Сделай Сам Свою Работу на 5

Общая характеристика методов социально-психологического исследования.





Весь набор методов можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии, к так называемой "психологии воздействия" и будут рассмотрены в главе о практических приложениях социальной психологии. Здесь же анализируются методы исследования, в которых в свою очередь различаются методы сбора информации и методы ее обработки. Существует и много других классификаций методов социально-психологического исследования. Например, различают три группы методов: 1) методы эмпирического исследования, 2) методы моделирования, 3) управленческо-воспитательные методы. При этом в первую группу попадают все те, о которых пойдет речь и в настоящей главе. Что же касается второй и третьей групп методов, обозначенных в приведенной классификации, то они не обладают какой-либо особой спецификой именно в социальной психологии. Методы обработки данных часто просто не выделяются в специальный блок, поскольку большинство из них также не являются специфичными для социально-психологического исследования, а используют некоторые общенаучные приемы. С этим можно согласиться, но тем не менее для полного представления о всем методическом вооружении социальной психологии следует упомянуть о существовании этой второй группы методов.



Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ), разного рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), эксперимент (как лабораторный, так и естественный).

Наблюдение является "старым" методом социальной психологии и иногда противопоставляется эксперименту как несовершенный метод. Вместе с тем далеко не все возможности метода наблюдения сегодня исчерпаны в социальной психологии: в случае получения данных об открытом поведении, о действиях индивидов метод наблюдения играет весьма важную роль. Главная проблема, которая встает при применении метода наблюдения, заключается в том, как обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы "прочтение" протокола наблюдения было понятно и другому исследователю, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы. На обыкновенном языке этот вопрос может быть сформулирован так: что наблюдать? Как фиксировать наблюдаемое?



Существует много различных предложений для организации так называемого структурирования данных наблюдения, т.е. выделения заранее некоторых классов, например, взаимодействий личностей в группе с последующей фиксацией количества, частоты проявления этих взаимодействий и т.д. Ниже будет подробно охарактеризована одна из таких попыток, предпринятых Р.Бейлсом. Вопрос о выделении классов наблюдаемых явлений есть по существу вопрос о единицах наблюдения, как известно, остро стоящий и в других разделах психологии. В социально-психологическом исследовании он может быть решен только отдельно для каждого конкретного случая при условии учета предмета исследования. Другой принципиальный вопрос – это временной интервал, который можно считать достаточным для фиксации каких-либо единиц наблюдения. Хотя и существует много различных процедур для того, чтобы обеспечить фиксацию этих единиц в определенные промежутки времени и их кодирование, вопрос нельзя считать до конца решенным. Как видно, метод наблюдения не так примитивен, как кажется на первый взгляд, и, несомненно, может с успехом быть применен в ряде социально-психологических исследований.

Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Иногда необоснованно противопоставляют метод изучения документов, например, методу опросов как метод "объективный" методу "субъективному". Вряд ли это противопоставление уместно: ведь и в документах источником информации выступает человек, следовательно, все проблемы, встающие при этом, остаются в силе. Конечно, мера "субъективности" документа различна в зависимости от того, изучается ли официальный или сугубо личный документ, но она всегда присутствует. Особая проблема возникает здесь и в связи с тем, что интерпретирует документ – исследователь, т.е. тоже человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет, например, способность к пониманию текста. Проблема понимания – это особая проблема психологии, но здесь она включается в процесс применения методики, следовательно, не может не приниматься во внимание.



Для преодоления этого нового вида "субъективности" (интерпретации документа исследователем) вводится особый прием, получивший название "контент-анализ" (буквально: "анализ содержания") (Богомолова, Стефаненко, 1992). Это особый, более или менее формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные "единицы", а затем подсчитывается частота их употребления. Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, так что приходится анализировать многочисленные тексты. Практически этот метод применяется в социальной психологии при исследованиях в области массовых коммуникаций. Ряд трудностей не снимается, конечно, и применением методики контент-анализа; например, сам процесс выделения единиц текста, естественно, во многом зависит и от теоретической позиции исследователя, и от его личной компетентности, уровня его творческих возможностей. Как и при использовании многих других методов в социальной психологии, здесь причины успеха или неуспеха зависят от искусства исследователя.

