Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 3. История Российского флота и авиации на экспозиции военных музеев России.





В этой главе речь пойдет о истории развития российского флота и авиации XX века на экспозиции таких военных музеев России как: Центральный военно-морской музей и Центральный музей Военно-воздушных сил РФ. Фонды этих музеев обладают богатой коллекцией экспонатов касающихся развития отечественной авиации и флота.

В начале речь пойдет о развитии отечественной авиации. Музей Военно-воздушных Сил - единственный авиационный музей в стране, основу экспозиции которого составляют натурные самолеты, вертолеты, планеры и другая авиационная техника. Экспозиция Музея ВВС развернута в двух ангарах и шести залах.

Экспозицию открывает Зал № 1 посвященный зарождению воздухоплавания в России. В зале музея экспонируются корзина аэростата, паровая машина французского конструктора Габриэля Иона, предназначенная для установки на управляемый аэростат, и воздушный винт дирижабля. На стендах и витринах представлен фотоиллюстративный материал об участии воздухоплавательных частей в военных маневрах, русско-японской и первой мировой войнах.

Воздухоплавание явилось предшественником авиации. Многие воздухоплаватели затем стали летчиками. Исследования воздухоплавания способствовали созданию и развитию летательных аппаратов тяжелее воздуха. По экспозиции первого зала можно проследить историю развития этой области.



Также в первом зале представлены материалы по развитию авиационной техники периода Первой Мировой войны и дореволюционной России. Здесь можно увидеть много фотографий оригинальных русских конструкций, а также модели отечественных самолетов "Илья Муромец" и "Святогор", здесь же размещены экспериментальные авиационные моторы конструкторов А. Г. Уфимцева, А. Нестерова.[64] В зале экспонируются фотографии самолетов и личного состава первого социалистического и других авиационных отрядов, фотокопия распоряжения В.И. Ленина о сформировании авиадивизии. На стендах и витринах зала размещено много документов подписанных В. И. Лениным, в которых он давал указания по использованию авиации.

За годы первой мировой войны авиация из вспомогательного средства разведки и связи превратилась в самостоятельный род войск. На завершающем этапе войны авиаторы участвовали во всех крупных операциях и оказывали существенное влияние на ход боевых действий. Наряду с разведывательной возникла бомбардировочная и истребительная авиация. А в годы гражданской войны авиация вела воздушную разведку, борьбу с самолетами противника, осуществляли связь между штабами, корректировали огонь артиллерии, наносили бомбардировочные удары по вражеским войскам и обстреливали их из пулеметов, прикрывали свои войска с воздуха.



Следующий зал музея посвящен развитию авиации в период первых пятилеток. Здесь представлены фотографии и документы того времени посвященные программам развития авиации и авиационной промышленности, обучению и подготовке личного состава.

В этом зале представлено несколько образцов техники создаваемый в этот период времени. Это такие образцы как: Самолет АНТ-2 (первый цельнометаллический самолёт, покрытый гофрированной обшивкой из кольчугалюминия.).[65] Так же представлены модели самолетов ТБ-1 (ТБ-1— советский бомбардировщик. Первый в мире серийный цельнометаллический тяжёлый двухмоторный бомбардировщик-моноплан. Самолёт был разработан за 9 месяцев и выполнен в металле в 1925 году. Серийно строился с лета 1929 до начала 1932.) и ТБ-3. Туполев ТБ-3 — советский тяжёлый бомбардировщик, стоявший на вооружении ВВС СССР в 1930-е годы и во время Великой Отечественной войны. Несмотря на устарелость самолёта, и то, что он был официально снят со службы в бомбардировочных частях в 1939 году, ТБ-3 использовался как тяжёлый бомбардировщик и транспортный самолёт большую часть Второй мировой войны.[66] Р-5 — советский многоцелевой одномоторный самолёт 1930-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова в 1928 году. Серийно выпускался с 1930 по 1941году. Один из самых массовых самолётов-бипланов 1930-х годов в СССР. И-5 — советский истребитель-биплан, ставший основным типом в истребительной авиации ВВС СССР со времени его ввода в эксплуатацию в 1933 году и до 1936 года. Всего было построено 803 машин.[67]



За годы предвоенных пятилеток была создана мощная авиационная промышленность, способная обеспечить Военно-воздушные силы и Гражданский воздушный флот первоклассными самолетами. Были реконструированы старые и построены новые авиационные заводы, созданы различные опытно-экспериментальные и конструкторские организации.

