Сделай Сам Свою Работу на 5

Станок для изготовления валенок 19-20 вв.





 

История России – это история смешения культур самых разных народов. Так, например, всем известный русский самовар, по мнению ученых, имеет иранские корни. А самая привычная для обитателей северных регионов России обувь – валенки – была изобретена свободолюбивыми степными кочевниками, ценившими в вещах прежде всего практичность. Обувь из валяной шерсти не только защищала от коварного холода степной ночи, но и не позволяла поранить ноги об острые камни. Немудрено, что русские умельцы очень скоро переняли уникальную технологию изготовления валяной обуви.

Валенки так прочно вошли в наше сознание, что кажется: они существуют испокон веков. Их упоминают в исторических романах, повествующих о временах Дмитрия Донского (“Семен Гордый” Дмитрия Балашова) или Петра I (“Петр I” Алексея Толстого). Валенки можно увидеть на картине художника Б. Ф. Иогансона, изобразившего Никиту Демидова — колоритную фигуру начала XVIII века. Основатель уральских заводов обут в белые валенки, очень напоминающие бурки советской номенклатуры.

Валенки — тёплые во́йлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь.

Валенки — это традиционная русская обувь, которую в морозную погоду носят для ходьбы по сухому снегу. Снашиваются быстрее всего снизу, для борьбы с чем часто подшиваются кожей или иным прочным материалом; с этой же целью и против намокания носятся с гало́шами. Традиционно валенки бывают чёрного, серого, и белого цвета.



Валенки входят в нормы снабжения тёплыми вещами и снаряжением начальствующего и рядового состава внутренней службы российской армии.

РАССМОТРИ бурки мужские и женские на каблуке, справа — валяные женские ботики

 

Валенки приобрели широкое распространение лишь в конце XIX века, когда их начали изготовлять промышленным способом. До этого они были достаточно дороги и их могли себе позволить довольно зажиточные люди.
Валенки стали менее популярными за последние десятилетия из-за превращения центральнороссийских зим в мягкие и слякотные, заменяясь более лёгкой и влагостойкой обувью. Валенки ассоциируются с традиционным деревенским стилем одежды; в городах их обычно носят маленькие дети, либо их носят в сильные морозы, когда другая обувь мало спасает от холода.



В советское время партийному начальству, командному составу красной армии и председателям богатых колхозов выдавали особые валенки — так называемые бурки, изготовленные из белого войлока, обшитые понизу кожей и на кожаной подошве.

В Москве существует музей “Русские валенки”, расположенный в Замоскворечье. В его экспозиции представлено более 300 экспонатов, среди которых можно увидеть войлочные костюмы, инструменты ремесленников-валяльщиков, а также настоящую чесальную машину (для обработки шерсти), случайно найденную на чердаке деревенского дома. Но основную часть коллекции конечно же представляют валенки — причем всевозможных форм и расцветок. Такое разнообразие трудно представить! Черные, серые, белые, расписные, короткие, высокие, на кожаной подошве и на “резиновом ходу”, с галошами и без...

Процесс изготовления такой обуви достаточно длительный и требует определенных навыков. В кустарном производстве сырьем для выделки валенок, как правило, служит овечья шерсть — летнина, или клочьё, снимаемая с овец летом. Вначале ее освобождают от примесей — травинок, колючек — и разбивают, превращая в мягкую и пушистую массу. Чем больше в валенках летнины, тем они мягче. Из разрыхленной шерсти лепят будущую модель, тщательно следя за тем, чтобы стенки валенка получились одинаковой толщины. Там где стенки оказывались тоньше, их “платили” — добавляли тонкие шерстяные заплатки.



Так возникает бесшовная сформованная модель будущего валенка. Теперь ее накручивают на скалку, имеющую вид четырехгранной палки, и долго раскатывают. Отсюда и второе название обуви — катанки или катанцы. Процесс катания чередуют с вымачиванием — для большего уплотнения и усадки. Лишь после такой процедуры войлочный сапог надевают на разборную деревянную колодку и выправляют деревянной колотушкой. Затем поверхность валенка трут пемзой и ставят в печь для просушки. Для окончательной отделки высушенный валенок еще раз натирают пемзой или деревянным бруском.

РАССМОРИ валенки. УЗНАЙ, кроме обычной технологии существовало множество разнообразных “секретов”. Так, для чернения войлока применяли квасцы, медный купорос и синий сандал, а для осветления мастер использовал белила, смешанные с парным молоком. Полученную смесь втирали до сухости в войлок и ставили в слабо натопленную печь “на вольный дух”.

 

Заготовка валенка и инструменты, которыми пользуются и сегодня.