Опросы – весьма распространенный прием в социально-психологических исследованиях, вызывающий, пожалуй, наибольшее число нареканий. Обычно критические замечания выражаются в недоумении по поводу того, как же можно доверять информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых, по существу из их самоотчетов. Обвинения такого рода основаны или на недоразумении, или на абсолютной некомпетентности в области проведения опросов. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение получают в социальной психологии интервью и анкеты (особенно при исследованиях больших групп).

Главные методологические проблемы, которые возникают при применении этих методов, заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь – логика построения его, предусмотрение того, чтобы вопросник доставлял именно ту информацию, которая требуется по гипотезе, и того, чтобы информация эта была максимально надежной. Существуют многочисленные правила построения каждого вопроса, расположения их в определенном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д. В литературе подробно описаны типичные ошибки, возникающие при неграмотном конструировании вопросника. Все это служит тому, чтобы вопросник не требовал ответов "в лоб", чтобы содержание его было понятно автору лишь при условии проведения определенного замысла, который изложен не в вопроснике, а в программе исследования, в гипотезе, построенной исследователем. Конструирование вопросника – труднейшая работа, она не может выполняться поспешно, ибо всякий плохой опросник служит лишь компрометации метода.

Отдельная большая проблема – применение интервью, поскольку здесь имеет место взаимодействие интервьюера и респондента (т.е. человека, отвечающего на вопросы), которое само по себе есть некоторое социально-психологическое явление. В ходе интервью проявляются все описываемые в социальной психологии способы воздействии одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения. Каждая из этих характеристик может влиять на качество информации, может привносить еще одну разновидность "субъективности", о которой речь шла выше. Но нужно иметь в виду, что все эти проблемы не являются новыми для социальной психологии, по поводу каждой из них разработаны определенные "противоядия", и задача заключается лишь в том, чтобы с должной серьезностью относиться к овладению этими методами. В противовес распространенному непрофессиональному взгляду, что опросы – самый "легкий" для применения метод, можно смело утверждать, что хороший опрос – это самый "трудный" метод социально-психологического исследования.

Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, они широко применяются в различных областях психологии. Когда говорят о применении тестов в социальной психологии, имеют в виду чаще всего личностные тесты, реже – групповые тесты. Но и эта разновидность тестов, как известно, применяется и в общепсихологических исследованиях личности, никакой особой специфики применения этого метода в социально-психологическом исследовании нет: все методологические нормативы применения тестов, принимаемые в общей психологии, являются справедливыми и здесь.

Как известно, тест – это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи "ключа" соотнести полученные ответы с определенными параметрами, например, характеристиками личности, если речь идет о личностных тестах. Большинство таких тестов разработано в патопсихологии, где их применение имеет смысл лишь в сочетании с методами клинического наблюдения. В определенных границах тесты дают важную информацию о характеристиках патологии личности. Обычно считают наибольшей слабостью личностных тестов то их качество, что они схватывают лишь какую-то одну сторону личности. Этот недостаток частично преодолевается в сложных тестах, например, тесте Кеттела или тесте MMPI. Однако применение этих методов не в условиях патологии, а в условиях нормы требует многих методологических корректив.

Самый главный вопрос, который встает здесь, – это вопрос о том, насколько значимы для личности предлагаемые ей задания и вопросы; в социально-психологическом исследовании – насколько можно соотнести с тестовыми измерениями различных характеристик личности ее деятельность в группе и т.д. Наиболее распространенной ошибкой является иллюзия о том, что стоит провести массовое тестирование личностей в какой-то группе, как все проблемы этой группы и личностей, ее составляющих, станут ясными. В социальной психологии тесты могут применяться как подсобное средство исследования. Данные их обязательно должны сопоставляться с данными, полученными при помощи других методов. К тому же применение тестов носит локальный характер еще и потому, что они преимущественно касаются лишь одного раздела социальной психологии – проблемы личности. Тестов же, имеющих значение для диагностики группы, не так много. В качестве примера можно назвать получивший широкое распространение социометрический тест, который будет рассмотрен особо в разделе, посвященном малой группе.

Эксперимент выступает в качестве одного из основных методов исследования в социальной психологии. Полемика вокруг возможностей и ограниченностей экспериментального метода в этой области является одной из самых острых полемик по методологическим проблемам в настоящее время. В социальной психологии различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный. Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, а именно: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а также за изменениями зависимых переменных. Общим является также требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном. Однако наряду с этими общими требованиями лабораторный и естественный эксперименты обладают своими собственными правилами. Особенно дискуссионным для социальной психологии является вопрос о лабораторном эксперименте.

