Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. Классификация органов государственной власти





Тема 1. Понятие, правовой статус органов государственной власти и управления

 

Орган государственной власти как звено государственного аппарата, его признаки.

 

Государственная деятельность осуществляется через органы государственной власти. Общепризнанным считается определение органа государственной власти как звена государственного аппарата, участвующего в осуществлении определенных государственных функций и наделенного в этой связи властными полномочиями.

Понятие органа государственной власти складывается из совокупности его признаков:

1) создается и действует от имени государства – Российской Федерации или ее субъекта;

2) действует на основе законов и других нормативных правовых актов;

3) выполняет свойственные только ему задачи и функции;

4) обладает собственной компетенцией;

5) характеризуется организационной обособленностью и самостоятельностью;

6) наделен властными полномочиями, т. е. его решения принимаются от имени государства, носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства.

Только совокупность этих признаков дает основание относить тот или иной орган к числу государственных. Не каждое государственное учреждение или организация будет считаться органом государственной власти (например, государственное учебное заведение, учреждение здравоохранения), а только обладающее комплексом вышеуказанных признаков.



Система органов государственной власти состоит из тех, которые определены Конституцией РФ, и тех, создание которых обусловлено функциями и полномочиями конституционных органов. Система органов государственной власти многосложна, состоит из разнообразных, иерархически соподчиненных звеньев.

В зависимости от критерия органы государственной власти классифицируются на различные виды.

Государственные органы РФ действуют на основе Конституции РФ и принципов, в ней заложенных.

Конституционные принципы построения и деятельности органов государственной власти – это закрепленные в Конституции РФ исходные начала, лежащие в основе функционирования этих органов.



Такими принципами выступают:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 7 Конституции РФ);

2) народовластие (ст. 3 Конституции РФ);

3) федерализм (ст. 5 Конституции РФ);

4) разделение властей (ст. 10, 11 Конституции РФ);

5) законность (ст. 15 Конституции РФ);

6) светскость (ст. 14 Конституции РФ).

В своей деятельности органы государственной власти должны руководствоваться принципом приоритета прав и свобод человека и гражданина. Закрепляя общечеловеческие стандарты защиты прав и свобод личности, страны и государства принимают меры по их соблюдению и охране от всевозможных посягательств. Политика государства и его органов направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека и гражданина.

Принцип народовластия означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полномочия, на им же определенных условиях.

Принцип федерализма выражается в единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также в том, что во взаимоотношениях с федеральными органами все субъекты Федерации равноправны между собой.

Принцип разделения властей предполагает, что основным функциям государственной власти соответствуют определенные органы государства. С целью предотвращения злоупотребления все ветви государственной власти должны быть независимыми, самостоятельными и взаимно уравновешенными.

Разделение властей действует как по горизонтали (Федеральное Собрание РФ – Правительство РФ – судебные органы РФ – прокуратура), так и по вертикали (федеральные органы власти – органы государственной власти субъектов Федерации). Указанный принцип наиболее последовательно проявляется на федеральном уровне.



Принцип законности означает обязательность соблюдения всеми государственными органами Конституции РФ, законов и подзаконных актов. Он также предполагает, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах компетенции РФ и совместной компетенции РФ и ее субъектов.

Принцип светскости означает взаимное невмешательство как государства и его органов в дела церкви, так и религиозных организаций в государственные дела.

Конституционные принципы построения и деятельности системы органов государственной власти закрепляются в гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя», которая может быть изменена только путем принятия новой Конституции РФ. Поэтому указанные принципы являются неизменными и определяющими деятельность как федеральных органов власти, так и органов власти субъектов РФ.

 

Тема 2. Классификация органов государственной власти

 

Классификация по уровню деятельности, по характеру выполняемых задач, в зависимости от правовой основы образования

 

 

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ОК 006-93

 

Дата введения 1997.07.01

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.

ОКОГУ разработан взамен Общесоюзного классификатора "Система обозначений органов государственного управления Союза ССР и союзных республик" (СООГУ).

