Сделай Сам Свою Работу на 5

Занятий ДПИ «Художественное войлоковаляние»





Небогатова К.

«Художественное валяние»

Методическое пособие

Для учащихся

Магнитогорск 2010

Пояснительная записка

Актуальность. Народное и декоративно-прикладное искусство имеет многовековые художественные традиции и, являясь неотъемлемой частью национальной культуры, способно влиять на формирование у подрастающего поколения положительного отношения к художественным и эстетическим ценностям, отражающим общечеловеческие идеалы и стремления.

Что бы человек не производил, каким бы ремеслом не занимался, врождённое стремление к красоте и гармонии побуждали его создавать изделия художественно оформленные, обладающие целостным строем и функциональностью. Предметы ремесленной деятельности часто достигали высот подлинной художественности. Резьба по кости и дереву, гончарное искусство, искусство стенной росписи и лепных украшений – это лишь малая часть древнейших видов прикладного искусства, дошедших до нас. Войлоковаляние занимает достойное место в этом списке

В ходе анализа искусствоведческой и методической литературы по теме «Войлоковаляние» мы определили, что нет ни одного серьёзного научного труда посвящённого войлоку. Нет и учебников, рассматривающих войлоковаляние, как вид декоративно-прикладного искусства. Войлоковаляние обычно рассматривалось как историческая составляющая народов, в виде небольших статей или глав, включаемых в обзорные издания по ДПИ и народному творчеству. Нет научной литературы, рассматривающей исторический процесс становления данного искусства и современное состояние войлоковаляния. Именно этот недостаток источников и позволяет говорить об актуальности разработки программы и методических материалов к организации занятий кружка.



Образовательная программа «Художественное войлоковаляние» разработана в соответствии с основными положениями Закона РФ «Об образовании», нормативно-правовыми документами по вопросам организации учебно-воспитательного процесса во внешкольных учреждениях дополнительного образования УНО, определяющими требования к профессиональному и художественно-практическому уровню обучения. При разработке программного курса «Художественное войлоковаляние» учтены решения коллегии Министерства Образования Российской Федерации «О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях (24.05.2005 г.) и рекомендации министерства образования республик в составе Российской Федерации, областей «О преподавании искусства в общеобразовательных учреждениях от 23.11. 2010г.



В данных документах отмечается большая роль национального народного искусства, этнохудожественного образования в передаче духовного опыта разных поколений. Констатируется возрастающая роль интегрированных курсов по искусству, народному творчеству.

В ходе разработки данной программы был осуществлен анализ существующих программ по художественному образованию, в том числе учебных программ и пособий изданных с грифом Министерства образования Российской Федерации. Наибольший интерес для нас представляет программа «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» для школ с углубленным изучением народной культуры под ред Т.Я.Шпикаловой. Интересен опыт работы представленный в программе «Войлокоаляние» Тулюсевой Т.Г.. с учетом регионального компонента (Башкирское войлоковаляние) для учащихся 9-12 лет программа включает теоретический и методический материал художественной обработки глины с учетом местных региональных и национальных традиций гончарства, глиняной игрушки, а также истории возникновения и развития гончарного ремесла и промыслов России.

Новизна программа в актуальности ее использования в образовании детей, в разработке нового содержания и форм организации занятий (коллективных, групповых).



Цель развитие интереса к традициям народного изобразительного пластического искусства базирующегося на понимании художественно-образного языка в процессе комплексного освоения традиционной народной культуры младшими школьниками.

Задачи:

1. Знакомить с декоративно-пластическим искусством - войлоковалянием, дать знания о художественно-образном строе изделий и учить создавать плоскостные и объемные формы в технике войлоковаляния.

2. Формировать навыки работы с войлоком, различными текстильными материалами, развивать пространственное мышление, творческое воображение.

3. Воспитывать интерес и уважение к народному наследию, духовно-нравственное начало и эстетическую отзывчивость на красоту окружающего мира и народного декоративно-прикладного искусства.

