Сделай Сам Свою Работу на 5

Опишите специфические особенности, которыми обладает информация в системе управления.





Под информацией понимаются сведения об окружающем мире, которые имеют форму символов как доступных, понятных человеку, так и требующих анализа, осмысления, расшифровки. В управленческой деятельности информация представляет собой совокупность сведений о состоянии управляющей и управляемой подсистем, а также окружающей среды.

Важнейшим свойством информации является возможность ее многократного использования. Однако это свойство нередко порождает определенные психологические стереотипы. Многократно повторяемые истины, причины, следствия, решения, стандарты нередко отучают от критического восприятия информации в новых условиях, умения видеть в ней новые явления, отражение новых черт, особенностей, явлений и закономерностей объективного мира. Все понятия, в том числе и те, которыми оперируют экономика и управление, не остаются неизменными, а постоянно совершенствуются, насыщаются новым смыслом, новым содержанием.[1]

Информация является основным предметом труда руководителей всех уровней управления и специалистов, однако конечный результат управленческой деятельности оценивается по эффективности деятельности социально-экономической системы. Различный уровень руководителей, их различная компетентность и сферы деятельности предполагают различия в способах сбора, хранения, обработки и использования информации. При этом принципиально важно, что любой менеджер, любой руководитель обязан владеть как аналитическими, так и синте­тическими способами обработки информации. Вначале любая информация подвергается декомпозиции, то есть аналитическому расчлене­нию на отдельные составные части, фрагменты, эпизоды. Затем из этой мозаики создается новая структура знания, некая модель информаци­онной структуры, в которую каждый человек привносит не только свой, индивидуальный опыт и знания, но и свои аналитика – синтетические способности, а со временем и интуицию.



Информация, используемая для управления, требует тщательной подготовки. Прежде всего, из нее должен быть устранен так называе­мый информационный шум – та информация, которая не имеет прямо­го отношения к процессам управления. Однако здесь не может быть безусловных рецептов. Руководители с высоким уровнем творческих способностей могут из неорганизованной «шумящей» информации из­влечь куда больше полезных сведений, чем начинающие, неопытные менеджеры – из обработанной и всесторонней. Необходимо помнить, что при неосторожном обращении с информацией вместе с информа­ционным шумом может быть устранена, выброшена информация о но­вых возникающих рынках сбыта, колебаниях конъюнктуры, оригинальных научно-технических или экономико-организационных нововведениях. Поэтому подготовка информации для принятия и реа­лизации управленческих решений должна предусматривать как эврис­тические, так и формализованные процедуры. Компрессия (сжатие) информации должна осуществляться на основании четких, обоснован­ных принципов, позволяющих проводить многоцелевую обработку, особенно стратегически важной информации.[2]



Большое значение имеет опыт организации специальных групп эк­спертов, которые подвергают анализу большие массивы, информации с целью выявления ее полезных компонентов и получения важных для фирм выводов.

Большое разнообразие информации, используемой в практике уп­равления, нуждается в развитии классификационных подходов. Клас­сификация информации преследует разнообразные цели:

1)развитие системного и комплексного подхода к управлению;

2)совершенствование технологии управленческой деятельности;

3)совершенствование системы профессиональных знаний руко­водителей;

4)поиски путей повышения эффективности управления. Классифицировать информацию, используемую для управления, можно по самым разнообразным признакам. Наиболее часто применя­ются следующие признаки классификации:[3]



1) по различным аспектам управления (характеру возникаю­щих задач);

2) по характеру восприятия человеком;

3) по форме представления;

4) по источникам возникновения;

5) по времени использования;

6) по отношению к хозяйственному субъекту;

7) по возможности использования.

В зависимости от характера возникающих задач и соответствую­щего им аспекта управления информация делится на: организационно-экономическую, собственно управленческую, технико-технологи­ческую, социально-психологическую, идейно-воспитательную. При решении любой из этих задач руководитель должен быть компетент­ным и иметь всю полноту информации. В противном случае эффектив­ность управления может резко снижаться либо приобретать негатив­ный характер.

По характеру восприятия человеком можно выделить различные органолептические формы информации: визуальную (зрительную), аудиоинформацию (звуковую), тактильную, обонятельную, а также ком­бинированные формы, например, аудиовизуальную. Наибольшую цен­ность представляет аудиовизуальная информация, поскольку система зрительного анализатора дает 94-96% сведений об окружающем мире. Однако наиболее эффективным является комбинированное представ­ление информации, так как оно в значительно большей степени активи­зирует внимание, память, интеллект. Необходимо всегда помнить о возможности сенсорной и интеллектуальной перегрузки организма ин­формацией при ее неупорядоченности и неадекватности, что резко сни­жает эффективность управления и может приводить к ошибочным и даже катастрофическим последствиям.

По форме представления различают знаковую информацию, име­ющую в определенной степени абстрактную форму, и аналоговую, об­разную. Знаковая информация выражается в цифровой, буквенной и кодированной формах.

Буквенная (текстовая) информация обычно характеризует опреде­ленное состояние управляемой и возможности управляющей систе­мы, хотя в сложных случаях диагностики состояния может использо­ваться цифровая или кодированная информация. Это значительно проще, поскольку меньше загружает информационные каналы связи.

Цифровая информация, как и кодированная, может выражать са­мые разные состояния управляемой системы и ее реакцию на управ­ляющие воздействия. Однако эффективное пользование такой инфор­мацией требует формирования определенных профессиональных знаний, умений и навыков, определенной профессиональной культу­ры, психологических стереотипов. При этом значительно повышается роль математической культуры, абстрактного мышления, абстрактной логики.