ОКОГУ предназначен для:

- упорядочения и систематизации информации об органах государственной власти и управления;

- характеристики ведомственной принадлежности, административной и организационной подчиненности хозяйствующих субъектов, в частности, для их идентификации в Едином государственном регистре предприятий и организаций;

- проведения статистического учета; обеспечения государственных статистических наблюдений.

Объектами классификации в ОКОГУ являются:

- Федеральные органы представительной (законодательной), исполнительной и судебной власти; органы государственной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления;

- объединения предприятий и организаций, выполняющие важные экономические функции в народном хозяйстве.

В классификаторе нашли отражение также такие объекты, как добровольные объединения (ассоциации) экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; общественные объединения и религиозные организации, межгосударственные органы управления, в том числе образованные в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). Эти объекты не являются органами государственного управления Российской Федерации, однако они включены в классификатор, т.к. оказывают существенное влияние на развитие экономики и широко используются для целей обработки информации совместно с органами государственной власти и управления.

В классификаторе применена иерархическая система классификации объектов.

Классификация органов государственной власти и управления осуществлена на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Указа Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. N 1176 "О системе федеральных органов исполнительной власти", Указа Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. N 1177 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", Указа Президента Российской Федерации от 6 сентября 1996 г. N 1326 "Вопросы федеральных органов исполнительной власти", Указа Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 г. N 249, Указа Президента Российской Федерации от 30 апреля 1998 г. N 483 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", Указа Президента Российской Федерации от 25 мая 1999 г. N 651"О структуре федеральных органов исполнительной власти", Указа Президента Российской Федерации от 17 августа 1999 г. N 1062 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", Указа Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", других указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, других законодательных и нормативных актов Российской Федерации.

Классификатор состоит из двух разделов.

В первый раздел "Органы государственной власти и местного самоуправления, объединения предприятий и организаций" включены органы государственной власти, а также объединения предприятий и организаций, являющиеся крупными структурными звеньями в системе управления и регулирования экономики.

В первом разделе классификатора все множество органов государственной власти и управления делится на четыре основные группы:

10000 Федеральные органы государственной власти;

20000 Органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

30000 Органы местного самоуправления;

40000 Объединения предприятий и организаций.

Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации классифицируются в соответствии с Конституцией Российской Федерации по признаку вида власти - представительная, исполнительная и судебная власть.

В федеральных органах государственной власти выделены следующие крупные классификационные группировки:

11000 Президент Российской Федерации;

12000 Федеральное Собрание Российской Федерации;

13000 Исполнительная власть Российской Федерации;

14000 Судебная власть Российской Федерации;

15000 Другие организации федерального уровня.

Федеральное Собрание включает Совет Федерации Российской Федерации и Государственную Думу Российской Федерации.

Органы государственной исполнительной власти Российской Федерации в соответствии с вышеназванными указами Президента Российской Федерации подразделяются на Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, государственные комитеты Российской Федерации, федеральные комиссии России, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры России и иные федеральные органы исполнительной власти.

В группировку 13000 классификатора "Исполнительная власть Российской Федерации" включены также не относящиеся к федеральным органам исполнительной власти организации при Президенте Российской Федерации, организации при Правительстве Российской Федерации, территориальные органы Минтранса России, Минтруда России, Минфина России, Минэкономразвития России, Минюста России, организации при федеральных органах исполнительной власти, созданные Правительством Российской Федерации или включенные в классификатор для целей государственной статистики.

В классификационные группировки "13600 Организации при Президенте Российской Федерации, не относящиеся к федеральным органам исполнительной власти" и "13700 Организации при Правительстве Российской Федерации, не относящиеся к федеральным органам исполнительной власти" входят организации, выполняющие некоторые функции исполнительной власти, определенные для них соответственно Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, работающие на постоянной основе и являющиеся юридическими лицами.

Для целей государственной статистики территориальные органы Минтранса России, Минтруда России, Минфина России, Минэкономразвития России, Минюста России, выделены в группировку 13800. Остальные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти классифицируются в соответствующих группировках ОКОГУ этих органов, например, территориальные органы Госкомстата России классифицируются в группировке "13238 Государственный комитет

Российской Федерации по статистике".

