Сделай Сам Свою Работу на 5

Проектирование набережных





 

Крупные водные и озелененные пространства (водно-зеленый диаметр) являются не только эстетическим местом отдыха населения, но и выполняют важнейшую оздоровительную функцию, будучи источником свежего воздуха.

Набережные-бульвары создают благоприятные условия для пешеходов, и их зеленые коридоры, соседствуя с водой, стимулируют проветривание городской застройки. Облик городов, размещенных на берегах крупных рек, водохранилищ, морей, во многом зависит от привлекательности набережных.

К наиболее распространенным естественным водоемам в городах относятся реки. Для защиты прибрежных территорий от разрушений, вызываемых волнами, течениями, от оползневых явлений проводят берегоукрепительные работы и строят регулирующие гидросооружения, влияющие на состояние русла реки. Строительство набережных ведется с учетом будущего градостроительного использования окружающей территории, а планировка набережной увязывается с архитектурно-планировочным решением всего городского района.

Объективным фактором, влияющим на построение городского ландшафта, является величина и конфигурация акватории.



Использование пластических свойств, природных достоинств местности, сохранение ценных ландшафтных территорий, умелая дополнительная посадка зеленых насаждений позволяют создать взаимосвязанную систему озелененных и водных пространств, которая способствует образованию цельных архитектурно-выразительных городских ансамблей.[6]

В современном градостроительстве главная роль отводится ансамблю, а не отдельному сооружению. Поэтому, разбивая протяженные набережные на отдельные участки для придания им разнообразия, подчеркивая наиболее интересные природные достоинства, преобразуя неблагоприятные участки, необходимо учитывать общее архитектурно-пространственное решение всей набережной.

Для замыкания перспектив набережных на их концах целесообразно создавать акценты, придающие набережной законченность и архитектурную выразительность. Большие возможности перед проектировщиками открываются при оформлении участков набережных на излучинах. Следует учитывать панорамное восприятие города через протяженную водную поверхность как с противоположного берега, так и с воды. На берегах нешироких рек целесообразно использовать пространственную застройку, создавая зеленые отступы, разрывы, организуя разнообразные поперечные перспективы, обогащая архитектурные композиции набережных.



В зависимости от величины водного пространства и его очертания, расположения, протяженности набережной и ее функциональной необходимости, последняя может иметь вид бульвара с ландшафтным озеленением или вид парадной регулярной экспланады.

Мировую известность приобрели набережные Санкт-Петербурга. С начала заложения города и до сих пор водные просторы Невы остаются главной природной доминантой архитектурно-планировочного построения города, а тихие набережные каналов изящны и привлекательны.

Городская территория вдоль берега крупных водоемов может выполнять функции:

набережных, используемых для подъезда к жилым и общественным зданиям, размещенным вдоль водоема;

прогулочных набережных, городских парков или спортивных комплексов;

набережных, используемых для хозяйственных или транспортных нужд.

Берега набережных в пределах городской территории укрепляют. Выбор типа конструкции зависит от архитектурно-планировочного решения и функционального назначения прилегающей территории.

Форма и конструкция набережной во многом определяется линией регулирования водоема — линией пересечения плоскости зеркала водоема при отметке меженного горизонта или при отметке постоянного подпора с плоскостью берегового склона или подпорной стенкой набережной. [7]Расстояние между линией регулирования реки и красной линией городской застройки — береговая полоса. Расстояние между верхней бровкой откоса и красной линией городской застройки — набережная. Иногда зона берегового склона исчезает, слившись в одну линию с подпорной стенкой набережной. Очертания набережной в плане могут быть самыми разнообразными: прямолинейными, криволинейными, а поперечный профиль подпорных стенок вертикальным или наклонным. По верху стенок устанавливают ограждения, как правило, чугунные решетки с тумбами или сплошной каменный парапет.



В зависимости от горизонта меженных и высоких вод и высоты берега набережные могут быть одно-, двух- и многоярусные. Одноярусные набережные устраивают при высоте стенки до 5—5,5 м. Сооружения более высоких стенок с архитектурной точки зрения нецелесообразно (они очень громоздки). В этом случае, исходя из инженерных и экономических соображений набережным, следует придать ярусные очертания с вертикальными стенками или сочетанием стенки с откосом, имеющим уклон 1:1 — 1:1,5 и укрепленным камнем или озелененным.

Планировка берегового откоса в несколько ярусов нередко используется при устройстве парковых набережных.

Одноярусные набережные имеют верхнюю отметку минимум на 0,5 м выше горизонта высоких вод, т. е. они незатопляемы.

