Сделай Сам Свою Работу на 5

Комментарии к российским обязательствам в области образования





В соответствии с приведенной таблицей в отношении образовательных услуг на любом уровне образования (начальном, среднем, высшем, а также образовании для взрослых) в столбце «ограничения доступа на рынок» графа «Нет» по первому способу поставки (трансграничная поставка) означает, что Россия принимает обязательство не вводить ограничения в отношении возможности оказания лицами из других членов ВТО образовательных услуг с территории любого члена ВТО на территорию России для любых лиц в России. Оказание образовательных услуг в данном случае происходит дистанционно, посредством различных видов связи, с использованием сетевых технологий и т. д. По второму способу поставки (потребление за рубежом) общая для всех уровней образования графа «Нет» означает, что Россия принимает обязательство не вводить для лиц из других членов ВТО ограничения в отношении возможности оказания образовательных услуг на их территории лицам из России.

Снятие ограничений по первому и второму способу поставки в отношении доступа иностранных поставщиков и их услуг на российский рынок объясняется тем, что, во-первых, риски в части получения дистанционного образования либо получения образования за рубежом не настолько велики, как в случае коммерческого присутствия иностранного поставщика или присутствия иностранных физических лиц на территории Российской Федерации для оказания образовательных услуг. Во-вторых, защита в данных областях может эффективно осуществляться на уровне российского законодательства.



 

Важно отметить, что принятие российской стороной обязательств в какой-либо сфере «без ограничений» не означает отсутствия соответствующего правового регулирования. Россия (как и любой другой член ВТО) сохраняет за собой право применять недискриминационное внутреннее регулирование в сфере услуг образования (например, регулирование, направленное на обеспечение качества услуг или защиту прав потребителей, такое как, лицензирование, квалификационные требования, аттестация и аккре­ди­та­ция). Лимитировано, фактически, будет только право применять ограничения, изменяющие условия конкуренции между иностранными и национальными поставщиками услуг в пользу последних.



В отношении услуг на уровне начального и среднего образования, а также образования для взрослых, не являющегося высшим образованием, коммерческое присутствие иностранного поставщика образовательных услуг (третий способ поставки) ограничено деятельностью в форме российского юридического лица, являющегося некоммерческой организацией. Таким образом, Россия установила, что иностранные лица из членов ВТО смогут учреждать на ее территории не любые юридические лица для оказания образова­тельных услуг, а только юридические лица, признаваемые таковыми в соответствии с российским законодательством и исключительно в форме некоммерческих организаций. Это необходимо для предотвращения коммерциализации системы образования и перераспределения финансовых потоков в образовательной сфере. Образовательные услуги в отличие от большинства иных видов услуг имеют ярко выраженный общественно значимый характер, поэтому создание иностранными поставщиками коммерческих юридических лиц в этой сфере противоречило бы самой сути регулируемых отношений. В этом смысле особенно актуально было защитить уровни начального и среднего образования как наиболее социально ориентированные и уязвимые.

В отношении услуг в области высшего образования РФ не взяла на себя обязательств по ГАТС. Это объясняется многогранностью нормативного регулирования указанной сферы, желанием России оставить за собой свободу действий по сохранению действующих нормативных актов или введению новых, которые несовместимы с положениями ГАТС. Россия, таким образом, сохраняет за собой право вводить любые ограничения по деятельности иностранных учреждений высшего образования на национальном образовательном рынке, регулировать общий объем иностранного присутствия в сфере высшего образования.



По четвертому способу поставки – присутствие физических лиц – обязательства не принимаются, кроме указанных в ч. I «Горизонтальные обязательства». Данная позиция означает, что Россия не берет на себя обязательств в отношении возможности допуска иностранных физических лиц из других членов ВТО (действующих от собственного имени либо от имени других юридических/физических лиц из членов ВТО в качестве представителей или сотрудников таких лиц) на территорию России для оказания образовательных услуг. То есть, за Россией остается право самостоятельно решать, какие меры иммиграционной политики следует применять к таким иностранцам, как надлежит регулировать условия осуществления иностранными физическими лицами из членов ВТО трудовой деятельности на территории РФ и т. п. Такое ограничение снимает опасность перераспределения рынка труда в пользу иностранцев. Исключением из этого правила являются «горизонтальные обязательства» в отношении присутствия физических лиц, которые касаются, например, определенных сроков пребывания на территории Российской Федерации иностранцев, въезжающих с целью представления иностранного поставщика услуг на переговорах по поставке услуг, учреждения коммерческого присутствия поставщика услуг; относящихся к категории ключевого персонала поставщика и т. п.

Что касается ограничений национального режима, то по первому способу поставки (трансграничная поставка) Россия приняла на себя обязательства не устанавливать изъятий из принципа национального режима применительно к статусу и деятельности лиц из членов ВТО, оказывающих образовательные услуги со своей территории на территорию России. По второму способу поставки Россия обязалась не устанавливать изъятия из принципа национального режима применительно к статусу и деятельности лиц из членов ВТО, оказывающих образовательные услуги на территории любого члена ВТО лицам из России. Однако и в том, и в другом случае указанные обязательства не принимаются в отношении субсидий и других форм государственной поддержки, включая доступ к финансовым и другим материальным ресурсам государства. Указанная оговорка направлена на защиту финансовой системы государства, утечки финансовых ресурсов за рубеж. Кроме того, в соответствии с горизонтальными обязательствами (то есть по всем секторам) Россия также ограничила доступ к субсидиям и иным формам государственной поддержки, включая доступ к финансовым и иным материальным ресурсам государства, оставляя за собой возможность предоставлять их только гражданам Российской Федерации.

