Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности административно-юрисдикционной деятельности





Как уже отмечалось, обеспечение безопасности дорожного движения является достаточно значимой областью общественной жизни. Наряду с этим важнейшим фактором, определяющим состояние общественных отношений в данной сфере, является административно-юрисдикционная деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Наиболее полное использование в деятельности ГИБДД возможностей административной юрисдикции оказывает огромное влияние на состояние общественной безопасности.

Понятие «административно-юрисдикционной деятельности» на законодательном уровне не закреплено, но в теории административного права представлено большое количество определений, что позволяет рассматривать это понятие в разных аспектах.

Так, В.В.Головко утверждает, что в широком смысле юрисдикция — это основанная на законе или иных нормативных правовых актах совокупность полномочий государственного органа (должностного лица) по регулированию общественных отношений в определенной правовой сфере государственного или международного характера, осуществлению законодательной, судебной, исполнительно-распорядительной деятельности. Так же он считает, что юрисдикционная деятельность охватывает исполнительно-распорядительную, правоприменительную, правоохранительную, квазисудебную деятельность, осуществляемую уполномоченными на то органами (должностными лицами) в определенной правовой сфере в соответствии с установленной действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами компетенцией [22, с. 45].



При исследовании эффективности административно-юрисдикционной деятельности Государственной автомобильной инспекции данная деятельность рассматривалась как деятельность должностных лиц ГАИ по рассмотрению материалов об административных нарушениях правил дорожного движения, иных нормативов и стандартов, действующих в этой сфере, и принятие решений по ним в установленных законом порядке [26, с. 32].

Однако существует и другой подход к пониманию данного понятия. Он состоит в том, что административная юрисдикция возникает в том случае, когда предметом действий органов исполнительной власти выступает административно-правовой спор. В.В. Денисенко предлагает определить понятие «административная юрисдикция» как – подведомственность и компетенция по осуществлению правоприменительной, государственно – властной деятельности по рассмотрению и разрешению юридических споров и дел об административных правонарушениях, осуществляемая государственными органами и органами местного самоуправления, включающая в себя юрисдикционное производство по делам об административных правонарушениях, производство по жалобам и согласительное производство [24, с. 27].



Наиболее целесообразно рассматривать понятие «административно-юрисдикционная деятельность» с точки зрения первого подхода. Этой же позиции придерживается и А.С. Дугенец, который утверждает, что административная юрисдикция является самостоятельным видом правоохранительной деятельности органов государственного управления по рассмотрению дел об административных правонарушениях [25, с. 10].

В данном аспекте характерно утверждение Л.Л. Попов, который считает, административная юрисдикция определяется как установленная нормами административного права совокупность правомочий органов исполнительной власти и их должностных лиц разрешать во внесудебном порядке споры в административно-правовой сфере и привлекать лиц к юридической ответственности. Он утверждает, что одной из основных составляющих административной юрисдикции является совокупность правомочий органов исполнительной власти и их должностных лиц по рассмотрению споров в административно-правовой сфере [36, с. 560].



Следует отметить, что административная юрисдикция обладает определенными признаками, к их числу относятся [20, с. 234]:

- наличие административного правонарушения, требующего восстановления правопорядка в соответствии с предписаниями закона;

- состязательная процедура разрешения дела, которая обусловлена необходимостью установления и доказывания его фактических обстоятельств, что предполагает активность не только органа (должностного лица), рассматривающего дело, но и заинтересованных участников данного дела;

- обязательность принятия юрисдикционного акта.

Административно-юрисдикционная деятельность ГИБДД включает в себя рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях, применение административных взысканий, мер административного принуждения, а также разрешение спорных вопросов, которые возникают в ходе осуществления правоприменительных действий. Ее содержанием являются сбор, исследование, оценка информации и принятие решения.

Необходимо подчеркнуть, что административно-юрисдикционная деятельность ГИБДД обладает рядом особенностей, позволяющих выделить её в отдельную группу.

Одной из особенностей административно-юрисдикционной деятельности является и то, что помимо рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях, на ГИБДД возлагается обязанность по пресечению и процессуальному оформлению правонарушений.

Административную юрисдикцию органов внутренних дел отличает также использование трех видов производства по административным правонарушениям.