Двухъярусные и многоярусные набережные проектируют таким образом, что прогулочные аллеи, проходящие по ярусам, могут затапливаться во время половодья при горизонтах воды менее расчетного уровня, а отметка верхнего яруса обеспечивает незатопляемость самой территории.

Зеленые насаждения на набережной размещают с учетом общего архитектурно-планировочного решения территории, которое зависит от функционального назначения набережной, ее формы и размеров, конструкции береговых откосов и подпорных стенок. Их размещают симметрично, по сторонам проезжей части, или асимметрично, как правило, с преобладанием посадок, устройством бульвара непосредственно у воды (Фрунзенская набережная в Москве).

Если набережные превращены в транспортные артерии, они должны иметь плотное защитное озеленение со стороны жилой застройки. В этих условиях необходимо предпринимать все возможные меры к тому, чтобы это вынужденное решение минимально влияло на прибрежный ландшафт, а в перспективе использовать набережные в основном для отдыха городских жителей.[8]

Благоустройство набережных включает создание пешеходных аллей и транспортных дорог, озеленение и освещение, прокладку подземных коммуникаций, устройство защитных дренажных сооружений и т. д. Удаление талой и дождевой воды с набережной осуществляется за счет уклона — создания в лотках проезжей части пилообразного профиля с расстоянием между водораздельными гребнями 40—50 м.

Главная роль в оформлении набережных отводится зеленым насаждениям. Озеленение набережных проводится с сохранением существующих взрослых деревьев и кустарников рядами, отдельными деревьями или группами свободных очертаний с тем, чтобы насаждения не мешали обзору водоема, а обрамляли и подчеркивали открывающиеся перспективы на водную гладь.

На набережной следует создавать условия для кратковременного отдыха и прогулок среди зелени у воды, на площадках отдыха, с которых открываются наиболее выразительные живописные панорамы городского ландшафта. При подборе зеленых насаждений следует обращать внимание на высоту деревьев и кустарников, их форму, на окраску листвы и изменения ее цвета, на время цветения. Ассортимент деревьев, кустарников, цветов и их композиции в сочетании с газонами, малыми архитектурными формами могут быть самыми разнообразными. Газоны и цветники широко применяют при оформлении откосных набережных, создавая плотный зеленый ковер с яркими пятнами цветов.[9]

При озеленении набережной необходимо учитывать ее ориентацию. На набережных, обращенных на юг, необходимо создавать затененные участки. На прогулочных аллеях зеленые насаждения размещают с внутренней стороны аллеи.

Прогулочные набережные в парках являются наиболее привлекательным местом отдыха в городе. Большой популярностью пользуется набережная в ЦПКиО им. Горького в Москве. Она хорошо озеленена, ее украшают декоративные гроты с каскадами, беседки, павильоны, скульптура. Система пандусов и лестниц связывает нижнюю аллею с верхней. Созданы смотровые площадки, в подпорных стенах откосов на набережной у Нескучного сада встроены скамьи.

Гармонично вписанные и художественно выполненные причалы, сходы к воде, парапеты, ограды, ротонды, скамьи, декоративные вазы дополняют архитектуру набережных, придавая им живописное своеобразие. Лестницы со смотровыми площадками не только соединяют прогулочные аллеи, проложенные на разных уровнях склона, или связывают набережную с водой, но и являются украшением набережных.

Набережные на судоходных реках должны иметь пристани. Когда водоемы создаются на ручьях, речках, в оврагах, во избежание затопления берега талыми и ливневыми водами бровка берега должна возвышаться над нормальным уровнем на 1 м. Такие водоемы создаются при помощи плотин, как правило, земляных. По верху плотины устраивается проезд для связи берегов. Земляные плотины сооружаются из местных достаточно водонепроницаемых грунтов или с водонепроницаемым экраном и ядром. Откосы плотин — от 1:1,5 до 1:3,5.

Водоемы с водосливными сооружениями обеспечивают сохранение отметки зеркала воды на заданном уровне, а также возможность пропуска паводковых вод.

Строительство стенок набережных в прибрежной зоне, помимо основного назначения – защиты территории от размыва, связано также с созданием причальных сооружений для организации погрузки и выгрузки сырья и готовой продукции.[10]

В пределах населенных мест стенки набережных, помимо указанных выше целей, могут устраиваться и в целях благоустройства прибрежной территории (для обслуживания нужд водного спорта и др.). (Приложение 4. Рис. 1).

