Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие капитализма в XVI—XIX вв.





С XVI в. в некоторых странах Европы сначала в промышленности, а затем в сельском хозяйстве капиталистические отношения начали постепенно вытеснять феодальные. Мелкое ремесленное производство как источник экономического богатства исчерпывает себя, и цеховые организации уступают пальму первенства мануфактурам.

В сельском хозяйстве наиболее передовых западноевропейских стран стали все большую роль играть сельские предприниматели — фермеры, которые брали в аренду землю, вкладывали собственный капитал в приобретение средств производства и использовали наемную рабочую силу. Одновременно с этим процессом происходило изменение менталитета феодалов, часть которых отказывалась от управления землей, предпочитая получать за нее арендную плату (земельную ренту).

Как отмечают некоторые исследователи, в эту переходную эпоху аграрный переворот внес раскол в сословие дворян: появилось старое и новое дворянство. Если раньше дворянину было зазорно заниматься какой-либо коммерческой деятельностью, то теперь они полностью используют возможности обогащения с помощью своих землевладений. Земля становится выгодным вложением капитала, и богатые крестьяне, горожане, чиновники стали приобретать землю, а дворяне - заниматься предпринимательством в сфере промышленности и торговли.



Позиция государства по отношению к предпринимательству в процессе исторического развития претерпевала определенные изменения: от меркантилизма — к либерализму. Меркантилизмом называют экономическую политику раннего капитализма, которая выражалась в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь с целью развития отечественной экономики. Эта стратегия выражалась в сдерживании налогов, поддержке ремесленников и мануфактур, устранении таможенных барьеров внутри страны и ужесточении таможенной политики по отношению к импортным товарам. Термин меркантильность, который сначала обозначал только экономическую политику, впоследствии стал распространяться на личные качества. Этим словом принято обозначать прагматичного и расчетливого человека, умеющего контролировать свои эмоции и ставящего прибыль своей главной целью.



В начале XVII в. значительную роль в мировом движении товаров и капитала стали играть торговые компании. При поддержке государства создавались фирмы, наделенные монопольным правом торговать с Индией и Америкой. В 1599 г. в Англии, а спустя несколько лет и в Голландии создаются Ост-Индские компании, которые получили от своих правительств полномочия на монопольную торговлю в Индии. Затем были созданы аналогичные компании для торговли с Америкой. Со временем эти организации достигли такой степени могущества, что фактически превратились в неофициальные правительства тех областей, в которых они вели торговлю. В этих условиях отдельным предпринимателям было чрезвычайно трудно вести собственное дело и конкурировать с такими гигантами. Помимо препятствий, которые чинили крупные торговые компании отдельным купцам, занятие торговым предпринимательством было сопряжено с повышенным риском из-за потери кораблей в результате бурь или нападений пиратов. Другой фактор риска был связан со спекулятивным характером ряда финансовых операций, в которых частные вкладчики теряли все свои сбережения. В качестве примеров крупных финансовых скандалов можно привести банкротство торговой Компании южных морей в Англии и дефолтом Национального банка Франции в начале XVIII в. Эти события нанесли существенный финансовый урон представителям мелкой и средней буржуазии, привели к разорению массы предпринимателей. Подобные события осуществляли психологический отбор людей, наиболее приспособленных к предпринимательской деятельности — амбициозных личностей, склонных к риску, устойчивых к эмоциональным потрясениям.



Во второй половине XVIII в. сначала в Великобритании, а затем в других развитых странах Запада стали развиваться экономические и социальные изменения, получившие название «промышленная революция». С одной стороны, эти процессы были инициированы научно- техническим прогрессом и повышением производительности труда, а с другой — социальными изменениями в обществе, когда феодальные отношения стали меняться на буржуазные. Огромные массы людей, которые ранее почти безвозмездно работали на своих господ, стали выходить на рынок труда в качестве наемных рабочих, продающих свой труд, или же в качестве свободных предпринимателей.