В классификационную группировку "13900 Организации федеральных органов исполнительной власти" включены организации федеральных органов исполнительной власти, созданные в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации для решения задач по отдельным направлениям деятельности, отнесенной к ведению соответствующего федерального органа исполнительной власти, или включенные в классификатор для целей государственной статистики. Остальные организации при федеральных органах исполнительной власти классифицируются в соответствующих группировках ОКОГУ этих органов, например, Федеральная миграционная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации классифицируется в группировке "13111 Министерство внутренних дел Российской Федерации".

Судебная власть Российской Федерации включает органы судебной власти, определенные Конституцией Российской Федерации.

В классификационной группировке "Другие организации федерального уровня" состав и последовательность расположения организаций даны в соответствии со сложившимся порядком их перечисления.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации определены в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательными и нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления группируются в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

В связи с образованием федеральными органами государственной власти объединений предприятий и организаций, являющихся крупными структурными экономическими звеньями, имеющими важное народнохозяйственное значение, а также в связи с образованием объединений предприятий и организаций органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в классификатор введена самостоятельная классификационная группировка: 40000 "Объединения предприятий и организаций". В ней выделены в зависимости от уровня образования и подчиненности объединений три классификационные группировки. В одной из них - "Объединения предприятий и организаций, образованные федеральными органами государственной власти" приведены входящие в нее объекты.

Для практических целей статистической обработки информации и кодирования признака подчиненности предприятий и организаций, не имеющих вышестоящего органа управления, в классификаторе предусмотрена группировочная позиция с кодом 49000 "Группировки объектов, не имеющих вышестоящего органа управления, отражающие текущие преобразования в экономике Российской Федерации". Состав этой группировки определен исходя из федерального закона о государственной поддержке малого предпринимательства, Гражданского кодекса Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и других нормативных актов.

В данную классификационную группировку входят: акционерные общества; товарищества; кооперативы; крестьянские (фермерские) хозяйства; приватизированные предприятия; муниципальные организации; предприятия, учрежденные Правительством Российской Федерации; представительства иностранных юридических лиц; индивидуальные предприниматели и др.

Структурно первый раздел классификатора состоит из двух блоков: идентификации и наименования.

В блоке идентификации каждому органу государственной власти и управления и их группировкам присвоен цифровой пятизначный код с использованием последовательного и серийно-порядкового методов кодирования.

Структурная формула кодового обозначения объектов классификации в первой части классификатора имеет вид: ХХХХХ.

В блоке наименования приводятся полное и при наличии - сокращенное наименование органа государственной власти или управления.

Пример кодирования органов государственной власти и управления:

Министерство иностранных дел Российской Федерации имеет код 13131, где 1 обозначает федеральные органы государственной власти; 3 - исполнительная власть Российской Федерации; 1 - федеральные министерства; 31 - МИД России.

Во втором разделе классификатора содержатся добровольные объединения (ассоциации) экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; общественные объединения и религиозные организации; межгосударственные органы управления.

Добровольные объединения (ассоциации) экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (классификационная группировка 50000) образованы органами государственной власти отдельных субъектов Российской Федерации (группировка 51000) или органами местного самоуправления (группировка 52000).

Классификация общественных объединений и религиозных организаций осуществлена в соответствии с федеральными законами об общественных объединениях и свободе вероисповедания.

Состав группировки "Межгосударственные органы управления" определен в соответствии с межгосударственными соглашениями.

Структурно второй раздел классификатора состоит из двух блоков: идентификации и наименования.

В блоке идентификации объектам классификации и их группировкам присвоен цифровой пятизначный код (начиная с кода 50000) с использованием последовательного и серийно-порядкового методов кодирования.

Пример кодирования межгосударственных органов:

Межгосударственный авиационный комитет имеет код 71001, где 7 обозначает межгосударственные органы управления; 1 - межгосударственные органы управления, образованные странами; 001 - Межгосударственный авиационный комитет.

В приложении А содержатся собирательные классификационные группировки органов государственной власти и управления, образованные из основных классификационных группировок и (или) объектов классификации, необходимые для статистической обработки информации.

Ведение ОКОГУ предусматривает взаимодействие ВЦ Госкомстата России с ВНИИКИ Госстандарта России.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.