Экспозиция 3 и 4 залов посвящены Великой Отечественной Войне. В этих залах представлены боевые самолеты, на которых советские летчики вступили в войну и которые поставляла авиационная промышленность в тяжелое военное время. В зале широко представлены групповые и индивидуальные фотографии молодых летчиков - активных участников воздушных боев и сражений. В экспозиции музея экспонируется Директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. партийным, профсоюзным и комсомольским организациям прифронтовых областей, которая стала программой борьбы советского народа против немецко-фашистских захватчиков. В ней говорится о необходимости мобилизовать все силы народа для разгрома врага. Представлена богатая коллекция фото документов посвященных воздушным боям советских летчиков и немецкими пилотами. Здесь представлены такие самолеты как: Учебный двухместный самолет У-2, конструкции Н.Н. Поликарпова. Этот тихоход в годы войны стал легким ночным бомбардировщиком. На нем успешно воевал женский полк. 23 летчицы стали Героями Советского Союза. Следующий самолет этого же конструкторского бюро Р-5 в годы войны применялся как ближний разведчик, ночной бомбардировщик, в качестве связного и санитарного. Один из лучших в мире истребителей И-16, КБ Н.Н. Поликарпова, успешно применялся в локальных войнах в Испании, Китае, Монголии, в финской кампании.[68] На нем наши летчики начали воевать с первых дней Великой Отечественной войны.[69] На И-16 появились первые Герои Советского Союза в Великую Отечественную войну. Истребитель МиГ-3 - на нем в начале Великой Отечественной войны открыл свой боевой счет трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин. Конструкторский коллектив под руководством С. А. Лавочкина в конце 1943 г. создал истребитель Ла-7. Этот самолет имел максимальную скорость на высоте 6000 м 680 км/ч, практический потолок 11 800 м. В музее экспонируется истребитель Ла-7, на котором закончил войну трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб.[70] На этом самолете прославленный ас в воздушных боях сбил 17 фашистских самолетов, а всего за период войны он уничтожил 62 вражеские машины. Як-9у - один из серии самых легких и скоростных истребителей того периода. На "яках" воевали тысячи советских летчиков, а также французский полк "Нормандия-Неман", польские и болгарские летчики.[71] Пе-2 начал поступать на вооружение авиационных частей перед войной и до ее окончания являлся основным фронтовым бомбардировщиком. На нем прославленный мастер пикирующего бомбового удара И.С. Полбин стал дважды Героем Советского Союза. На Пе-2 успешно воевал женский полк, сформированный известной летчицей М.М. Расковой.[72]

Часть экспозиции этого зала, посвящена работе тыла страны, фотографии, запечатлевшие сборку самолетов и авиационных моторов на конвейере, отправку их на фронт, и другие материалы, показывающие работу тружеников тыла. В зале представлены фотографии, засвидетельствовавшие действия различных родов авиации. Экспозиция 4 зала полностью посвящена окончанию Великой Отечественной войны. Здесь находится диорама с фрагментом битвы за Берлин и подлинной магнитофонной записью артиллерийской канонады. В зале широко представлены материалы и документы, относящиеся к боевым действиям ВВС в Берлинской операции. В экспозиции музея есть снимок летчиков 347-го истребительного полка, первыми совершивших посадку на центральный берлинский аэродром.

Великая Отечественная война была победоносно завершена. В этой войне наша авиация с честью выполнила свой долг перед Родиной. Материалы одного из стендов посвящены итогам Великой Отечественной войны, итогам боевых действий авиации. В суровых испытаниях войны авиационные командиры в совершенстве овладели искусством организации и ведения боевых действий крупными силами авиации в тесном взаимодействии с Сухопутными войсками и Военно-Морским Флотом.

Экспонаты 5 зала посвящены ведущим конструкторским бюро. Модели и фотографии самолетов, находящихся в витринах и на стендах, наглядно показывают развитие и совершенствование военных, пассажирских, транспортных самолетов и вертолетов, строившихся в нашей стране. Это такие бюро как:

Опытно-конструкторское бюро имени А.Н. Туполева. С 1923 г. по настоящее время создало много образцов самолетов различного назначения, в том числе первый цельнометаллический самолет АНТ-2. В этом бюро проектировались военные самолеты-разведчики Р-3 и Р-6, истребитель И-4 и тяжелые бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, ТБ-7 (Пе-8) и скоростной бомбардировщик СБ. Из гражданских самолетов следует назвать АНТ-9 и АНТ-14. В ходе Великой Отечественной войны был выпущен в серийное производство фронтовой бомбардировщик Ту-2.[73]