 

 

12. Понятие, признаки и структура социальных проблем. Типология социальных проблем.

 

Человек участвует в общественной жизни не как изолированный индивид, а как член социальных общностей — семьи, дружеской компании, трудового коллектива, нации, класса и т.д. Его деятельность во многом определяется деятельностью тех групп, в которые он включен, а также взаимодействием внутри групп и между группами. Соответственно в социологии общество выступает не только как абстракция, но и как совокупность конкретных социальных групп, находящихся в определенной зависимости друг от друга.

Строение всей общественной системы, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп и социальных общностей, а также социальных институтов и отношений между ними есть социальная структура общества.

В социологии проблема разделения общества на группы (включая нации, классы), их взаимодействия является одной из кардинальных и характерна для всех уровней теории.

Группа является одним из главных элементов социальной структуры общества и представляет собой совокупность людей, объединенных любым существенным признаком — общей деятельностью, общими экономическими, демографическими, этнографическими, психологическими характеристиками. Это понятие употребляется в правоведении, экономике, истории, этнографии, демографии, психологии. В социологии обычно используется понятие «социальная группа».

Не всякое сообщество людей называют социальной группой. Если люди просто находятся в определенном месте (в автобусе, на стадионе), то такое временное сообщество можно назвать «агрегация». Социальная общность, которая объединяет людей только по одному или нескольким схожим признакам, также не называется группой; здесь употребляется термин «категория». Например, социолог может отнести учащихся от 14 до 18 лет к категории молодежи; пожилых людей, которым государство платит пособие, предоставляет льготы по оплате коммунальных услуг, — к категории пенсионеров и т.д.

Социальная группа - это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Понятие группы как самостоятельное наряду с понятиями личности (индивида) и общества встречается уже у Аристотеля. В Новое время Т. Гоббс первым определил группу как «известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом».

Подсоциальной группой необходимо понимать любую объективно существующую устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых формальными или неформальными социальными институтами. Общество в социологии рассматривается не как монолитное образование, а как совокупность множества социальных групп, взаимодействующих и находящихся в определенной зависимости друг от друга. Каждый человек в течение своей жизни принадлежит к множеству подобных групп, среди которых — семья, дружеский коллектив, студенческая группа, нация и т.д. Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей, а также осознание того факта, что при объединении действий можно достичь существенно большего результата, чем при индивидуальном действии. При этом социальная деятельность каждого человека во многом определяется деятельностью тех групп, в которые он включен, а также взаимодействием внутри групп и между группами. Можно утверждать с полной уверенностью, что только в группе человек становится личностью и способен найти полное самовыражение.

Соц. проблемы – проявление разрыва соц.отношений или разрушения соц норм функционирования в следствии обострения существующих противоречий, кот.изменяют человеч. ценности, нормы поведения и ведут к соц отклонениям и реакциям; это нарушение определенной гармонии субъект-обект, субъект-субъект. Проблемы бывают объективные, то есть связанные с внешним миром; субъективные, то есть связанные с внутренним миром. Социальные проблемы это сложные познавательные задачи, решение кот.представляют существенный теоретич. и практич. Интерес. Глобальные проблемы: 1. Возникают в системе отношений «человек-природа» (экология, ресурсы), 2. Возникают в системе отношений «человек-общество» (образование, здравоохранение) 3. интерсоциальные (между общностями, этносами) Виды соц. проблем и причины их классификации 1)проблемы с точки зрения уровня организации уровня общественной жизни: - между индивидами (личностные), - между соц группами (групповые), - между классами (классовые), - между соц системами. 2)По характеру отношений:- политиче., - экономич., - национал., - трудовые, - конфессиональн,- семейные.3)По способности экономич.системы через свои институты выявлять и разрешать проблемы: - институциализирован. (судебные, законадательн.), - внеинституционные 4)По времени существов. проблемы: - долговременные, - кратковременные. 5) По способу разрешения: - мирные, - насильственные Факторы и источники проблем. 1. Информация, 2. Структур. факторы, связанные с учрежд. Формальн. или неформальн. Отношениями, 3. Ценностные, 4. Поведенческ, 5. Факторы отношений Причина социальных проблем 1. Неадекватность претензий сторон к возможности их удовлетворения, 2. несовпадение индивидуальных и общественных ценностей. 3. Ненависть расовая, религиозная, зависть. Проблемы бывают реально разрешимые, потенциально разрешимые, неразрешимые. При решении любой жизнен. проблемы необходимо учитывать критерии ее разрешимости:1. Информац. путь, то ест наличие необходимой инф.; 2. Детерминацион. - формулировка причин, блокирующих решения проблемы 3. Ресурсный, 4. Инструментал, 5. Мотивационный,6. Экономич.

