Сделай Сам Свою Работу на 5

Рекомендации по усовершенствованию





состояния информатизации
административно-юрисдикционной деятельности инспекции

 

Вследствие того, что административно-юрисдикционная деятельность ГИБДД непосредственно связана с процессом рассмотрения и разрешения административных дел в области обеспечения безопасности дорожного движения, для анализа используемых в данной сфере деятельности информационных систем и выявления достоинств и недостатков в их использовании необходимо наглядно рассмотреть процесс прохождения материала дела об административном правонарушении.

Для наглядного изображения целесообразно использовать диаграммы потоков данных(Data flow diagramming, DFD), с помощью которых создаются модели существующих процессов движения информации.

Процесс прохождения материала дела об административном правонарушении, в случае его выявления должностным лицом, представлен на рис. 3.

Он включает взаимодействие должностных лиц ГИБДД, лиц совершивших административное правонарушение (физическое или юридическое лицо), подразделения по исполнению административного законодательства, финансовых организаций (Федеральное Казначейство и его территориальные органы, подразделения банков), а так же судебных приставов-исполнителей. Так же в данный процесс включена база данных постановлений по делам об административных правонарушениях, которая позволяет хранить, обрабатывать и извлекать необходимую информацию.



 

Рисунок 3 – Прохождение материала об административном правонарушении

 

Связи внутри процесса представлены в таблице 1.

Для выполнения процесса используются следующие ресурсы:

- законодательство Российской Федерации;

- информация об административном правонарушении;

- распоряжения и приказы руководства.

В целях исполнения данного процесса используется подсистема ФИС ГИБДД «Адмпрактика», которая предназначена для автоматизации деятельности подразделений Государственной инспекции, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением участниками требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

 

 

Таблица 1 – Связи процесса прохождения материала дела об административном правонарушении



Сущность Выход
Должностное лицо, выявившее административное правонарушение Протокол об административном правонарушении
Должностное лицо, уполномоченное принимать решение Постановление по делу об административном правонарушении
Подразделение ГИБДД по исполнению административного законодательства 1 Постановление по делу об административном правонарушении 2 Информация о неисполнении постановления в срок 3 Отчеты
Физическое или юридическое лицо 1 Исполнение постановления по делу об административном правонарушении 2 Информация об исполнении постановления
Судебные приставы-исполнители Материалы о возбуждении исполнительного производства

 

Существенным преимуществом использования подсистемы является большое количество функциональных возможностей, среди которых можно выделить следующие [28]:

- регистрация фактов административных правонарушений участниками дорожного движения на основе протоколов, либо постановлений, оформленных сотрудниками подразделений ГИБДД, в том числе, поступивших из других подразделений или субъектов Российской Федерации;

- регистрация фактов административных правонарушений участниками дорожного движения и наказаний на основе постановлений, вынесенных судебными органами;

- поиск информации о нарушителе, его водительском удостоверении и ТС в специализированных учетах СТРАС ГИБДД РВ и ФИС ГИБДД;

- автоматическая подстановка в карточку нарушения данных полученных при выполнении поиска;

- поиск информации о нарушении в специализированных учетах СТРАС ГИБДД РВ и ФИС ГИБДД;



- автоматическая проверка введенной информации на совпадение с данными специализированных учетов СТРАС ГИБДД РВ и ФИС ГИБДД;

- учет состояния делопроизводства по нарушению;

- учет состояния исполнения постановления по нарушению;

- учет дополнительно оформленных документов при выявлении правонарушения (временное водительское удостоверение, протокол о запрещении эксплуатации ТС, протокол направления на медицинское обследование, протокол задержания ТС, протокол об отстранении от управления ТС и т.д.);

- печать процессуальных документов с сохранением их электронной копии в цифровом виде;

- контроль процессуальных сроков и автоматизация оформления административного материала в случае несвоевременной оплаты штрафа нарушителем;

- оформление, подготовка и рассылка нарушителям извещений о необходимости явки в подразделение для составления протокола по делу об административном правонарушении в случае несвоевременной оплаты штрафа;

- автоматизированная обработка информации об оплате штрафов за нарушения правил дорожного движения, поступающая от Банков, Казначейства;

- предоставление доступа к информации для поиска;

- формирование необходимых отчетов.

