Сделай Сам Свою Работу на 5

Зарубежный опыт проектирования набережных





Проектное предложение зоны отдыха набережной реки «Белой» города Уфы.

 

Выпускная квалификационная работа

 

Научный руководитель:

А.Р.Шарипова

__________________

 

Работа допущена к защите «_____»____________ 2014 г.

 

Заведующий кафедрой______________ Е.В. Плотникова

Дата представления «_____»_________________ 2014 г.

Дата защиты «_____»________________________2014 г.

Оценка _________________________________________

 

УФА 2014

СОДЕРЖАНИЕ

  ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3 ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОЕКТИРОВАНИЯ НАБЕРЕЖНЫХ……………………………………………………………..6 1.1. Зарубежный опыт проектирования набережных…………………….6 1.2. Опыт проектирования набережных в России на примере города Санкт-Петербурга……………………………………………………....….14 1.3. Система водоснабжения фонтанов Петергофа……………………...24 1.4. Фонтаны Версаля................................................................................27 1.5. Типы набережных....…..…....……………………………………….. 28 ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НАБЕРЕЖНЫХ ТЕРРИТОРИЙ….................…..32 2.1. Проектирование набережных.…………………………………….... 32 2.2. Основы проектирования зон отдыха на примере проектирования парка..............................................................................................................40 2.3. Строительные нормы и правила СНиП 2.07.01-89*(п.4).................. 48 ГЛАВА III. ХОД РАБОТЫ........................................................................55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................60 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................62 ПРИЛОЖЕНИЕ...........................................................................................65  
   

 



 

ВВЕДЕНИЕ

С развитием процесса урбанизации особо острой на сегодняшний день является проблема создания комфортного городского климата, что возможно при сохранении окружающей природной среды и оздоровлении существующей городской среды. Огромное значение имеют вопросы смежного существования и гармонии архитектуры и природы, использования ландшафта в выстраивании архитектурного облика города и улучшения уровня благоустройства городской местности, набережных, лесопарковых и других зон массового отдыха жителей. Все большее значение приобретают действия по улучшению окружающей среды, озеленению, благоустройству города и созданию зон экологического комфорта. Также увеличивается значение естественной природы в озеленении городской территории, создании его внешнего облика.



Проблема воздействия урбанизации на окружающую среду, будучи глобальной и разносторонней, также оказывает психологическое давление на человека. Большое количество информации, вездесущая яркая реклама, а также активизированный ритм жизни – все эти и вышеперечисленные причины практически ликвидировали спокойный и тихий отдых жителей города. Увеличение и уплотнение застройки городской территории вытесняет места отдыха, где человек мог бы хорошо провести время, оздоровиться, набраться сил. Поэтому было решено разработать и облагородить уже существующую городскую набережную и создать на выбранном участке островок интеллектуального и физического отдыха.

Дизайн-проект зоны отдыха набережной реки Белой может предложить горожанам, как физический отдых, так и духовный. Проектом учитывается создание многофункциональной зоны отдыха с возможностью полноценно отдохнуть людям, как разного возраста, так и с разными интересами.

На сегодняшний день проблема планировки и благоустройства территорий стала особо актуальной. Благоустройство участка напрямую зависит от физических возможностей, а именно: от местоположения, особенностей и размеров земельного участка.

Предмет исследования – набережная города Уфы.

Объектом исследования является территория в районе набережной реки Белой и окружающая ее архитектурно-ландшафтная среда.



Выпускная квалификационная работа заключает в себе следующие компоненты: теоретическая часть и практическая. Теоретическая включает пояснительную записку, направленную на обобщение знаний в изложении историко-теоретического материала, творческого процесса и проектной деятельности. Практическая часть работы представляет творческую составляющую дипломной работы в виде проектно-графической разработки и демонстрационного ролика.

Цель выпускной квалификационной работы:

Разработка и создание функционально-пространственной среды, соответствующей общей дизайн-концепции зоны отдыха на территории набережной реки Белой и выполнение на ее основе дизайн-проекта. Правильная постановка наиболее значимых интересов и проявление их в выстраивании логического зонирования и композиционного формообразования.

