Сделай Сам Свою Работу на 5

Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.





1. Морфология и функция интерфазного и митотического ядра клетки.

2. Строение и функция ядерной оболочки (ядерные поры, связь обо­лочки с органеллами клетки).

3. Морфология и классификация хромосом. Правило хромосом.

4. Понятие кариотипа и идиограммы. Эухроматин и гетерохромати. Понятие полового хроматина (Тельца Барра).

5. Политенные хромосомы, хромосомы типа ламповых щеток. Пуффы Бальбиани.

6. Сущность митотического и жизненного цикла стволовых и специализированных клеток.

7. Понятие эндомитоза и политении.

8. Амитоз. Виды амитоза.

9. Значение клеточной пролиферации в медицине.

Задания для СРС во внеучебное время

1. Подготовка рефератов и кратких сообщений по темам: Факторы, вызывающие нарушение митоза. Патология митоза. Факторы, влияющие на митотическую активность.

2. Подготовить тему: «Мейоз. Гаметогенез. Работа с электронограммами».

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).

1. Раскрыть основные термины и понятия: кариотип, идиограмма, половые хромосомы, гетерохроматин, эухроматин.

Тесты для самоконтроля.

1. Кариотип – это: а) гаплоидный набор хромосом; б) набор хромосом половой клетки; в) диплоидный набор хромосом; г) совокупность генов в гаплоидном наборе хромосом; д) набор хромосом соматической клетки.



2. Идиограмма – а) несистематизированный кариотип; б) систематизированный кариотип; в) порядок расположения генов в хромосоме; г) порядок расположения нуклеотидов в хромосоме; д) расположение хромосом кариотипа по мере убывания их величины.

3. Денверская классификация хромосом человека учитывает: а) размеры хромосом; б) количество хроматид; в) характер окрашивания хромосом; г) центромерный индекс; д) наличие центромер.

4. Структурные компоненты интерфазного ядра: а) кариолемма и строма; б) кариолемма, граны, ядрышки; в) кариолимфа, хроматин, ядрышки; г) цитолемма, хроматин, кариолемма.

5. Согласно Денверской классификации хромосомы человека разделены на … групп: а) 5; б) 6; в) 7; г) 8.

7. Правила хромосом: а) непостоянства числа; б) парности и индивидуальности; в) индивидуальности, непостоянства числа и формы; г) постоянства числа.

8. Функции ядра: а) хранение и передача генетической информации; б) синтез специфических белков; в) синтез полисахаридов; г) регуляция процессов жизнедеятельности клетки.



9. Функции ядрышек: а) осуществляет взаимосвязь кариолимфы с цитоплазмой; б) синтез ДНК; в) синтезируют р-РНК и обеспечивают сборку субъединиц рибосом; г) синтез т-РНК.

10. Парижская классификация хромосом человека учитывает: а) размеры теломер; б) количество хроматид; в) характер окрашивания; г) центромерный индекс.

Этапы проведения практического занятия.

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
I. Вводная часть занятия 5-10%
1. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 5 мин
2. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 5 мин
II. Основная часть занятия 80-90 %
3. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 65 мин
4. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 10 мин
5. Демонстрация методики Показать ориентировочную основу действия (ООД) 5 мин
6. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 50 мин
7. Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.) Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 10 мин
8. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 15 мин
III. Заключительная часть занятия 5-10%
9. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия 10 мин
Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер 5 мин

7. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время (курация, выполнение лабораторной работы и т.д.).



Работа 1. Рассмотреть и зарисовать постоянный препарат: политенные хромосомы (м/б. ув.).

На препарате по длине хромосомы отчетливо видны чередующиеся светлые и темные диски (хромомеры) различной величины и формы, производящие впечатление поперечной исчерченности.

На рисунке необходимо отметить: 1 - гетерохроматиновые (темноокрашенные) и эухроматиновые (светлые) участки хромосомы, отличающиеся степенью спирализации. Кроме того, необходимо указать локализацию пуффов Бальбиани.