Основным объектом учета подсистемы «Адмпрактика» являются сведения об административном правонарушении. На федеральный уровень передается информация об этапах производства по делу:

- об оформлении первичного материала об административном правонарушении (определение, постановление, протокол, рапорт и т.п.);

- по изменению состояния производства по делу;

- о назначении и исполнении административного наказания.

Однако, внедрение подсистемы «Адмпрактика» в практическую деятельность ГИБДД порождает ряд проблем. Во-первых, в большинстве случаев должностные лица Государственной инспекции привыкли к определенному режиму работы, к однообразно выполняемым процессам и изменение существующего положения вещей является для них достаточно проблематичным, поэтому одним из немаловажных барьеров становится не желание работников переходить на новый уровень. Во-вторых, еще одной проблемой является отсутствие у некоторых сотрудников необходимых навыков работы с современными информационными технологиями, а некоторые специалисты в силу своего возраста не могут стать активными пользователями подсистемы. Поэтому для решения данных проблем необходимо осуществлять специальную подготовку сотрудников ГИБДД к работе с компьютерной техникой и специализированными программными средствами, в частности, с автоматизированными информационными системами.

Еще одной существенной проблемой применения информационных систем является тот факт, что полный переход на электронный документооборот всех структур государственного управления в настоящее время в должной мере не осуществлен. В связи с этим, сотрудникам приходится проделывать большое количество рутиной работы, связанной с ведением журналов учета, как в электронном, так и в бумажном виде, вследствие чего тратится огромное количество времени и сил. Та же ситуация складывается и с материалами по административному производству, которые помимо хранения в базе данных в электронном виде, подлежат оформлению в бумажном виде и так же хранятся в архивах. Все это остается для сотрудников достаточно трудоемким и затратным по времени процессом.

Следует так же отметить, что инспектор ГИБДД обязан оформлять материалы по дорожно-транспортному происшествию непосредственно после совершения ДТП в бумажном виде, и затем вносить сведения о ДТП в автоматизированную информационно-управляющую подсистему дорожно-патрульной службы «Журнал ДТП», другими словами сотрудники ГИБДД проделывают «двойную работу» и вместо того чтобы сразу вносить сведения в автоматизированную систему и уже из нее распечатывать необходимую информацию на бумажный носитель, они заполняют документацию, как в бумажном, так и в электронном виде.

Помимо всего прочего использование информационных технологий, в какой либо деятельности неразрывно связано с необходимостью технического обеспечения. На современном этапе это также является проблемой, поскольку техническое оснащение подразделений ГИБДД не всегда отвечает необходимым требованиям, зачастую компьютерная техника, которая используется в отделениях ГИБДД горрайоргана является старой, что затрудняет использование современных информационных систем в полном объеме.

Так при оформлении материалов ДПТ инспектору нужен удобный инструмент для подготовки документов, их распечатки, а также для работы с базами данных МВД, так как ему необходим быстрый доступ к справочной информации. Считаем, что в качестве решения данной проблемы можно предложить обеспечить сотрудников, выезжающих на ДТП, планшетом с доступом к базам данных МВД и принтером. Данные технические средства позволят выполнять процесс оформления документов значительно быстрее и, следовательно, помогут одной оперативной группе выполнить намного больше работы, а значит, быстро окупятся.

Нельзя не обратить внимания и на то, что в процессе прохождения материала дела об административном правонарушении существенным является предоставление информации об исполнении постановления по делу, в частности об оплате штрафа. Эта информация предоставляется либо непосредственно лицом совершившим нарушение, либо финансовой организацией, чаще всего это банк. Причем своевременность уведомления об уплате штрафа подразделения ГИБДД по исполнению административного законодательства является важным элементом всего процесса, поскольку согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток [2].

На практике наблюдается большое количество случаев, когда после уплаты штрафа банк не предоставляет информацию об уплате, и лицо, исполнившее постановление по делу в срок, числится в базе данных неплательщиков, поэтому подвергается уплате штрафа в двойном размере.

