Сделай Сам Свою Работу на 5

Факторы внутренней среды предприятия





Внутреннюю среду субъекта хозяйствования определяют факторы, которые требуют особого внимания в менеджменте риска. Это, во-первых, кадровый состав предприятия, его потенциал, квалификация, интересы, включая ценности и взгляды, потребности, стимулы к высокопроизводительному труду. В условиях становления рыночной экномики возрастает потребность в руководителях и специалистах нового типа.

Во-вторых, важнейшим фактором внутренней среды выступает система управления предприятием. Создание ее эффективной структуры — одна из первостепенных задач, которую должен решать руководитель или управленческая команда, предприниматель. От способности субъекта хозяйствования адаптироваться к меняющимся условиям зависит его возможность выдерживать конкурентную борьбу. В противном случае возникает риск банкротства предприятия.

В-третьих, внутреннюю среду субъекта хозяйствования определяют технологии управления ресурсами. Здесь необходимо учитывать ряд факторов: соотношение наличных и привлекаемых ресурсов, повышение их качества или расширение применения новинок, технических знаний, которые создают предпосылки производить расширенный ассортимент необходимых для общества товаров и услуг.



Важнейшая составляющая внутренней среды предприятия - организация производственных процессов с применением современных технологий.

В-четвертых, финансы предприятия, их динамика и эффективность использования. На каждой из стадии жизненного цикла субъекта хозяйствования необходимо своевременно оценить и поддержать на должном уровне его финансовую гибкость. Это в значительной мере будет способствовать высокой ликвидности активов и повышению их качественного состава при ускоренной окупаемости, а также позволит управленческой команде изменять свою политику в зависимости от меняющейся внешней среды.

В-пятых, концепция маркетинга на предприятии. Каждый из субъектов хозяйствования должен постоянно прослеживать потребности покупателя на производимый им продукт и стремиться воздействовать на спрос посредством цен, условий продажи, рекламы и стимулирования продаж.

В-шестых, фактором внутренней среды предприятия выступают компоненты организационной культуры, позволяющие реализовывать намеченные стратегические цели и тактические задачи.



Комплексный анализ внешнего окружения и указанных выше основополагающих факторов внутренней среды позволяет установить профиль предприятия и оценить степень влияния каждого из факторов на достижение поставленных целевых задач.

 

 

Оценка профиля внешней среды. Профиль фирмы

Профиль фирмы.

Прикладной анализ внутренних для данного предприятия факторов риска целесообразно проводить в контексте общего комплексного анализа его функционирования. Классификация основных факторов риска может быть проведена по основным функциям предприятия: управлению, производству, инновациям, сбыту и др. (табл. 1).

Каждое из выделенных направлений необходимо оценить по пятибалльной шкале (1 - очень плохо,..., 5 - очень хорошо) и занести в соответствующую клетку, например, в виде точки. 3атем все отмеченные фрагменты соединяются непрерывной ломаной линией, которую при некотором воображении можно принять за профиль, что и дало название данному методу. Необходимо оговорить, что такое непрерывное соединение приводит к тому, что количественные оценки абсолютно не связанных между собой направлений невольно сравниваются. Это, разумеется, является недостатком данного способа формализации.

Кадровый срез внутренней среды охватывает взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценку результатов труда и стимулирование; создание и поддержание взаимоотношений между работниками и т.д.



Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.

В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.

Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции: стратегия производства продукта; стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынок; выбор рынков сбыта и систем распределения.

 

Таблица 1

 
Отдельные составляющие Оценка
Менеджмент: предпринимательская культура и философия цели и стратегии система мотивации сотрудников          
Производство: оборудование гибкость производственных линий качество планирования и управления          
Научные исследования и развитие: интенсивность и результаты ноу-хау использование информационных технологий          
Маркетинг: организация сбыта расположение сбытовых филиалов фазы жизненного цикла важнейших товаров          
Кадры: возрастная структура уровень образования квалификация и мотивация менеджмента          
Финансы: доля собственного капитала финансовый баланс возможности получения кредитов          

Профиль фирмы

 

Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации: поддержание ликвидности; обеспечение прибыльности; создание инвестиционных возможностей и т.д.

Выявив сильные и слабые стороны и взвесив факторы по степени важности, руководство предприятия может определить те функциональные зоны, которые требуют немедленного вмешательства, а также те, на которые можно опереться при разработке стратегии организации.

Для анализа внешней среды предприятия используется ряд показателей: барьеры для входа в отрасль; барьеры для выхода из отрасли; власть покупателей; власть поставщиков; наличие товаров-субститутов; особенности государственного регулирования экономики.

Анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия по сравнению с классификацией, используемой в профиле фирмы, имеет ряд отличий: в данном анализе исследуются как внутренние, так и внешние факторы (например, относительный уровень цен, рынки сбыта, источники сырья и т.д.), что в целом делает данное исследование более системным (табл. 2).

Таблица 2

Портрет фирмы

 

Фактор Оценка
- - - - + + + +
Цели          
Продукты/рынок          
Системы операций: средства и методы          
Система руководства: средства и методы          
Подсистемы          

 

 

В данном случае производится разложение наиболее важных составляющих (как внутренних, так и внешних) на отдельные фрагменты, например, исследуется не только деятельность предприятия в целом, но и его отдельных подразделений, не продукции вообще, а ее основные виды и т.д.

Хотя данная классификация, также как и профиль фирмы, имеет два уровня, ее глубина значительно меньше. В некоторых случаях она заканчивается как раз тем, с чего начиналась предыдущая. Неизбежно возникает идея о возможности (разумеется, в случае необходимости) их объединения, в результате которого качество и системность итоговой схемы анализа возрастет.

Каждому из показателей, детализирующих один и тот же показатель верхнего уровня (например, цели), может быть придан определенный удельный вес, показывающий его относительную важность. В таком случае на основании этих удельных весов и полученных оценок отдельных составляющих может быть определено значение такого обобщающего показателя. Если отложить величины каждого из них на полярных координатах, то подобный способ представления результатов комплексного анализа рисков предприятия принято называть портретом фирмы.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.