Сделай Сам Свою Работу на 5

Административные правонарушения в области





Дорожного движения

 

ГИБДД осуществляет административно-юрисдикционную деятельность непосредственно по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, которые обладают значительной общественной опасностью, в силу того, что безопасность дорожного движения является одним из важнейших элементов правопорядка. Подведомственность дел об административных правонарушениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения определена в статье 23.3 КоАП.

Согласно данной статье к подведомственности ГИБДД отнесены дела об административных правонарушениях предусмотренные статьями 12.1 – 12.7, 12.9 – 12.25, 12.27 – 12.34, а так же статьей 12.36.1, и частью 1 статьи 12.37 главы 12 КоАП РФ. Помимо этого Государственная инспекция вправе рассматривать дела:

- в области охраны окружающей природной среды и природопользования, которые предусмотрены статьями 8.22 и 8.23;

- на транспорте (ст. 11.23);

- против порядка управления (ст. 19.22).

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов внутренних дел вправе [2]:

- начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель;



- сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющие специальное звание;

- старшие государственные инспекторы безопасности дорожного движения, государственные инспекторы безопасности дорожного движения;

- старшие государственные инспекторы дорожного надзора, государственные инспекторы дорожного надзора.

Из числа сотрудников ГИБДД, наделенных административно-юрисдикционными полномочиями, наибольшей компетенцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях обладают начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель. Они вправе рассматривать дела обо всех административных правонарушениях, подведомственных ГИБДД [21, с. 77]. Таким образом, из 40 статей, закрепляющих составы административных правонарушений в области дорожного движения, они вправе рассматривать дела по 37 статьям.



В статье 23.3 КоАП закреплены особенности полномочий должностных лиц. Так, в ст. 12.3 их правомочия не распространяются на случаи управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки, а в части 5 статей 12.11 - 12.14, напротив, имеют место в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, в ст. 19.22, так же полномочия имеют место в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих конструктивную максимальную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования [2].

Помимо этого в их компетенции находится рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусматривающих ответственность за:

- выпуск должностными лицами в эксплуатацию автомобиля или другого механического транспортного средства, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимых ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации (ст. 8.22);



- эксплуатацию гражданами транспортных средств с указанными в ст. 8.22 неисправностями (ст. 8.23);

- нарушение водителем транспортного средства, осуществляющим международную автомобильную перевозку, режима труда и отдыха (ст. 11.23);

- нарушение правил государственной регистрации транспортных средств в случае, если такая регистрация обязательна (ст. 19.22).

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 12.8, 12.26, 12.35 КоАП РФ отнесено по подведомственности не сотрудникам ГИБДД, а судьям, что обусловлено специфическим объектом посягательства и связано с судебным порядком защиты нарушенных прав собственников транспортных средств, водителей и иных участников дорожного движения. Это дела связанные с:

- управлением транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, а так же передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст. 12.8);

- невыполнением водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26);

- незаконным ограничением прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию (ст. 12.35).

Совместно с сотрудниками ГИБДД дела об административных правонарушениях в области дорожного движения вправе рассматривать старшие участковые уполномоченные, участковые уполномоченные. Это дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.1, ч. 1 и 2 ст. 12.2, частями 1, 2, 3 статьи ст. 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), ст. 12.22, 12.23, 12.28, ч. 1 и 2 ст. 12.29, ч. 1 ст. 12.30 статьями 19.2, 19.15, 19.24, 20.1. Старшие участковые уполномоченные, участковые уполномоченные обладают частью компетенций, закрепленными за сотрудниками государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющими специальное звание.

Для более полного понимания сущности административных правонарушений в области безопасности дорожного движения необходимо проанализировать особенности их состава, поскольку основанием для применения мер административной ответственности является наличие в деянии всех признаков состава административного правонарушения. Состав административного правонарушения – это установленная нормами права совокупность элементов (признаков), при наличии которых конкретное антиобщественное деяние является административным правонарушением. Наличие состава административного правонарушения в конкретном деянии является единственным основанием наступления административной ответственности за его совершение. Элементами (признаками) состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона [29, с. 80].

Общим признаком административных правонарушений в области дорожного движения является общественная опасность, то есть противоправное действие или бездействие, совершенное физическим или юридическим лицом, за которое на основании закона предусмотрена административная ответственность. В качестве объекта данных правонарушений выступает безопасность дорожного движения, то есть совокупность общественных отношений, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей, сохранность материальных ценностей, безаварийную эксплуатацию автотранспортных средств.

При рассмотрении состава административного правонарушения в области дорожного движения важным является определение объективной стороны, которую составляют противоправные деяния виновного лица, связанные с нарушением правил дорожного движения, эксплуатации транспортных средств, технических правил ремонта и содержания дорог.