Опытно-конструкторское бюро Н.Н. Поликарпова. Развернуло свою творческую деятельность в 20-е годы созданием самолетов различного назначения: истребителя Ил-400, разведчика Р-1, учебно-тренировочного самолета П-1, опытного образца пассажирского самолета ПМ-1 и др. Опытно-конструкторское бюро имени С.В. Ильюшина. Проектировало главным образом бомбардировщики с большим радиусом действия и штурмовики. Во время Великой Отечественной войны заслуженную славу завоевали дальний бомбардировщик Ил-4 и штурмовики Ил-2 и Ил-10.[74]

Опытно-конструкторское бюро имени А.И. Микояна. В 1940 г. спроектировало высотный скоростной истребитель МиГ-1 с моторами АМ-35А, а в 1941 г.- его модификацию МиГ-3. В 1936-1937 гг. легкие самолеты конструкции А. С. Яковлева УТ-1 и УТ-2 были приняты на вооружение военной авиации как учебно-тренировочные. Помимо боевых самолетов конструкторский коллектив бюро после войны создал ряд новых учебных и спортивных самолетов, а в 1967 г.- скоростной реактивный комфортабельный пассажирский самолет для местных воздушных линий Як-40. В этом самолете впервые решена очень трудная техническая проблема - сочетание короткого разбега и пробега с высокой крейсерской скоростью. Салон самолета рассчитан на полет 32 пассажиров.[75]

Опытно-конструкторское бюро имени С. А. Лавочкина. В 1940 г. создало и запустило в серийное производство скоростной истребитель ЛаГГ-3 (конструкторы С.А. Лавочкин, В.П. Горбунов, М.И. Гудков). Во время Великой Отечественной войны на смену ему пришли более совершенные истребители Ла-5 и Ла-7 конструкции С.А. Лавочкина со звездообразными моторами воздушного охлаждения АШ-82. Эти истребители по всем основным боевым параметрам превосходили вражеские самолеты. [76]

Опытно-конструкторское бюро имени О.К.Антонова. Ан-22 'Антей' Является основным коллективом по разработке самолетов транспортной авиации. Этим ОКБ было создано множество типов самолетов - от небольшого одномоторного самолета Ан-2, широко применявшегося в народном хозяйстве, до гигантских транспортных самолетов Ан-22 ("Антей") и АН-124 ("Руслан"). Самолет Ан-22 экспонировался на Парижской авиационной выставке в 1965г. и поразил посетителей и специалистов огромными размерами грузовых кабин и большой грузоподъемностью. [77]

Опытно-конструкторское бюро имени П. О. Сухого. Проектирует самолеты различного назначения. Под руководством П.О. Сухого в ОКБ А.Н. Туполева был построен самолет АНТ-25. В послевоенный период ОКБ П.О. Сухого создало мощные реактивные сверхзвуковые боевые самолеты. Опытно-конструкторское бюро имени Г.М. Бериева. Проектировало самолеты для морской авиации различного назначения. В 30-е годы на вооружение авиации ВМФ были приняты самолеты МБР-2 (морской ближний разведчик) с мотором М-34 и Бе-2 с мотором М-25А.[78]

Фактически можно сказать, что здесь представлена не только история развития отечественного авиастроения, но и история многих людей (конструкторы, инженеры проектировщики и многие другие) сыгравших не малую роль в развитии отечественного авиастроения.

В зале № 5 экспонируются фотопортреты видных советских авиационных деятелей, вложивших большой труд в дело создания и развития отечественной авиации, в том числе портреты летчиков-испытателей, давших путевку в воздух многим опытным самолетам. В витринах зала имеется много фотографий экспериментальных самолетов оригинальных конструкций, созданных авиационными конструкторами до Великой Отечественной войны.

В зале № 6 развернута экспозиция послевоенного развития военной авиации России. Здесь посетители знакомятся с появлением и развитием реактивной авиации в нашей стране. Здесь представлены образцы вооружения, катапультные кресла для спасения летчиков, демонстрируются кабина современного истребителя, действующий макет военного аэродрома, спец. обмундирование летчиков, модели тяжелых транспортных самолетов.

Можно сказать что этот зал является переходным. Экспозиция этого зала показывает нам как изменилась авиация (как военная так и гражданская) в первые послевоенные годы, и что было сделано для перестроения авиастроения с «военных рельс» на новый мирный путь развития. Можно сказать в этом зале мы фактически знакомимся с современностью авиастроения.