1 Обычное, когда последовательно реализуются все стадии производства по делам об административных правонарушениях (возбуждение дела, оформление материалов, рассмотрение дела, исполнение постановления, пересмотр постановлений (решений)).

Каждая стадия характеризуется своей спецификой, которая обусловлена [20, с. 234]:

- фактическими процессуальными основаниями возникновения;

- содержанием – совокупностью процессуальных действий, этапов;

- кругом компетентных органов и иных участников;

- наличием процессуальных сроков;

- особенностями процессуального оформления промежуточных и итоговых процессуальных решений.

2 Упрощенное производство характеризуется минимумом процессуальных действий и наибольшей оперативностью. При этом протокол об административном правонарушении не составляется, а соответствующее решение принимается компетентным должностным лицом на месте правонарушения. Такая процедура является исключением из общих правил и предназначается для наиболее очевидных дел. Чаще всего она применяется при нарушении правил дорожного движения и пользовании средствами транспорта, когда к виновному применяется предупреждение или налагается штраф. Так, около 50 % водителей, нарушивших правила дорожного движения, привлечено сотрудниками ГИБДД к административной ответственности без составления протокола.

3 Особое производство – понятие собирательное, имеющее место в тех случаях, когда общий порядок производства видоизменяется отдельными федеральными законами. Например, особенности порядка производства по делам об административных правонарушениях в отношении отдельных категорий субъектов установлены: Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Российской Федерации», Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и т.д.

Как уже отмечалось ранее, административно-юрисдикционная деятельность Государственной инспекции регламентируется большим количеством нормативно-правовых актов, в том числе федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации, а так же ведомственными нормативно-правовыми актами. Это говорит о множественности правовых актов, регулирующих рассматриваемую сферу деятельности.

Нельзя не согласиться с мнением Балашовой Н.П., что основными составляющими административно-правового режима обеспечения безопасности дорожного движения являются [17, с. 41]:

¾ порядок действий участников дорожного движения, который регламентируется с помощью норм права, устанавливающих их права и обязанности, содержащихся в Правилах дорожного движения, других нормативных правовых актов, и конкретизируется в документах по использованию технических средств организации дорожного движения (схемы, проекты организации дорожного движения, дислокации дорожных знаков и др.), а также непосредственными регулировочными действиями уполномоченных на то должностных лиц (регулировщиков);

- разрешительная система допуска к управлению механическими транспортными средствами;

- разрешительная система допуска к эксплуатации транспортных средств;

- разрешительная система ввода в эксплуатацию объектов улично-дорожной сети;

- лицензирование деятельности, отнесенной в соответствии с законодательством к обеспечению безопасности дорожного движения;

- согласование документации на выполнение отдельных видов работ, влияющих на уровень безопасности дорожного движения.

Балашова Н.П., считает, что важнейшей составной частью административно-правового режима обеспечения безопасности дорожного движения является система мер административного принуждения, которая включает в себя государственный контроль и надзор, меры административного предупреждения, административного пресечения, административно обеспечительные меры и меры административной ответственности [17, с. 42].

Проанализировав содержания полномочий, которые предоставлены ГИБДД, можно утверждать, что ее административно-юрисдикционную деятельность составляет процесс рассмотрения и разрешения административно-правовых споров. Данные споры могут возникать в процессе:

- реализации полномочий по установлению порядка дорожного движения;

- разрешительно-регистрационных действий;

- применения мер административного пресечения и административного предупреждения;

- применения мер административной ответственности за нарушения административно-правовых норм.

Таким образом, исследование позволяет сформулировать основные особенности административно-юрисдикционной деятельности ГИБДД, к которым относятся, во-первых, специфические порядок и правила рассмотрения индивидуальных дел, во-вторых, административно-юрисдикционная деятельность реализуется уполномоченными на то должностными лицами ГИБДД, а в установленных законом случаях — судом, в-третьих, должностные лица вправе вести упрощенное административно-деликтное производство, назначая административное наказание на месте правонарушения без составления протокола об административном правонарушении, в-четвертых, данная деятельность регламентируется как федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации так и федеральными ведомственными нормативными правовыми актами, в-пятых, деятельность выявляется при реализации регистрационной, разрешительной, лицензионной и иной регулятивной, правоприменительной деятельности, предусмотренной законом, а так же при проведении административного расследования и рассмотрении дел об административных правонарушениях.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.