Основными достижениями научно-технического прогресса в XVIII— XIX вв. были: механизация текстильного производства, создание паровой машины и широкое использование каменного угля, применение парового двигателя в железнодорожном и водном транспорте, возникновение химического производства, промышленное использование электричества и пр. Все эти изменения, с одной стороны, многократно активизировали экономику передовых западных стран, а с другой стороны, сделали ее крайне неустойчивой, что нашло отражение в первых мировых кризисах. Первым из них стал экономический кризис 1857 г., за которым последовала длинная череда экономических и финансовых потрясений. Наиболее известным и затяжным из них стала Великая депрессия 20-х гг. XX в. в США, нанесшая значительный урон не только мелким предпринимателям, но и крупным фирмам.

Предпринимательство в современном мире

В настоящее время высокая интегрированность мировой экономики придает ей дополнительную устойчивость, что, впрочем, не предотвращает возможности экономических кризисов. Но даже в периоды относительной стабильности миллионы предпринимателей по всему миру разоряются, едва начав свое дело, в то время как другие сотни тысяч добиваются коммерческого успеха.

В западных странах в настоящее время предпринимательство характеризуется как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников. Предпринимательство как процесс, включает поиск новых идей, постановку целей, их оценку и воплощение в новом предприятии, превращающем идею в конкретный результат.

Сейчас не только США и Япония, но даже такие страны, как ФРГ, уделяют большое внимание профессиональной подготовке персонала предпринимателей, технического состава и рабочих, глубокому внедрению современного менеджмента и исследованиям сегментации рынков с помощью маркетинга. В последние десятилетия в развитии западного предпринимательства произошли качественные сдвиги – это рост значения предпринимательства в решении наиболее значимых проблем своих стран. Таким образом, российскому предпринимательству, только начавшему свое зарождение в новых социально-экономических условиях, есть чему поучиться у своих западных коллег предпринимательской деятельности.

 

Особенности развития

Предпринимательства в России

Допетровская эпоха

Развитие предпринимательства на Руси в допетровский период можно условно разделитьна три части: дотатарский период Киевской Руси (IX-XIII вв.), период татарского нашествия (XIII-XV вв.) и период объединения Руси под началом Москвы (XV-XVII вв).

Историк Н. М. Карамзин в своем многотомном исследовании ≪История государства Российского≫ пишет, что торговое предпринимательство на Руси известно как минимум с X в. Он отмечает: ≪Первые сведения о нашем древнем купечестве относятся уже ко временам варяжских князей; договоры с греками свидетельствуют, что в X в. жило множество россиян в Цареграде, которые продавали там невольников и покупали всякие ткани. Звериная ловля и пчеловодство доставляли им множество воску, меду и драгоценных мехов, бывших, вместе с невольниками, главным предметом их торговли. В Хазарию и в Россию шли тогда из Цареграда пурпур, богатые одежды, сукна, сафьян, перец; к сим товарам, по известию Нестора, можно прибавить вино и плоды. О торговле древних с народами северными находим любопытные и достоверные известия в скандинавских й немецких летописях. Средоточием ее был Новгород, где со времен Рюриковых поселились многие варяги, деятельные в морском грабеже и купечестве. Там скандинавы покупали драгоценные ткани, домовые приборы, царские одежды, шитые золотом, и мягкую рухлядь≫. Н. М. Карамзин обращает внимание на то, что сначала русские купцы не имели металлических денег, а в качестве эквивалента стоимости использовали шкуры пушных зверей, в частности белок и куниц, и поэтому деньги на Руси тогда назывались ≪куны≫. Следующим этапом были гривны - куски серебра определенной формы и веса. Так как гривны обладали слишком большой стоимостью, неудобной в повседневных делах, их стали разрубать на более мелкие части — так появились ≪рубли≫. В конце XIII — начале XIV в. ≪гривна серебра≫ окончательно уступила пальму первенства ≪серебряному рублю≫, который с тех пор стал основной денежной счетной единицей денежной системы русского государства.