Главная проблема заключается в работе Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), через которую в Федеральное казначейство и ГИБДД передается информация о проведенных платежах.

С 1 января 2013 года, согласно ст. 32.2 ч. 8 КоАП, банк или иная кредитная организация, осуществляющая деятельность по приему платежей обязаны незамедлительно после уплаты административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, направлять информацию об уплате административного штрафа в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах [2].
Однако на сегодняшний день к данной системе подключены 500 банков из 894 российских кредитных организаций. На практике же непосредственно работают с ГИС ГМП чуть больше 200 банков. Существуют банки, которые подключились к ГИС ГМП, но в силу необходимости доработки своих информационных систем не могут предоставлять данные в полном объеме.

Таким образом, в целях наиболее эффективной работы ГИС ГМП необходимо:

- выработать механизм ответственности для банков, которые не предоставляют информацию о платежах;

- повысить производительность системы для обработки поступающего массива информации, путем устранения технических неполадок.

В целях выявления достоинств и недостатков использования в деятельности ГИБДД работающих в автоматическом режиме специальных технических устройств, фиксирующих события административных правонарушений в области дорожного движения, так же рассмотрим данный процесс с помощью диаграммы потоков данных DFD представленной на рис. 4.

 

Рисунок 4 – Прохождение материала дела об административном правонарушении, выявленном с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств

 

Данный процесс, в отличие от представленного на рис. 3, исключает на стадии выявления правонарушения взаимодействие должностных лиц ГИБДД с участниками дорожно-транспортного происшествия, так как осуществляется автоматически с помощью специальных технических и программных средств.

Связи, существующие внутри данного процесса, представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Связи процесса прохождения материала дела об административном правонарушении, выявленном с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств

Сущность Выход
Работающие в автоматическом режиме специальные технические средства по выявлению административных правонарушений Постановление по делу об административном правонарушении  
Подразделение ГИБДД по исполнению административного законодательства 1. Информация о неисполнении постановления в срок 2. Отчеты
Физическое или юридическое лицо Исполнение постановления по делу об административном правонарушении  
Судебные приставы-исполнители Материалы о возбуждении исполнительного производства

 

Для выполнения этого процесса используются следующие ресурсы:

- законодательство Российской Федерации;

- информация об административном правонарушении;

- информация о транспортном средстве;

- сведения о владельце транспортного средства.

Среди преимуществ использования автоматических устройств выявления и фиксации административных правонарушений в области дорожного движения можно выделить следующие:

- автоматизированная подготовка постановлений по делу об административном правонарушении;

- возможность формирования и хранения базы данных, зафиксированных нарушений, сортировка и поиск по различным параметрам, возможность вывода сохраненных кадров на печать;

- передача в режиме реального времени зафиксированных кадров и данных на ноутбук мобильного поста по беспроводному каналу связи;

- видеонаблюдение и запись дорожной обстановки;

- автоматическое фотографирование ТС в зоне контроля и внесение в кадр скорости движения, даты и времени нарушения, места установки датчика и другой дополнительной информации;

- автоматическое сохранение данных о зафиксированных нарушениях;

- идентификация автомобилей по государственным номерным знакам;

- формирование базы данных транспортных средств, проследовавших через зоны.

Следует отметить, что процесс получения сведений о транспортном средстве и его владельце полностью автоматизирован и осуществляется путем автоматического запроса к ФИС ГИБДД. Это позволяет достаточно быстро и с высокой степенью достоверности определить транспортное средство «виновное» в совершении административного правонарушения, и вынести постановление по делу.

Однако автоматические устройства выявления и фиксации административных правонарушений в области дорожного движения не во всех случаях могут зафиксировать облик нарушителя. В данном случае следует отметить, что закон позволяет использовать одно и то же транспортное средство неограниченному кругу лиц. Возникает проблема в установлении лица, управлявшего транспортным средством в момент правонарушения.