Дальше мы расскажем вам о стоянке самолетов. Здесь представлены образцы авиа техники разных КБ, например конструкторского бюро А.Н. Туполева демонстрируется четырехмоторный дальний бомбардировщик Ту-4, с которого была испытана первая атомная бомба в Советском Союзе. Дальний бомбардировщик Ту-16. На вооружении таких самолетов кроме бомб были управляемые крылатые ракеты. Сверхзвуковой дальний бомбардировщик Ту-22 являлся основным в ДА в шестидесятые - семидесятые годы. На всепогодном дальнем истребителе-перехватчике Ту-128 летчик и оператор с помощью бортовой радиолокационной станции могли уничтожать самолеты противника на дальних рубежах в облаках и ночью. [79]Так же здесь представлен макет первого в истории авиации четырехмоторного самолета под названием "Илья Муромец". Этот гигант своего времени был построен русским авиаконструктором И.И. Сикорским в 1913 году. В первую мировую и гражданские войны на таких самолетах вели воздушную разведку, бомбили объекты противника. Далее маршрут идет вдоль стоянки самолетов КБ А.С. Яковлева. Экспозиция начинается с одного из первых реактивных самолетов Советского Союза Як-17. Предшественник его Як-15 поднялся впервые в воздух в апреле 1946 года, а уже в августе того же года демонстрировался на воздушном параде в Тушино.[80] Следующими представителями знаменитого семейства "мигов" являются истребители МиГ-15, МиГ-17, УТИ - МиГ-15.[81] Они выпускались промышленностью в различных модификациях и являлись одними из лучших в мире по своему классу, завоевав любовь и уважение летного состава не только нашей страны, но и многих стран мира. Заканчивается экспозиция самолетов КБ П.О. Сухого самыми современными самолетами Су-27 и Су-35. Последний по своим аэродинамическим характеристикам, электронному оборудованию и многоцелевому назначению является одним из лучших в мире.[82] На стоянке так же представлено несколько гигантов, это бомбардировщики ЗМ, прозванный на Западе "Бизон" и Ту-95, имеющий название "Медведь". Не стоит обходить вниманием самолет-амфибию с высоко расположенным крылом типа "чайка" Бе-12, способную взлетать и садиться как на сушу, так и на воду; на высотный самолет-разведчик М-17. В экспозиции музея представлены военно-транспортные самолеты КБ О.К. Антонова: Ан-10; Ан-12. Все образцы техники представленные на открытой площадке попали в музей из воинских частей, после истечения своего эксплуатационного срока. Техника была отреставрирована и выставлена на экспозицию.

Подводя итог можно сказать, что благодаря этому музею мы можем узнать, как зарождалась отечественная авиация, как она развивалась и в каком состоянии находится на сегодняшний день. Экспозиция музея позволяет не только проследить и изучить историю отечественного авиастроения, но и наглядно показать, как изменялась авиация на всем протяжении своего существования. Поэтому музей ВВС считается не только одним из лучших в России, но и в мире.

Теперь речь в нашей работе пойдет о развитии отечественного флоте. Экспозиция Центрального военно-морского музея поможет нам познакомится с историей отечественного кораблестроения.

Основная экспозиция, располагающаяся в десяти залах первого этажа музея, знакомит посетителей с историей Российского Флота. На втором этаже находится выставочный комплекс, там проходят временные выставки как самого Центрального военно-морского музея, так и других музеев и частных коллекций. Музей обладает огромной коллекцией моделей кораблей, среди которых есть даже те, которые никогда не были построены и остались лишь в проектах. Особый интерес вызывают коллекции мореходных приборов и инструментов, стрелкового и холодного, артиллерийского и минно-торпедного оружия, флагов, знамен и флотской военной формы, коллекции морских наград и предметов корабельного быта, живописи и гравюр, нумизматическая коллекция и коллекция фотографий. Фонды насчитывают около 800 тысяч предметов, более 3,5 тыс. флагов и знамен. В экспозиции музея находится древний челн, который археологи относят к началу первого тысячелетия до н.э. Также имеются миниатюры и рисунки с изображениями древнерусских судов, рассказывающие об особенностях судостроения на Руси и о морских походах славян.[83]

Центральный, самый большой зал музея, охватывал историю флота России от момента его создания до Октябрьской революции.