Используемая в управлении информация по источникам может быть подразделена на внешнюю и внутреннюю. Внешняя информация мо­жет отражать влияние на систему (фирму) как непосредственного ок­ружения, так и более отдаленных сфер внешней среды. Так, эта ин­формация относится к тем сферам, которыми само предприятие управлять не может - экономические циклы, политическая обстановка, рыночная конъюнктура, погода, климат и т.п.

Внутренняя информация характеризует состояние управляющей и управляемой систем, например, состояние системы управления, ее кадровое обеспечение, материальные и финансовые ресурсы управ­ляемой системы, имеющуюся технологию.

По времени ее использования в информационных потоках можно выделить постоянную и переменную информацию. Постоянная инфор­мация является относительно стабильной, например, нормы, нормати­вы, стандарты, численность и состав работающих. Переменная инфор­мация связана с возникновением новых обстоятельств, новых возможностей и ограничений. Пример переменной информации объем выручки, число клиентов.[4]

По отношению к системе информация делится на входную и вы­ходную. Входная информация характеризует потоки энергии, веще­ства, информации, поступающие в данную систему. Выходная инфор­мация характеризует продукт деятельности системы (например, объем и номенклатуру товаров и услуг).

По возможности использования, информацию различают: полезная, шумы, избыточная, ложная, лживая. Шум - это посторонние помехи в канале связи, которые мешают правильному восприятию информации. Эти помехи могут быть спонтанными, хаотичными или целенаправлен­ными. Помимо действительно полезной для управления информации может восприниматься избыточная информация, по сути являющаяся достоверной, но не несущая ничего нового, излишне детализирующая уже полученные сведения. Такая информация только засоряет каналы связи; отвлекает ресурсы от анализа полезной информации. Лживая информация носит сознательный характер, что является ее коренным отличием от ложной, Зачастую, как ложная информация воспринима­ются слабые сигналы (сигналы, количественное значение которых мень­ше значения большинства других входных сигналов) о возможных из­менениях во внутренних и внешних факторах, если они не согласуются с привычным ходом процесса. Теория слабых сигналов играет исклю­чительную роль в управлении, и особенно в стратегическом. Всякий сигнал необходимо рассматривать с двух сторон: во-первых, как сиг­нал опасности, а во-вторых, как сигнал новых возможностей. Когда сигнал мал, у фирмы имеются большие возможности принять необхо­димые меры по предотвращению или ликвидации опасности либо по эффективному использованию новых возможностей. Когда же сигнал становится достаточно большим, то фирма не может ни нейтрализо­вать опасность, ни использовать новую возможность.

Информация, используемая в системах управления, должна удовлетво­рять определенным требованиям. К числу этих требований относятся:

-необходимое и достаточное количество и качество информа­ции, причем доминирующее значение имеет качественная сторона;

-достоверность и точность информации. Совершенно недопус­тимо пользоваться недостоверной и неточной информацией. Если ин­формация является недостаточной или приблизительной, возможно при­нятие решения с катастрофическими последствиями. Противоречие заключается в том, что абсолютно достоверной и точной информации не существует, а приближающаяся к ней информация мало пригодна для принятия управленческих решений - она довольно быстро устаре­вает. Недостоверность информации обусловливается не только источ­никами ее получения, неправильной или неэффективной методикой ее обработки, но и целевыми установками ее преобразования, интерпре­тацией применения;

-своевременность получения информации. Информация, необ­ходимая для управления, должна быть своевременной. Требование бо­лее раннего представления информации часто может быть связано со значительными материальными и финансовыми затратами (повышен­ные скорость обработки на ЭВМ и пропускная способность каналов связи: экспертная обработка массивов информации и т.п.) С другой стороны, и запоздалая информация также не представляет практичес­кого интереса;

-полнота информации. В распоряжение руководителя должна поступать информация в достаточном объеме, обеспечивающем эф­фективное решение всех задач. Редуцированная (усеченная) инфор­мация способна резко снизить эффективность управления или даже привести к ошибкам в управление. Вместе с тем требование полноты информации может граничить с ее избыточностью. Как полнота инфор­мации, так и ее неполнота не имеют объективных критериев и ограни­чений, что не следует относить к достоинствам или недостаткам ин­формации. Это объективное противоречие, которое разрешается в процессе творческого труда каждого руководителя;

-полезность. Для принятия решения необходима определенная, конкретная информация, остальная образует информационный шум. Выделение полезной информации из шума является сложной аналити­ческой работой и требует больших затрат.

-технологические характеристики информации, к которым сле­дует отнести плотность ее размещения, возможность сохранения в раз­личных условиях, скорость обработки, извлечения, распечатки, пред­ставления, формы сервиса и т.п. Здесь весьма важны техническое и технологическое совершенство систем, унификация терминологии, по­рядок составления документов и их представления. Информация дол­жна быть разделена по уровням и звеньям управления, а также по нормативно-справочным, расчетно-аналитическим и другим направле­ниям. Важной характеристикой является помехоустойчивость инфор­мации - способность противостоять как активным, так и пассивным помехам. Высокая помехоустойчивость обеспечивает устойчивое уп­равление, его необходимую конфиденциальность (сохранение коммер­ческой и государственной тайны). Стоимость информации в системах управления постоянно возрастает, что обязывает стремиться к посто­янному повышению эффективности ее получения и использования.

 

 

2. Информационный ресурс - это:

а) коммуникация и связь, в процессе которых устраняется неопределенность;

б) информация, обработанная и представленная в формализованном виде для

дальнейшего применения, элементарное описание вещей, событий, действий;

в) массив или отдельный документ, иной визуально воспринимаемый объект, который аккумулирует сведения (информацию), сформированные по определенному признаку или критерию; [5]

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.