экономики и организации производства»

 

УТВЕРЖДАЮ:

Председатель СПН

_______________Л.Н. Руднева

«_____»______________ 20___ г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Производственной практики

направление подготовки 38.03.01 Экономика

профиль«Экономика предприятий и организаций. Статистика»

квалификация (степень) выпускника - бакалавр

форма обучения - очная

семестр - 4

Тюмень 20___

При разработке программы в основу положен Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (бакалавр)

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Экономики и организации производства

 

Протокол № _____ «_____» __________ 20___ г.

 

 

Зав.кафедрой ЭкУП ________________ Л.Н. Руднева

 

Рабочую программу разработал:

к.с.н., доцент _______________ И.В. Дружинина

 




ЦЕЛИ ПРАКТИКИ

Рабочим учебным планом подготовки бакалавра по направлению 38.03.01 «Экономика» по профилю «Статистика» предусмотрены четыре вида практики: учебная (2 семестр, 2 недели), производственная (4 семестр, 8 недель), научно-исследовательская (6 семестр, 2 недели) и преддипломная (8 семестр, 6 недель). Практика обучаемых является обязательной составной частью учебного плана подготовки бакалавров, продолжением учебного процесса в производственных условиях, эффективной формой подготовки специалиста к трудовой деятельности. Практика дает общее представление о профессиональной деятельности бакалавра экономики. Она формирует общие требования, предъявляемые к бакалавру в области знаний, умений, навыков, которые будут формироваться у обучаемого в течение всего периода подготовки в вузе.

Основная цель практики - приобретение обучаемыми необходимых практических умений и навыков в осуществлении профессиональной расчетно-экономической, аналитической, научно-исследовательской, организационно-управленческой и педагогической деятельности.



Цель производственной практики бакалавров в заключается в приобретении обучающимися практических навыков сбора, систематизации, анализа и представления информации и ведения самостоятельной исследовательской работы в сфере экономики, а также в систематизации, расширении и закреплении профессиональных знаний, полученных при изучении основ экономики, статистики и информационных технологий, в углублении компетенций, сформированных в ходе теоретической подготовки обучаемых по дисциплинам социального и экономического, математического и естественно-научного и профессионального циклов, а также в приобретении практических навыков организации и управления производством, аналитической и плановой работы на предприятии.

 

 

ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Основными задачами практики являются:

- изучение и приобретение практических навыков использования информационных технологий для сбора, обработки, систематизации, хранения и представления экономической информации;

в области расчетно-аналитической деятельности приобретение практических навыков:

- подготовки исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

- разработки экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств;

в области аналитической, научно-исследовательской деятельности приобретение практических навыков:

- поиска информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;



- обработки массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;

- построения стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;

- анализа и интерпретации показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом;

- подготовки информационных обзоров, аналитических отчетов;

- проведения статистических обследований, опросов, анкетирования и первичной обработки их результатов;

- участия в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовки предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;

в области организационно-управленческой деятельности приобретение практических навыков:

- разработки вариантов управленческих решений, обоснования их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности;

- организации выполнения порученного этапа работы;

- подготовки решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий, организаций, ведомств.

МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ 38.03.01 «ЭКОНОМИКА»

Место производственной практики в структуре ООП ВПО

 

В структуре основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО) по направлению подготовки бакалавра 38.03.01 «Экономика» производственная практика завершает изучение основных теоретических дисциплин учебного плана и формирование теоретических компетенций в полном объеме в 4-м семестре.

Содержание производственной практики связано с изучением следующих дисциплин ООП ВПО по направлению 38.03.01 «Экономика»: Б.1.Б.6 – Правоведение, Б.1.Б.15 – Статистика, Б.1.Б.16 – Экономика предприятий (организаций), Б.1.Б.17 – Налоги и налогообложение, Б.1.Б.19 – Ценообразование, Б.1.Б.21 – Теория бухгалтерского учета, Б.1.Б.22 – Менеджмент, Б.1.Б.23 – Маркетинг, Б.1.Б.25 – Управление качеством, Б.1.В.6 – Информационные технологии в экономике.

 

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Производственная практика обучаемых по направлению подготовки бакалавров 38.03.01 «Экономика» проводится в организациях (учреждениях, на предприятиях), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом и осуществляющим свою деятельность в сферах, связанных с направлением (профилем) подготовки бакалавров, либо на выпускающей кафедре или в лабораториях (НИИ) университета.

В период практики обучаемые по решению принимающей организации могут быть заняты на рабочих местах в экономических должностях.

