Сделай Сам Свою Работу на 5

НАСЛЕДОВАНИЕ ДЕРМАТОГРАФИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ





Исследование многочисленных семей, а также близнецовых пар позволяют говорить о том, что наследуется скорее тенденция к наличию или отсутствию того или иного дерматоглифического признака. Если оба родителя не имеют узора на III межпальцевой подушечке, то у 76% детей этот узор будет также отсутствовать, в то время как в популяции он отсутствует у 52,2% индивидуумов. Если оба родителя будут иметь узор на III межпальцевой подушечке, то у детей он будет отмечен в 80% случаев, в то время как в популяции - лишь у 16,2%. Было показано, что у ордителей с высоким гребневым счетом дети также характеризуется высоким гребневым счетом дети чаще орждаются с таким же показателем. Посемейный анализ ладонных узоров и линий показал наследственную тенденцию по всем ладонным признакам кожного рельефа.

ЗНАЧЕНИЕ ДЕРМАТОГЛИФИКИ КАК МЕТОДА МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ

Изменения показателей дерматоглифики были отмечены при щироком круге заболеваний: хромосомные синдромы, врожденные пороки развития, наследственные болезни обмена веществ, мультифакториальные заболевания. У дерматоглифики есть достоинства: простота и доступность применения в любых условиях. Получение и расшифровка дерматоглифов занимает 15-20 минут, т.е. метод является экспрессивным и для его использования не требуется никаких дорогих приборов и оборудования. Но у метода есть ряд недостатков, которые не позволяют использовать его для установления диагноза. У некоторых больных могут отсутствовать изменения показателей дерматоглифики, а некоторые здоровые лица могут иметь изменения в дерматоглифе как у больного. Необходимо, чтобы врачи знали о существовании этого метода, а как они смогут его использовать, зависит от их умения. Следует всегда помнить, что дерматоглифика это не метод подтверждения диагноза, а метод, который наводит врача на размышленияо возможной патологии у больного и позволяет использовать другие методы обследования более целенаправленно. В таблице 2 приведены все сведения об изменении кожного рельефа больных с различными заболеваниями.