 

13. Социальная работа в системе наук. Интегративный характер теории социальной работы

 

В настоящее время обсуждается вопрос о месте теории социальной работы в системе наук.

Следует подчеркнуть, что теория социальной работы имеет все структурные признаки науки: предмет исследования, объект исследования, закономерности, присущие предмету исследования, определенные понятия, категории, принципы и методы деятельности. Однако теория социальной работы относится к прикладной науке.

В оценке научного статуса социальной работы как научной дисциплины в России существует два подхода.

1. Сторонники первого подхода исходят из того, что теоретическую основу социальной работы составляют несколько сложных наук о человеке и обществе – это социальная философия, антропология, социология, медицина, право, психология, этика и др.

2. Сторонники второго подхода доказывают самостоятельность социальной работы как научной дисциплины, выделяя внутри неё теоретические и прикладные аспекты.

Социальная работа как наука выявляет и исследует существенные, необходимые связи и явления, присущие социальным процессам и социальному развитию общества и обусловливающие характер экономического, психологического, педагогического и управленческого воздействия на развитие и поведение личности.

Социальная работа занимает особое место среди таких наук об обществе, как философия, история, политология, правоведение, экономика, и тяготеет к психологии, социологии и медицине.

Общетеоретическое положение социальной философии является методологическим основанием для решения более частных вопросов социальной работы на научном уровне, как науки о человеке и его социальных связях. Улучшение социального самочувствия человека, совершенствование условий его жизни, обеспечение достойного социального существования являются основными практическими задачами социальной работы и определяют её научное содержание.

Социальная суть социальной работы во всей её полноте и специфики может быть понята с позиций социально-философского мировоззрения. Социальная работа включает в себя предварительный сбор информации, системный анализ об объекте, выдвижение гипотез, сопоставление фактов, построение моделей развития, то есть целостный процесс качественного определения проблем объекта.

Социальная работа связана с социологией, познания в области социологии позволяют социальному работнику исследовать социальные проблемы. Например, использование метода интервьюирования в социальной работе помогает разговаривать с человеком, помочь ему раскрыться, почувствовать себя в безопасности. Психология также тесно связана с социальной работой, помогает определить факторы, влияющие на психику и поведение.

Важно, что социальные работники не могут сосредоточиться только на индивиде, как это делают психологи, или на социальном окружении, как социологи, они изучают различные аспекты этих проблем, способствуют выработке оптимального решения.

Социальная работа связана с социальной экологией. Она определяет модели отношений между организациями и их окружением. Здесь необходимы знания биологии, влияние генетики на человеческий организм.

Программы обучения социальных работников включают глубокую медицинскую подготовку.

Например, трудотерапия – получение знаний в области медицины для работы с инвалидами.

Смежной дисциплиной для получения профессии социального работника является правоведение. Без знания законодательных актов, аспектов семейного и уголовного права, пенсионного обеспечения сложно давать консультации клиенту и помогать ему в решении жизненных проблем.

Специалист по социальной работе должен владеть знаниями в области управления, поэтому они изучают социальный менеджмент.

В заключение подчеркнем, что если фундаментальные науки ориентированы на решение гносеологических задач, то прикладные – на преобразование социальной действительности. Поэтому социальная работа относится к числу прикладных наук.

Социальная работа как наука состоит из двух основных разделов: теоретико-методологического, фундаментального (методология, законы, категориальный аппарат науки) и прикладного – области социально-практического, управленческого приложения теоретического и эмпирического знания, научного обеспечения решения практических социальных задач в обществе, которые призван решать социальный работник. Его практическая деятельность весьма многогранна. На низовых уровнях организации общества (семья, микрорайон, трудовой коллектив) она включает в себя регуляцию межличностных и групповых отношений, организацию социального обслуживания населения, коррекцию девиантного поведения, предупреждение и локализацию конфликтов, социальное просвещение и консультирование, психопрофилактику и т.д. На уровне функционирования региональных и муниципальных структур социальный работник, не упуская из поля деятельности организацию названных выше направлений, занимается также проблемами занятости и миграции, социоинженерным проектированием, крупными инновационными мероприятиями в сфере производства и управления.