Тем не менее первые серебряные монеты на Руси появились значительно раньше — их стал чеканить князь Владимир в конце X в. Известны золотые и серебряные монеты Владимира. Как пишет знаток монетного дела И. Г. Спасский, ≪в выпуске этих монет, наряду со стремлением пополнить денежное обращение, несомненно, немаловажная роль принадлежала и политическим мотивам, поскольку выпуск собственной монеты являлся провозглашением суверенности восточно-славянской державы≫.

На золотых монетах (≪златниках>>) на одной стороне располагалось изображение Иисуса Христа, а на другой было изображение князя с сопроводительной надписью в двух вариантах: ≪Владимир, а се его злато≫ или ≪Владимир на столе≫ (на престоле). На сребрениках надписи были похожими, а вместо изображения Иисуса Христа там помещали изображение св. Георгия.Однако своих монет в то время на Руси было явно недостаточно, и купцы в расчетах между собой и с покупателями чаще использовали денарии, поступавшие в Востока. Дело в том, что по территории Древней Руси проходил торговый путь ≪из варяг в греки≫, а также ряд других важных торговых путей между странами Востока и Западной Европой. Выгодное геополитическое положение многих древ нерусских княжествобеспечивало развитие в них предпринимательства, представленного не только торговцами, но и ремесленниками, охотниками, пасечниками и т. д.

Нашествие татаро-монголов и его последствия отрицательно сказались на развитии предпринимательства. Экономическая база страны была подорвана, людские ресурсы оскудели, а налоговый гнет стал особо сильным: предпринимателям приходилось платить дань местным князьям в повышенном размере, так как последние, в свою очередь, платили дань татарам. Однако Северная Русь в этот период, наоборот, испытывала экономический подъем, поскольку Новгород и Псков но существупревратились в единственных посредников между Западной Европой и Северной Русью. В отличие от покоренных южных княжеств, в северной части Руси налоговая политика была весьма терпимой: торговая пошлина составляла около 10% стоимости товара, что было значительнониже обычной нормы прибыли торговых операций в те времена даже с учетом риска. Это был так называемый ≪безмонетный Период≫ русского денежного обращения, когда единственным эквивалентом при торговых операциях были слитки серебра — гривны. Известны так называемые киевские гривны — шестиугольные отливки весом примерно 160 г и новгородские гривны — серебряные полосы весом 200 г. Данные денежные единицы использовались главным образом при крупных расчетах между состоятельными людьми и богатыми предпринимателями, а в быту в те времена господствовал натуральный обмен. Возобновление монетного обращения на Руси относят ко второй половине XIV в., когда многие русские княжества стали чеканить свою собственную монету — серебряные денги.

По мнению некоторых исследователей, конец XV — конец XVI вв. ознаменовался спадом в развитии предпринимательства: сокращением численности предпринимательского сословия и его слиянием с другими слоями городского населения, что выражалось в сокращении торговых операций в связи с политикой государства. Следует отметить, что предпринимательство на Руси всегда очень сильно зависело от произвола властей — сначала князей, а затем и царей. При ≪хорошем≫ царе экономическая жизнь страны претерпевала определенный подъем, а при ≪плохом≫ —замирала. Примером крайне отрицательного воздействия царской власти на отечественное предпринимательство можно считать безжалостное уничтожение северной экономической зоны Иваном Грозным зимой 1494 г., от которого пострадали города Тверь, Псков и Новгород. В этой кровавой акции были уничтожены практически все наиболее видные предприниматели Новгорода, а богатство этого процветающего региона было захвачено в царскую казну.