Таблица 2

Заболевания Изменения кожного рельефа
Синдром Патау /трисомия 13-15/ Дистальное смещение осевого тритадиуса, угол atd=108, четырехпальцевая складка или ее переходная форма, радиальные петли на 4-5 пальцах рук, увеличение дуг на пальцах и ног, окончание главной ладонной линии А на радиальном крае ладони, наличие дополнительных узоров на гипотенаре, дуговые или Т-образные узоры на поле большого пальца стопы.
Синдром Эдвардса /трисомия 16-18/ Четырехпальцевая складка, дуг более 6, а в 85 случаев на всех пальцев рук и ног, общее упрощение узоров на ногах и руках. На поле большого пальца стопы дуговой узор.
Синдром Дауна /трисомия 21/ Наличие четырехпальцевой складки более, чем в 50% случаев, дистальное смещение осевого трирадиуса, угол atd=81, преобладание на пальцах ульнарных петель, радиальные петли на IУ,У пальцах, горизонтальное направление папиллярных линий, отсутствие дистальной сгибательной складки на мизинце, снижение общего гребневого счета, наличие узоров на II и III межпальцевых подушечках, отсутствие его на IУ и тенар/1 подушечках, рисунок на гипотенаре в виде ульнарных и карпальных петель. На стопе отмечается сгибательная складка на первом межпальцевом поле, дистальная петля или тибиальная дуга на поле большого пальца.
Синдром «кошачьего крика»/5р-/ Увеличение завитков и дуг, уменьшение радиальных петель, наличие четырехпальцевой складки и промежуточного осевого трирадиуса, увеличение радиальных петель, уменьшение общего гребневого счета.
Синдром Шерешевского-Тернера /45,ХО/ Увеличение числа завитков на пальцах рук, уменьшение радиальных петель, радиальная петля на II пальце, наличие четырехпальцевой поперечной борозды, смещение осевого трирадиуса ульнарно и дистальна, учащение узоров на гипотенаре, снижение частоты узоров на тенаре, увеличение общего гребнего счета.
Синдром Клайнфельтера /47/ХХУ/ Увеличение числа дуг, петли с низким гребневым счетом, грубые гребешки с поперечной ориентацией, проксимальное смещение осевого трирадиуса, повышение частоты узора на гипотенаре.
Синдром Клайнфельтера /47,ХУУ/ Увеличение количества завитков на пальцах, ульнарное смещение осевого трирадиуса, увеличение частоты рисунка на гипотенаре.
Синдром трисомии Х/47,ХХХ Увеличение числа завитков и дуг, снижение общего гребневого счета, наличие четырехпальцевой складки.
Аномалии лица, скелета и мужских половых органов Избыток завитков, увеличение гребневого счета, наличие четырехпальцевой поперечной борозды, дистальное смещение осевого тритрадиуса.
Фенилкетонурия Редукция рисунка на III и IV межпальцевой подушечках, уменьшение рисунка на гипотенаре, редукция или отсутствие ладонной линии «С».
Идиопатическое умственное недоразвитие Избыток дуг на пальцах, уменьшение гребневого счета, наличие четырехпальцевой поперечной борозды, учащение рисунка на гипотенаре, тенаре/1 межпальцевой подушечке.
Олигофрения Дерматоглифика имеет четкие половые различия. У мужчин отмечается увеличение частоты встречаемости радиальных петель за счет уменьшения частоты встречаемости завитков, увеличение гребневого счета. У женщин отмечается уменьшение частоты встречаемости узоров на гипотенаре и 2 межпальцевой подушечке, уменьшение гребневого счета.
Шизофрения Отмечается снижение частоты завитков, увеличение частоты дисплазий папиллярных линий.
Пороки сердца Повышение ульнарных петель, уменьшение дуг и завитков. Главная ладонная линия А оканчивается в поле t, наличие нескольких осевых трирадиусов/3 и более/ на обеих ладонях, узоры на гипотенаре, в 3 межпальцевом промежутке, завитки и петли, образованные межпальцевыми трирадиусами, наличие межпальцевых трирадиусов С и в, узоры на гипотенаре подошв.
Псориаз Наличие четырехпальцевой поперечной борозды, учащение рисунка на 1У межпальцевой подушечке. Редукция трирадиуса С.
Поликистоз почек Удвоение пальцевых трирадиусов, чаще «а» и «в» трирадиусов, дистальное смещение осевого трирадиуса.
Аплазия матки, влагалища, почки Дополнительные пальцевые трирадиусы, дистальное смещение осевого трирадиуса, наличие четырехпальцевой поперечной борозды.
Дерматоглифический синдром «Гребешки от конца»   Характерно вертикальное пробегание кожных гребешков к концу пальцев, наличие на подушечках пальцев длинных, узких петель, с дельтой расположенной ниже пальцевой сгибательной складки, радиальные петли на 4 и 5 пальцах, отсутствие дуг, завитков, дистальное смещение трирадиусов. Данный синдром наследуется по доминантному типу.  

 





 

 

Тема занятия.

Рубежный контроль по разделу: «Медицинская генетика».

Мотивация изучения темы.

Генетика изучает процессы преемственности жизни на молекулярном, клеточном, организменном и популяционном уровнях. Законы наследственности и изменчивости, изучаемые классической генетикой, имеют универсальное значение и в полной мере применимы к человеку. Успехи теоретической генетике находят практическое применение в диагностике, профилактике и лечении ряда наследственных патологий.

Цели занятия.

3.1.Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности – Лечебное дело. В результате освоения данной темы формируются общекультурные и профессиональные компетенции: ОК–1, ПК–2, ПК-5, ПК-12, ПК-32.

3.2.Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - основные закономерности наследственности и изменчивости, взаимодействия аллельных и неаллельных генов, закономерности сцепленного с полом наследования, сцепление генов и кроссинговер, строение нуклеиновых кислот, строение гена, способы хранения и передачи наследственной информации, этапы биосинтеза белка, регуляция синтеза белка, основные виды изменчивости, геномная изменчивость, хромосомные аберрации, точковые мутации, хромосомные и молекулярные болезни, принципы организации работы медико-генетической консультации.

«Уметь» - предполагается способность выпускника применять полученные знания для решения типовых задач соответствующей сферы профессиональной деятельности с возможным использованием справочной литературы: решать генетические задачи на различные взаимодействия генов.

«Владеть» - предполагается обязательное наличие опыта (навыков) в проведении определенных практических действий: методами изучения наследственности у человека.

4. Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

1. Строение нуклеиновых кислот (курс школьной биологии).

2. Виды хромосом (курс школьной биологии).

3. Построение генеалогического дерева (курс школьной биологии).

5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.