В процессе проектирования надлежало решить следующие задачи:

- провести научные исследования по тематике проекта;

- разработать общую концепцию дизайн-проекта зоны отдыха, отвечающую функциональным и пластическим требованиям;

- создать гармоничную пространственную структуру взаимодействия городской среды и зоны отдыха;

- выработать внутреннюю взаимосвязь и развитие малых архитектурных объектов на данной территории;

- сформировать общий облик зоны отдыха, соответствуя правилам формообразования и пластической концепции проекта;

- разработать и выполнить визуальную презентацию данного проекта.

В состав комплекса зоны отдыха входят следующие зоны функционального назначения:

1) Спортивно-развлекательная зона (пункт проката спортивного инвентаря, скейт-площадка, велосипедные дорожки, территория для пешеходов);

2) Культурно-развлекательная зона (выставочная галерея, интернет-кафе с зоной WiFi,);

3) Рекреационная зона (общественная парковая зона с беседками, зона ожидания пароходов, прогулочные площадки для молодых семей с детьми, видовые площадки);

Новизна исследования проявляется в разработке дизайн - проекта зоны отдыха посредством изучения научной литературы и аналогов проектов набережной. Дизайн-проект зоны отдыха набережной реки Белой направлен на улучшение отдыха жителей, и включении в него новых составляющих, представленных выставочной галереей. Параллельно эмоциональному отдыху здесь формируется и интеллектуальный, в результате которого повышается самообразование и духовное развитие жителей.

Практическая значимость работы:

Разработанный дизайн-проект зоны отдыха набережной реки «Белой» города Уфы может послужить конкурентоспособным проектом в ходе реализации облагораживания территории набережной города Уфы, а также в качестве выставочного экспоната.

 

ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОЕКТИРОВАНИЯ НАБЕРЕЖНЫХ

Зарубежный опыт проектирования набережных

Издревле люди возводили свои поселения у воды – на берегу моря, реки, озера. История становления большинства городов мира, бесспорно, связана с входящими в их структуру водными пространствами. Поэтому неотъемлемой частью городов, которые имеют выход к водным пространствам, являются прибрежные территории. Большие водные пространства (крупные реки, озера, моря) оказывают значительное влияние на образ города, его развитие. Такие города, как Венеция, Амстердам, Утрехт, Лейден, Брюгге, Стокгольм, Лондон, города Голландии и другие, напрямую ассоциируются с реками, на которых они расположены.

Сначала набережные были естественного происхождения. Рукотворные набережные появились сравнительно недавно – большей своей частью в XVIII–XIX веках. Некоторые города Европы были построены практически на воде, то есть на каналах. Один из самых знаменитых – Венеция. В этой лагуне искали убежище венеты, бежавшие с материка от гуннов в V веке и германского племени — лангобардов в VI веке.

Основной достопримечательностью Венеции является городское транспортное сообщение, которое осуществляется по каналам. Большой Канал разделяет Венецию на две части. Его длинна 3800 метров, ширина колеблется от 30 до 70 метров. Он имеет форму перевёрнутой латинской буквы S. Глубина Большого Канала шесть метров, а остальных - от 2,5 до 3 метров. По каналу расположены почти непрерывной чередой дворцы XI-XVIII вв. Соседство зданий самых различных эпох и различных стилей отнюдь не лишено гармонии. Каждое здание радует глаз своим декоративным убранством - то причудливым кружевом готических арок, то удивительными колоннами Возрождения и барокко, фантастическими масками на замковых камнях, отблеском разноцветного мрамора, покрывающего стены. Широкие лестницы спускаются от парадных порталов прямо в воду канала.

Большинство знаменитых дворцов выходят прямо на канал. За первым рядом домов, фасады которых обращены на канал, можно пройти по узким улицам, параллельным берегу.