По своей природе социальная работа, имманентной характеристикой которой является интегративность, не может опираться на какую-то одну теорию или модель практики. Разнообразные формы социальной работы так или иначе используют все теории, представляют собой комплексные конструкции различных моделей практики социальной работы.

Сбалансированность всех компонентов конкретного вида социальной деятельности, степень, до которой они распространяются на другие сферы социальной практики, их важность для всех субъектов этой деятельности – вот критерии условий, которыми проверяется любая теория, используемая на практике.

В частности, если описания, объяснения, содержащиеся в определенной теории, помогают нам понять определенные сочетания обстоятельств, обусловливающих те или иные социальные проблемы, то эта теория является адекватной для данной формы практики социальной работы.

Теория действенна, если она определяет конкретные направления деятельности по оказанию социальной помощи человеку, по защите его социальных прав и гарантий.

В то же время эти направления состоят из определенных компонентов социальной работы как профессиональной деятельности и реализуются через разные формы и средства в зависимости от социальной ситуации. Таким образом, содержание теории социальной работы и основные направления ее как профессиональной деятельности определяются социальной практикой. В случае отсутствия такого воздействия используемая теория не является эффективной.

Определение места теории социальной работы в системе других наук в немалой степени зависит от содержания ее категорий, от особенностей ее методов, от исследованности проблем, составляющих ее основное содержание. Это еще раз подчеркивает ее междисциплинарный характер.

Накапливая знания об одних аспектах социальной работы, научная система создает благоприятные предпосылки для познания других ее аспектов и для более глубокого проникновения в сущность предмета, исследования в целом. При этом важно комплексно использовать инструментарий научного познания, а именно: наблюдение и эксперимент, описание и теоретическое объяснение, обоснование и логические доказательства, сравнение и аналогию, обобщение и абстрагирование, индукцию и дедукцию, анализ и синтез, гипотезу и научную теорию в целом. Это обеспечивает комплексный характер социальной работы.

Итак, становление и развитие социальной работы как самостоятельной науки проходит в условиях постоянных дискуссий по ее основным методологическим проблемам. Одновременно с развитием методологии социальной работы как научной теории идет осмысление и выделение методологических принципов использования явлений (факторов, процессов) социальной практики, методологомировоззренческое их познание социальной работой как специфической областью социального знания.

Таким образом, практическая цель социальной работы, определяющая и ее теоретическую основу как науки о человеке, способах улучшения его социального самочувствия, – способствовать тому, чтобы каждый человек жил и действовал в соответствии со своей социальной природой. Именно такой подход исключает сведение задач социальной работы с точки зрения теории только к обоснованию необходимости социальной помощи и социальной защиты населения.

 

14. Роль и место социальной работы в современном обществе

 

Практическая социальная работа представляет собой комплекс методов и навыков, базирующихся на различных знаниях и теориях. При этом в каждый определенный период возникают свои социальные вопросы, даже если удалось разрешить старые. Каждое десятилетие требует своего подхода к проблемам общества. Кроме того, по мере расширения кругозора социальных работников и увеличения их роли раздвигаются и границы их деятельности.

Центральная задача практической социальной работы (ПСР) заключается в том, чтобы содействовать оптимальной адаптации людей, семей и групп населения к своему окружению. Эта социально-психологическая (личность — общество) направленность ПСР эволюционировала на протяжении ХХ в. и определяла исследования, оценки и действия практических работников.

Присущие социальной работе ценности, равно как и ее цели, всегда лежали в основе практической деятельности. Эти ценности заключаются прежде всего в правах клиента:

- на самостоятельное решение и выбор;

- на участие в принятии всех последующих решений;

- на конфиденциальность, честность и справедливость.

Целью профессиональной деятельности социальных работников является оказание содействия в улучшении жизненных шансов людей и в создании условий, позволяющих членам общества, и особенно тем из них, кто находится в сложном положении, развивать как можно лучше свои наклонности и способности, с ответственностью использовать свою свободу и принимать участие в жизни общества.

Задачи, которые возлагают на себя в этом плане социальные работники, тесно связаны, с одной стороны, с окружающей действительностью, представляющей собой переплетение социальных, политических, экономических, правовых, технических и культурных условий, структур и процессов, а с другой стороны, с индивидуальными потребностями и способностями людей. Они находят свое выражение в правовых предписаниях, а также в политических и специальных руководящих указаниях финансирующей социальную работу инстанции, в которой работает соответствующий социальный работник.