На законодательном уровне данный вопрос урегулирован следующим образом, согласно ст. 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области безопасности дорожного движения в случае фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств [2]. Однако собственник может быть освобожден от административной ответственности, если докажет что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица. Таким образом, владелец транспортного средства должен представить доказательства своей невиновности путем обеспечения явки лица, управляющего ТС на момент совершения правонарушения, при условии согласия последнего с предъявленным нарушением.

Поскольку внедрение в деятельность ГИБДД специальных автоматических устройств выявления и фиксации административных правонарушений в области дорожного движения направлено на обеспечение объективности при реализации административной ответственности, соглашаясь с мнением А. С. Кузнецова, считаем, необходимо комплексно решить следующие проблемы [32, с. 21]:

- обеспечить устойчивую работу автоматических устройств выявления и фиксации административных правонарушений в любых погодных условиях;

- обязательно предупреждать водителей транспортных средств о приближении к участку дороги, на котором осуществляется автоматическая фиксация, с помощью специальных дорожных знаков;

- расширить сферу применения автоматических устройств выявления и фиксации административных правонарушений, так как на сегодняшний день с помощью них могут быть выявлены не все административные правонарушения, а лишь те, составы которых включают специальные признаки объективной стороны и субъекта.

Проведенный функциональный анализ процесса прохождения материала дела об административном правонарушении и процесса выявления административных правонарушений, с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств показывает, что каждый из них имеет как достоинства, так и недостатки. Тем не менее, все выявленные недостатки, являются вполне исправимыми, несмотря на то, что их устранение потребует определенное время и финансовые затраты.

Однако, несмотря на указанные недостатки, использование работающих в автоматическом режиме специальных технических устройств контроля за дорожно-транспортными происшествиями, свидетельствует о высокой эффективности данных устройств, проявляющейся в снижении аварийности, числа погибших и пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.

Основываясь на проведенном исследовании можно смело утверждать, что внедрение и развитие информационных технологий в сфере обеспечения безопасности дорожного движения служит доказательством конкретных и принципиальных изменений в организации всей деятельности ГИБДД, а так же способствует эффективности государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения и соответственно снижению уровня дорожно-транспортных происшествий.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате выполнения дипломной работы были сделаны следующие выводы.

1 Государственная инспекция безопасности дорожного движения, как специализированное подразделение МВД России, является основным субъектом правовой охраны режима безопасности дорожного движения. Правовую основу деятельности ГИБДД составляет большое количество нормативных правовых актов, в частности: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О полиции", Кодекс об административных правонарушениях, Федеральный закон "О безопасности дорожного движения". Однако система действующих нормативных правовых актов требует систематизации, что будет способствовать более эффективному применению того или иного акта.

2 Структура инспекции представляет собой сформированную единую систему органов управления и подразделений, главной задачей которых является обеспечение безопасности дорожного движения. Осуществляя надзор за безопасностью дорожного движения, она наделена надзорными, контрольными, разрешительными, регистрационными, административно-юрисдикционными и управленческими функциями, а так же вправе применять обширный круг мер административного принуждения и оказывать помощь другим правоохранительным органам в борьбе с преступностью. Основу дорожного инспектирования ГИБДД составляет регистрация административных правонарушений.

3 К особенностям административно-юрисдикционной деятельности ГИБДД относятся,

- во-первых, специфические порядок и правила рассмотрения индивидуальных дел,

- во-вторых, реализация уполномоченными на то должностными лицами ГИБДД, а в установленных законом случаях — судом,

- в-третьих, право вести упрощенное административно-деликтное производство, назначая административное наказание на месте правонарушения без составления протокола об административном правонарушении,

- в-четвертых, регламентация федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации, а так же и федеральными ведомственными нормативными правовыми актами,

- в-пятых, реализация регистрационной, разрешительной, лицензионной и иной регулятивной, правоприменительной деятельности, предусмотренной законом, а так же проведение административного расследования и рассмотрение дел об административных правонарушениях.

4 К особенностям производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения относятся:

- специфика области обеспечения безопасности дорожного движения;

- особенности фиксации выявленных правонарушений на стадии возбуждения дела;

- специальный круг мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения;

- возможность проведения административного расследования;

- широкий перечень видов административных наказаний, назначаемых за данные правонарушения.