Канал Гранд вьётся в Венеции в форме огромной буквы “S” шириной в шесть метров. Первоначально все каналы города имели природный характер. Однако впоследствии возникла необходимость создания искусственных каналов, чтобы предотвратить наводнения. Их укрепляли песком и глиной. Некоторые служили для того, чтобы быстро вымывать мусор за пределы города. Всего в Венеции 160 каналов. Внутренние каналы Венеции почти все достаточно узкие, дома стоят очень близко друг к другу. Это придаёт особый колорит городу. На некоторых каналах дома стоят чуть подальше друг от друга и имеются даже небольшие набережные. На набережных Венеции часто нет никаких перил, а ступени покрыты тиной и очень скользкие. Вопреки расхожему заблуждению набережных в Венеции не так уж и много — большинство каналов не имеет променадов, дома выходят фасадами прямо к воде. Гранд-канал в этом смысле исключение (Приложение 2.Рисунок 2). Его Славянская набережная Рива-де-льи-Скьявони — одна из самых знаменитых улиц Венеции. Рива-дельи-Скьявони (Riva degli Schiavoni) означает "берег славян" или "берег рабов". Она тянется на полтора километра от моста дела Палья. Славянской набережная называется, потому что когда-то далматинские (славянские) мореходы швартовали здесь суда. Но это было позже. А в IX веке сюда привозили славян-рабов, которых затем перепродавали солдатами сарацинам или евнухами в гаремы. Сейчас - протяжённая, красивая и очень оживлённая набережная. Это место, куда причаливают лодки, водные такси и другой транспорт Венеции. Вдоль набережной расположены красивые старинные здания, многие из которых в настоящее время являются дорогими отелями, ресторанами, кафе, сувенирными магазины. Прямо на улице множество торговых точек. (Приложение 2.Рисунок 1, 4).

Изначально набережная Дзаттереслужила пристанью для перевалки древесины, но это было в далеком 1519 году, а сегодня вдоль этой набережной тянется череда интересных достопримечательностей и любопытных зданий (Приложение 2.Рисунок 3). Дзаттере растянулась по всему южному берегу венецианского квартала Дорсодуро. Сан-Базилио – это крайняя западная точка набережной, которая получила свое название благодаря церкви.

Каналов и прилегающих к ним набережных, помимо Венеции, больше всего также в Амстердаме, Брюгге и Стокгольме. (Приложение 2.Рисунок 7). Многие голландские города были построены на каналах. Алкмаар, Утрехт, Дордрехт, Лейден, Гронинген, Леуварден и Амерсфорт - это города, вид которых характеризуется изящными каналами. И, конечно же, в Амстердаме находятся самые известные каналы. В городе имеется четыре основных канала: Сингел, Херенграхт, Кейзерсграхт и Принсенграхт. Сингел существовал с 1428 года как ров, проходивший по западной границе города, остальные три были прорыты в XVII веке, который называют золотым веком Нидерландов. Затем на них были сооружены жилые дома и многоэтажные склады. Эти каналы образуют четыре концентрических полукольца, опоясывающих город. Система амстердамских каналов причислена к памятникам Всемирного наследия ЮНЕСКО, а город получил прозвище "Северная Венеция".

Каналы строили в Голландии для передвижения, орошения и отведения воды с тех пор, как начали откачивать воду с суши. Знаменитые каналы Амстердама являются результатом удачного городского планирования (которое помогло голландцам не погрузиться под воду с головой) и используются как дополнительные улицы для передвижения. (Приложение 2.Рисунок 6). Возможность передвижения по каналам также была учтена при планировке Лейдена и Делфта. (Приложение 2.Рисунок 8). В наши дни по изгибающимся каналам движутся не только специальные автобусы, но и лодки-рестораны, плавучие дома и всевозможные другие суденышки. Будучи превосходным памятником изобретательности, окружающие город внешние каналы служили своего рода рвом для защиты от иноземных захватчиков.

Каналы в форме концентрических кругов были построены в Амстердаме в семнадцатом веке. При создании трех каналов учитывалась перспектива дальнейшей жилой застройки. (Приложение 2.Рисунок 5). Четвертый (самый крайний) канал предназначался для оборонительных целей и отведения излишков воды. Эти водные пути связаны между собой каналами, расположенными в виде расходящихся лучей, в результате чего получилась композиция, напоминающая по форме веер. Строительство велось с запада на восток, причем на ирригацию восточного участка потребовалось довольно много времени. Делфт имеет форму прямоугольника с сетью каналов. Амстердамский остров Ява-Эйланд – отличное место для знакомства с более современными технологиями строительства каналов. Кольца каналов срезает река Амстел. Очень много людей здесь предпочитают уютные плавающие квартиры стационарным.