 

РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ

 

Руководство практикой осуществляется с двух сторон:

- со стороны университета - руководителем практики - преподавателем кафедры, реализующей ООП ВПО по данному направлению (профилю) подготовки;

- со стороны предприятия - квалифицированными специалистами – сотрудниками предприятия, назначенными руководителями в установленном в организации порядке.

Руководитель практики от кафедры:

- устанавливает связь с руководителем практики от предприятия и совместно с ним уточняет программу ее проведения и индивидуальное задание;

- консультирует обучаемого по вопросам прохождения практики и оказывает методическую помощь при выполнении им индивидуального задания;

- осуществляет контроль за ходом прохождения практики, оценивает результаты выполнения программы практики;

Руководитель практики от предприятия:

- организует проведение инструктажа по технике безопасности;

- в случае необходимости решает жилищно-бытовые проблемы обучаемого в период практики;

- организует проведение производственных экскурсий;

- проводит консультации с обучаемым по программе практики;

- организует встречи со специалистами других отделов предприятия;

- решает вопросы по ознакомлению студентов с документацией предприятия;

- оценивает работу обучаемого во время практики и дает заключение об его работе;

- проверяет и оценивает отчет по практике.

По окончании практики письменный отчет о ее прохождении, заполненный табель практической работы по практике, отзыв руководителя практики от предприятия, содержащий данные о выполнении программы практики и индивидуальных заданий, а также об отношении обучаемого к работе и его подготовленности к будущей профессиональной деятельности, заверяются руководителем практики от предприятия и его печатью.

 

КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ

В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Процесс прохождения практики обучаемых направлен на формирование следующих компетенций:

 

Вид практики Формируемые компетенции
Производственная 1) общекультурные (ОК): - способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3); - способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4); - способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7). 2) общепрофессиональные (ОПК): - способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1); - способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2); - способность выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ОПК-3); - способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовностью нести за них ответственность (ОПК-4). 3) профессиональные (ПК): расчетно-экономическая деятельность: - способность собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); - способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2); - способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3); аналитическая, научно-исследовательская деятельность: - способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5); - способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7); - способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8); организационно-управленческая деятельность: - способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10); учетная деятельность: - способность осуществлять документирование хозяйственных операций, проводить учет денежных средств, разрабатывать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации и формировать на его основе бухгалтерские проводки (ПК-14); - способность формировать бухгалтерские проводки по учету источников и итогам инвентаризации и финансовых обязательств организации (ПК-15); - способность оформлять платежные документы и формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней, страховых взносов - во внебюджетные фонды (ПК-16); - способность отражать на счетах бухгалтерского учета результаты хозяйственной деятельности за отчетный период, составлять формы бухгалтерской и статистической отчетности, налоговые декларации (ПК-17)

 

В результате прохождения практики обучаемый должен:

знать:

- теоретические основы научных методов и инструменты проведения исследований экономических процессов;

- современные информационные технологии для обработки экономической информации;

- теоретические основы и закономерности функционирования предприятий и организаций;

- принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений в реальной деятельности предприятия (учреждения).

уметь:

- определить и поставить задачи проведения научных исследований и разработок;

- разработать рабочие планы и программы проведения исследований экономических процессов;

- выбрать методы и средства решения задач исследования;

- подготовить задания для групп и отдельных исполнителей;

- подготовить данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;

- организовать и провести экономическое исследование, в том числе статистическое обследование и опрос;

- подобрать теоретические и эконометрические модели исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности;

- оценить и интерпретировать полученные результаты;

- выявить проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предложить способы их решения и оценить ожидаемые результаты;

- использовать основные методы экономического анализа статистической, бухгалтерской и финансовой информации;

- использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач.

владеть:

- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, участия в научных дискуссиях, передачи экономических знаний в образовательном процессе, проведения анализа экономических систем и выявления позитивных и негативных моментов, возможности совершенствования;

- навыками определения состава источников информации, сбора данных для проведения анализа, обобщения результатов анализа, экономической оценки мероприятий по совершенствованию организации управления экономическими процессами;

- навыками: сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования; поиска, анализа и оценки источников информации для проведения экономических расчетов; проведения оценки эффективности проектов с учетом фактора неопределенности; анализа существующих форм организации управления; разработки и обоснование предложений по их совершенствованию; прогнозирования динамики основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом;

- умениями теоретически обосновывать подходы к разработке, организации, реализации, контролю и регулированию решений, связанных с управлением организацией, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Общая трудоемкость:

- производственной практики в 4-м семестре - 108 час. (3 зачетных единицы),

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студента и трудоемкость в часах Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
Подготовительные работы (ознакомит. лекции) Выполнение учебных (произв.) заданий Обработка и обобщение полученных результатов Формирование текстовых и графич. документов
Производственная практика (4-й семестр)
1. Подготовительный этап (в т.ч. инструктаж по технике безопасности; ознакомительная лекция; составление плана работы)       Роспись в журнале по ТБ. Собеседование
2. Производственный этап, в.т.ч. изучение вопросов: 1) краткая организационно- экономическая характеристика предприятия; 2) характеристика технологии производства продукции (выполнения работ, услуг) на предприятии.   Собеседование
3. Научно-исследовательская работа студента (углубленное изучение особенностей работы какого-либо подразделения организации, отдела (группы подразделений, группы отделов) по решению конкретных производственных задач (функций)).   Собеседование
4. Подготовка отчета по практике     Защита отчета. Собеседование
5. Итого за 4-й семестр Всего: 108 час. (3 з. ед.)

 

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ

ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ

 

8.1. Требования по оформлению отчета по практике

 

Отчет по практике составляется обучаемым в период пребывания на предприятии в соответствии с программой прохождения практики. Отчет должен содержать:

- титульный лист;

- содержание;

- типовое задание;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения.

Титульный лист является первой страницей отчета. Образец оформления титульного листа приведен в Приложении 1 настоящей рабочей программы.

Введение содержит цели и задачи практики, краткую характеристику предприятия - места практики.

Заключение должно содержать краткие выводы по результатам практики, оценку полноты решения типовых и индивидуальных заданий и оценку практической работы в соответствии с будущей квалификацией, предложения по совершенствованию рабочей программы и организации практики (если таковые имеются).

В приложения к отчету включаются:

- дневник практики (Приложение 2);

- справочные материалы, связанные с прохождением практики, материалы внутрифирменной отчетности предприятия – места практики;

- отзыв руководителя практики от предприятия;

- информация для выполнения курсовых работ (проектов).

Объем отчета по всем видам производственной практики не должен превышать 30 страниц печатного текса на листах формата А4.

Все страницы отчета нумеруются арабскими цифрами по порядку от титульного листа до последней страницы. На титульном листе и содержании номер не ставится, а далее проставляется в правом верхнем углу листа.

Разделы отчета нумеруются арабскими цифрами с точкой в конце. Введение и заключение не нумеруются. Подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела (например, «1.3.»).

Пункты нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из номера раздела, подраздела и пункта (например, «1.2.3.»). Заголовки разделов пишутся прописными буквами, заголовки подразделов и пунктов – строчными, кроме первой. Точку в конце заголовка раздела (подраздела, пункта) не ставят.

Каждый раздел следует начинать с нового листа.

Все иллюстрации отчета именуются рисунками и нумеруются последовательно в пределах раздела арабскими цифрами. Номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации в данном разделе (например, «Рис. 2.3.»).

Цифровой материал в отчете оформляется в виде таблиц, которые нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела. В правом верхнем углу над соответствующим заголовком помещают надпись «Таблица» с указанием ее номера (например, «Таблица 2.1»).

В список использованных источников включают все источники информации, располагая их в алфавитном порядке и следующей иерархии:

- официально-документальные материалы и нормативно-правовые акты;

- методические материалы;

- остальные в алфавитном порядке.

При ссылке в тексте на источники документальной информации приводят порядковый номер по списку литературы, заключенный в квадратные скобки с указанием страницы (например, [5,с.27]).

Более подробно требования к оформлению отчета по практике изложены в Методических рекомендациях по оформлению студенческих работ, изданных Институтом менеджмента и бизнеса [16].

Отчет оформляется обучаемым во время практики, для чего дается 2-3 дня. После этого отчета предоставляется на кафедру в недельный срок после окончания практики и подлежит защите.

 

Требования к содержанию отчета по производственной практике

 

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к современным экономистам-аналитикам, обучающиеся по направлению «Экономика» по профилю «Статистика», в процессе производственной практики должны изучить следующие вопросы.

1. Общая часть: краткая организационно-экономическая и технико-технологическая характеристика предприятия:

- миссия, цели и задачи организации;

- историческая справка развития организации;

- характеристика организационной структуры управления организацией;

- характеристика видов деятельности организации;

- основные технико-экономические показатели (объемы выпуска продукции (выполненных работ) по видам в натуральном и денежном выражении, численность персонала по категориям, наличие основного и оборотного капитала, показатели финансовых результатов и др.).