Здесь можно было увидеть знаменитый ботик Петра I («Дедушка русского флота»), модели парусников 18-19 веков, броненосцев рубежа 19-20 веков. Экспозиция рассказывает о наиболее значительных морских сражениях с участием русского флота. Также представлен ряд «раритетов» — первая в истории кораблестроения подводная лодка с электродвигателем, трофеи русско-турецких войн, древний чёлн, поднятый со дна реки, личные вещи и фотографии знаменитых военных моряков. Заключительный раздел экспозиции первого зала повествует об участии русского флота в Первой мировой войне. Один из таких экспонатов-лодка Джевецкого одна из первый в мире боевых подводных лодок. Применялась в 1880-е гг. в системе обороны российских военных портов на Балтийском и Чёрном море.[84]

Второй зал представляет историю участия российского флота в событиях 1917 года. Здесь размещались модель и настоящие элементы императорской яхты «Полярная звезда» (штаба революционного Центробалта), фотографии Моонзундского сражения, модели кораблей, принимавших участие в Октябрьском восстании в Петрограде. «Полярная звезда» — императорская яхта Александра III и Николая II, затем плавбаза подводных лодок в Советском флоте. Спущенная на воду в 1890 году. После швартовных и ходовых испытаний в марте 1891 года принята в состав кораблей Балтийского флота и причислена к Гвардейскому экипажу.[85] Первые два зала дают четкую картину развития отечественного флота в период до XX века.

Материалы третьего зала посвящены экспозиции освещали участие военных моряков в Гражданской войне и отражении иностранной интервенции в 1918—1922 годах. Было представлено множество моделей кораблей и военных реликвий — торпедный аппарат со знаменитой подводной лодки «Пантера», потопившей летом 1919 года английский эсминец. Спущена на воду в начале 1916 года, и 23 июля вступила в строй. За годы первой мировой войны совершила несколько походов, действуя на морских коммуникациях.31 декабря 1922 года была переименована в «Комиссар», а 15 сентября 1934 года — в «Б-2». В январе 1940 года «Пантера» была выведена из боевого состава. В 1955 году «Пантера» была полностью разоружена и сдана для разрезки на металлолом.[86] 75-мм орудие с посыльного судна «Адмирал Завойко» - сторожевой корабль, первоначально яхта, один из пяти кораблей-музеев дореволюционной постройки. Спущен на воду в октябре 1910 на Охтинской верфи в Санкт-Петербурге под названием «Адмирал Завойко». В марте 1923 яхта была переименована в «Красный вымпел». Во время Великой Отечественной войны «Красный Вымпел» выполнял работы по прокладке подводных кабелей, обеспечивал стоянки подводных лодок на отдаленных необорудованных рейдах и боевые операции кораблей на Тихом океане. 11 марта 1958 ветеран был поставлен на вечную стоянку в бухте Золотой Рог. Модели эскадренного миноносца «Гавриил», подводной лодки «Макрель» и др.

Следующий зал № 4 повествует нам о становлении и развитии советского флота после окончания Гражданской войны. В центре зала находилась модель первого образца советского кораблестроения, крейсера «Киров» Советский легкий артиллерийский крейсер проекта 26. Спущен на воду 30 ноября 1936 года. Исключен из состава флота в 1974 году. Принимал участие в советско-финской войне, в таллинском переходе.[87] В 1942 году получил сильные повреждения корпуса и выбыл из строя почти на 2 года. В январе 1944 году участвовал в Ленинградско-Новгородской операции, а уже в июне того же года крейсер закончил свой боевой путь после Выборгско-Петрозаводской операции.[88] Отдельные стенды рассказывали о восстановлении флота, в котором принимали участие водолазы и рабочие-судоремонтники, а также об участии военных моряков в Советско-финской войне 1939—1940 гг. В экспозиции было представлено большое количество подлинных фотографий, документов тех лет, личных вещей участников событий.

Экспозиция рассказывала о начале войны, о действиях Краснознаменного Балтийского флота в 1941—1942 годах и об участии военных моряков в обороне Ленинграда и Москвы. Здесь же находились образцы оружия и боевой техники германского производства, флаги и вымпелы боевых кораблей, модели военных кораблей и самолётов.

В зале экспонировались модели кораблей и самолетов того периода, образцы оружия и боевой техники, знамена кораблей, фотографии и документы, награды и личные вещи моряков, отличившихся в годы войны. Под сводами зала был размещен истребитель И-16 (И-16 — советский одномоторный поршневой истребитель-моноплан 30-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова, первый в мире серийный высокоскоростной низкоплан с убирающимся шасси.), на котором воевал в Заполярье прославленный морской летчик, дважды награжденный Золотой Звездой Героя Советского Союза, подполковник Б. Ф. Сафонов.[89]

Экспонаты зала рассказывали о действиях морской артиллерии при освобождении Ленинграда от блокады, об освобождении Крыма, Советского Заполярья и Северной Норвегии, о вкладе в общую победу союзников по антигитлеровской коалиции. В зале были представлены подлинные предметы, поднятые с потопленной советскими моряками германской подводной лодки U-250. [90]