Подобные установления объясняются тем, что многие законодательные меры, связанные с финансовой помощью или финансированием из бюджета, представляют собой субсидирование отечественных услуг или поставщиков услуг, что, согласно идеологии и правилам ГАТС, является дискриминационным барьером на пути иностранных услуг и поставщиков услуг. В связи с этим важным механизмом, обеспечивающим защиту финансовой системы государства, а также утечки финансовых ресурсов за рубеж служит включение рассматриваемой оговорки в график специфических обязательств. Подобные условия также эффективно используются в рамках ВТО государствами Европейского сообщества.

Третий способ поставки (коммерческое присутствие) в отношении услуг в области начального, среднего образования, а также образования для взрослых возможен в случае, если соблюдены ограничения доступа на рынок относительно формы и вида учреждаемого иностранным поставщиком юридического лица с учетом того, что такие обязательства не принимаются в отношении субсидий и других форм государственной поддержки, включая доступ к финансовым и другим материальным ресурсам государства. Как и в случае с ограничениями по доступу на рынок, обязательства по третьему способу поставки в области высшего образования Россия не приняла. Конечно, на практике возникновение определённых негативных последствий от допуска иностранного элемента возможно во всех секторах образовательного пространства, но, прежде всего, в тех из них, где наиболее высока цена образовательных услуг, то есть в сфере высшего профессионального образования. Поэтому отказ в предоставлении национального режима иностранному коммерческому присутствию здесь вполне логичен и направлен на обеспечение безопасности рассматриваемого сектора.

В отношении четвертого способа поставки (присутствие физических лиц) Россия не взяла на себя никаких обязательств по предоставлению национального режима тем иностранным физическим лицам из других членов ВТО, которые уже находятся на территории России для оказания образовательных услуг. Исключением из этого являются только уже упомянутые «горизонтальные обязательства» России.

Таким образом, подход к принятию обязательств по способам поставки и секторам, избранный российской стороной, во многом схож с подходами, принятыми США и странами ЕС. Данный подход характеризуется снятием ограничений по доступу на рынок по трансграничной поставке и потреблению за рубежом (первый и второй способ поставки), включением оговорок по условиям предоставления возможности коммерческого присутствия иностранных поставщиков, сохранением ограничений по четвертому способу поставки (кроме горизонтальных обязательств). Такой избирательный подход к снятию ограничений по подсекторам и режимам нейтрализует опасения относительно полного открытия образовательной сферы при вступлении России в ВТО.

Если сравнивать варианты поставки услуг, можно заключить, что в большей степени российской образовательной среде требуется защита в случае коммерческого присутствия иностранного поставщика, а также присутствия иностранных физических лиц. Поэтому российская сторона при принятии на себя обязательств в соответствии с ГАТС позаботилась об ограничениях, касающихся, прежде всего, третьего и четвёртого способа поставки. Основными целями при этом являются: поддержание правильного количественного баланса между российскими и иностранными поставщиками образовательных услуг, обеспечение качества оказываемых услуг и нормальной конкурентной среды.

Основное число стран-членов ВТО также придерживаются позиции сохранения государственного контроля над национальной системой образования. Полностью открытых внутригосударственных образовательных сегментов в мире не существует. Во всех странах-членах ВТО устанавливаются определенные ограничительные требования национальных органов образовательного надзора к иностранным образовательным учреждениям. Это касается вопросов: аккредитации, сертификации и лицензирования; контроля платежеспособности и финансовой устойчивости; налогообложения и т. д. Считается общепринятым, что национальные интересы практически каждой относительно развитой страны требуют сохранения «национального суверенитета» над ее образовательной системой, в том числе и в области высшего образования.


[1] Для целей настоящего ограничения под этими услугами понимаются такие типы услуг, в отношении которых предоставляются субсидии по состоянию на 19 ноября 2006 года.

5 Пояснение: Исключительные права могут быть предоставлены частным операторам, например, операторам, действующим на основе концессий, полученных от органов государственной власти и органов местного самоуправления, при условии принятия ими определенных обязательств по услугам.

 

6 Иностранные физические лица, въезжающие на территорию Российской Федерации для получения должности главного бухгалтера, могут получить статус временно проживающего в соответствии с законодательством Российской Федерации до въезда на территорию Российской Федерации.

31 Для целей настоящего Перечня специфических обязательств:

- «Культурное наследие народов Российской Федерации» - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов и их вклада в мировую цивилизацию.

- «Культурные ценности» - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки и диалекты, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

- «Культурное достояние народов Российской Федерации» - совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения и предприятия культуры, которые имеют общенациональное (общероссийское) значение и которые в силу этого безраздельно принадлежат Российской Федерации и ее субъектам без права их передачи иным государствам и союзам государств с участием Российской Федерации.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.