Сделай Сам Свою Работу на 5

Дифференциальные признаки клещей семейства Иксодовых, встречающихся в Приморском крае





Признаки Ixodes persulcatus Dermacentor silvarum Haemaphysalis japonica
Размеры тела в голодном состоянии до 4 мм до 8 мм до 3 мм
Щиток У самцов покрывает всю спинную поверхность, у самок - ее переднюю часть. Коричневого цвета У самцов покрывает всю спинную поверхность, у самок- ее переднюю часть. Щиток со светлым, эмалевым пигментом, образующим сложный рисунок У самцов покрывает всю спинную поверхность,у самок - ее переднюю часть Окраска однотонная, коричневая или желтая
Глаза Нет Краевые, плоские или слегка выпуклые Нет
Задний край тела Ровный С 11 фестонами С 11 фестонами
Ротовой аппарат Пальпы массивные, членистые, вытянутые. Хоботок зубчатый Пальпы мощные по ширине равны длине хоботка. Хоботок широкий, короткий, вершина шире основания Пальпы расширены к основанию и выдаются за основные гнатосомы. Хоботок короткий, ровный, клещевидной формы, по середине шире, чем у основания
Анальная борозда на брюшке вокруг анального отверстия В форме полной дуги, огибает анус спереди Анальная борозда огибает анус сзади Анальная борозда огибает анус сзади

Медицинское значение. Являются переносчиками вируса клещевого энцефалита (концентрация этого вируса наиболее большая в Ixodes persulcatus), клещевого сыпного тифа, энцефалита Лавассан, туляремии, клещевого риккетсиоза, клещевого боррелиоза.



Работа 3. Составить и зарисовать схему структуры природного очага клещевого энцефалита (доноры - мелкие животные, источники вируса; переносчики - клещи; реципиенты - крупные животные).

Работа 4. Заполнить таблицу.

Представители Тип, класс, вид (Латинское название) Значение в распространении заболеваний (Резервуар, переносчик, промежуточный хозяин) Какое заболевание распространяет Вид заболевания: облигантно или факультативно трансмиссиовное, природно-очаговое Место локализации у человека Пути заражения Географическое распространение Меры борьбы

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

(тесты, задачи и т.д.).

Ситуационные задачи

Задача 1.В одном из водоемов края жители выловили более 30 речных раков. Когда их сварили и стали есть, то один из участников заметил, что в теле некоторых раков есть тонкие, нитевые образования, напоминающие червей. Другой сказал, что это личинки глистов и если бы раки были сырыми, то можно было бы заразиться. Прав ли он? Назовите гельминтов, личинки которых могут развиться в организме ракообразных. Какие меры профилактики заражения этими гельминтами вам известны?



Задача 2.В поликлинику обратился мужчина, у которого на шее сзади и на правой лопатке находятся два присосавшихся клеща. Выяснилось, что накануне обращения к врачу, он выезжал из города в лес. Определите:

а) как снять клещей с кожи и к какому семейству они относятся?

б) какими заболеваниями они могут заразить человека?

в) как предупредить нападение клещей на человека?

Задача 3.В школе при осмотре 1000 учеников в разных классах обнаружено заболевание чесоткой у 5 школьников, обучающихся в разных классах. Как предупредить распространение болезни?

Задача 4.При лабораторном исследовании мокроты больного, страдающего хроническим астматоидным бронхитом, обнаружены клещи. Какие это могут быть клещи и как больной ими заразился?

Задача 5.Во время летних работ на зерноскладе у рабочих появились жалобы на воспаление кожи рук, шеи, с появлением зуда и волдырей. С чем это может быть связано?

Задача 6.Жильцов верхнего этажа одного из домов стали беспокоить укусы каких-то «мелких насекомых». Может ли это быть связано с тем, что в квартире имеется несколько клеток с певчими птицами, а на чердаке живет много диких голубей?

Задача 7.У больного, обратившегося на прием по поводу сильного зуда на коже кистей, живота, обнаружены мелкие, извилистые, беловато-грязного цвета полоски, чем-то напоминающие подживающие царапины; кое-где на них видны темные точки. Что это может быть?



Задача 8.У пациента, страдающего угрями и воспалительными изменениями кожи лица при микроскопировании материала из очагов поражения обнаружены живые организмы: форма тела вытянутая, червеобразная. Какой возбудитель и чем страдал пациент?