5 Одним из важнейших условий успешной работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения является систематическое накопление достоверной, характе­ризующей оперативную обстановку информации, деятельность всех подразделений зависит от их информированности, свое­временного и качественного анализа имеющейся информации и способности её результативного использования. Таким образом, повышение эффективности работы инспекции в современных условиях невозможно без использования новых информационных технологий, инструментом которых в первую очередь являются персональные компьюте­ры.

6 На сегодняшний день Инспекция обеспечена достаточно широким спектром программных и технических средств, позволяющих решать большой круг задач. Основной системой, предназначенной для ГИБДД, является Федеральная информационная система Государственной Инспекции Дорожного Движения, которая содержит подсистемы для автоматизации большинства направлений деятельности инспекции. В частности, для автоматизации деятельности подразделений Государственной инспекции, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, является подсистема «Адмпрактика».

7 Внедрение в деятельность ГИБДД информационных технологий вызвало ряд проблем, например, отсутствие навыков работы с современными информационными системами у ряда сотрудников. Эту проблему следует решать с помощью специальной подготовки работников инспекции.

Исследование модели процесса прохождения материала дела об административном правонарушении, позволило выявить, что существенной проблемой является тот факт, что нет полного перехода на электронный документооборот всех структур государственного управления. В связи с этим, сотрудникам ГИБДД приходится оформлять большинство документов как бумажном, так и электронном виде. В тоже время существует проблема недостаточного технического оснащение подразделений Инспекции. Зачастую компьютерная техника, которая используется в отделениях ГИБДД, является старой, что затрудняет использование современных информационных систем в полном объеме. Например, при оформлении материалов ДПТ инспектору нужен удобный инструмент для подготовки документов, их распечатки, а также для работы с базами данных МВД, так как ему необходим быстрый доступ к справочной информации.

Считаем, что в качестве решения данной проблемы можно предложить обеспечить сотрудников, выезжающих на ДТП, планшетом с доступом к базам данных МВД и принтером. Данные технические средства позволят выполнять процесс оформления документов значительно быстрее и, следовательно, помогут одной оперативной группе выполнить намного больше работы, а значит, быстро окупятся.

Еще одна проблема, на наш взгляд, заключается в работе Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), через которую в Федеральное казначейство и ГИБДД передается информация о проведенных платежах. В связи, с чем нередкими являются случаи задержки банком уведомлений об оплате штрафа. В то время как согласно Кодексу об административных правонарушениях не своевременность уведомления об уплате штрафа влечет для нарушителя дорожного движения, наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей и даже административный арест на срок до пятнадцати суток.

Полагаем, что решить проблему эффективности работы ГИС ГМП можно с помощью:

¾ выработки механизма ответственности для банков, которые не предоставляют информацию о платежах;

¾ повышения производительности системы для обработки поступающего массива информации, путем устранения технических неполадок.

8 Построение и анализ модели прохождения материала дела об административном правонарушении, выявленном с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств показали, что используемые в ГИБДД средства позволяет достаточно быстро и с высокой степенью достоверности определить транспортное средство «виновное» в совершении административного правонарушения, но не всегда лицо им управляющее. Поскольку внедрение в деятельность ГИБДД специальных автоматических устройств направлено на обеспечение объективности при реализации административной ответственности за правонарушения, полагаем в целях их более эффективного использования необходимо в комплексе решить следующие проблемы:

- обеспечить устойчивую работу автоматических устройств в любых погодных условиях;

- с помощью специальных дорожных знаков предупреждать водителей транспортных средств о приближении к участку дороги, на котором осуществляется автоматическая фиксация;

- расширить сферу применения автоматических устройств выявления и фиксации административных правонарушений, так как на сегодняшний день с их помощью могут быть выявлены лишь правонарушения, составы которых включают специальные признаки объективной стороны и субъекта.

В заключение следует сказать, что, несмотря на указанные недостатки, использование информационных технологий в органах ГИБДД служит доказательством конкретных и принципиальных изменений в организации всей деятельности Инспекции, а так же способствует эффективности государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения и соответственно снижению уровня дорожно-транспортных происшествий.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.