Сделай Сам Свою Работу на 5

Устное народное творчество казахов в XV- XVIIIвв.





Широко развивалось в XV-XVI1 вв. устное поэтическое творчество казахов. Из поколение в поколение передавались произведения героического эпоса «Кобланды батыр», «Ер Таргын», «Камбар батыр», социально-бытовые поэмы «Козы Корпеш - Баян Сулу», «Кыз Жибек», слагались обрядовые песни и сказки. Предания сохранили имена представителей казахской устной поэзии:• Шалкииз (Шалгез) Тиленшиулы (1465-1562) - выдающейся жырау периода становления Казахского ханства (XVb.). Он происходил из знатного рода (потомков Едиге), был приближенным правителя Ногайской Орды князя Темира, в его свите был в Стамбуле, Крыму, Северном Кавказе и на Дону. Последние годы жизни провел в Казахском ханстве. Из дошедших до нас 30 произведений Шалкииз, наиболее показательными являются - два «Обращения к Тимуру».• Доспамбет жырау - является одним из ярких поэтов-жырау XVI в., родился в семье знатного военоначальника в г.Азове. Среди его произведений выделяется - толгау, имеющий в некоторой степени биографический характер.• Жиембет жырау Бортогашулы (XVII в.) -яркий представитель поэтической традиции, был наместником хана Есима в. Младшем жузе. Он один из главных деятелей, сыгравших решающую роль в военных столкновениях казахов и ойратов в 1620 г., а также в подавлении мятежа ташкентского правителя Турсына в 1627 г. Из наследия Жиембета сохранились три толгау обращения к Есим хану и два лирических стихотворения о состоянии ссыльного поэта, тоскующего по родным местам. • Актамберды жырау Сарыулы ( XVII в) -творчество которого сочетает в себе героическое и лирическое, реальное и иллюзорное. Он родился в 1645 г. в семье состоятельных феодалов в районе Каратау в Южном Казахстане, участвовал в походах казахов на Могулистан и Джунгарию и завоевал славу отважного воина-батыра. В годы «Актабан шубырынды» стал одним из организаторов борьбы против джунгар в Среднем жузе. Известны 26 произведений, которые состовляют 3 тематическую группу: отрочество, годы зрелости и славы и пожилой возраст поэта.• Умбетай Тлеуулы (XVIII в.) - воспевал богатырскиие качества защитников родной земли, прославлял их подвиги и деяния в годы джунгарских нашествий, также известен как один из соратников Абылай хана. Крупные его произведения - «Извещение хана Абылая о смерти Богембая», «На смерть Богембая», «Жаукашарга», «Обращение Бекболат бию» и др. • Бухар Калкаманулы (1693-1787)-выдающийся жырау XVIII в., чье творчество вобрало в себя и обобщило всю предшествовавшую поэтическую традицию. Советник хана Абылая. Творчество Бухар жырау делится на 2 периода: доаблаевский и аблаевский. Произведения первой группы приемущественно философско- назидательного характера. Вторая группа — это высокая поэзия государственного служения, пропогандирует идею сильной государственности и ханской власти и призыв к единству народа и сохранению мира с другими государствами.





47.Политическое положение казахского ханства при Тауекель хане.

Тауекель хан, сын Шигай хана, утверждал свое право на правление в длительной борьбе с узбекскими правителями. В 1586 году он разгромил своих противников во главе с Баба султаном Тем временем международное положение Казахского ханства ухудшилось. Главной целью своей внешней политики Тауекель ставил закрепление за ханством южных городов.

Перед Тауекель ханом стояли такие важные внешнеполитические задачи как борьба с Абдаллахом, правителем Бухарского ханства, за обладание Ташкентом и его округом и борьба с сибирским ханом Кучумом. В этих условиях хан Тауекель стал искать союзников. Посол Тауекель хана встречается с русским царем Борисом Годуновым, с которым ведет переговоры о совместной борьбе против Бухары. Посредником в этих переговорах выступил рразмухаммед султан, правитель Касимовского ханства в составе Московского государства, двоюродный брат Тауекель хана.



Уже в 1598 году, воспользовавшись раздорами в Бухарском ханстве, Тауекель предприняп грандиозный поход в Среднюю Азию, в ходе которого разбил войско узбеков. Так в этом же году завершается длительная борьба за сырдарьинские города. Предприняв новый поход в Среднюю Азию, Тауекель хан занял город Ташкент, но в одной из битв был тяжело ранен под Бухарой и вскоре погиб.

После многих лет упорной борьбы только Тауекель хану удалось присоединить к Казахскому ханству города Средней Азии во главе с Ташкентом. Туркестанский округ до стен Самарканда находился в составе Казахского Ханства до начала К ним относились потомки пророка Мухаммада по линии его дочери Фатимы и зятя Али, а также потомки его сподвижников XIX века.