Задача 9. Школьники поехали отдыхать в пионерский лагерь «Океан» с июня по июль включительно. Перед отъездом все дети и воспитатели прошли медицинский осмотр, в том числе и на педикулез. При повторном осмотре через месяц у некоторых детей в волосистой части головы обнаружены личинки вшей. Объясните появление личинок, обосновать ответ с точки зрения их биологии.

Задача 10. При отсутствии канализации, выгребные ямы туалетов облицовываютбетоном. Может ли это помочь в борьбе с какими-либо видами мух?

Задача 11. В фекалиях больной, страдающей желудочно-кишечным расстройством, обнаружены мелкие личинки белого цвета с черными крючками на одном из концов тела. Под микроскопом на одной из сторон тела видны 3 ряда мелких зубчиков, а на расширенном заднем конце - мелкие желтоватые бугорки. Что обнаружил лаборант, и чем страдает пациентка?

Задача 12. Вспомните, личинки каких насекомых могут вызывать у человека миазы и каковы методы их обнаружения?

Задача 13. Студентов заселили в новое общежитие, в котором отсутствовал буфет. В начале тараканов не было в общежитии, но через 5 месяцев появились рыжие тараканы-прусаки. Через год численность их стала высокой. Обосновать ответ с точки зрения биологии прусаков.

9. Учебно-материальное обеспечение:

9.1 Литература:

а) обязательная:

1. Слюсарев А. А., Жукова С. В. Биология. Киев: «Вища школа», 2012.

2. Ярыгин В. Н. с соавтор. Биология в 2-х томах. М.: Гэотар-медиа, 2011.

3. Чебышев Н. В. Биология. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2011.

Б) дополнительная

1. Каредина В.С. и др. Экологические основы паразитизма в типе Членистоногие. Учебное пособие. Владивосток, 2003г.

2. Заяц Р.Г. и др. Основы общей и медицинской паразитологии. – М., 2002 г.

3. Ильинский Н.Н. и др. Медицинская паразитология. – Томск, 2001 г.

10. Материальное обеспечение:

а) Таблицы: жизненный цикл клещей, строение вшей, строение клопов, строение блох, строение мух и тараканов.

б) Световые микроскопы.

в) Постоянные микропрепараты (головная вошь, платяная вошь, блоха человеческая, клоп постельный, личинка таежного клеща, нимфа таежного клеща, самка и самец таежного клеща).

Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.

Тема занятия.

Рубежный контроль по теме: «Медицинская паразитология».

Мотивация изучения темы.

Паразиты могут обитать в различных тканях и органах хозяина, питаться его тканями или переваренной пищей, проводить на теле или в теле хозяина всю свою жизнь или только часть её, а также, быть постоянными или временными паразитами. Даже такое свойство паразитов, как вредоносность, проявляется не всегда, а зависит от вида и состояния паразита и хозяина, и окружающей среды. По данным В.А. Догеля, существует 60 - 65 тыс. видов животных, ведущих паразитический образ жизни, что составляет 6 - 7% от общего числа всех видов на Земле. Наибольшее количество паразитов установлено в типе простейших, плоских и круглых червей, а также членистоногих. Знания по данному разделу биологии необходимы врачам любой специальности.

Цели занятия.

3.1.Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности – Лечебное дело. В результате освоения данной темы формируются общекультурные и профессиональные компетенции: ОК–1, ПК–2, ПК-5, ПК-12, ПК-32.

3.2.Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - биологические основы паразитизма и трансмиссивных болезней, формы сожительства организмов, паразитизм, как биологический феномен, специфичность среды питания паразитов, классификацию паразитических форм животных, происхождение паразитизма, формы влияния паразита на хозяина, принципы взаимодействия паразита и хозяина, морфологические адаптации паразитов, пути расселения паразитов, основы учения Павловского, характеристика типа Простейшие, Плоские черви, Круглые черви, Членистоногие, диагностических и профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения паразитарных заболеваний, вызванных паразитами человека.

«Уметь» - предполагается способность выпускника применять полученные знания для решения типовых задач соответствующей сферы профессиональной деятельности с возможным использованием справочной литературы: пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет, работать с увеличительной техникой, диагностировать возбудителей паразитарных заболеваний человека на препаратах, слайдах, фотографиях.

«Владеть» - предполагается обязательное наличие опыта (навыков) в проведении определенных практических действий: базовыми технологиями преобразования информации, навыками микроскопированиями и анализа гистологических препаратов и электронных микрофотографий.

4. Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

1. Строение Членистоногих (курс школьной биологии).

2. Строение Паукообразных (курс школьной биологии).

3. Строение Насекомых (курс школьной биологии).

5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.