Работа 2. Изучить фазы митотического деления на постоянном препарате: митоз в клетках корешка лука (м/б. ув.).

На препарате необходимо найти интерфазную клетку, где ядро круглой или овальной формы с четкими границами. В кариоплазме наблюдается беспорядочно расположенный хроматин в виде нитей и глыбок и 1-2 ядрышка.

В профазе - размеры ядра увеличиваются, ядрышки растворяются, в ядре становятся различимы хромосомы в виде тонких нитевидных структур, образующих рыхлый клубок.

В метафазе - хромосомы укорачиваются за счет спирализации, приобретая вид сильно изогнутых палочковидных структур. В зависимости от ориентации веретена к плоскости среза картина распо­ложения хромосом в метафазе неодинаково. При этом отчетливо видна неодинаковая длина хромосом.

В анафазе - сестринские хромосомы (хроматиды) перемещаются к полюсам, поэтому в клетке видны две звезды. Хромосомы имеют вид шпильки, центромеры направлены к полюсам, а плечи расходятся под углом друг к другу.

В телофазе – у противоположных полюсов клетки видны рыхлые клубки из частично деспирализованных хромосом. В центре клетки начинает формироваться перегородка, делящая материнскую клетку на две дочерние (цитокинез).

На рисунке необходимо отметить: 1 - интерфазу (ядро, цитоплазма, хроматин); 2 - профазу (хромосомы); 3 - метафазу (материнскую звезду или материнскую пластинку); 4 - анафазу (дочерние звезды); 5 - телофазу (ядра дочерних клеток).

Работа 3. Рассмотреть и зарисовать постоянный препарат: амитоз в клетках мочевого пузыря мыши (м/б. ув.). Обратить внимание на деление клетки без образования ахроматинового аппарата.

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

(тесты, задачи и т.д.).

Ситуационные задачи

Схема митотического деления клеток

2п 4С Материнская клетка 2п=10 хромосом,

∕ \ 20 хроматид,

ДНК – 4с

2п2с 2п2с Дочерняя клетка 2п=10 хромосом,

10 хроматид,

ДНК – 2с

Задача 1. В клетке имеются 3 пары гомологичных хромосом: первая пара с генами Аа, вторая - с генами Вв, третья - с генами Сс. Сколько пар гомологичных хромосом получит каждая клетка в результате митоза?

Задача 2. Предмитотическую клетку человека обработали колхицином (вещество, разрушающее веретено деления, но не влияющее на редупликацию хромосом). Сколько хромосом, хроматид и ДНК будут иметь дочерние клетки, образовавшиеся в результате митоза?

Задача 3. В клетках культуры ткани человека по 46 хромосом. При нару­шении митоза 21-я пара акроцентрических хромосом переместилась к одному полюсу клетки. Сколько хромосом окажется в дочерних клетках после митоза?

Задача 4. Во время метафазы митоза в культуре ткани человека произошла элиминация (исчезновение) двух хромосом. Сколько хромосом, хроматид и ДНК будет в каждой образовавшейся клетке?

Задача 5. Исходная материнская клетка имеет 10 хромосом. Сколько хроматид направляется к каждому полюсу клетки во время анафазы митоза.

Задача 6. Общая масса всех молекул ДНК 28 метафазных хромосом одной соматической клетки окуня равна 4х10-12 г (4С). Определить чему будет равна масса ДНК всех хромосом одной дочерней клетки и двух дочерних клеток, образовавшихся после митоза?

Задача 7. Соматические клетки кошки имеют 2n = 38 хромосом. Во время митоза произошло нерасхождение хроматид в трех парах хромосом. Сколько хромосом и хроматид будут иметь клетки, образовавшиеся после митоза?

Задача 8. Сколько хромосом, хроматид и ДНК будут иметь дочерние клетки, образовавшиеся после митоза, если материнская клетка имеет 18 пар хромосом?

Задача 9. Сколько хромосом, хроматид и ДНК будут иметь дочерние клетки, образовавшиеся после митоза, если материнская клетка имеет 19 пар хромосом?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.