2. Типовое задание: характеристика предприятия, как операционной системы:

- входные ресурсы предприятия (труд, материалы, капитал, информация);

- производственные мощности предприятия, их характеристика и использование;

- производственные (информационные) потоки и особенности технологических процессов (сбора, передачи, обработки и хранения информации);

- производственные выходы (продукция, услуги), их ассортиментная, количественная и качественная характеристика;

- система контроля качества продукции.

3. Индивидуальное задание производственной практики состоит из выполнения НИР и сбора информации для выполнения курсовых работ и проектов в процессе предстоящего обучения.

Научно-исследовательская работа студента на производственной практике заключается в изучении одного из следующих вопросов по выбору студента:

- характеристика основных технико-экономических показателей деятельности предприятия, анализ их динамики за 3 года и взаимосвязей;

- формы государственной статистической отчетности предприятия, их содержание и инструкции по заполнению.

9. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ПРАКТИКЕ

Наряду с исследовательскими (производственными) задачами обучаемый должен принимать участие или самостоятельно организовать проведение научно-исследовательских экспериментов, касающихся теоретической или практической части курсовых работ и выпускной квалификационной работы.

Для организации научной работы обучаемых руководитель практики формирует индивидуальные задания и согласовывает их с практикантами, исходя из научно-исследовательской тематики и научных интересов профессорско-преподавательского, аспирантского состава кафедры и самих обучаемых.

Программа НИР обучаемого может включать следующие виды научно-исследовательской работы:

- изучение специальной литературы и другой научно-технической информации, достижения отечественной и зарубежной науки в области экономики;

- участие в проведении научных исследований;

- сбор, обработка, анализ и систематизация научно-технической информации по теме исследования (заданию);

- участие в проведении научных исследований по направлениям работы кафедры, реализующей ООП ВПО по направлению «Экономика» по профилю «Статистика»;

- составление отчетов (разделов отчета) по теме НИР или ее разделу (этапу, заданию);

- выступление с докладом на научной или научно-практической конференции;

- подготовка к публикации статьи по результатам научно-исследовательской практики.

Обучаемый обязан добросовестно и качественно выполнять порученную работу на любом этапе практики, активно участвовать в общественной деятельности производственных подразделений, способствуя успеху выполнения работ.

Во время прохождения практики обучаемый максимально глубоко изучает, и исследует экономические процессы в организации, где проходит практика. На основании собранного в ходе практики материала обучаемый разрабатывает инновационные подходы к оценке, анализу и прогнозированию тех или иных экономических процессов, происходящих в организации. При этом обучаемый обязан использовать различный арсенал вычислительной техники и программного обеспечения, такого как, справочно-правовые системы Garant, Консультант, пакеты программ Project Expert, 1С:Бухгалтерия, Debt CounselingЮ, Финансовый анализ, Финансовый анализ: ПРОФ. + Оценка бизнеса, Бюджет, MathСad, STATISTICA.

10. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИКЕ

Руководство и контроль за прохождением практики возлагаются соответствующим приказом на руководителя практики по направлению подготовки.

Общее учебно-методическое руководство практикой осуществляется кафедрой, реализующей ООП ВПО по направлению «Экономика» по профилю «Статистика».

Заведующий кафедрой назначает руководителя практики, который:

- оказывает обучаемому организационное содействие и методическую помощь в решении задач практики;

- проводит необходимые организационные мероприятия по выполнению программы практики;

- определяет общую схему выполнения исследования, график проведения практики, режим работы обучаемого и осуществляет систематический контроль за ходом практики и работы обучаемого;

- оказывает помощь обучаемому по всем вопросам, связанным с прохождением практики и оформлением отчета.

Обучаемый:

- при прохождении практики получает от руководителя указания, рекомендации и разъяснения по всем вопросам, связанным с организацией и прохождением практики, отчитывается о выполнении этапов практики в соответствии с графиком ее проведения;

- проводит исследование по утвержденной теме в соответствии с графиком практики и режимом работы организации – места прохождения практики;

- получает от руководителя практики указания, рекомендации и разъяснения по всем вопросам, связанным с организацией и прохождением практики;

- отчитывается о выполненной работе в соответствии с установленным графиком.

Основным документом, подтверждающим процесс прохождения практики, является дневник практики. По завершении практики дневник в обязательном порядке должен быть подписан руководителем практики от предприятия (организации) – места практики и заверен печатью по месту ее прохождения.

Обязательным документом является характеристика с места прохождения практики, подписанная руководителем практики в организации, где она проходила, и заверенная печатью.

Для более рациональной организации самостоятельной работы в процессе прохождения практики студент должен руководствоваться ее программой, составленной кафедре, реализующей ООП ВПО по направлению «Экономика» по профилю «Статистика».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.