После завершения правления Ивана Грозного рост российского предпринимательства возобновился, однако темпы этого процесса были невелики. Нормальной торговле препятствовал ряд факторов: изолированность страны от мировой торговли, слабость центральной власти, отсутствие безопасных выходов к морям, набеги южных татар, войны, которые вела Россия с соседями, и т. д. К XVII в. постепенно восстановилась роль Новгорода как центра торговли с Западом. И. Акперов и Ж. Масликова пишут. ≪В северные земли везли хлеб, а оттуда — рыбу, соль, пушнину. Во внутренней торговле наиболее внушительной силой выступали крупные дворяне, имевшие привилегии. Свое место в торговле занимало купечество крупных городов. В сферу товарного обращения входили продукты промыслового хозяйства и ремесленные изделия. Возрастают обороты внешней торговли, через Новгород и Смоленск осуществляются торговые связи с Западом, куда вывозились продукты русских промыслов и лес, а в Россию доставлялись промышленные товары: сукно, оружие, утварь. С Востока в Россию поступали китайские ткани, фарфор, драгоценности. В страны Востока вывозились меха, пенька, воск. В целом на протяжении XVI-XVII вв. рост товарного оборота внутренней и внешней торговли в Российском государстве привел к развитию денежных отношений и накоплению капиталов.

 

Преобразования Петра I

Воздействие Петра I на экономику нашей страны трудно переоценить. При нем осуществлялась беспрецедентная государственная поддержка купцов, промышленников и сельскохозяйственных производителей, но с одной оговоркой — если их бизнес приносил пользу государству.Петр 1 способствовал строительству фабрик и заводов, используя как государственные средства, так и собственные капиталы купцов, которым приказано было объединяться в компании. Для защиты отечественной промышленности был установлен общий протекционистский тариф, согласно которому иностранные товары, конкурирующие с отечественными аналогами, облагались большой пошлиной. Царь старался научить людей заниматься предпринимательством и развить в них такие качества, как активность, любознательность, целеустремленность, желание добиваться поставленных целей. Своими указами й действиями он давал понять людям ≪низкого звания, что в случае их честной и активной деятельности они могут рассчитывать на признательность власти в виде выгодных подрядов и всевозможных привилегий. Русский историк Н. И. Костомаров отмечал, что при Петре I торговля и промыслы направлялись так, чтобы сделаться источником для казенной прибыли, а для этого в стране активно развивалось предпринимательство. Специальным указом 1713 г. людям всяких чинов дозволено было свободно вести торговлю, а крупным купцам отдавали в управление целые фабрики, но с тем условием, чтобы они умножили этот промысел, в противном случае с них брали значительный штраф — по тысяче рублей с человека. Петр I своими указами старался стимулировать торговлю и промышленность России, однако железная воля царя наряду с пользой порой приносила купечеству и явный вред.

Во времена Петра любой активный и предприимчивый человек мог сколотить огромное состояние. Например, простой тульский кузнец Никита Демидов при поддержке царя организовал на Урале огромное по тем временам производство, на котором работало более тридцати тысяч рабочих. При этом Демидов не имел соответствующего стартового капитала и получил в свое распоряжение казенные земли, леса и рабочую силу. Таких льготных условий для начала своего дела, как при Петре I, в России не было никогда, если не считать послеперестроечного периода, когда в частные руки практически даром попали целые отрасли народного хозяйства СССР. Главное отличие предпринимателей петровской эпохи от их постсоветских коллег состоит в том, что ≪птенцы гнезда Петрова≫ сами создавали отечественную промышленность практически на пустом месте, в то время как многие нынешние олигархи захватили то, что создавалось трудом миллионов их сограждан. Петр может считаться также основателем финансовой системы, в основе которой лежали серебряный рубль и медная копейка с фиксированным содержанием металла. До этого в основе денежного обращения Руси лежала серебряная копейка, которую чеканили из проволоки. Она была весьма нечеткой чеканки, имела переменчивое содержание драгоценного металла, а кроме того, подвергалась ≪порче≫ — обрезке недобросовестными людьми. Монеты Петра отличались правильностью формы, фиксированным весом и четким рисунком. После смерти Петра I предпринимательству со стороны государства уже не уделялось столь же большого внимания, но контроль, часто весьма субъективный и не всегда экономически обоснованный, продолжался. Наиболее важным для предпринимательства делом, по мнению Н. И. Костомарова, было учреждение банков, дворянского и купеческого, при Елизавете Петровне. Учрежденный в 1754 г. купеческий банк сначала не пользовался спросом, хотя брал с купцов всего 6% годовых. Предпринимателей смущало, что они должны были давать в залог товаров на четвертую долю от занимаемой суммы, кроме того, они не успевали за полгода вернуть кредит, как того требовали правила. В результате в первый год от марта до августа в банк не обратился ни один клиент. Тогда купцы попросили правительство, чтобы вместо залога им позволили представлять надежное поручительство и установили годичный срок возврата кредитов. Только после принятия этих изменений Сенатом банк начал активную работу по кредитованию российского бизнеса.