Программа построена в соответствии с основными дидактическими принципами:

- общедоступность и поэтапность в достижении целей;

- успешность деятельности учащихся и общественно-полезной значимости деятельности учащихся;

- сотрудничество взрослых и детей;

- последовательность в приобретении знаний, умений и навыков;

- принцип «от простого к сложному» заключен в усложнении учебных задач от простого к сложному;

- принцип личностно-ориентированного подхода предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку;

- принцип природосообразности предполагает учитывать возрастные и психологические особенности детей;

- принцип наглядности обучения заключен в сопровождении педагогического процесса наглядными пособиями для более полного восприятия учебного материала.

При разработке программы учитывались возрастные особенности детей младшего школьного возраста (7-10 лет).

Эффективность познавательной деятельности зависит от различных внешних обстоятельств, от развития внимания, познавательных психических процессов и других психических особенностей личности учащихся. Важным развивающим моментом в данном возрасте является развитие восприятия учащихся. Детского восприятия – в это время характеризуется как недостаточное, нерасчлененное. Для учащихся данного возраста характерно узнавание предмета в целом, а не в детализированном виде. Переход к расчлененному восприятию происходит постепенно. В 7-10 лет формируется наблюдательность, хотя они и допускают ошибки, пропускают какие-то элементы, не существенные на их взгляд, т.е развивается выборочная наблюдательность.

В данном школьном возрасте характерно наличие непроизвольного внимания. Учащиеся еще не способны сами управлять своим вниманием, но при специальном педагогическом руководстве его формирование у учащихся в 8-10 лет начинает развиваться интенсивно

Социальная ситуация данного возраста такова, что учащиеся должны проявлять большую активность, самостоятельность к получению новых знаний, должны понимать, что успех его познавательной деятельности зависит от целенаправленного устойчивого внимания, формируется интерес к образовательной и в частности к художественной деятельности, а значит и познавательные результаты улучшатся. Характеризуется интенсивностью развития памяти, а это в свою очередь важно для развития мыслительной деятельности ребенка.

Для этого необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающего мира. Развитие воображения зависит от наблюдательности и мышления. Для развития данных психологических особенностей у ребенка немаловажное значение имеет развитие трудовых навыков. В ходе изготовления изделия происходит исследование материалов, что в свою очередь позволяет искать различные приемы, и навыки работы с ним для изготовления в частном случаи глиняной игрушки.

Важным для освоения данного предмета является развитие воображения, без которого не может быть творчества. Наиболее показательно для общего и художественного развития детей младшего школьного возраста – становление способности строить образы воображения, руководствуясь эстетическими принципами. Эта способность включает в себя разные психические функции: собственно образную, эмоциональную и интеллектуальную, каждая из которых вносит неодинаковый вклад в развитие ребенка. Дети различны по природе своих способностей, и по особенностям развития их до школы, поэтому воображение каждого из них тоже своеобразно, и не только по силе слабости проявления, но и по индивидуальным склонностям развития. Поэтому комплекс методик содержит задания, различные по способу построения образов и технике их реализации в изображении.

Методы и приемы:

1. Восприятие, которое служит источником информации, является средством, иллюстрации, новых знаний, опорой для осознания связей между явлениями, предметами и понятиями.

2. Сравнение - основной путь организации сознательного восприятия и активизации мышления.

3. Интеграция изобразительного искусства, музыки и литературы помогает активизировать творческое мышление учащихся.

4. Метод игры раскрепощает и активизирует детей.

Приемы:

1. Прием - деловая игра: уподобление мастеру, художнику, критику, зрителю, сказочному герою и т.д.

2. прием - драматизация - это организация игры по сценарию, в которой есть завязка, кульминация, итог.

3. Метод плавного погружения в тему.

4. Упражнения вырабатывают навыки техники работы с глиной

5. Дифференциация задания используется в целях поддержки активности.

6. Метод проблемного изложения, частично-поисковый, проектный.

Формыорганизации и проведения занятий. Предусматривается широкий спектр организации занятий. Это: занятие-беседа, занятие-вариация, практические занятия, занятие– путешествие, занятие-экскурсия, интегрированные занятия, занятие-праздник, деловые игры.

Организация образовательного процесса.

Программа рассчитана для учащихся младшего школьного возраста на три года обучения. Занятия проводятся 2 часа в неделю, всего в год 72 часа.

Тематическое планирование

занятий ДПИ «Художественное войлоковаляние»

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.