Субъектом правонарушения в области дорожного движения является физическое вменяемое лицо, достигшее установленного возраста, граждане и должностные лица, а также юридические лица.

Нельзя не согласиться с мнением Д.Н. Бахраха, который считает, что в административном праве следует различать две группы субъектов: первая - индивидуальные субъекты, к которым относятся физические лица, вторая - коллективные субъекты организации, структурные подразделения организаций, трудовые и иные коллективы организаций; сложные организации [18, c. 533].

Наиболее распространенным специальным субъектом правонарушений, является водитель. В соответствии со ст. 12.7 КоАП водителем следует считать лицо, непосредственно управляющее транспортным средством, вне зависимости от того, получено ли им право на управление транспортными средствами, лишено оно его или нет [2].

Статьей 2.3 КоАП определен возраст, по достижении которого наступает административная ответственность водителей за нарушение правил дорожного движения. Так административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что удостоверения на право управления автомобилями, троллейбусами и трамваями могут получить лица, достигшие 18 лет, а мотоциклами, мотороллерами, мопедами и мотоколясками - 16 лет [2].

Помимо водителя в качестве специальных субъектов административного правонарушения в области дорожного движения выступают пешеход, пассажир транспортного средства, лицо, управляющее мопедом, велосипедом, иные участники дорожного движения. Должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, должностные лица, ответственные за эксплуатацию транспортных средств, должностные лица, ответственные за перевозку, должностные лица, ответственные за состояние дороги, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, другие должностные лица являются субъектами правонарушений, предусмотренных ст. ст. 12.4, 12.21, 12.31 - 12.35 КоАП.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП, субъектами административных правонарушений могут являться и юридические лица. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению [2].

Субъективная сторона правонарушения в области безопасности дорожного движения характеризуются, как правило, умышленной формой вины и выражается в виновном характере деяния. Только за виновное противоправное действие (бездействие) наступает административная ответственность.

Все административные правонарушения, которые возникают в области дорожного движения, представлены в главе 12 КоАП РФ. Условно их разделяют на пять основных групп.

Первую группу составляют нарушения установленного порядка регистрации, использования и эксплуатации транспортных средств. В эту группу объединены статьи, которые предусматривают административную ответственность за правонарушения, посягающие на безопасность дорожного движения и установленный порядок использования транспортных средств, это административные правонарушения ответственность за которые предусмотрена статьями 12.1-12.8 КоАП РФ. В частности управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра, управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков, управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов, управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления и другие.

Так же к данной группе правонарушений относятся ст. 12.31, ст. 12.31.1, ст. 12.32 КоАП РФ, которые касаются выпуска на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, нарушения требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, допуска к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством.

Вторая группа административных правонарушений связана с нарушением Правил дорожного движения. Это достаточно обширная группа правонарушений, включающая следующие статьи 12.9-12.24 КоАП РФ, и статьи 12.28-12.30 КоАП РФ, которыми предусмотрена административная ответственность за превышение установленной скорости движения, нарушение правил движения через железнодорожные пути, нарушение правил движения по автомагистрали, проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, нарушение правил проезда перекрестков, нарушение правил маневрирования, несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, непредставление преимущества в движении, нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств и т.д.

Третья группа объединяет нарушения вызванные невыполнением законных требований сотрудников ГИБДД, обязанностей в связи с ДТП, а так же несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ст. 12.25-12.27, 12.37 КоАП РФ).

Следующая четвертая группа административных правонарушений непосредственно касается нарушения правил ремонта, содержания и эксплуатации дорожных объектов. В данную группу входят статьи 12.33 и 12.34 КоАП РФ, которые связаны с повреждением дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, а так же с несоблюдением требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.

К пятой группе отнесены административные правонарушения, которые находятся в исключительной компетенции судей, это незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию предусмотренное статьей 12.35 КоАП РФ. Прежде в компетенции судей находилось рассмотрение административных правонарушений предусмотренных статьей 12.36 – воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств. Но в 2007 году данная статья утратила силу.

Выше представленное разделение административных правонарушений в области дорожного движения на группы позволяет более четко представить весь спектр дел подведомственных Государственной инспекции.

Таким образом, Государственная инспекция безопасности дорожного движения относится к институту органов административного надзора. Свою административно-юрисдикционную деятельность Государственная инспекция безопасности дорожного движения осуществляет по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения. Административное правонарушение в области дорожного движения представляет собой противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица в сфере безопасности дорожного движения, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Поскольку деятельность ГИБДД направлена на установление, регулирование и охрану административно-правового режима в области обеспечения безопасности дорожного движения к ее подведомственности относится широкий спектр административных правонарушений в данной сфере.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.