Зал Победы. Здесь экспонировалось большое количество боевых знамён и флагов, отечественные и трофейные награды, трофейные знамёна и оружие. В зале были представлены материалы, рассказывающие о действиях сил флота в 1945 году, в том числе о подвиге экипажа подводной лодки С-13, потопившей фашистский лайнер «Вильгельм Густлов». С-13 — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны. Лодка была заложена 19 октября 1938 года в Горьком на заводе № 112 «Красное Сормово», спущена на воду 25 апреля 1939 года, вступила в строй 31 июля 1941 года и 14 августа 1941 года вошла в состав Балтийского флота. Единственная подлодка серии «С», дожившая до Победы на Балтике. В витринах были размещены модели кораблей Тихоокеанского флота и Амурской флотилии, принявших активное участие в разгроме империалистической Японии.[91]

В последних двух залах основной экспозиции на 2006—2007 гг. была развернута выставка к столетию подводных сил России. Она рассказывала об истории подводного флота, давала возможность ознакомиться с подлинными материалами и чертежами, узнать о жизни военных моряков в наши дни.[92]

 


[1] Котков К. А. Центральный военно-морской музей: Путеводитель. - СПб.: АТС, 2008. С. 11.

[2] Регламент о управлении Адмиралтейства и верфи и о должностях коллегии адмиралтейской и прочих всех чинов при Адмиралтействе обретающихся. СПб. 1722 г. С 87-89.

[3] Котков К. А. Центральный военно-морской музей: Путеводитель. - СПб. АТС, 2008. С 13-14.

 

[4] Богатырев И.В., Вахарловский Г.А., Кротов П.А., Сацкий А.Г. История отечественного судостроения IX-XIX вв. СПб.: Судостроение, 1994. С 141-144.Прочитайте внимательно подстрочные ссылки, сделайте всё по одному образцу!

[5] Котков К. А. Центральный военно-морской музей: Путеводитель. - СПб. АТС, 2008. С 16.

[6] Богатырев И.В., Вахарловский Г.А., Кротов П.А., Сацкий А.Г. История отечественного судостроения IX-XIX вв. СПб.: Судостроение, 1994. С 150.

[7] Котков К. А. Центральный военно-морской музей: Путеводитель. - СПб. АТС, 2009. С 12.

[8] Богатырев И.В., Вахарловский Г.А., Кротов П.А., Сацкий А.Г. История отечественного судостроения IX-XIX вв. СПб.: Судостроение, 1994. С 241.

[9] Фейгин Л. А. Нижегородский губернатор, генерал-майор Николай Михайлович Баранов: Биогр. сведения и обзор его деятельности. — М., 1892. С 26.

[10] Котков К. А. Центральный военно-морской музей: Путеводитель. - СПб. АТС, 2008. С 71.

[11] Богатырев И.В., Вахарловский Г.А., Кротов П.А., Сацкий А.Г. История отечественного судостроения IX-XIX вв. СПб.: Судостроение, 1994. С 241.

[12] Радовский М. И. Александр Попов. — М.:Молодая гвардия, 2010. С 35.

[13] Бурковский Б. В. Крейсер «Аврора»: Путеводитель по корабельному музею - Л.: Лениздат, 1977. С 67.

[14] Морозов М. Э., Кулагин К. Л. Первые подлодки СССР. «Декабристы» и «Ленинцы». - М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2010. - С. 66.

[15] Котков К. А. Центральный военно-морской музей: Путеводитель. - СПб. АТС, 2008. С 97.

[16] Русский архив: Великая Отечественная: Приказы народного комиссара Р89 обороны СССР. Т. 13 (2—1). — М.: ТЕРРА, 1994. — С 8.

[17] Озеров Б.Н. Путеводитель по военно-историческому музею бронетанкового вооружению и технике. — 2002. С 13.

[18] Озеров Б.Н. Путеводитель по военно-историческому музею бронетанкового вооружению и технике. — 2002. С 15.

[19] Павлов М. В. Павлов И. В. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 2009. — № 9. — С 53.

[20] Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года № 108-р.// http://www.kubinka.ru/newindex (20 ноября 2013).

[21] Карелина О.С. Центральный музей ВВС: Миссия-воспитание патриотов//Авиапанорама-2013. -№2(6). - С 44-49.