Набережные каналов в центре города очень узкие, так что совсем непонятно каким образом они умудряются ездить по ним на машинах. Ограждения встречаются очень редко. (Приложение 2.Рисунок 9).

Каналы Амстердама - это прекрасный пример того, как реализация практической необходимости (в данном случае создание магистралей водного транспорта, регулировка уровня воды и оборона) привела к появлению уникального по своей структуре и красоте города, вошедшего в сокровищницу инженерных и архитектурных достижений человечества.

Канал Аудеграхт в Утрехте считается одним из самых романтических мест города. Уникальность этого уютного места заключается в его необычной конструкции. Дело в том, что в отличие от других каналов, например, в Амстердаме, Аудеграхт – двухъярусный. У него две набережных – проезжая часть, которая находится вверху и пешеходная зона внизу. Нижняя набережная достаточно узка, но места хватает для того, чтобы поставить столики, сидя за которыми можно любоваться окружающей вас жизнью. В качестве декораций выступают мостики и деревья, и этого вполне достаточно. В переводе с нидерландского Аудеграхт означает «старый канал» и он вполне соответствует своему названию.. Нижняя набережная появилась в XIII веке. Ее построили исключительно с прагматической целью – чтобы легче было сгружать привозимый на лодках товар.

Каналы Лейдена появились в плане города в семнадцатом веке. Город немало приобрел благодаря своим каналам, начиная с внешнего, который был построен для обороны и водоотвода, и заканчивая каналами, вырытыми внутри города по образцу координатной сетки в транспортных целях и для общего развития Лейдена. Каналы Лейдена пересекают весь город и усеяны тенистыми причалами. Водные пути и каналы, извиваясь, проходят через парки и пристани. [1]

Жители Сингапура бережно хранят свое историческое наследие. Вдоль реки строили когда–то свои хижины первые поселенцы. Сейчас набережные реки Сингапур являются тем самым местом, где старое тесно соприкасается с новым, сохраняя при этом свое очарование. Набережная Boat Quay находится в непосредственной близости от делового центра города. Раньше она была оживленным рынком, где торговля кипела прямо с разгружающихся там кораблей. (Приложение 2.Рисунок 11). Постепенно Река Сингапур превращалась из торгового судоходного русла в красивую береговую линию. Исторические здания были отреставрированы. Сейчас это – прогулочная набережная и сплошная череда ресторанов, баров и пабов.

В Лондоне северная набережная совмещает автодорогу с широким, озелененным променадом для пешеходов, но настоящим центром досуга для горожан является южный берег. (Приложение2.Рисунок 10). Здесь нет никакого автомобильного движения, благоустроена широкая набережная с озеленением, лавочками и большим количеством кафе, ресторанов, музеев, театров, концертных залов, здесь же размещен один из главных символов Лондона – колесо обозрения London Eye. Вид тоже не подводит – через реку находятся здания парламента и Биг Бен, к востоку от них – собор Святого Павла, Тауэрский мост и Сити. Как любое оживленное место, южная набережная Темзы совмещает постоянно действующие заведения с более динамичными, самодельными мероприятиями: кто-то играет в футбол, кто-то демонстрирует свои музыкальные таланты, по выходным открывается книжный развал, жизнь порождает жизнь.

Ориентированность на досуг и ограниченность автомобильного движения не уничтожает деловой аспект, как можно было бы предположить – именно на южном берегу находится штаб-квартира Шелл, один из крупнейших госпиталей и ряд других крупных предприятий. Совмещение благоустроенной пешеходной зоны с деловым кварталом ещё более удачно сложилось в недавно построенном квартале More London. Архитекторы разработали деловой квартал со стеклянными бизнес-центрами, но чтобы избежать обычного для таких мест превращения в мертвые нагромождения стекла и бетона, вся прибрежная зона, включая зону непосредственно вокруг бизнес-центров была превращена в открытую пешеходную площадку с фонтанами и видами на Тауэр и Тауэрский мост. Теперь этот квартал не только размещает офисы двух крупнейших аудиторских контор и мэрию (здание на фото), но и является одним из самых живых общественных пространств. Примечательно, что задумка архитекторов была реализована даже до завершения строительства, люди активно гуляли по кварталу, но более всего территория заполняется на обед на свежем воздухе и во время представлений.