Новый этап развития предпринимательства начался при Екатерине II, которая значительно сократила государственные монополии в сфере торговли и промышленности. При ней Россия наконец-то получила политическую и экономическую стабильность, поколебать которую не смогло даже восстание Е. Пугачева. При Екатерине в стране начало сформироваться среднее сословие за счет предоставления экономической свободы в предпринимательских начинаниях и расширения емкости внутреннего рынка. Как отмечают некоторые исследователи, в XVIII в. активно развивается крепостное предпринимательство.

Крепостная буржуазия ориентировалась на выпуск ≪народных≫ товаров крестьянского спроса, в частности, ей в основном принадлежала текстильная отрасль производства. Добившись успеха, промышленники выкупали себя и свои семьи из крепостной зависимости. Именно так возникли династии многих видных предпринимателей: Морозовых, Рябушинских, Гучковых и пр. Можно также вспомнить, что именно в Екатерининскую эпоху мелкий лавочник из Курской губернии Григорий Шелихов подарил матушке-императрице Аляску. Оставив черноземный край, Шелехов сначала отправился в Сибирь, где успешно торговал сначала в Иркутске, потом на Сахалине и Камчатке и, наконец, добрался до Аляски. Впоследствии он основал Российско-Американскую компанию, которая не только успешно торговала с аборигенами, но и организовывала на Аляске русские поселения, строила православные церкви и продвигала на Восток русскую культуру.

 

Россия XIX — начала XX в.

До 40-х гг. XIX в. производственная и торгово-закупочная ветви предпринимательства были разведены законом. Только в 1842 г. вышел указ, разрешающий промышленникам заниматься розничной торговлей, в результате которого производители товаров получили официальное право напрямую взаимодействовать с потребителями их продукции. На самом деле этот указ лишь узаконил сложившуюся в промышленности России ситуацию, когда купцы первой гильдии являлись хозяевами фабрик и заводов. Купцы, не имеющие своих производств, или разорялись, или вынуждены были брать ссуды на организацию производств. С этого времени норму прибыли начинает определять уже не купец, а промышленник, который захватывает сферу торговли.

Важный период развития российского предпринимательства связан с реформой 1861 г., отменившей крепостное право. В результате освобождения крестьян резко усилился процесс их расслоения. Одна часть бывших крепостных так и остались обрабатывать барские поля, другая пополнила ряды городского пролетариата, а третья стала предпринимателями — торговыми, промышленными или сельскохозяйственными. Кроме того, реформа дала толчок процессу оформления единого класса российской буржуазии, который объединил представителей купеческого, дворянского и крестьянского сословий.

Примером впечатляющего перехода освобожденного реформой крестьянина в крупного капиталиста может служить история купцов Елисеевых, создавших в течение XIX в. целую продовольственную империю. В 1812 г. в Петербург пришел из Ярославской губернии простой мужичок Петр Елисеев и, осмотревшись в столице, открыл около полицейского моста скромную торговлю фруктами. Это была маленькая лавочка, в которой можно было купить груш и яблок и выпить бутылку вина. Лавка была на видном месте, и ее хозяин отличался замечательной энергией и торговой смекалкой. Не прошло и десяти лет, как маленькая фруктовая лавочка стала расширяться и расти, и вместе с ней стала расти добрая слава о фруктовщике Елисееве. Первоначально он закупал товар из первых и вторых рук, но уже в 1821 г. снял помещение в таможне для привозимого из-за границы вина и стал видным оптовым торговцем в столице.