[22] Приказ № 209 «О создании Музея-выставки авиационной техники ВВС при Краснознаменной Военно-воздушной академии»//http://base.garant.ru/1981/(20 ноября 2013)

[23] Карелина О.С. Центральный музей ВВС: Миссия-воспитание патриотов//Авиапанорама-2013. -№2(6). - С 44-45.

[24] Приказ № 169 "Об открытии музея-выставки авиационной техники ВВС"//http://www.souzmuseum.ru/ (20 ноября 2013)

[25] Приказ № 113 «Об организации платных услуг и экскурсионного обслуживания в музее Военно-воздушных сил» // http://www.norm-load.ru (20 ноября 2013 года)

[26] Приказ МО СССР № 10 от 10.01.1990 г. «О переводе культурно-просветительных организаций СА и ВМФ на новые условия хозяйствования» http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=7279 (20 ноября 2013)

[27] Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2006 г. № 516-р //http://poisk-zakona.ru/89360.html (20 ноября 2013)

[28] Карелина О.С. Центральный музей ВВС: Миссия-воспитание патриотов//Авиапанорама-2013. -№2(6). - С 44-45.

[29] Карелина О.С. Центральный музей ВВС: Миссия-воспитание патриотов//Авиапанорама-2013. -№2(6). - С 46-47.

 

[30] Озеров Б.Н. Путеводитель по военно-историческому музею бронетанкового вооружению и технике. -М.: ТЕРРА — 2002. С- 6.

[31] Милчев М.С. Вторая мировая: война оружейников. М.: Росмен, 2000. С 20-22.

 

[32] Свирин М.Н. Стальной кулак Сталина. История советского танка. 1943—1955. М.: Яуза; Эксмо, 2007. С 169-171.

[33] Шунков В.Н. Оружие Красной армии. Мн.: Харвест, 1999. С 247-248.

[34] Озеров Б.Н. Путеводитель по военно-историческому музею бронетанкового вооружению и технике. -М.: ТЕРРА — 2002. С- 8.

[35] Свирин М.Н. Самоходки Сталина. История советской САУ 1919—1945. М.: Яуза, Эксмо, 2008. С 201-203.

[36] Озеров Б.Н. Путеводитель по военно-историческому музею бронетанкового вооружению и технике. -М.: ТЕРРА — 2002. С-16-17.

[37] Селивохин В.М. Танк. М.: Воениздат, 1962. С 34-35.

[38] Озеров Б.Н. Путеводитель по военно-историческому музею бронетанкового вооружению и технике. -М.: ТЕРРА — 2002. С-31-32.

[39] Холявский Г. Л. Энциклопедия танков. Санкт-Петербург: АТС, 1998. С 56-57.

[40] Озеров Б.Н. Путеводитель по военно-историческому музею бронетанкового вооружению и технике. -М.: ТЕРРА — 2002. С 142.

[41] Амирханов Л. И. Броненосцы железных дорог — СПб.: Остров, 2005. С. 12.

[42] Холявский Г. Л. Энциклопедия танков. Санкт-Петербург: АТС, 1998. С. 52.

[43] Озеров Б.Н. Путеводитель по военно-историческому музею бронетанкового вооружению и технике. -М.: ТЕРРА — 2002. С 32-33.

[44] Холявский Г. Л. Энциклопедия танков. Санкт-Петербург: АТС, 1998. С. 31.

[45] Шмелёв И.П. Бронетехника Германии 1934—1945 гг.: Иллюстрированный справочник. — М.: АСТ, 2003. С 67-68.

[46] Федосеев С.Ф., Коломиец М.А. Лёгкий танк Pz.Kpfw.II. — М.: Стратегия КМ, 2007. С 50.

[47] Барятинский М.Б. Средний танк Panzer III. — М.: Моделист-конструктор, 2000. С 23.

[48] Барятинский М.Б. Средний танк Panzer IV. — М.: Моделист-конструктор, 1999. С 11.

[49] Шмелёв И. П. Бронетехника Германии 1934—1945 гг.: Иллюстрированный справочник. С 210

[50] Кариус О. «Тигры в грязи. Воспоминания немецкого танкиста.», М.: Центрополиграф, 2004. С 100-101.

[51] Озеров Б.Н. Путеводитель по военно-историческому музею бронетанкового вооружению и технике. -М.: ТЕРРА — 2002. С 50.

[52] Шунков В.Н. Вермахт. — Мн.: Харвест, 2004. С 270.

[53] Павлов И.С., Павлов М.С. Сверхтяжёлый танк «Маус». — М.: Экспринт, 2004. С. 34.

[54] Озеров Б.Н. Путеводитель по военно-историческому музею бронетанкового вооружению и технике. -М.: ТЕРРА — 2002. С. 60.