В Нью-Йорке пешеходную набережную создали по юго-восточному берегу Манхеттена, в деловом районе после обширной реконструкции 70ых-80ых годов. Отсюда всего несколько сот метров до Уолл Стрит. (Приложение 2 Рисунок 12).

В Кёльне облагорожены берега Рейна, и хотя коммерческая активность на набережной ограничена, достаточное количество людей выходит прогуляться даже осенью. (Приложение 2.Рисунок 13).

Набережные и прибрежные пространства хорошо развиты даже в Любляне, с её крошечной речкой и средневековой сетью улиц. Не побоявшись узости дорог, город с умом встроил максимальное количество пешеходных пространств по берегу Любляницы, которые быстро заполнились кафе и магазинами. По привлекательности вечернего времяпровождения, речной центр Любляны, с его габсбургской архитектурой и живой атмосферой легко способен соревноваться с любым городом восточной и центральной Европы. (Приложение2. Рисунок 14).

Благоустройство прибрежных территорий тяготеет к широким водным пространствам. Однако при достаточной доле внимания малые реки могут стать яркой отличительной чертой города, что можно проследить на рассмотренных характерных примерах организации пойменных территорий рек в нескольких городах, где именно незначительные водные пространства стали неотъемлемой частью образа города. В каждом городе, в зависимости от его возможностей, воплощены разные подходы к организации пространств пойменных территорий (Приложение2.табл.1).

Река Изар (г. Мюнхен) – сохранение естественной природы пойменных территорий; река – главный рекреационно-парковый связующий элемент города. (Приложение2.Рисунок15). Благодаря длительной истории обустройства поймы реки Изар с притоками каждая эпоха оставила в ней свой след – создавались новые притоки, озера, парки или их части, появлялись памятные сооружения, и сейчас эти пространства продолжают развиваться вместе с городом. Наиболее выдающимся элементом является всемирно известный Английский сад, разбитый вдоль реки, занимающий наибольший процент всей территории города и связывающий центр с окраинами. В современном городе сад является главным местом отдыха горожан и туристов, и помимо своей рекреационной функции имеет и культурно-историческое значение. Сад стал первым европейским народным парком, т. е. доступным всем жителям города, за историю его существования здесь появились и гармонично объединились элементы разных культур. Организованы искусственные притоки со своими парковыми пространствами. Искусственные ручьи и озера вместе с главной рекой Изар увеличивают долю водных пространств в городе и образуют связную рекреационно-парковую систему города. Таким образом, парковые пространства неразрывно связаны с водой, максимально воплощена идея реки как главного природного каркаса города.

Ручей Чхонгечхон (г. Сеул) – возвращение водных пространств в городскую структуру; река – рукотворный уголок природы в урбанизированном мегаполисе. (Приложение2.Рисунок16). Город Сеул расположен на крупной широкой реке Ханган, однако более показателен пример организации пространства вдоль ручья Чхонгечхон. В прошлом небольшой ручей был замурован под автострадой, что часто происходит с мелкими речками в городе. Проект возрождения предусматривал создание вдоль ручья насыщенного общественного озелененного рекреационного пространства, объединяющего музеи, воссозданные кварталы исторической застройки, торговые зоны, прогулочные аллеи. Такое функционально и культурно насыщенное пространство сразу приобрело популярность у жителей города и стало одной из главных его достопримечательностей. Ручей полностью рукотворен: искусственно создана береговая линия, водопады, фонтаны. Все элементы проекта ручья Чхонгечхон продуманы и имеют смысловое, культурное, историческое, композиционное обоснование.

Таким образом, наиболее востребовано рекреационное назначение пойменных территорий малых рек и их возможных функций: прогулочная, рекреационная, транспортная, причальная набережная, для малых рек возможны прогулочные и рекреационные. Сочетание этих функций прибрежных территорий со смысловым и культурно-историческим наполнением пространства делает их востребованными в городской жизни, узнаваемыми, соответственно, реки становятся важной частью образа города.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.