48. Политическая деятельность хана Есима. Есим хан (1598-1628) - сын Шыгая. Особенности политики Есим хана:• В состав Казахского ханства вошел Туркестан с его городами. С этого периода Туркестан стал столицей Казахского ханства.• В состав Казахского ханства вошел Ташкент и на некоторое время Фергана. На 200 лет Ташкент стал обственностью Казахского ханства.• В состав Казахского ханства окончательно вошли оседло-земледельческие районы Южного Казахстана.• После Касым хана издал второй закон обычного право казахов «Есимнин ески жолы» (Старый путь Есима), где укрепил роль выполнения военной обязанности и ужесточил меры наказания за нарушения военной дисциплины. Казахи называли его «смелый и статный Есим». В первые годы своего правления Есим хан в основном боролся со своими политическими оппонентами. В 1611 г. Есим хан, собрав пятитысячное войско, устанавливает контроль над Ташкентом, Туркестаном, Сыгнаком и Сузаком. Но успехи оказываются временными. В конце XVI в. внешнеполитическое положение Казахского ханства заметно усложнилось. Борьба с бухарскими ханами за право владения присырдарьинскими городами, в частности, Ташкентом, продолжалась с переменным успехом. В этих условиях для обеспечения безопасности государства необходимо было сконсолидировать общество для недопущения раскола. В последние годы правления Шигай хана доверие и уважение к власти среди простого населения упала. Уже в момент правления Шигай хана Есим показал себя искусным политиком и завоевал немалый интерес, поскольку был посажен на престол сразу осенью 1598 г. В первые годы своего правления Есим хан в основном боролся со своими политическими оппонентами. В 1611 г. Есим хан, собрав пятитысячное войско, устанавливает контроль над Ташкентом, Туркестаном, Сыгнаком и Сузаком. Но успехи оказываются временными. В 1613 г. он вновь, несмотря на сопротивление бухарских ханов, берет реванш и занимает Ташкент. Главной целью Есима было построение единого государства с централизованной формой правления: объединение всех казахских племен во имя общего процветания.

49. Причины и начало агрессивной политики джунгарского ханства в 40-е годыXVIIIв. Обострение казахско-джунгарских отношений во второй половине X VIIв.

В начале XVII в. положение казахского народа было очень тяжелым. Казахи оказались в кольце враждебно настроенных джунгар, волжских калмыков, яицких казаков, башкир. Постоянные войны на территории Казахского ханства в н .17 веке привели к разорению населения, упадку хозяйства, земледелия, военные действие нарушали торговлю и отрицательно сказались на хозяйстве кочевников., внутриполитическая ситуация в Казахском ханстве была не стабильна. Различные группы кочевой знати постоянно соперничали за власть. Особо осложнилась ситуация в южных районах казахстана куда совершали постоянные набеги правители Ташкента , Бухары и Хивы. В 1635 г. ойратские племена объединились в Джунгарское ханство. Возникновение централизованного Джунгарского ханства в корне изменило казахско-джунгарские отношения. Политика джунгарских феодалов по отношению к Казахстану и Средней Азии особенно изменилась после прихода к власти Галдан-Церена и завоевания им Восточного Туркестана. Джунгарские правители стремились к захвату территорий, примыкающих к бассейну реки Сырдарьи, и района Семиречья. Во внешней политике Джунгарское ханство заняло двойную позицию: с одной стороны, джунгары в течение ста лет вели освободительную войну против Цинской империи и не подпускали ее к Средней Азии, с другой сторо­ны — в отношении своих западных соседей придерживались захватни­ческой политики. В связи с этим борьба казахского, узбекского и киргизского народов против джунгар приобрела освободительный характер. Основная тяжесть военных столкновений легла на плечи казахов, оказавших упорное сопротивление джунгарским завоева­телям. Захватническая политика джунгарских правителей крайне обострила казахско-джунгарские отношения. Ярким примером тому служит Орбулакское сражение(1643 год), где казахские войска одержали убедительную победу над джунгарскими захватчиками. Организатором и вдохновителем этой победы был Жангир хан. В 1652 году состоялась третья крупная битва казахов с джунгарами. В одном из сражений погиб Жангир хан. 1654-1657 гг – в ходе четвертой войны против войск хунтайджи Сэнгэ казахи вернули Семиречье. 1680-1684 гг хунтайджи Галдан Бошокту хан и его приемник Цэван Рабдан вторглись в Туркестан и сожгли Сайрам. 1681 году правитель джунгар Галдан Бошохту хан начинает набеги на Южный казахстан. В 1688 году Войска Тауке хана совершают ответное нападение и наносят тяжелое поражение ойратам. В 1697 году к власти приходит Цэван Рабдан.

50. Политическая и дипломатическая деятельногсть Тауке хана.

У историков Казахстана чрезвычайно мало сведений об истории XVII века, предшествовавшего воцарению Тауке хана, прозванного в народе Аз Тауке, т.е. мудрым, справедливым.