Набережные стенки должны также обеспечить защиту прибрежной территории от затопления паводковыми водами, в связи с чем отметка карниза стенок принимается на 0,5м выше расчетного уровня высоких вод. За расчетный уровень обычно принимается горизонт максимального паводка повторяемостью в 30-40 лет. В особых случаях, в зависимости от возможного ущерба в результате затопления прибрежной территории паводковыми водами, за расчетный уровень могут быть приняты паводки более редкой повторяемости. (Приложение 4. Рис. 2)

В условиях населенных мест стенки набережных располагаются по линиям регулирования рек и водоемов. Под линией регулирования подразумевается линия пересечения меженного горизонта воды с поверхностью стенки набережных. Линии регулирования определяют проектную ширину реки и должны быть согласованы с красными линиями застройки прибрежной территории.

Набережные стенки возводят из камня, бетона и железобетона. В районах богатых лесом, в частности на севере России, широко применяются деревянные набережные стенки.

Бетонные и железобетонные набережные стенки могут быть возведены из монолитного бетона, а также из сборных элементов заранее изготовленных на предприятиях строительной индустрии.

По конструктивному решению различают следующие основные типы стенок набережных: гравитационные, устойчивость которых обеспечивается собственным весом стенки, и свайные, устойчивость которых обеспечивается заделкой свай в грунтовом массиве. (Приложение 4. Рис. 3)

Выбор конструкции стенок набережных производится на основе тщательного изучения геологических условий строительства, для чего по результатам бурения составляются продольные геологические профили по линии регулирования набережной и несколько поперечных геологических разрезов в наиболее характерных сечениях.[11]

Следует иметь в виду, что геологические напластования горных пород редко бывают постоянными, даже на сравнительно коротких участках. Пестрота геологических напластований и значительные изменения мощности слоев, и их положения зачастую заставляют менять конструкции набережных стенок через каждые 50-100м.

При близком залегании от дна реки скальных грунтов стенки набережных возводят на естественном основании. При этом глубина заложения подошвы стенки определяется глубиной залегания достаточно прочных неразмываемых пород и в большинстве случаев не превышает 40-50см ниже дна реки. (Приложение 4. Рис. 4)

Во всех остальных случаях стенки набережных возводятся на предварительно устраиваемой постели из каменной наброски или на свайном основании. Устройством каменной наброски обеспечивается выравнивание дна реки и распределение давления от набережной стенки на большую площадь основания.

Деревянные набережные устраиваются в виде ряжей сплошной или сквозной рубки, заполненных камнем, или в виде свайных эстакад. Учитывая ограниченное применение деревянных набережных из-за небольших сроков службы, конструктивные решения их в настоящей работе не рассматриваются.[12]

В приложении 3 на рисунке 1 показана конструкция набережной в виде укрепленного откоса. Сооружение выполняется в виде ячеистых конструкций. Размеры сторон ячеек 1,5...2,5 м. Толщина стенок ячеек примерно 0,15 м. Материал стенок ячеек - песчаный или мелкофракционный бетон. Отметка подошвы конструкции определяется расчетной максимальной глубиной размыва дна реки, расчетной высотой волн, а также расчетным градиентом напора, обеспечивающим суффозионную устойчивость при максимальной разности уровней подземных вод и в реке.

Укрепление от размыва берегового откоса ячеистыми конструкциями. Сооружение выполняется с естественной поверхности неукрепленного берега или искусственной временной неуплотненной насыпи из местного грунта. Работает оно как подпорная гравитационная конструкция, устойчивая против бокового давления грунта, подмыва, волнового разрушения, а также суффозионного разрушения даже при высоких уровнях подземных вод, наводнениях и экстремальных ливневых осадках.

В приложении 3 на рисунке 2 показана другая конструкция набережной - в виде укрепленного откоса, выполняемая с помощью струйной геотехнологии. Данное сооружение также выполняется с естественной поверхности неукрепленного берега или искусственной временной неуплотненной насыпи из местного грунта. Конструкция сооружения выполняется с помощью струйной геотехнологии из пересекающихся грунтобетонных колонн диаметрами от 0,6 до 2 м, принимаемыми в зависимости от грунтовых условий и расчетных характеристик конструктивных элементов. (Приложение 4. Рис. 5)

В приложении 3 на рисунке 2 укрепление от размыва берегового откоса грунтобетонными колоннами. Такая конструкция сооружения обеспечивает его защиту от размыва, а также от волнового и суффозионного разрушения. Она обеспечивает также надежную устойчивость откоса. В данной конструкций в качестве основного строительного материала используется естественный грунт. Данная конструкция также не требует выполнения глубоких котлованов.

В приложении 3 на рисунке 3 показана конструкция причальной набережной со шпунтовым ограждением типа «больварк». При устройстве ее в слабых водонасыщенных грунтах шпунтовая стенка испытывает большое статическое давление. Снижение бокового давления может быть достигнуто путем устройства ячеистых конструкций, выполненных с помощью струйной геотехнологии.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.