 

РАССМОРИ валенки. УЗНАЙ, кроме обычной технологии существовало множество разнообразных “секретов”. Так, для чернения войлока применяли квасцы, медный купорос и синий сандал, а для осветления мастер использовал белила, смешанные с парным молоком. Полученную смесь втирали до сухости в войлок и ставили в слабо натопленную печь “на вольный дух”.

УЗНАЙ, кроме обычной технологии существовало множество разнообразных “секретов”. Так, для чернения войлока применяли квасцы, медный купорос и синий сандал, а для осветления мастер использовал белила, смешанные с парным молоком. Полученную смесь втирали до сухости в войлок и ставили в слабо натопленную печь “на вольный дух”.

 

 

С валенками до сих пор проводят самые разнообразные эксперименты. Их полируют, шлифуют и даже лакируют, предварительно пропитав войлок столярным клеем. Чтобы добиться водостойкости, используют каучук, растворенный в бензине. Отделка и форма валенок также отличаются невероятным разнообразием: вышивка, аппликация, стразы и даже разноцветные перья экзотических птиц. Да и форма валенок может быть весьма разнообразной.

ОБСУДИМ ВМЕСТЕ

Откуда в России появились валенки?

Какие инструменты и текстильные материалы используют при изготовлении валенок?

При помощи какой техники изготавливают валенки?

Как называются валенки на каблуке?

С какого времени в России валенки приобрели большую популярность?

ЧТО НОВОГО УЗНАЛИ.

Познакомились с историей валенок в России.

Узнали технологию изготовления валенок.

Тема 4. «Наша елка»

Ель издавна играла заметную роль в культурной традиции. С природными свойствами ели связаны представления о храбрости, смелости, доходящей до безрассудства. Одновременно ель была символом верности, бессмертия, долголетия. Величественность дерева говорила о надменности и царских достоинствах. В христианских обрядах на Рождество ель символизирует начало годового цикла и жизнь в целом. Плод ели – еловая шишка – содержит суть этой жизни, огонь жизни, ассоциируется с началом, с восстановлением здоровья.

Растения с колючими иглами были древнейшими оберегами. Существует легенда, что вечнозелёные растения получили в подарок от Бога способность

сохранять свои листья зимой за доброту, которую они проявили к больным птицам, не сумевшим улететь до холодов в тёплые края. До принятия христианства у древних западных славян символом Нового года была берёза. Ель же использовалась ими для празднования Рождества. На её ветвях они зажигали огни, что должно было показать весенней богине Живе, что пришло время присылать своего сына по имени Свет на Землю.

 

Дома на Рождество украшались и зелёными веточками плюща, и вечнозелёными ветками розмарина. На Рождество принято дарить цветок, который называют Рождественская звезда. Главная красота пуансеттии не в цветах, а в листьях, точнее в прицветниках, которые образуют звёздообразные соцветия с интенсивной окраской, напоминая о волшебной Вифлеемской звезде. К Рождественским растениям относились также бук, тисс, сосна. Но со временем главным украшением стала ель.

УЗНАЙ, первые сведения об украшенных яблоками и сладостями ёлок, относятся к началу XVI века. Существует легенда о Мартине Лютере, который в канун Рождества возвращался домой через лес и был настолько очарован красотой и сиянием звёздного неба, что ему привиделось, будто ветви окружающих его елей светятся разноцветными звёздами. Дойдя до своего дома, Мартин Лютер поставил ёлочку на стол и нарядил её звёздочками и горящими свечками. В XVIII веке украшать ель в новогодние праздники стало традицией во всей Западной Европе.

История новогодней елки в России. Когда Пётр I постановил ввести празднование Нового года с 1 января 1700 года, то тогда же по европейскому обычаю он велел украсить зелёными ветками дома и осветить улицы. Украшать ели в России стали на Новый год в 1840 году.

ОБЪЯСНИ, почему именно елка является символом нового года.

Ёлочные украшения часто служат напоминанием о чудесном рождении Спасителя. Верхушка ели украшается фигуркой ангела или звездой. Колокольчики и посохи напоминают о пастухах, первыми узнавших о появлении младенца Иисуса. Новогодняя елка – это символика движения, перехода, своеобразного моста, перекинутого между прошлым и будущим. И когда колядующие спрашивают: « А на что мосты мостить?», то это означает – на дорогу к счастью в Новом году.

 

ОБСУДИМ ВМЕСТЕ

Когда в России возникла традиция ставить на новый год ель?

Как возникла традиция украшать ель?

Что означает звезда на макушке ели?

Какие деревья еще являются символами нового года?

 

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Выполнить новогоднюю елку в любой известной технике.

ЧТО НОВОГО УЗНАЛИ

Познакомились с историей традиций нового года в России.

Узнали значение елки.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.