Вступая на престол, сын Жангира Аз Тауке хан был вынужден думать о кардинальных изменениях политической системы. Он, как и в свое время Хакназар хан, снова делает ставку на генеалогическую организацию казахов, которая игнорировалась при его предшественниках (Тауекель, Есиме). Тауке стремился укрепить властную вертикаль в государстве с помощью биев, предводителей родов, племен и жузов. В это время сильно укрепляются властные полномочия улусных биев, стоящих во главе крупных союзов племен и жузов. В жизни это нашло отражение в совете маслихат биев, известного под названием «Жеты жаргы» совет семи праведных биев Кроме представителей жузов :Толе би, Казыбек би, АйТеке би, в совет входят представители кыргызов, каракалпаков, населения Ташкента, Туркестана и друг городов их.

Имя Тауке хана как независимого правителя появляется в источниках 80-х годов XVIII века. Примерно в 1687-1688 годах в. Туркестане Аз Тауке принимал послов бухарского хана во главе с Хошеке аталык. В этих переговорах обсуждались вопросы, связанные с экономическими и политическими интересами обоих государств в Ташкентском регионе. Этот город, хотя и был в политическом отношении зависимым от Казахского ханства, но в экономическом плане сохранял свои автономные привилегии. В 90-х тодах XVII века Тауке хан во главе многочисленного казахского войска совершал походы против кытай-кыпчакских племен, обитавших южнее Ташкента.

Тауке хан поддерживал тесные дипломатические и торговые отношения с Джунгарией и Россией. Известно, что в 80-х годах Тауке хан отправлял в Россию (Тобольск и Астрахань) более пяти посольств, и такое же количество российских посольств прибывало в Казахское ханство. В основе налаживающихся казахско-русских отношений находились взаимные экономические Интересы, необходимость регулярного обмена продукцией земледелия, скотоводства и промышленности. Во многих местах по р. Иртыш возникали стихийные ярмарки, обменные пункты, где активную торговлю вели русские, казахи, джунгары и среднеазиатские купцы. Россия была заинтересована в открытии торговли с Востоком через казахские степи. Однако/ нередко экономическое сотрудничество переходило во взаимную неприязнь, в военные столкновения.

С самого начала правления Аз Тауке хан столкнулся с усиливающейся агрессией джунгаров. В 1683-1684 годах джуигарскому нападению подвергся юг Казахского ханства, в ходе набегов были опустошены оазисы Туркестана и разрушен город Сайрам. На долю Тауке хана выпала вся тяжесть борьбы против джунгаров в конце XVII - начале XVIII вв., когда в Джунгарии правили Галдан Бошохту (1676-1697 гг.) и Цеван Рабтан (1699-1727 гг.).

Но несмотря на все трудности своей эпохи Тауке хан сохранил целостность государства и его независимость. Поэтому в казахском шежире время правления Аз Тауке описывается как благодатное время. Тауке хан умер в 1715 году.

Жеты-жаргы» Тауке хана.

"Семь установлений". В истории казахского права ханского периода известен законодательный памятник - "Жеты жаргы" ("Семь установ­лений"). Это свод узаконенных правил, явившихся естественным продолжением традиций степного права..

Инициатором составления свода законов принято считать хана Тауке. Поэтому "Семь установлений" называют также "Уложением" хана Тауке, или "Законами" хана Тауке. По преданию, хан Тауке собрал для совета трех биев — Толе, Казыбека и Айтеке. Обсудив с ними внутренние проблемы и конфликты казахского общества, он составил и утвердил основные законопо­ложения. "Уложение" состояло из семи разделов, приведенных в единую систему и разрешающих семь главных спорных вопросов: земельные отношения, судьба овдовевших женщин, финансовые конфликты, семейные отношения и воспитание детей, ответственность и меры наказания за преступления, родоплеменные взаимоотношения и конфликты, защита государства от внешних врагов. Во времена ханов Касыма и Есима убийство человека каралось беспощадно: убийцу казнили, а его семья подвергалась разорению. По "Жеты жаргы" преступник мог понести одно из семи наказаний: "черный казан" — казнь убийцы; "кара нар" ("черный верблюд") — преступник должен был довезти тело убитого им человека до Турке­стана и похоронить там, оплатив все расходы, связанные с погребением; "черное ружье", "черный ковер" и другие виды наказания. В "Уло­жении" также отразилось изменение взглядов на общечеловеческие моральные ценности. Так, человек, оскорбивший женщину, обязан попросить у нее прощение. В случае отказа он несет наказание. Вообще уважение человеческого достоинства становится основой этико-правовых норм поведения во взаимоотношениях членов казахского общества. Защита собственности — один из главных постулатов "Семи уста­новлений". Пастбища и пашни являлись собственностью рода, скот — личным имуществом его членов. Права аристократов оценивались в семь раз выше, чем права рядовых, простых граждан. В соответствии с "Уложением" строго карались воровство, насилие, унижение и моральное оскорбление личности, безнравственное поведение. Например, "насилие над женщиной считается таким же преступлением, как убийство человека". В своде законов определено и наказание по шариату — мусульман­ским религиозным нормам поведения. Правовые нормы, закрепленные в "Семи установлениях" хана Тауке, действовали в казахском обществе до принятия "Российских Временных положений", введенных в 1867—1868 гг.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.