Не будучи в достаточной степени даже грамотным, этот предприимчивый крестьянин завел крупное торговое дело и своим наследникам передал прочно поставленное и пользовавшееся хорошим кредитом предприятие. В 1834 г. после смерти отца дело унаследовали его сыновья Григорий и Петр Елисеевы. Они основали торговое товарищество с капиталом почти в восемь миллионов рублей. Главным мозговым центром в фирме был Григорий. Обладая исключительной работоспособностью, дальновидностью и предприимчивостью, он смог подобрать энергичных и толковых сотрудников и сумел сделать из них таких же неутомимых работников, как я он сам. Не зная ни одного иностранного языка, он завел отношения чуть ли не со всей Западной Европой, активно торгуя с Францией, Испанией, Португалией, Англией и Германией. Для доставки вин и фруктов в Россию он построил несколько крупных кораблей, а во Франции и острове Мадера купил несколько виноградников и подвалов для хранения вин. О размахе деятельности братьев Елисеевых можно судить по тому, что порой они целиком скупали весь урожай целых винодельческих регионов. Однако основную память о предпринимателях Елисеевых хранят их знаменитые магазины — в свое время лучшие не только в России, но и во всей Европе. Они работают по сей день: один в Москве, а второй — в Санкт-Петербурге, поражая посетителей богатством отделки залов и зеркальными потолками. Умело ведя бизнес, братья Елисеевы не забывали о милосердии. Проявляя заботу о ближних, торговый дом Елисеевых строил церкви и больницы, богадельни и приюты. Только единовременно в год столетия своей фирмы они выдали полмиллиона рублей на благотворительные цели (сумма гигантская по тем временам). Однако их благотворительность не спасла их от террора большевиков. Почти все члены семьи Елисеевых, не захотевшие покинуть Родину, после революции были расстреляны.

Нужно отметить, что социальным капиталом купечества в те времена была репутация, которая нередко заменяла формальные юридические отношения. ≪Честное слово купца≫ оказывалось крепче вексельных обязательств, а у человека с ≪подмоченной≫ репутацией оставалось очень мало шансов на успех. При этом свою деятельность российские купцы и промышленники рассматривали не только и не столько как источник наживы и личного обогащения, но как своего рода служение государству и обществу, выполнение миссии, возложенной на них Богом. Широкое распространение в XIX — начале XX в. получила социально направленная и благотворительная деятельность российских предпринимателей. Почти полтора века назад промышленник Тимофей Прохоров купил у купцов Строгановых дом в Москве и открыл в нем уникальную фабрику-школу, в которой учил не только текстильному делу, но и арифметике, грамматике и даже рисованию. Содержание такого ≪профтехучилища≫ стоило недешево, но в итоге окупилось, подготовив для фабрики квалифицированных работников. Московское торгово-промышленное сословие оценило пользу образования и стало внимательно относиться к идеям подготовки не только рабочих, но и специалистов. Наряду с императорскими университетами в России появились Практическая академия и Коммерческое училище — частные учебные заведения, ориентированные на нужды реального производства. Финансировались они исключительно за счет купеческих гильдий. На пожертвования купечества и промышленников строились больницы и богадельни, жилье для рабочих, школы и приюты для сирот. Как отмечают исследователи, ≪в русских предпринимателях прошлого можно разглядеть способности и черты характера, необходимые для успешной предпринимательской деятельности сегодня: быстрое проникновение в суть вопроса, оперативное принятие точных решении, умение рисковать, твердость и уверенность в ведении своего дела, привлечение нужных умных и нестандартно мыслящих людей, щедрость в поощрении талантов, деловое общение с российскими и зарубежными партнерами, скрупулезный контроль над доходами и расходами≫.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.