[55] Барятинский М.Б. Средние и основные танки зарубежных стран (Часть 2). — Москва: Моделист-конструктор, 2002. С. 14.

[56] Гоголев Л. Д. Бронемашины: Очерки об истории развития и боевом применении. — М.: ДОСААФ, 1986. — С 234.

[57] Там же.

[58] Федосеев С. Л. Танки Первой мировой войны. Иллюстрированная энциклопедия. — М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. С 134.

[59] Коломиец М.И. Танки ленд-лиза. — М.: ЭксПринт, 2000. С 85.

[60] Барятинский М. Б. Средний танк «Шерман». — М.: Моделист-Конструктор, 1999.

[61] Коломиец М.И. Танки ленд-лиза. — М.: ЭксПринт, 2000. С 43.

[62] Озеров Б.Н. Путеводитель по военно-историческому музею бронетанкового вооружению и технике. -М.: ТЕРРА — 2002. С 47.

[63] Мощанский И. Б. Лёгкий танк Ха-Го. — М.: БТВ-МН, 2003. С 21.

[64] Шавров В. Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г. М.: Машиностроение, 1985. С 131.

[65] Там же. С 43.

[66] Там же. С 32.

[67] Шавров, В. Б. История конструкций самолётов в СССР 1938—1950 гг. — М.: Машиностроение, 1988.

[68] Михаленко К. Ф. 1000 ночных вылетов. — М.: Эксмо, Яуза, 2008. С 210.

[69] Маслов М.А. Истребитель И-16. — М.: «Армада», 1997. С 23.

[70] Кожедуб И. Три сражения. — М.: Воениздат НКО СССР, 1945. С 21.

[71] Якубович Н. В. Истребитель Як-9. Заслуженный «фронтовик». — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. С 76.

[72] Гапеёнок Н. И. Хроники пикирующих бомбардировщиков. Пе-2 атакуют — М.: Яуза. С 34.

[73] Шевчук И. С., Ригмант В. Г. Андрей Николаевич Туполев: грани дерзновенного творчества — М.: Наука, 2008. С 11.

[74] Коршунов А. В., Иванов В. П. Николай Николаевич Поликарпов. Книга-альбом- Орёл: Издательство Орловской государственной телерадиовещательной компании, 2002. С 205.

[75] Арлазоров М. С. Артём Микоян. — М. «Молодая гвардия», 1978. С 129.

[76] Якубович Н. В. Самолёты С. А. Лавочкина. — М.: Русское авиационное общество, 2002. С 131.

[77] Заярин В. Турбовинтовой наследник Ан // Авиация и Время. — 2004. — № 4. — С. 4-13.

[78] Кузьмина Л. М. Генеральный конструктор Павел Сухой. — Мн.: Беларусь, 1985. С 25.

[79] Шевчук И. С., Ригмант В. Г. Андрей Николаевич Туполев: грани дерзновенного творчества — М.: Наука, 2008. С 34-39.

[80] Подрепный Е.И. Реактивный прорыв Сталина — Москва: "Яуза", "Эксмо", 2008. — С.116-135.

[81] Ильин В. Е., Левин М. А. Современные истребители. — Москва: «ХОББИКНИГА», 1994. - С. 81-89.

[82] Там же. – С. 44-50.

[83] Котков К. А. Центральный военно-морской музей: Путеводитель. - СПб. АТС, 2008. С 71.

 

[84] Богатырев И.В., Вахарловский Г.А., Кротов П.А., Сацкий А.Г. История отечественного судостроения IX-XIX вв. СПб.: Судостроение, 1994. С

[85] Котков К. А. Центральный военно-морской музей: Путеводитель. - СПб. АТС, 2008. С 12.

 

[86] Титушкин И. С. Морская война на Балтике. 1918—1919 гг. — СПб.: Библиотека альманаха «Корабли и сражения», 2002. — С. 3—30.

[87] Жаркой Ф. М. Танковый марш. — СПб.: МВАА, 2012.С 25.

[88] Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны. — М.: Воениздат, 1989. С 31-32.

[89] Маслов М. А. Истребитель И-16. — М.: «Армада», 1997.

[90] Морозов М. Э. Нагирняк В. А. Стальные акулы Гитлера. Серия «VII». — М.: «Коллекция». 2008. С. 102.

[91] Морозов, М. Э., Кулагин, К. Л. «Эски» в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. С. 70.

[92] Котков К. А. Центральный военно-морской музей: Путеводитель. - СПб. АТС, 2008. С. 25-26.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.