Соблюдая эти предписания и указания и выступая в установленном порядке за их усовершенствование там, где это необходимо, они способствуют тому, чтобы уважалось достоинство и учитывалась неповторимость каждой личности, уважалось его право на самостоятельное принятие решения, право выбора, право участия или неучастия в чем-либо, чтобы социальные службы предлагали гуманные формы помощи и чтобы всем членам общества обеспечивался доступ к различным предлагаемым обществом возможностям и помощи. Социальные работники помогают людям соотносить свои потребности и способности с окружающей их действительностью, учитывая ее возможности и требования.

 

15. Психоаналитическая теория в социальной работе

 

Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) родился в австрийском городке Фрайберге в большой семье торговца шерстью. Несколько позднее семья переехала в Вену, где З.Фрейд прожил почти всю жизнь до 1938 года. Хотя семья была в трудном финансовом положении З.Фрейд, старший из семи детей, сумел получить классическое образование, знал языки, много читал, в том числе Канта, Гегеля, Шопенауэра, Ницше. С детства, по признанию самого Фрейда, его увлекали честолюбивые стремления (быть генералом, министром), но в связи с антисемитизмом в тот период З.Фрейд как еврей имел возможность делать карьеру только в медицине и юриспруденции.

В 1873 г. З. Фрейд поступил в венский университет на медицинский факультет. В 1881 г. после получения медицинской степени, работал в Институте мозга, но вскоре занялся невропатологической практикой. В 1885г. прошел стажировку у крупного французского невропатолога Ж. Шарко в Париже, который изучал истерию и использовал гипноз, как метод ее лечения. Лекции и практика Шарко оказали серьезное влияние на формирование З.Фрейда как психолога (хотя позднее он отрицал возможность применения гипноза в качестве терапевтического метода). В 1886 году З.Фрейд женился на Марте Бернайс, с которой прожил всю жизнь. В большой семье З.Фрейда были три сына и три дочери, младшая из которых Анна продолжила впоследствии дело отца, и стала крупным детским психоаналитиком. В 80-х гг. З.Фрейд вместе с известным венским врачом И. Брейером изучал истерию. И.Брейер, в частности, для лечения этой болезни использовал метод свободных рассказов больных о своих симптомах. Это явилось позднее одной из отправных идей в формировании психоанализа. В.1895 году И.Брейер и З.Фрейд в совместной работе «Исследование истерии» доказывали, что причиной истерии являются подавленные воспоминания о прошлых травматических событиях. Уже в этот период З.Фрейд стал подчеркивать особую роль сексуальности в возникновении истерии, что способствовало разрыву отношений с И.Брейером, не разделявшего убеждения З.Фрейда. Эти позиции З.Фрейда послужили также основанием для исключения его из венского медицинского общества в 1896 году. В этом же году умер и отец З.Фрейда. З.Фрейд оказался в научном одиночестве, во время которого он ежедневно занимался самоанализом, исследованием своих сновидений. Этот личный опыт лег в основу, первого крупнейшего труда З.Фрейда «Толкование сновидений» (1900г.), который принес ему известность. В 1902 году было основано общество «Психологические среды» (переименованное позднее в Венское психоаналитическое общество – 1908г.), в которое входили последователи З.Фрейда, в том числе, К.Юнг, А.Адлер, О.Ранк, впоследствии создавшие свои научные психоаналитические школы.

В 1909 г.З.Фрейд был приглашен в США, где прочел лекцию по психоанализу, что принесло международное признание психоаналитическому движению. В годы первой мировой войны З.Фрейд работал в госпитале, что расширило его взгляды на психопатологические процессы. Сама война, смерть дочери в 1920 году, страх за сыновей, находившихся на фронте, а затем усиление антисемитизма, особенно после прихода к власти нацистов оказали большое воздействие на воззрение З .Фрейда о природе человека. В частности, после войны З.Фрейд разрабатывает учение об универсальном человеческой инстинкте – стремление к смерти. После вступления нацистов в Вену в1938 году З.Фрейд эмигрировал в Англию, где умер через год от рака горла, которым страдал с 1923 года.

Наиболее крупные работы З.Фрейда: «Психопатология обыденной жизни» (1901); «Лекции по введению в психоанализ» (1920); «По ту сторону принципа удовольствия» (1920); «Я и Оно» (1923); «Новые лекции по введению в психоанализ» (1933).

 

16. Модель кризисной интервенции в социальной работе.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.